Новая экономическая теория. Русская политическая экономия как антипод Английской политической экономии

Петр Андреевич Мягков

Традиционная экономическая теория, основанная на Английской политической экономии, не способна вывести современную мировую экономику из кризиса, она исчерпала свой потенциал. Возникла необходимость в изменении мирового порядка, что нуждается в разработке принципиально новой экономической теории, предполагающей отказ от ростовщичества, спекуляции и эксплуатации чужого труда. В книге изложена комплексная концепция Новой экономической теории.

Оглавление

при Подлинном Социализме!

© Петр Андреевич Мягков, 2022

ISBN 978-5-0053-7809-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Понятие «Русская политическая экономия» звучит несколько необычно, непривычно, «режет ухо». Не только обыватели, но и специалисты привыкли к тому, что политическая экономия — это единая наука для всех. Выделялась политическая экономия капитализма и политическая экономия социализма, но это было просто два подраздела единой теории, описывающих специфику двух общественно экономических формаций. Подходы и методы анализа обеих формаций были схожими. Наряду со многими педагогами мне также довелось в семидесятых годах прошлого столетия преподавать полный курс политической экономии. В то время казалось, что нет и не может быть ничего более логичного и совершенного в экономической теории. На все возникающие вопросы можно было дать очевидные ответы. Казалось, что экономическая мощь СССР несокрушима, плановая экономика обеспечила себе привилегированное положение, сплоченный многонациональный народ готов был решить любую самую трудную задачу, руководящая роль КПСС являлась гарантией победы коммунизма.

Но в начале девяностых годов прошлого века не стало СССР, экономика страны пришла в упадок, который не восстановлен и по сей день (спустя почти тридцать лет), КПСС лишилась своей монополии на руководящую роль, население страны, пройдя через множество кровавых межнациональных конфликтов, разделилось на множество государств по национальному признаку. Такое положение дел свидетельствует, как минимум, о том, что в идеологии и в теоретических основах политической экономии, которые использовало СССР, были существенные изъяны, которые, в том числе, и привели к катастрофе.

Можно поддаться широко распространенной в настоящее время версии о том, что коммунистическое общество — это несбыточная утопия, что социализм в принципе не жизнеспособен и потому не смог выдержать конкуренцию в экономическом соревновании с капитализмом. В этом случае остается только согласиться с тем, что единственно верной является Английская политическая экономия, которая претендует на роль всеобщей экономической теории. СССР пытался использовать Английскую политическую экономию при построении социалистической рыночной экономики и потерпел неудачу. Другие страны, такие как Германия, Нидерланды, Англия, США, используют Английскую политическую экономию и до последнего времени (до кризиса 2008 года) у них получалось активно развивать рыночную экономику. Почему же в СССР этот эксперимент закончился неудачей? Может быть нам нужно было использовать не «чужую», а «свою» политическую экономию? Ведь у каждого общества есть своя специфика, свой менталитет, свои религиозные установки, свой духовный мир, своя культура. Может быть у нас должна быть и своя, Русская политическая экономия? При этом, может быть для капитализма подходит одна экономическая теория, а для социализма — другая экономическая теория?

Для того, чтобы попытаться ответить на эти и многие другие вопросы, вернемся к первоисточникам. Для каждого гражданина СССР настольной книгой был «Капитал» К. Маркса. Нет ни одного советского человека, который не слышал бы об этом произведении. Работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина изучались всеми в школе в Обществоведении, а потом в ВУЗах (теми, кто туда поступал) или в техникумах (кто не поступал в ВУЗы), в военных академиях и прочих учебных заведениях.

Итак, вопрос к Вам, уважаемый читатель: «назовите три источника, три составные части марксизма?». Для тех, кто получил классическое советское среднее (а уж тем более высшее) образование во времена СССР такой вопрос на экзамене считался бы крайне легким. Соответственно для всех остальных, кому не повезло и они не застали упоительное время «брежневской эпохи» советской власти, поясню, что — это АНГЛИЙСКАЯ политическая экономия, НЕМЕЦКАЯ классическая философия и ФРАНЦУЗСКИЙ утопический социализм. Мной специально выделен в тексте национальный аспект. Мы порадовались за тех, кто еще помнит азы марксизма-ленинизма. На автопилоте повторен многократно заученный текст. А теперь вдумаемся в смысл этой фразы. Во-первых отметим, что политические, экономические и философские теории оказывается имеют ярко выраженный национальный аспект. Во-вторых, имеется выбор различных национальных школ в одной и той же теоретической сфере. Иначе говоря, Английская политическая экономия — это не единственная политическая экономия.

