Одна широта – одна страна. Санкт-Петербург и Магадан действительно находятся на одной широте, но расстояние между ними целая страна. Какая она глазами мотопутешественников?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сел и Поехал 7. За свободой в Магадан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2 ЕВРОПА — УРАЛ — СИБИРЬ
При отъезде из Питера всегда щемит сердце. Казалось бы, я десятки раз покидал родной город, десятки раз в него возвращался, а все равно волнуюсь, будто в первый раз.
Предварительный старт — возле Санкт-Петербургского отделения Русского Географического общества, моего давнего и неизменного партнера. Сотрудники РГО как никто понимают нас, отправляющихся в путешествие за тысячи километров, чувствуют влекущий нас дух странствий. Ну и поддержку всегда оказывают, какую могут. Недели три назад здесь, в переулке Гривцова, состоялась наша пресс-конференция, на которой мы долго и подробно рассказывали о целях и задачах экспедиции. Итог — множество статей, передач по радио, то, что называется информационной поддержкой. А контакты в поездке нам поможет наладить выданное руководством РГО задание. А еще, в пять городов — Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Якутск и Магадан мы отвезем памятные подарки от Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга.
Затем, как всегда, маленький праздник возле моего дома. На площадке перед жилым комплексом «Александр Невский», как и в прошлом году, перед экспедицией на Памир, собираются мои близкие, друзья, соседи. Они угощаются чаем, кофе, а также изготовленным по заказу тортом, где на желтом фоне прорисован весь наш маршрут. 12 тысяч километров уложилось в кремовую линию длиной от силы полметра. Настоящая дорога, увы, будет не такой простой.
Светит солнце, дует теплый ветерок. У стены дома мой сосед и друг Саша Петерсон играет на гитаре и поет песню «Сел и поехал в Магадан». Специально написал к нашему отъезду, за что я ему очень благодарен.
Ну что ж, пора в дорогу. Подхожу к мотоциклу, в задней части которого, рядом с кофрами, прикреплен мохнатый белый верблюд. Эту игрушку, купленную в Киргизии во время прошлогодней экспедиции, я решил взять с собой в дорогу — вроде как талисман, пусть едет со мной «вторым номером». Усаживаюсь на мой BMW, завожу мотор. И, помахав рукой, через арку выезжаю со двора.
Дороги европейской части России я никогда всерьез не воспринимал. В основном гладкие, ровные, они не сулили никаких приключений и были предназначены для легких поездок выходного дня. Вот и сейчас — только выехал на Мурманское шоссе, а уже Вологда на горизонте!
Остановка тут не планировалась, но мне почему-то вспоминается старая песня белорусской группы «Песняры» про дом с резным палисадом. И я решаю разыскать этот самый дом. Еду по центральной улице, но тут сплошь каменные многоэтажные дома; значит, свернем в сторону.
Наконец, переехав мост через реку Сухону, оказываюсь в районе со старыми одноэтажными постройками. Может, здесь найду дом, где живет та самая темноглазая? «Этот дом? — гадаю я. — Или тот?»
Останавливаю пожилую женщину, задаю вопрос насчет того самого дома.
— Это который «В Вологде-где»? — смеется она. — Так то песня! В жизни все не так!
— То есть такого дома тут нет?!
— Может, и есть, — отвечает женщина. — Но я что-то не видела, хотя всю жизнь тут прожила.
Кручу дальше по городу, проезжаю местный кремль, чтобы опять остановиться. Проходящему мимо мужчине задаю тот же вопрос, и тот неуверенно указывает на стоящую в отдалении деревянную постройку.
— Может, про этот дом песня? Я, вообще-то, точно не знаю.
Подъезжаю ближе, вижу фигурные наличники, крыльцо с козырьком, но почему-то не верю сказанному. Через полчаса мне показывают совсем другой дом, и я в конце концов прекращаю поиски. И пусть дом я не нашел, зато старую Вологду посмотрел!
Дальше — в Ярославль, до которого 200 километров. Мы гостим у наших друзей Руслана и Жени Блюдновых. А затем к нам присоединяется мой знакомый снегоходчик Артюш, владелец собственного ресторана. Он привозит прямо в гараж, где мы отдыхаем, разные вкусности из меню ресторана.
День был не самый трудный, но проголодаться успеваю основательно: в дороге была лишь пара легких перекусов. А тут люля-кебаб, мягкий ароматный лаваш, овощи, зелень…
Отец, вижу, тоже проголодался, ест с аппетитом.
