Я психотерапевт. Ежедневно я слушаю людей. Иногда – несколько лет одних и тех же. Иногда – разных. Я слушаю и пытаюсь понимать. И затем говорю что-то в ответ. И снова слушаю. Иногда я слушаю, как говорят пары. Это сложнее. Иногда я слушаю и наблюдаю, как говорят целые группы людей. И что-то отвечаю. Предполагается, что после этого люди, пары и группы, меняются. Удивительно, но это и в самом деле происходит. Далеко не всегда я понимаю, за счет чего, хотя много лет учусь делать это.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Работа собой. Записки психотерапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Терапевтические диалоги
Про секс и близость
— Я не понимаю, как я могу получать близость от других людей. Мне кажется, все женщины хотят секса. Получается, что через него надо переступить, и потом будет близость. Может быть.
— Секс — это не куча дерьма, чтобы через него переступать… Какая же после такого секса — близость?
— Не знаю. Близость — это секс.
— Необязательно. Близость возможна и без секса. Как и секс без близости.
— Я не понимаю, как это. Все хотят секса.
— Все кроме тебя?
— Да.
— А вот скажи мне. Скажи, как ты получаешь близость? Когда тебе не хватает ее, как ты поступаешь?
–… Я молчу, потому что думаю, что ты будешь делать с моим ответом. Я расскажу тебе, как я получаю близость, и ты будешь делать то же?
— Нет. Мне просто хочется сверить твое и мое понятие о близости.
— Для меня близость — это чтобы меня жалели. Чтобы хвалили. Чтобы жалели и хвалили даже, когда я не права…
— Для меня тоже.
— То есть мы похожи. А что ты плачешь?
— Не знаю.
— Это что-то про близость между нами?
— Да, про это. — Ты хотел выяснить, вхожу ли я в число близких людей?
— Да.
— От этого «да» мне тепло. И хочется быть ближе.
— Видишь, как интересно. Вот, в частности, что ты делаешь, чтобы организовать близость: ты задаешь вопросы. Но от этих вопросов хочется отодвинуться и спросить: «Что ты со мной делаешь?». А когда ты просто говоришь, что хочешь быть ближе — хочется быть ближе… Ты опять плачешь…
— Как просто всё.
Что сделать со злостью?
— Мне трудно выражать злость в жизни. Я никогда не говорю человеку, что мне что-то не нравится.
— Почему? Что тебя останавливает?
— Боюсь испортить отношения.
— А как они испортятся?
— Человек может обидеться. И уйдет. И не будет меня любить.
— Ты полагаешь, что люди столь хрупки?
— Я никогда не думал так. Наверное, да.
— Но знаешь, если люди ничего не знают про твою злость, у ваших отношений нет шансов измениться.
— Наверное.
— А скажи, во мне тебя что-то раздражает? Что-то не устраивает в наших отношениях?
— Я не думал об этом. Меня все устраивает.
— Подумай.
— Я очень смущаюсь.
— Чего?
— Сказать тебе. Боюсь.
— Чего?
— Что ты не будешь любить меня.
— Мне было бы важно знать, что тебе что-то не нравится. Я не разрушусь от этого. Иначе выходит, что у меня вся спина белая, а я не знаю.
— Иногда я еду сюда в плохом настроении и злюсь. Думаю: мне так плохо, а она мне не помогает. Никакого от нее толку!
— Да. Забавно. Вроде бы эта претензия и «бесполезная». Но ведь получается забавная вещь. Если ты едешь в плохом настроении, злишься на меня и не говоришь мне про это, я не могу встречаться с твоей злостью. А значит — не могу помогать тебе ее выразить. А значит — от меня и правда нет толку!
— Здорово. Я совсем не думал так.
Карлсон улетел
— Ты все время опаздываешь. Полтора года подряд. Тебе здесь что-то не нравится?
— Да. Мне не нравится, что ты не знаешь, что для меня правильно.
— Я этого не знаю, да.
— Вот это мне и не нравится.
— Ты сердито это говоришь.
— Да.
— И плачешь. Что с тобой?
