Сила вопроса: как улучшить профессиональную и личную жизнь

Павел Вербняк

Книга посвящена искусству вопроса и влиянию вопросов на нашу жизнь. Ведь в правильно заданном вопросе уже содержится половина ответа. Поэтому, чтобы получать нужные нам ответы, которые приведут к успеху, мы должны научиться задавать правильные вопросы. Также книга затрагивает такие аспекты, как лидерство, эффективное руководство коллективом, пути достижения успеха, философию успеха и т. д. Будет интересна и полезна любой аудитории – от подростков до руководителей крупных компаний.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила вопроса: как улучшить профессиональную и личную жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Павел Вербняк, 2022

ISBN 978-5-0056-6118-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Искусство задавать правильные вопросы

«Не стесняйтесь задавать вопросы.

Это утоляет жажду любопытства,

рождает новые мысли, помогает творить»

О. Анина

Внутренний и внешний диалог

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, необходимо понимать принципы построения внутреннего диалога и знать ключевые виды вопросов в диалоге внешнем.

Внутренний диалог помогает нам организовать и сформулировать свои мысли. Эффективность действий, которые мы совершаем, во многом зависит от уместности, точности, качества и последовательности вопросов, которые мы себе задаем.

Для организации внутреннего диалога важно понимать его цель. Эта цель всесторонне изучить и проанализировать проблему. Для проведения анализа мы можем применить два варианта, представленные серией вопросов.

— Семь классических вопросов: «Что?», «Где?», «Когда?», «Кто?», «Как?», «Почему?», «Какими средствами?»

— Шесть вопросов, помогающих составить таблицу фактов, определить чувства, желания, препятствия, средства и время.

Факты. Какие факты и события имеют отношение к рассматриваемой ситуации и значимы в ее контексте?

Чувства. Какие чувства вызывает во мне данная ситуация? Что могут чувствовать при этом другие?

Желания. Чего я на самом деле хочу? Чего предположительно хотят другие?

Препятствия. Что мешает достичь своей цели? Что, возможно, мешает другим?

Время. Когда мне следует начать действовать?

Средства. Какие средства для решения текущей проблемы есть в моем распоряжении? Какими средствами могут распоряжаться другие?

Для организации внутреннего диалога можно использовать тот вариант, который будет наиболее удобен. Важно довести свои мысли до ясности и лишь после этого начать действовать.

Внешний диалог — это диалог с другим человеком. При этом лидером во всяком диалоге является именно тот, кто спрашивает, то есть задает вопросы.

Кроме того, вопросы дают нам возможность показать собеседнику, что мы заинтересованы в диалоге, в его продолжении, что мы выражаем заинтересованность в самом собеседнике. Но стоит отметить, что это верно только до тех пор, пока диалог не превращается в допрос.

Перед тем как начать деловой разговор или беседу, есть смысл подготовить серию вопросов к своему собеседнику. Задавать их стоит тогда, когда вам удастся коснуться нужной темы.

Вопросы внешнего диалога бывают нескольких видов. Рассмотрим ключевые виды вопросов.

Ключевые виды вопросов

Закрытые вопросы. Помогают получить однозначный ответ: «да» или «нет». Задавать такие вопросы стоит тогда, когда вам нужно выяснить некий факт или отношение собеседника к произошедшему событию.

Задавая вопросы закрытого типа, вы подталкиваете человека к принятию окончательного решения. Не стоит делать этого сразу — не забывайте, что убедить в чем-либо всегда проще, чем переубедить. Например, вы можете специально задавать закрытые вопросы, на которые практически невозможно ответить «нет». Например, обращаясь к общечеловеческим ценностям или общепринятым стандартам — «Согласитесь, мир вокруг меняется?», «Для вас важно будущее ваших детей?», «Скажите, имеет ли для вас значение качество?». Таким приемом, кстати, нередко пользовался Сократ. Дело в том, что, соглашаясь с вами, человек подспудно начинает испытывать к вам доверие. Чем чаще он соглашается, тем больше у вас общих точек, дающих возможность достичь взаимопонимания. Это один из методов манипулирования человеческим сознанием.