— Как первый день? — спрашиваю. — Не устал?
— Все в порядке, Паша, — отвечает.
— Здесь дорога легкая, — говорю. — Трудности начнутся позже.
После ужина выезжаем в центр, фотографируемся на фоне Ярославского кремля, затем ложимся спать. В планах второго дня — добраться до уральского региона. 1100 километров — не много, мне приходилось проезжать и больше. И дорога, которая перед Костромой начинает портиться, тоже не пугает. Мотоцикл трясет на неровностях, но темпа не сбавляю и опять отрываюсь от автогруппы.
Одна из остановок заставляет вспомнить прошлый год, когда возвращался из поездки в Афганистан и на Памир. Наверное, это была самая трудная и опасная экспедиция в моей жизни. И я, возвращаясь обратно, устроил именно здесь, в маленькой придорожной гостинице в Костромской области, последнюю ночевку перед домом.
Уже за Костромой начинает клонить в сон, и я решаю передохнуть прямо на обочине, в траве. Позже, в Вятке, когда перекусываем в кафе «Конюшня» и встречаемся с экипажами машин, они наперебой выражают удивление:
— Вы вот так и отдыхаете?! Прямо на земле?!
— Так и отдыхаем, — отвечаю, уминая вкусную еду. — А что?
— Ну вы, блин, даете!
Между Вяткой и Пермью дорога тоже оставляет желать лучшего. Но там, к счастью, есть выбор. Если выбрать Южную трассу, получится на полсотни километров дольше.
Пермь запомнилась ростовой фигурой гаишника. На бескрайних просторах страны я не раз встречал фанерные силуэты сотрудников ГИБДД, но тут была кукла! В натуральную величину, одетая в мундир и, конечно же, с полосатым жезлом. Позже мне сообщают: службе ГИБДД в Перми исполнилось 80 лет, вот и отметили праздник установкой «памятника»…
До Екатеринбурга добираемся на третий день, после ночевки в Перми. Столица Урала хорошо мне знакома, здесь живет множество моих друзей, один из них устраивает застолье в нашу честь.
Далее — первая пресс-конференция на маршруте в местном отделении ТАСС и прогулка по городу. Из того, чего еще не видел, — круглосуточный пивной магазин-бар. Первый раз в жизни вижу даже не десятки — сотни разновидностей этого замечательного напитка! Жаль, мы можем продегустировать лишь малую часть этого изобилия: времени нет, да и вообще в экспедиции желательно соблюдать спортивный режим.
Но самое главное — в Екатеринбурге к нам присоединяется второй член мотокоманды, Виталик Поляков.
— Рад видеть! — обнимаю его при встрече. — Как настрой?
— Отлично! Отпразднуем мой день рождения и поедем!
Так получилось, что день рождения Виталика совпал с днем нашего приезда. Накрывает поляну супруга Лена, вся группа гуляет, а на следующий день — продолжение экспедиции. Стартуем под дождем, но задерживаться из-за непогоды нам нельзя, иначе опоздаем на кемеровский байк-фестиваль «Полный газ».
Теперь наш путь — в Сибирь, в город Тюмень. Был я там четыре года назад, когда ехал во Владивосток, и сразу скажу: город явно изменился к лучшему. То есть он и тогда выглядел неплохо, но сейчас это просто конфета!
Местные мотоциклисты во главе с Олегом «Фармацевтом» проводят нам шикарную экскурсию по центру Тюмени. Вижу: на улицах везде чисто, повсюду высятся красивые современные дома, вдоль реки Туры обустроена гранитная набережная. На выстланной плиткой набережной играет музыка, бьют фонтаны, словом, впечатление очень позитивное.
— Ты бы посмотрел, что тут лет десять назад было… — усмехается «Фармацевт», когда делюсь с ним впечатлениями. — На улицу без резиновых сапог выйти было нельзя! Грязь везде по колено, а то и выше! Хорошо, Собянин навел порядок, после чего сразу в Москву был переведен.
— Жалеете об этом?
— Конечно! Хороший был губернатор, мы бы его с удовольствием обратно вернули!
И верно: если бы все города были похожи на нынешнюю Тюмень, страной можно было бы гордиться. Здесь даже бесплатный вай-фай всем горожанам обеспечен!
