Дизайнерское дно: зарождение и развитие выставочного бизнеса в России

Павел Сапов, 2017

Выставочная индустрия в нашей стране – явление сравнительно молодое. Отсчет начала формирования данного направления деятельности, выделившегося в самостоятельный вид архитектурно-рекламного творчества можно начинать с 60-х годов прошлого столетия, когда в СССР начали проводить выставки, преимущественно иностранных компаний, что, в свою очередь, было обусловлено ослаблением «железного занавеса», и, как следствие, повышенному интересу к заграничной индустрии, образу жизни, искусству. Но также активно демонстрировались и достижения отечественных производителей. В качестве площадок для проведения выставок в Москве были использованы в то время такие центры как ВДНХ, и, только сформированный для этой цели, но стремительно развивающийся Экспоцентр. Позднее количество выставочных центров в столице существенно выросло, и на сегодняшний момент продолжает увеличиваться.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайнерское дно: зарождение и развитие выставочного бизнеса в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Дабы сразу подготовить читателя к изложенному ниже, необходимо, на мой взгляд, объяснить истоки происхождения выставочного бизнеса в нашей стране. Наиболее логичным было бы предположить, что возведением выставочных стендов занимаются люди, имеющие непосредственное отношение к архитектуре и строительству. Вы удивитесь, но это совершенно не так. Выставочный бизнес в нашей стране образовался как ответвление рекламного. Последний же, как мы понимаем, возник стихийно и был сформирован совсем не из интеллектуалов или высоких профессионалов в какой-либо творческой сфере. В своем романе «Поколение П» Виктор Олегович наделил главного героя (по сюжету — одного из первых рекламщиков) фундаментальным литературным образованием. Это, безусловно, ни что иное, как художественное преувеличение. А вот сравнение с продавцом киоска очень точная — именно из первых, простите за терминологию, торгашей и возник российский рекламный бизнес, из которого и выделился выставочный, как отдельное направление. Никакой высокоинтеллектуальной или высокохудожественной составляющей в этой деятельности не было тогда, нет и поныне. Единственная, мотивация, объединяющая основателей всех выставочных компаний в нашей стране это патологическая жажда денег. Психологический портрет выглядит также не очень привлекательно — в подавляющем большинстве это люди авантюрного склада ума, балансирующие на грани законности. С точки зрения деловой этики это скорее игроки, нежели бизнесмены. Многие руководители выросли из строителей-монтажников, поэтому основную часть их лексикона составляет не нормативная лексика. Человеку, попавшему сюда из архитектурной или художественной среды будет крайне не комфортно. Собственно, поэтому вы не встретите в выставочных компания профессиональных архитекторов или художников. В свете этого обстоятельства владельцам компаний удалось существенно снизить оплату труда сотрудников — раз профессионалов нет, то и заработная плата формируется на основе уровня низкоквалифицированной рабочей силы. А уж самоучками в области дизайна наша страна очень богата. Во многом благодаря этому выставочный бизнес является весьма прибыльным. Но обо всем по порядку.

Принципы функционирования выставочного бизнеса

Прежде всего необходимо отметить, что деятельность по застройке выставочных стендов в нашей стране практически выведена за рамки правового поля. Точнее сказать, здесь полностью отсутствуют какие-либо элементы государственного регулирования и по большому счету царит полный правовой вакуум. По большому счету эта сфера с печально известных 90-х годов прошлого века дошла до наших дней практически в неизменном виде. Сторонники экономических реформ ельцинской эпохи и теории “младореформаторов” о создании, так называемого “свободного рынка” и рыночной экономики того же периода могут воочию наблюдать на этом примере последствия, которые, не смени правительство вовремя курс, могли бы накрыть всю страну.

