Книга является учебным пособием нового поколения и представляет собой комплексное учебное издание. В нем природоресурсные платежи (плата за пользование природными ресурсами) представлены как крупный комплексный правовой институт, сложившийся и действующий в современном российском праве, в котором объединены правовые нормы различных отраслей права и законодательства (налогового, административного, земельного, экологического, природоресурсного и др.). В пособии рассматриваются: понятие, система и правовая природа природоресурсных платежей (ПРП); источники и принципы правового регулирования ПРП; ответственность за нарушение законодательства о ПРП; правовое регулирование платы за землю, за пользование водными объектами, лесным фондом, недрами, а также за негативное воздействие на окружающую среду; сборы за пользование животным миром и объектами водных биологических ресурсов; налогообложение в сфере недропользования. В приложении помещена Программа курса «Правовое регулирование природоресурсных платежей». Такое сочетание материалов позволит использовать данное учебное пособие не только в рамках курсов «Правовое регулирование природоресурсных платежей», «Экономика природопользования», но также при углубленном изучении курсов «Налоговое право России», «Земельное право России», «Экологическое право России», «Налоги и налогообложение» и др. Издание предназначено для руководителей, экономистов и юристов государственных и муниципальных учреждений и организаций, для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических факультетов и вузов, а также для слушателей сети послевузовского образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Источники и принципы правового регулирования природоресурсных платежей [12]
1. Источники правового регулирования природоресурсных платежей
К источникам правового регулирования природоресурсных платежей относятся акты природоресурсного, экологического, налогового и иного законодательства РФ, которое представляет совокупность отдельных нормативных правовых актов, связанных между собой нормами по установлению и взиманию платежей за использование природных ресурсов. Это существенная особенность законодательства о природоресурсных платежах.
В настоящее время приняты и действуют основные законодательные акты по следующим видам природных ресурсов:
земля — Земельный кодекс РФ, ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», гл. 31 «Земельный налог» НК РФ;
недра — Закон РФ «О недрах», Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции» НК РФ;
вода — Водный кодекс РФ, гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ;
лес — Лесной кодекс РФ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ;
животный мир и иные организмы — федеральные законы от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ.
Законодательство о природоресурсных платежах является комплексным институтом: оно состоит из актов различных отраслей права.
Во-первых, природоресурсное законодательство. Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, Закон РФ «О недрах» и др., устанавливающие принципы пользования тем или иным видом природного ресурса, определяют соответствующую терминологию, полномочия органов публично-правовых образований в области земельных, водных и иных отношений, регулирующие вопросы собственности на объекты (земельные и лесные участки, водные объекты), а также платежи за пользование природными ресурсами неналогового характера.
Во-вторых, некоторые платежи были отнесены к налогам и вследствие этого регулируются налоговым законодательством, которое обладает рядом особенностей, что предопределяет иную, отличную от других обязательных платежей, правовую природу данных платежей. Согласно ч. 1 ст. 1 НК РФ[13] такое законодательство состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ является основным нормативным правовым актом, на основе которого выстраивается вся система налогового законодательства. Более того, он устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Из этого следует (а также из ст. 12 НК РФ), что платежи, не предусмотренные ст. 13—15 НК РФ, не относятся к налогам и не могут регулироваться актами законодательства о налогах и сборах. Иными словами, такие платежи не являются по правовой природе налогами.
Данный вывод имеет не только теоретическое значение, он важен и для правоприменительной практики. Отнесение того или иного нормативного правового акта к законодательству о налогах и сборах, а платежа, установленного таким актом, — к налогам означает, что отношения, возникающие по поводу уплаты такого платежа, являются налоговыми. В результате органы, призванные контролировать взимание таких платежей, приобретают права, определенные в НК РФ.
Следует обратить внимание на п. 3 ст. 1 НК РФ, согласно которому действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Необходимо отметить, что законодательством РФ предусматриваются и другие виды сборов, не установленные в НК РФ (например, сбор за выдачу лицензий — Закон РФ «О недрах»). Иногда тот или иной платеж не носит названия «сбор», однако суды и исследователи считают его по правовой природе сбором.
В настоящее время НК РФ предусматривает следующие виды налогов и сборов, относящихся к природоресурсным платежам:
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
земельный налог.
НК РФ среди специальных налоговых режимов также указывает систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Из перечисленных налогов и сборов только земельный налог является местным, все остальные — федеральными. Это означает, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В муниципальных образованиях — Москве и Санкт-Петербурге — принимаются законы о земельном налоге. При этом могут определяться два элемента налогообложения в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Помимо природоресурсного и налогового законодательства, отношения в сфере установления и взимания платежей за использование природных ресурсов регулируются и экологическим законодательством. Основными нормативными правовыми актами в данной области являются федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Перечисленные законы регулируют, в первую очередь, вопросы охраны окружающей среды, определяют требования к различным мероприятиям, полномочия органов. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», как уже было сказано, устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Помимо указанных основных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере отдельных компонентов природной среды, действует значительное количество подзаконных нормативных правовых актов: Президента РФ и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые имеют важное значение в качестве источников правового регулирования. С их помощью устанавливаются порядок выдачи различных лицензий, а также ставки для исчисления платежей.
Подзаконные нормативные правовые акты в данной сфере издаются в соответствии с федеральным законом и не должны ему противоречить. Кроме того, они должны приниматься тем государственным органом, в компетенцию которого непосредственно входит регулирование данных вопросов.
2. Принципы правового регулирования природоресурсных платежей
Принципы правового регулирования природоресурсных платежей «выводятся» на основании правовых норм, регулирующих общественные отношения в связи с их взиманием. Как основные начала правового регулирования принципы задают направление последующего развития нормотворчества по данным платежам, гарантируя непрерывность и последовательность законотворческого процесса по их обложению. Особо следует отметить, что именно принципы обеспечивают взаимосвязь законодательства о природоресурсных платежах с налоговой и природоресурсной (экологической) политикой.
Принципы права имеют большое значение при формировании судебной и арбитражной практики, содействуют отмене устаревших и принятию новых правовых норм. Принципы правового регулирования природоресурсных платежей могут быть закреплены в конкретных правовых нормах или логически выводиться из их совокупности и представляют собой исходные начала, основные гарантии, установление которых федеральными законами обеспечивает реализацию и соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также реализацию механизмов государственного регулирования в природоохранной и природоресурсной сферах.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других