В Тюмени нас принимают «Сибирские ястребы» — так называется местный патриотический мотоклуб. Парни в клубе все небедные. Но при этом никаких понтов, никакого высокомерия, наоборот, обращение очень теплое и демократичное. Этим парням, как я вижу, мотоцикл помогает расслабиться, забыть про многочасовые совещания в офисах, про сделки, бумаги и т. п.
После прогулки по городу заезжаем к ним на байкпост, представляющий собой загородный коттедж в несколько этажей. Перед коттеджем на огне уже жарится шашлык, в кастрюле тушится лосятина, на тарелках лежит настоящий байкальский омуль, который подвезли специально для гостей.
После сытного и веселого застолья съемочная группа берет интервью у легендарных тюменских байкеров — Дениса «Скотта» и Володи «Графа». Они участвовали в экстремальных экспедициях, одна из них по Крайнему Северу, и им есть что рассказать.
А я беру «интервью» у моего отца. Последние два дня мы почти не беседовали: я ждал, когда батя накопит впечатлений. И вот он их выплескивает.
— Не ожидал, Паша!
— Чего не ожидал?
— Что в вашем сообществе такие люди состоят! Я думал: у вас молодежь в основном, а вижу серьезных мужиков. Но больше всего нравится, как нас принимают. По-человечески всё, душевно.
— Значит, нравится поездка?
— Еще спрашиваешь! Конечно!
Наша съемочная группа, находя очередного персонажа для съемок, задает ему вопрос:
— А что такое, по-вашему, свобода?
Люди отвечают по-разному, слишком уж широкое это понятие — свобода. Но сейчас мне становится ясно: отец в нашей экспедиции понял, что это значит. В Тюмени обращаю внимание на то, что мой киргизский верблюд, которого я взял в дорогу, уже не такой белый и пушистый, как в начале пути. На нем видна дорожная пыль; и пару дождей он пережил, но ничего — не жалуется!
На следующий день по дороге в Омск встречаем двух мототуристов, один — из Швейцарии, другой — из Германии. Встречая иностранцев на российских дорогах, я всегда удивляюсь этим людям, пустившимся в авантюру с непредсказуемыми последствиями. Не то чтобы у нас было очень опасно, но это все-таки не уютная Европа и не обустроенная Америка. А в этом случае удивил еще один факт — оба мотоциклиста ехали на китайских мотоциклах Mash!
— Откуда путь держите, парни? И куда? — интересуемся по-английски.
— Едем из Пекина в Париж, — отвечают.
— О-о, немалый путь! А почему мотоциклы китайские? У нас, — показываю на свой BMW, — немецкая техника, очень надежная!
Иностранцы смеются и отвечают, мол, китайская техника тоже хорошая, они специально едут на ней, совершают промотур. Поэтому их езда, в отличие от нашей, неторопливая: на пропаганду мотоциклов из Поднебесной они выделили себе целых десять недель. Дарю парням свою книжку «Сел и поехал» про путешествие во Владивосток, после чего, пожелав друг другу удачи на дорогах, прощаемся. Но вскоре еще одна встреча, теперь уже с соотечественниками. Это братья-близнецы из Мурманска, они тоже направляются в Магадан и тоже едут неспешно, решив одолеть маршрут на своих велосипедах с мая по сентябрь.
— В сентябре на Колыме уже снег выпадает, — говорю. — Так что лучше вам ускориться.
— Хотелось бы до снега успеть. — отвечают, улыбаясь.
И вот уже Омск, где нас принимает наш друг Миша «Банкир», веселый говорливый блондин. Ну очень позитивный и харизматичный человек, а еще очень гостеприимный. Не успели присесть с дороги, а нам подносят потрясающий самогон, который производит Мишин отец. По мнению всех байкеров, проезжающих через Мишин дом, это лучший самогон на территории Российской Федерации. Следом жареную курочку, закуски, а также чай из тайских цветов, с виду напоминающий антифриз, но очень ароматный и вкусный.
Выстроить большое семейное гнездо было давней мечтой Миши. Сейчас мечта осуществилась, все обширное Мишино семейство, включая бабушку и родителей, живет здесь, и всегда есть место для регулярно приезжающих гостей.
Ночевка в Мишином доме была отличной, отдохнули, выспались, а поутру встретили еще одного члена мотокоманды, Леху Рогина из Ханты-Мансийска. Он будет нашим дорожным капитаном.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сел и Поехал 7. За свободой в Магадан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других