Попробуем понять, каким образом это направление деятельности не попало в архитектурно-строительную сферу, став отдельным самостоятельным бизнесом, живущим, как следствие, по собственным правилам. Мы, для удобства, и дабы не возникало путаницы в терминологии используем термин «микростроительный бизнес», по аналогии с «микрокредитным», функционирующим совсем по другим законам, нежели банковский. В нашем случае структурное сходство с вышеупомянутыми финансовыми направлениями бизнеса абсолютно идентично — в банковской сфере, к примеру, как и в строительстве, существует жесткое регулирующее законодательство, обязывающее игроков следовать определенным правилам. Эффективность государственного регулирования мы с вами, уважаемый читатель, могли наблюдать собственными глазами некоторое время назад, когда рыночное пространство покинули многие недобросовестные компании-застройщики жилых домов, а впоследствии произошел отзыв лицензий у ряда довольно крупных коммерческих банков. Микрокредитные же организации, по крайней мере до недавнего времени жили по собственно сочиненным законам, не подчиняясь по сути дела законодательству РФ просто в меру отсутствия такового на их счет. В этом заключается их абсолютное сходство с микросторительными компаниями. Здесь нет ни лицензирования, ни СРО, ни экспертного сообщества, ни даже профессионального образования, не говоря уже про научные советы, звания. Вообще специалистов, чье мнение было бы авторитетным здесь нет. Поэтому в выставочной сфере вы не найдете никаких даже призрачных критериев качества. Единственным аргументом является лишь удовлетворенный или, соответственно, неудовлетворенный клиент. Отсюда и проистекает идеология, сходная по сути своей с теми самыми представительницами древнейшей профессии, о которых говорилось выше. По большому счету это основной и единственный принцип успешного функционирования для выставочных компаний. И вот здесь нас ждет кардинальное отличие от микрокредитных организаций. Дело все в том, что последние располагают штатом коллекторов, и те, кто с ними сталкивался в жизни не дадут соврать — по их версии, уж коль скоро дело дошло до силового вмешательства, клиент, мягко выражаясь, не прав. Более того, объяснено сие клиенту будет в максимально доступной форме. Выставочные компании мер подобного воздействия лишены, поэтому сказать, что их позиция на рынке слабая — ничего не сказать. Наблюдая функционирование выставочного бизнеса во многих компаниях, могу с уверенностью сказать, что у официанта в приличном ресторане, с точки зрения рынка позиции сильнее, нежели у менеджеров и дизайнеров (мы называем их «визуализаторами», так как к дизайну эту деятельность отнести довольно трудно — функцию дизайнера здесь выполняет сам клиент) в компаниях-застройщиках выставочных стендов. В ресторане вам просто не позволят попробовать десяток блюд не заплатив за них, даже если они вам все не понравились. Выставочники же буду рисовать для клиента столько вариантов, сколько он захочет. Заметьте, абсолютно бесплатно! Даже те самые дамы, сравнение с жизненной философией которых здесь весьма уместна, едва ли согласятся на бесплатный «тест драйв», да еще в нескольких вариациях, за одну лишь призрачную надежду, что их усилия в конечном итоге все же будут оплачены. Как мы с вами видим, дорогой читатель, более слабой и незащищенной позиции на рынке чем у выставочных компаний быть просто не может. По крайней мере мне не доводилось встречать в других направлениях бизнеса (а поверьте, их было не мало) чего-то, даже близкого к этому.

За счет чего он живет, спросит внимательный читатель, коль скоро все так грустно? Вот здесь самое интересное. Живет, это, конечно, громко сказано, большинство компаний выживают. Заработные платы сотрудников сопоставимы с теми, которые выплачивают в столице гостям из бывших советских республик, а порой даже ниже. В свете вышеизложенного не сложно представить себе уровень подготовки специалистов в этой сфере. И это первый, и очень важный пункт для выживания данного бизнеса — низкоквалифицированная и очень дешевая рабочая сила. Скажу больше — большинство выставочных компаний юридически находятся в формате «микробизнеса» со штатом до 10-и человек, что уменьшает базу налогообложения. Как следствие, большинство сотрудников трудятся без оформления и с юридической точки зрения ничем не защищены, а потому и прав практически не имеют. И да, сотрудникам можно вообще не заплатить ничем не рискуя! Что, собственно, в данной сфере не то чтобы происходит системно, но и редкими такие случаи я бы не назвал. Где-то работодатели придумывают хитрый план на месяц или на квартал, дабы сотрудник заработал им несколько миллионов, и уж с них то он точно получит свою скромную з/п с премией. На практике такой план либо выполнить невозможно в принципе, либо его выполняют единицы, либо же он и вовсе корректируется работодателем в процессе, дабы, опять же, не платить сотрудникам. Здесь возникает очень изящный ход, применяемый сегодня многими работодателями в совершенно различных сферах — полное или частичное переложение собственных рисков на сотрудника. Такой прием, безусловно, характерен именно для игроков, а не для бизнесменов. Так что, если вы видите систему оплаты труда «оклад + %» имеет смысл сразу определить для себя — хотите ли вы стабильную фиксированную оплату своего труда или готовы рисковать вместе с автором схемы (называть бизнесом подобные построения я бы не стал) с призрачным шансом сорвать большой куш. Согласно моей статистике, составленной на основе работы в десятках совершенно разных компаний на примере сотен менеджеров, дизайнеров, пытающихся играть, мне не довелось увидеть ни одного случая мало-мальски приличного выигрыша. То есть он в 100% случаев не покрывал потерь сотрудника ну уменьшение окладной части в пользу %. Очевидно, что данная схема выгодна только одной из сторон. Согласитесь, в противном случае она бы столь активно не насаждалась работодателями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайнерское дно: зарождение и развитие выставочного бизнеса в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я