Это книга для тех, кто стремится к успеху. Книга поможет вам совершенствоваться в вашей профессиональной среде, а ведь это так важно для успешной карьеры. Вы сможете чувствовать себя уверенно в самых разных ситуациях делового общения. Здесь вы найдете не только важные правила делового общения и этикета, но и полезные истории из жизни обычных людей, а также ответы на вопросы, которые часто задают на тренингах. Тренировочные задания включены непосредственно в книгу + рабочая тетрадь!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство отношений, или Как притянуть успех. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Эффект первого впечатления
Неужели это так важно?
Да, очень важно! Визуальный имидж делового человека играет значительную роль в возникновении симпатии или антипатии при первой встрече с человеком.
Еще не произнесено ни одного слова, а впечатление уже есть. Как это происходит?! Первое впечатление о человеке формируется за несколько секунд.
Правило 20 секунд
Когда собеседник вас замечает, находясь в нескольких метрах от вас, он оценивает вашу фигуру, движения, манеру держаться, одежду и уже может судить о вашем характере, подвижности, желании его видеть, вашем уважении к себе и окружающим.
Затем собеседник подходит к вам близко и обращает внимание на ваши глаза, улыбку, макияж, прическу, запах. Он может судить о вашем внимании к нему, вашем настроении, впечатлении, которое вы хотите произвести, вашей аккуратности, вкусе и т. д.
Далее собеседник вас слушает: он слышит ваши первые 20 слов, обращает внимание на ваш голос, артикуляцию и темп вашей речи, интонацию, словарный запас и делает выводы о вашем настроении, желании быть понятым, желании говорить с ним, вашей вежливости, компетентности, культуре.
Видите, с первым впечатлением не все так просто! Оказывается, первое впечатление складывается на основе вербальных, вокальных и визуальных компонентов общения.
Происходит это помимо нашей воли, однако в результате у нас возникает симпатия или антипатия к человеку.
Но и это еще не самое главное! А главное, знаете, что?
То, что эта симпатия или антипатия сильно влияет на результат нашего общения!
СМЕХОТЕРАПИЯ!
Одна британская леди говорила, что при появлении нежданных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она восклицает: «Ах, как удачно, я только что пришла!» Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить!»
Считается, что надежность визуального оценочного метода около 80%. Исправить испорченное первое впечатление трудно.
Во всяком случае надо будет очень сильно постараться! Именно поэтому очень важно с первых минут общения следить за своей осанкой, мимикой и жестами. Правильный костюм и соответствующая прическа дополнят положительное впечатление.
Внешний вид и манера держаться оказывают сильное влияние на карьерный рост, на взаимоотношения с деловыми партнерами и вообще на успех.
Голос влияет тоже?
Огромное влияние на собеседников оказывает наш голос. Уверена, что вам не раз встречались солидные, хорошо одетые деловые люди, которые на первый взгляд вызывают симпатию, пока они не начнут говорить: отталкивающий тембр голоса, каша во рту, неграмотная речь много говорят об уровне их образования и культуры.
На какие параметры речи нужно обращать внимание в первую очередь?
Высота голоса должна быть средней, потому что очень высокий и очень низкий голос раздражает людей, как и чрезмерно быстрый или медленный темп речи.
Кому понравится монотонная речь собеседника, поэтому надо следить за тональностью.
Есть еще один важный параметр речи — сила голоса. И здесь тоже нужна золотая середина. Слишком громкий голос воспринимается как агрессия и вызывает у собеседника напряжение. Слишком тихий голос затрудняет восприятие и понимание, что также вызывает раздражение партнера по общению.
Наличие слов или звуков — паразитов всегда воспринимается негативно.
Голос — это мощный инструмент общения, поэтому все недостатки речи сильно затрудняют деловое общение, вызывая раздражение собеседника.
Знаете ли вы параметры вашей собственной речи?
Предлагаю выполнить небольшой, но полезный практикум. Особенно он полезен для тех, кто работает в так называемых контактных зонах и является своеобразной витриной своей организации, а также для тех, кому приходится говорить много и часто.