В противном случае — когда вы задаете неверные вопросы и часто слышите в ответ «нет», повышается вероятность отказа на ваше предложение в целом.

Открытые вопросы. На такие вопросы уже невозможно ответить однозначно и односложно, они заставляют вашего собеседника задуматься и раскрыться. Именно такие вопросы позволяют лучше всего узнать отношение к вашему предложению. Открытые вопросы — это превосходный способ получить новую, подробную информацию, которую вы не узнаете с помощью закрытых вопросов. Таким образом, в диалоге предпочтительно использовать именно открытые вопросы.

Умение ставить правильные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето

Иммануил Кант

Задавайте вопросы о тех фактах, с помощью которых вы сможете вникнуть в ситуацию: «Что?», «Кто?», «Сколько?» и так далее. Узнавайте, что интересно вашему собеседнику, его отношение к предмету обсуждения: «Что вы об этом думаете?», «Какое у вас сложилось впечатление?».

В вопросительной форме можно предложить и альтернативное (ваше) решение проблемы. Вопросы, задаваемые в этом случае, могут звучать так: «Возможно, стоит поступить так?», «Почему бы не обратить внимание на это?». При этом следует аргументировать своё предложение. Такой метод работает значительно эффективнее, чем предложение в утвердительной форме, «в лоб». Задавая вопрос, вы не перечите собеседнику, а подталкиваете его к нужному решению — так, чтобы у него сложилось впечатление, что решение он принял совершенно самостоятельно.

Открытые вопросы предоставляют массу возможностей:

— Поинтересоваться, на чем основаны убеждения собеседника;

— Уточнить неясные и неочевидные моменты;

— Уточнить мотивацию собеседника;

— Выяснить причину сомнений собеседника.

Отвечая на открытый вопрос, собеседник вынужден проявить активность, обдумать вопрос и дать развернутый ответ. Таким образом, задав такой вопрос, мы устраняем барьеры в общении, подвигаем собеседника к диалогу, превращаем его в источник информации.

При этом у собеседника есть возможность уйти от прямого ответа и утаить часть информации. Поэтому рекомендуется задавать не только основные, но и второстепенные вопросы.

Основные виды вопросов

Итак, для того чтобы научиться ставить вопросы правильно, нам необходимо разобраться в их основных видах. Рассмотрим каждый из видов вопросов более или менее подробно.

Основные вопросы — это те вопросы, которые позволяют вам решить вашу задачу или достичь цели. Ответы на них — та информация, которую вы желаете узнать. Такие вопросы планируются заранее. Они могут быть как открытыми, так и закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы. Они могут быть заданы спонтанно или же запланированы заранее. Спонтанные вопросы формулируются в зависимости от ответов собеседника.

Уточняющие вопросы — нужны для выяснения нюансов и уточнения деталей ситуации. На них предполагаются лаконичные и краткие ответы. Обычно люди охотно рассказывают о подробностях своих дел. Они только и ждут, когда вы зададите уточняющий вопрос! Но возможностями уточняющих вопросов часто пренебрегают. Не поступайте так!

Наводящие вопросы — это такие вопросы, ответ в которых уже заложен практически полностью. Они сформулированы так, чтобы дать собеседнику подсказку, как именно следует отвечать. Задавать такие вопросы есть смысл, если ваш собеседник — человек робкий и неуверенный в себе; когда необходимо подвести итог разговора; когда ваш собеседник слишком увлекся и нужно вернуть разговор к той теме, которая интересует вас; когда вам необходимо подтвердить правильность своего суждения.

Отметим, что в наводящих вопросах есть опасность: они могут восприниматься как навязчивые. Не злоупотребляйте ими, если не хотите создать у собеседника впечатление, что вы на него давите.