Выдающийся ученый Фридрих Лист в своем труде «Национальная система политической экономии»1 однозначно и убедительно доказал, что универсальной для всего человечества политической экономии не существует (он называл такой вид научного исследования «космополитической экономией»). Для каждой нации может быть только своя «национальная политическая экономия», учитывающая все ее характерные специфические особенности. Так что то обстоятельство, что К. Маркс взял за основу своего труда именно Английскую политическую экономию, является очень симптоматичным. Для целей ЕГО научного исследования этот тип политической экономии подходил как нельзя лучше. Одним из основных результатов работы К. Маркса является именно то, что с помощью его учения удалось навязать основной части человечества — АНГЛИЙСКУЮ политическую экономию в качестве УНИВЕРСАЛЬНОЙ политической экономии. К сожалению, руководство многих стран вместо своей НАЦИОНАЛЬНОЙ политической экономии положили в основу развития экономики своих стран именно АНГЛИЙСКУЮ политическую экономию, что неизбежно привело и приводит к экономической деградации тех стран, в которых национальные принципы хозяйствования радикально не совпадают с принципами АНГЛИЙСКОЙ политической экономии. Чужеродная политическая экономия «отравляла» экономику многих стран. Россия не является исключением. Православная страна, порицающая в своей религии и в принципах хозяйствования ростовщичество, спекуляцию и эксплуатацию чужого труда, второе столетие пытается построить рыночную экономику, основанную на принципах АНГЛИЙСКОЙ политической экономии, главными приоритетами которой являются именно ростовщичество, спекуляция и эксплуатация чужого труда. Кроме православных в России живет и трудится большое количество мусульман, католиков, буддистов, которые разделяют в своей религии хозяйственные приоритеты православных людей.

Россия уже трижды «наступила на грабли» Английской политической экономии. В первый раз царское правительство пыталось насильно «осчастливить» населении Российской Империи построением капиталистического строя с помощью беспощадных реформ П. Столыпина на базе Английской политической экономии. Эта попытка завершилась Великой Октябрьской Социалистической революцией в 1917 году. Второй раз Россия в образе СССР наступила на те же «грабли», поскольку руководство страны, получив власть из рук Народа, догматически взяло за основу своей идеологии марксизм-ленинизм, не очистив его от Английской политической экономии. «Спусковой крючок» этой «мины замедленного действия» был нажат в третий раз при проведении «перестройки» Генеральным Секретарем ЦК КПСС (позднее — Президентом СССР) М. С. Горбачевым, который рыночные механизмы просто копировал у капиталистических стран в соответствии с принципами Английской политической экономии. Добивал Россию Президент России Б. Н. Ельцин, который руками правительства Е. Т. Гайдара и В. С. Черномырдина вновь начал принудительное построение капитализма в соответствии с канонами Английской политической экономии.

Современное руководство России также пытается реанимировать экономику России, «делая ей искусственное дыхание» строго в соответствии с требованиями Английской политической экономии, готовясь уже в четвертый раз «наступить на те же грабли».

Очевидно, что после начала кризиса 2008 года Английская политическая экономия не может предложить адекватных соображений о способах выхода из кризиса даже капиталистическим странам. Требуется изменение миропорядка, пересмотр основных идеологических установок, разработка новой экономической теории. Каноны Английской политической экономии исчерпали свои ресурсы.

Ясно, что Английская политическая экономия — это яд для России. Нам нужна собственная, Русская политическая экономия, которая соответствовала бы нашим традициям, менталитету, духу, культуре нашего народа.

Чем же отличается Русская политическая экономия от Английской политической экономии, в чем ее особенности, каковы преимущества? Что нам дает применение Русской политической экономии? Могут ли Русскую политическую экономию использовать другие государства себе во благо?

На эти и многие другие вопросы также предпринята попытка дать ответ.

В данной публикации собрано и творчески переработано основное содержание трёх книг автора: «Теоретические основы трудовой политической экономии» (2015 год издания)2, «Гражданский мир и согласие в современной России» (2015 год издания)3 и «Русская политическая экономия (критика Английской политической экономии)» (2017 год издания)4. Использован, в основном, текстовый материал, а дополняющие его схемы, расчеты, формулы не повторяются. Желающие могут ознакомиться с ними в ранее изданных публикациях автора.

Настоящая работа не претендует на истину в последней инстанции. Буду благодарен Богу за то, что книга подтолкнет читателей к критическому переосмыслению экономических постулатов и совместной разработке новой экономической теории, отвечающей интересам России и населяющих ее народов.

Примечания

1

Фридрих Лист «Национальная система политической экономии». Граф С. Ю. Витте «По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист». Д. И. Менделеев. «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». Издательство «Европа», 2005 г. 382 с. Подобные утверждения звучат и от современных российских ученых. Так, Л. Е. Ефанов справедливо указывал, что «и в экономике, как и в языкознании и этнографии, действует принцип диахронии, который гласит: чем полнее та или иная хозяйственная система вбирает в себя все ценное из собственного исторического прошлого, чем сильнее она коренится в своей национальной культурной традиции, тем выше ее эффективность и значительнее социально-экономические достижения. И наоборот, отрицание национальных традиций и сложившихся хозяйственных структур и общественных отношений, беспощадный разрыв с историческим прошлым неизбежно ослабляют устойчивость экономической системы, лишают ее динамизма, гибкости, стимулов саморазвития, отбрасывают на обочину истории» (Экономическая теория на пороге ХХI века — 2 / Под ред. Ю. М. Осипова, В. Т. Пуляева, В. Т. Рязанова, Е. С. Золотовой. — М.: Юристъ, 1998, стр. 89).

2

П. А. Мягков «Теоретические основы трудовой политической экономии» М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2015 — 368 с.

3

П. А. Мягков «Гражданский мир и согласие в современной России» М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2015 — 74 с.

4

П. А. Мягков «Русская политическая экономия (критика Английской политической экономии» М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2017 — 632 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я