Практикум
1. Возьмите газетную статью, часы с секундомером и читайте вслух 1 минуту в привычной для вас манере.
Вы сможете проверить быстроту вашей речи (100 слов — медленно, 120—150 слов в минуту — нормально, больше 150 слов — это очень быстро).
2. Постарайтесь пересказать статью (рассказ), который вы только что прочитали. Запишите на камеру ваше выступление — так вы сможете оценить длительность звучания отдельных слов (есть ли каша во рту), интервалы и длительность пауз (обеспечивают ритм, ясность и выразительность).
А может быть, вы услышите, что любимое выражение «как бы» уже стало словом-паразитом, и от него нужно срочно избавляться.
Поддаются ли корректировке параметры голоса взрослого человека, у которого уже сложилась своя устойчивая манера говорить? Мои наблюдения показывают, если человек знает свои проблемы и хочет от них избавиться, то ему многое удается, самому или с помощью специалистов. Будьте готовы к тому, что это потребует значительных усилий.
Однако и это еще не все!
Что поможет понравиться и установить контакт?
На первое впечатление очень сильно влияет выражение лица. Даже дети знают, что недоброжелательное выражение лица — это серьезное препятствие для общения. По вашему выражению лица собеседник судит о том:
— как вы к нему относитесь;
— что о нем думаете;
— что за люди работают в организации…
Хороший профессионал во время делового разговора всегда сохраняет доброжелательное выражение лица.
В особо важных ситуациях делового общения старайтесь использовать весь арсенал невербальных сигналов, чтобы завоевать симпатию собеседников.
Но особая роль все-таки принадлежит улыбке. Улыбка — это очень эффективный инструмент общения.
Научитесь использовать улыбку правильно.
В зависимости от ситуации улыбка может быть разной: расслабленной, грустной, счастливой, приветливой, смущенной, извиняющейся…
Избегайте притворных улыбок, чрезмерных любезностей, заискивающих интонаций — они могут подпортить ваш имидж.
Очень важно уметь грамотно представиться!
Для этого необходимо соблюдать следующие правила.
Ваши первые фразы должны быть очень продуманы, и желательно, отрепетированы (особенно перед публичным выступлением).
Да-да, отрепетированы, по крайней мере до тех пор, пока вы не доведете умение устанавливать контакт с собеседником до автоматизма.
Пожалуй, самый лучший и простой способ установления контакта — выразить благодарность за встречу.
Подобные фразы прекрасно работают в различных ситуациях делового общения: «Максим Сергеевич, спасибо вам за предложение встретиться», «Спасибо вам, Илья, за то, что нашли время встретиться со мной».
Для создания обстановки эмоционального доверия необходимо в первых десяти словах беседы обязательно назвать имя человека.
Например, с уважительно-почтительной интонацией сказать: «Я очень рад встретиться лично с вами, Максим Сергеевич».
Дружелюбная улыбка и заинтересованный взгляд — это лучший способ начала общения с новыми людьми.
Для собеседника очень важен позитивный настрой. В общении интеллигентный человек всегда придерживается принципа позитивности. Смысл его сводится к простой формуле.
Если вы не можете сказать ничего приятного или положительного, лучше промолчать.
Контроль над своими эмоциями, соответствующая реакция на эмоции собеседников создают образ открытого и приятного человека, а проявление активности, искренности и уверенности дополняет образ хорошего профессионала.
ЭТО НЕ МЕЛОЧИ!
Обязательно следите за осанкой и походкой. Расхлябанные осанка и походка сильно портят имидж человека.
У делового человека должна быть уверенная осанка, энергичная походка и живая мимика.
Старайтесь сохранять правильную пространственную дистанцию. При первом знакомстве и во время разговора наиболее удачной будет дистанция, равная длине вытянутой руки.
При разговоре с вышестоящими руководителями дистанция должна быть еще больше.
Единственная допустимая форма прикосновения друг к другу в деловой среде — это рукопожатие.
Пока вы не установили с другими людьми близкие отношения, похлопывание, подталкивание локтем или легкие прикосновения будут восприниматься ими негативно.
Что еще может повлиять на первое впечатление?