— Мне не нравится это. Ты должна знать, что мне нужно.
— Повтори это медленно, пожалуйста.
— Полина, ты должна знать, что мне нужно!
— Что чувствуешь сейчас, когда говоришь это?
— Обидно.
— Ты понимаешь, что превращаешь меня в волшебное существо?
— Да. Странно. Это неправда, но я не хочу расставаться с тем, что ты волшебник!
— А повтори, пожалуйста: Полина, ты не волшебник.
— Полина, ты не волшебник…
— Ты плачешь…
— Да, я хочу защищать тебя. Что ты все же волшебник. Все равно буду в это верить.
— Так страшно со сказкой расставаться?
— Да.
— А что же случится, если ты поверишь, что я не волшебник?
— Я не хочу верить.
— А чего боишься?
— Ну, тогда я не буду тебе верить.
— Почему??
— Ты же не волшебник!
— Но я же как-то приносила тебе пользу, хоть я и не волшебник!
— Это потому, что я верила.
— А теперь что же?
— Теперь мне придется все делать самой! (смеется)
— Ты смеешься?
— Не хочется самой ничего делать!!
— Хорошая идея… Например, приходить вовремя не хочется.
— Да!
— Волшебники колдуют за секунду, а мне нужно определенное время. Это правда…
— Да.
Лечение абсурдом
— Я не выполнила домашнее задание.
— Напомни, в чем оно состояло.
— Ты велела составить список того, что мне здесь не нравится.
— И что же случилось?
— Я не смогла. Я сидела перед листком бумаги и злилась. Что за дурацкое задание? Как может что-то не нравиться?
— То есть тебе все нравится?
— Ну да.
— А то, что я задаю дурацкие задания — тоже?
— Это — нет.
— Так что же ты не написала хотя бы это?
— А я не уверена, что оно дурацкое!
— Так почему же ты его не выполнила?!
С чего читать Перлза?
— Хотел спросить. С чего начинать читать Фрица Перлза? — Умоляю. Зачем тебе Фриц Перлз? Почитай трехтомник Довлатова. — Нет, хочу Перлза. — Зачем?
— Не знаю.
— Ну, чтобы что?
— Ну, а чтобы что его обычно читают?
— Понятия не имею.
— Ну, а с чего начать?
— С Довлатова.
— А Фрица Перлза с чего начать?
— С Довлатова надо начать Фрица Перлза.
Помощь и одиночество
— Ты такой… прохладный сегодня. Чтобы не сказать «высокомерный».
— Чувствую себя… потерянным. Ненужным никому. Сегодня на работе снимался документальный фильм про нашу фирму. И я даже не попал в кадр.
— А кто попал?
— Даже наш координатор. Он и работает меньше меня и опыта у него нет совсем.
— Обидно…
— А главное, у меня сразу начинаются всякие страхи. Мне начинает мерещиться, что меня уволят. Что я провалю аттестацию. Что я никому не нужен.
— Неприятное, наверное, состояние.
— Да. И я один, один в нем. Никого нет рядом.
— Это точно…
— Хотел поговорить об этом с отцом, но не решился. Пытался поделиться с сестрой — не смог.
— А что помешало?
— Трудно просить кого-то о помощи.
— Понимаю. А что именно трудно?
— Трудно обращаться напрямую.
— Да. Легче косвенно жаловаться.
— Угу.
— У нас с тобой то же самое.
— Да, я совсем один.
— Звучит довольно анекдотично. Здесь еще сижу я. Ты видишь?
— Да, конечно.
— Но ты не просишь меня ни о чем.
— Не прошу. Это очень трудно.
— Ясно…
— Помоги мне избавиться ото всех этих опасений! (Смеется).
— А как они сейчас поживают, эти опасения?
— Они меньше. Их почти нет!
— Тебе не кажется, что это способ избавляться от опасений — говорить о них с кем-то?
— Да, похоже.
— Может, ты поэтому и в кадр не попал? Решили, наверное: «Не будем беспокоить этого суперзанятого ответственного работника. Поболтаем лучше с координатором!»