Риторические вопросы не требуют ответа («Когда же все это закончится?!», «Можно ли воспринимать это как норму?!»). Лучший ответ на них — тишина, означающая согласие собеседника. Их стоит задавать тогда, когда необходима эмоциональная поддержка собеседника, когда вы хотите акцентировать его внимание на чем-то или указать на нерешенные проблемы. Такие вопросы выражают вашу эмоциональность, заинтересованность в обсуждаемой теме. Формулировка риторического вопроса должна быть лаконичной, емкой, простой и понятной.

Провокационные вопросы — это вопросы, основная цель которых — спровоцировать собеседника на эмоциональный всплеск. В таком состоянии человек может выдать нужную вам скрытую информацию. Такие вопросы относятся к методам манипулятивного воздействия. Иногда это бывает необходимо для эффективного движения к цели. Однако следует иметь в виду, что провокационный вопрос — это своего рода вызов, и он превращает вашего собеседника в противника, оппонента. Необходимо заранее просчитать все риски, связанные с такими методами.

Сбивающие вопросы — это вопросы, переключающие внимание собеседника на тему, лежащую в стороне от основной темы обсуждения, но интересующую спрашивающего. Иногда такие вопросы задаются случайно. Если тема разговора интересна вам, не стоит переключать внимание и отвлекать собеседника.

Однако такие вопросы могут быть и инструментом, применяемым целенаправленно — для того, чтобы направить разговор в нужное вам русло либо чтобы уклониться от неудобной вам темы или перевести скучную, неинтересную вам тему.

В случае, если на намеренно заданный сбивающий вопрос собеседник просит не отвлекаться от темы, последуйте его просьбе, однако отметьте, что хотели бы вернуться к своему вопросу позднее.

Эстафетные вопросы — это особый тип вопросов, которые нацелены на опережение реплик собеседника, их перехват. Например: «Неужели вы хотите сказать, что…?». Таким образом вы подталкиваете собеседника полнее раскрыть свою позицию.

Демонстрационные вопросы — это вопросы, которые демонстрируют ваши познания. Продемонстрировав свою компетентность и эрудированность, вы тем самым завоевываете уважение собеседника. При этом надо быть осторожным: собеседник может попросить вас самостоятельно ответить на ваш же вопрос, и, если вы «сядете в лужу», доверие будет утрачено безвозвратно.

Зеркальный вопрос — это вопрос, содержащий в себе часть утверждения собеседника (например: «Сделайте это!» — «Сделать это?»). Цель такого вопроса — дать собеседнику возможность увидеть свое утверждение со стороны, придать диалогу открытость. Такой вопрос содержит часть утверждения, произнесенного собеседником.

Альтернативный вопрос — это открытый вопрос, к которому, тем не менее, предлагается несколько конкретных вариантов ответа. Например, «Почему вы поступили именно в этот ВУЗ — так решили ваши родители, он был ближайшим к дому, это был вопрос престижа или вы сами не отдаете себе отчет, чем был обусловлен ваш выбор?». Такой вопрос может помочь раскрыть малоразговорчивого собеседника, не склонного к диалогу.

Успокаивающие вопросы — знакомы всем родителям. Часто такие вопросы задают маленьким детям, чтобы отвлечь от слишком волнующих переживаний. Аналогичным образом можно воздействовать и на взрослого собеседника.

Что стоит за нашими вопросами?

Когда мы хотим о чем-то спросить, мы пользуемся вопросительными словами: «Почему?», «Что?», «Как?», «Зачем?», «Где?», «Куда?», «Какой?», «Когда?», «Кто?», «Чей?», «Сколько?». И все эти слова стоит использовать, когда вы находитесь в поиске решения какой-либо задачи.

Почему? Говоря о себе и своей жизни, люди используют это слово чаще всего:

— Почему это случилось именно со мной?

— Почему он так поступил?

— Почему мне вечно не везет?

— Почему он так относится ко мне?

— Почему меня не приняли на эту работу?