В восприятии внешнего облика любого человека прическа — первое, на что падает взгляд. Самое главное требование к прическе делового человека — она должна иметь четкие очертания и ухоженный вид.
Внимание, милые женщины! Максимальная длина волос — до плеч, более длинные волосы убираются назад или наверх.
Естественно, у мужчин также приветствуется имеющая четкие очертания, ухоженная прическа. Длина волос 2—5 см. Аккуратные усы не должны закрывать верхнюю губу.
В государственных, финансовых структурах, банках и других организациях с высоким уровнем консерватизма борода не рекомендуется.
У делового человека руки всегда на виду, и они должны быть ухожены. У мужчин — коротко и аккуратно подстриженные, безупречно чистые ногти. У женщин — маникюр со средней длиной ногтя, лак спокойных тонов.
Обязательно помним про обувь, на нее всегда обращают внимание, особенно женщины.
Деловые туфли у мужчин — классические, на тонкой кожаной подошве и… начищенные до блеска.
Туфли деловой женщины — закрытые лодочки с каблуком не выше 5—6 сантиметров, темные (черные, синие, серые).
Элегантный костюм, рубашка, галстук, классического дизайна часы — это очень важные сигналы, которые сразу фиксируются окружающими.
Запонки, заколки для галстука, авторучки, блокноты, портмоне, портфель дополняют имидж делового человека.
Пожалуй, все основное, что в первую очередь бросается в глаза и влияет на формирование первого впечатления, мы перечислили.
СМЕХОТЕРАПИЯ!
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и… зарплата.
Самопрезентация? А что это такое?
Итак, мы уже знаем, что негативное первое впечатление о человеке может сильно затруднить дальнейшее взаимодействие, поэтому продолжаем учиться управлять процессом формирования первого впечатления о себе.
И помогут нам в этом специальные тактики и приемы.
Конечно, многие из вас знают, что такое самопрезентация. Для остальных я напомню, что самопрезентация — это умение представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление.
Давайте вместе потренируемся в умении выстраивать самопрезентацию. Деловому человеку часто приходится продумывать и выстраивать самопрезентацию в различных ситуациях делового взаимодействия.
Бывают очень сложные и ответственные ситуации, когда необходимо не только создать благоприятное впечатление о себе и своей организации, но и продемонстрировать профессионализм, доказать свою компетентность.
В истории, которую я хочу вам предложить, речь как раз идет о такой важной ситуации, когда нужно показать все свои сильные стороны — о встрече с работодателем.
Готовимся произвести впечатление!
Катерина прекрасно знала о том, как важно произвести хорошее впечатление на новом месте работы, поэтому начала с «адресации костюма».
Она выбрала темно-синий костюм, подобрала для него скромные аксессуары и туфли.
Свои роскошные рыжие волосы забрала наверх и уложила «ракушкой», нанесла легкий, почти незаметный макияж.
Ну вот, лицо готово, теперь заготовим парочку ненавязчивых комплиментов для секретаря директора и для него самого, ведь приятные манеры — это тоже способ вызвать расположение.
Так, проверим еще раз портфолио компетенций — все ли там на месте. Да, вот она, заветная папочка с документами, ее гордость. Катерина завела себе портфолио еще в институте и с тех пор никогда не забывала пополнять его документами, подтверждающими ее профессиональные компетенции и личностный рост.
Ага, хорошо, что проверила, а то чуть не забыла положить свеженький сертификат с последнего тренинга.
«О тактике «самопродвижение» тоже ведь не стоит забывать, — продолжала рассуждать Катерина. — В такой серьезной организации, куда я направляюсь, произвести первое впечатление — это полдела, надо еще убедить всех в своем профессионализме и компетентности.
Мои дипломы и сертификаты подтвердят мои знания, есть несколько хороших документов, отражающих мои умения и опыт. Обязательно взять флэшку с моей последней презентацией, которая поможет мне позиционироваь себя как эксперта в данной области».
Ну вот, вроде бы ничего не забыла. Да, еще красивая, но строгая записная книжка, кожаная визитница, ручка в этом же стиле!
«Хорошо, что вчера я приготовила небольшой рассказ о себе, сегодня у меня для этого совсем нет времени», — подумала Катерина.