— Ха-ха.:)
Маме невозможно понравиться
— Сколько бы я ни старалась, меня никогда не хвалили. Маме невозможно было угодить! Она всегда была недовольна! Она всегда говорила: «Ты не дотягиваешь»…
— Ты плачешь и улыбаешься, рассказывая это.
— И даже смеюсь!
— Откуда этот смех? Почему?
— Хочу нравиться тебе.
— Хочешь нравиться? Что это за состояние? Скорее приятное или нет?
— Скорее неприятное. Как будто я все время в напряжении, а результат неизвестен.
— Результат — это если ты окончательно понравишься мне?
— Да.
— Как маме?
— Да.
— Но ведь на примере с мамой совершенно ясно, что желание нравиться — тупиковая вещь. Тебе ведь ни разу не удалось ей понравиться окончательно?
— Ни разу. Но желание добиваться этого сохраняется.
— (плачет) Зачем я так хотела им нравиться? Уроды. Так жалко себя, ужасно.
— Получается, что это совершенно безнадежная вещь!
— Я тоже так думаю. Ты либо нравишься, либо нет. А попытка понравиться кому-то сильнее — это некие утомительные и ненужные выкрутасы…
А стоит ли напрягаться?
— Я никуда не могу ее отпустить. Я все время в напряжении. Я чувствую, что как будто должен контролировать каждый ее шаг.
— Зачем?
— Чтобы она не изменила мне.
— А если ты расслабишься и не будешь ее контролировать?
— Она тут же изменит.
— А когда ты напряжен, она не изменит?
— Тоже изменит.
— Тогда зачем напрягаться?
Верю-не верю
— Наверное, у меня есть склонность подавлять и контролировать других людей.
— Согласна. Вы много говорите, но никогда не интересуетесь, есть ли у меня отклик, и какой он.
— Нет, я не согласен. Мне важно, какой отклик, но не важно, хороший он или плохой. Лишь бы был.
— А если я скажу, что не верю, что вам все равно? Вы ведь ничего не ответите, вам же все равно, какой у меня отклик…
— Ну, не верите — и ладно. Я же не собирался вас обманывать.
— Видите, вы даже не спрашиваете, почему я вам не верю. А говорите, что вам интересен мой отклик.
— И правда. Вы поймали меня!
Лента Мебиуса
Диалог на группе
— Я хочу рассказать группе о своей проблеме. У меня есть молодой человек, и многие мои друзья его не принимают. Говорят, что лучше бы я с ним рассталась. Я не хочу так сильно зависеть от мнения других людей.
— А в группе ты что бы хотела с этим сделать?
— Хотела бы рассказать свою проблему и послушать побольше мнений.
— Чтобы что?
— Чтобы вы разубедили меня. Сказали бы мне: «Все это фигня. Никого не слушай!».
— Поразительный парадокс. Не замечаешь?
— Нет. Почему?
— Потому, что ты просишь группу убедить тебя, что чужое мнение не должно на тебя влиять. Но если группе удастся это сделать, то получится, что ты не излечилась. А если бы ты излечилась, то тогда зачем тебе групповое мнение?
— Ты опять делаешь то же самое. Снова прислушиваешься к мнению других людей. Только там ты слушаешь, когда тебе говорят «не водись с ним», а здесь хочешь услышать, что все скажут тебе «водись с ним». По сути же разницы никакой.
— Я поняла. Я могу решить это только сама.
Чтобы не возбудиться
Диалог на группе
— Когда Миша сказал, что на нем слишком много ответственности потому, что он единственный мужчина в группе, я разозлилась.
— На что?
— Я вовсе не считаю, что из-за этого у него много ответственности. Он просто невнимателен ко мне. Если бы он больше обращал на меня внимания, он бы заметил, что я воспринимаю его просто, как члена группы, а не как мужчину. Никакой особой ответственности у тебя, Миша, передо мной нет.
— Я так и не поняла, что тебя злит.
— То, что я совершенно не считаю, что он несет за меня ответственность!
— Лучше скажи, чего тебе не хватает от него. Тебе что-то нужно от него…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Работа собой. Записки психотерапевта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других