На самом деле такие вопросы крайне непродуктивны. Слово «почему», как и ответ на него, ничего не решает и не меняет. Хуже того — этот вопрос демонстрирует, что вы не понимаете причин происшедшего. И, так или иначе, этот урок в вашей жизни, скорее всего, повторится, возможно, даже в более худшем варианте. В результате вы получаете свои несчастья в удвоенном виде.

Что? С помощью такого вопроса вы можете понять, какие препятствия стоят на вашем пути («Что мне мешает это сделать?»), либо выяснить дополнительную информацию («Что я об этом знаю?»). Кроме того, именно такие вопросы — о том, что вам необходимо сделать:

— Что я могу сделать, чтобы получить желаемое?

— Что я должен предпринять, чтобы улучшить наши отношения?

Зачем? Ответив самому себе на такой вопрос, вы выясните, верные ли цели себе ставите, действительно ли это ваши цели, а также лучше осознать и выстроить для себя свою систему ценностей.

— Зачем мне трехкомнатная квартира?

— Зачем я собираюсь уволиться?

— Зачем мне собственное дело?

С чего начать? Этот вопрос дает возможность, с одной стороны, упорядочить мысли, а с другой — перейти непосредственно к действию. Кроме того, он дает уверенность. Зачастую задача кажется невыполнимой, пока не знаешь, как приступить к выполнению. После того, как вы осознали необходимые первоначальные действия, дальнейшая задача раскладывается на составные части и становится осуществимой.

Как? С помощью этого вопроса можно выстроить логическую цепочку, правильную последовательность действий, необходимых для решения задачи.

Как задавать правильные вопросы? Правила

Искусство правильно задавать вопросы требует выполнения ряда правил.

1. Краткость — сестра таланта. Верно сформулированный вопрос должен быть кратким, ясным и четким. Именно на такой вопрос есть наиболее высокая вероятность получить ответ. Слишком сложный вопрос уводит вас и вашего собеседника от темы. Может сложиться и так, что ваш вопрос останется без ответа просто потому, что его не поймут. Если есть необходимость в предыстории, то сначала изложите ее, а уже потом задавайте краткий вопрос. 2. Тон вашего вопроса. Слишком жестко заданный вопрос создаст у вашего собеседника ощущение, что он на допросе. Соответственно, отвечать на вопрос у него вряд ли возникнет желание. Тон должен быть достаточно мягким, доброжелательным и непринужденным. Вы не требуете ответа, а интересуетесь.

3. Слушайте собеседника. Люди обычно внимательны в ответ к тем, кто внимателен к ним. Старайтесь проявить некоторое любопытство, и даже если тема вам не так уж интересна, максимизируйте момент и постарайтесь вынести из рассказа говорящего максимум пользы, одновременно наводя собеседника на тему, которая будет полезна вам обоим.

4. Заинтересуйте собеседника. По тем или иным причинам большинству людей не слишком нравится отвечать на прямые вопросы. Кому-то сложно излагать свои мысли, кто-то считает, что слабо знаком с предметом, кто-то ограничен корпоративной этикой либо собственной стеснительностью. Для того чтобы человек, несмотря ни на что, отвечал вам, покажите ему, что отвечать — в его интересах.

5. Верный вопрос — это запрос информации, а не обвинение. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему вы не…» или «Как вы могли…» — заведомо неверные. Они ставят вашего собеседника в позицию, в которой он вынужден защищаться, то есть в позицию конфронтации с вами.

Кому задавать вопросы?

Самый важный момент — понять, кому именно необходимо задавать вопросы.

Нередко в поисках решения мы советуемся с друзьями, приобретаем множество книг, ходим на тренинги и семинары. Но у каждого из нас уже есть идеальный наставник и советчик — наше подсознание.

Оно на самом деле знает все. И сложность только в том, чтобы найти нужный ключ, который откроет все двери, позволит получить нужную вам информацию и принять правильное решение.

Ответы на все вопросы лежат на поверхности. Все секреты не так уж сложно раскрыть. Но чаще всего мы не видим именно того, что лежит прямо перед нами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила вопроса: как улучшить профессиональную и личную жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я