Все, пора выезжать. К счастью, в этот ранний час пробок на дороге еще не было, и она быстро добралась до нового места работы.
Ее встретила менеджер по персоналу Светлана, молодая женщина с приветливой улыбкой.
Они вместе поднялись в кабинет руководителя, который проводит собеседование с новыми сотрудниками. Дружелюбная улыбка, заинтересованный взгляд, крепкое рукопожатие и фраза: «Нам понравилось ваше электронное резюме, поэтому вы здесь».
«Неплохое начало разговора», — подумала Катерина, отвечая на приветствие.
Забегая вперед, скажу, что через несколько дней Катерине перезвонили и пригласили на заключительное интервью с топ-менеджером компании.
Давно прошли те времена, когда можно было, просто прочитав объявление, прийти к работодателю и после короткой и непродолжительной беседы получить работу.
Сейчас люди проходят специальные тренинги, на которых их готовят к интервью с работодателем. Хорошая подготовка — это половина успеха.
Катерина тщательно подготовилась к первой встрече с работодателем, и ее пригласили на работу в эту компанию.
СМЕХОТЕРАПИЯ!
Начальник принимает блондинку на должность секретарши:
— Ну, ты просто молодец, Маша! Сделала всего две ошибки! Давай теперь второе слово пиши…
Практикум
Задание 1. Вспомните ваш самый первый рабочий день. Как проходила первая встреча с вашими коллегами?
Какие приемы самопрезентации вы использовали? Поставьте галочку напротив тех приемов, которые вы использовали при вашей первой встрече с руководителем и коллегами. (Вы можете в случае необходимости воспользоваться таблицей №2 «Стратегии самопрезентации по И. Джонсу и Т. Питтману» на стр. 354.)
• Вы тщательно подобрали деловой костюм и прическу.
• Вы подготовили небольшой рассказ о себе.
• Начальник крепко пожал вам руку в знак приветствия, а коллеги доброжелательно улыбнулись вам.
• Начальник представил вас коллективу и немного рассказал о вас.
• Вы сделали комплимент своим новым коллегам, начальнику и не забыли такую эффективную технику самопрезентации, как «мольба о помощи и поддержке».
В данной ситуации уместна примерно такая фраза: «У меня, конечно, есть опыт работы в подобной организации, но, как любой новичок, я надеюсь на вашу помощь и поддержку».
Поставили галочки напротив всех пунктов? Значит, вы все сделали правильно и знаете, как надо вести себя грамотно и красиво в подобной ситуации.
Задание 2. Это задание для тех, кто нацелен на вертикальную карьеру. Вы начинаете свой первый рабочий день в должности руководителя.
Вас назначили начальником отдела вместо ушедшего на пенсию руководителя. Это ваш первый рабочий день и первая встреча с новым коллективом.
Вышестоящий начальник представил вас вашему новому отделу. А дальше? Дальше, как водится во всем мире, вы должны произнести короткую речь и обрисовать коллективу перспективы вашего с ними сотрудничества.
Расскажите людям о том, что волнует их в данной ситуации. Какой вы профессионал, строгий ли вы начальник? Какие новые задачи предстоит решать коллективу? Будут ли перемены, как они коснутся каждого из них?
Подготовьте небольшую пятиминутную речь, используя все известные вам техники и приемы самопрезентации (см. таблицу «Стратегии самопрезентации по И. Джонсу и Т. Питтману» в приложении на стр. 568). Включите камеру и запишите свое выступление, чтобы затем прослушать его.
Отрепетируйте на ком-нибудь тактику «мольба», прежде чем ее использовать в конкретной жизненной ситуации.
Когда вышестоящий руководитель представит вам вашего заместителя, подойдите и пожмите ей руку со словами: «Очень приятно, Ирина Сергеевна, надеюсь на вашу помощь и поддержку».
Вот так примерно и будет выглядеть техника «мольба» в данной конкретной ситуации.
И не надейтесь на экспромт. Как известно, хороший экспромт — это подготовленный экспромт. Удачи!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство отношений, или Как притянуть успех. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других