Эта книга – сборник микроскопических заметок, миниатюрных толкований и экспресс-экзегез на тексты Священного Писания. В течение года я писал эти заметки в свои соцсети, основываясь на литургических чтениях каждого дня. Это не академический труд, это заметки на полях, студенческий конспект. Но я надеюсь, что эти короткие записки кого-то утешат, кого-то будут назидать, кого-то обличат. Кому-то послужат основой для размышлений, кому-то помогут при подготовке проповеди. Во славу Божью!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Lectio Selecta. Избранное чтение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
А как быть, если Бог дарует мне яичницу?
«…потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению»
(Филиппийцам 2:13)
Сколько копий было сломано в спорах о толковании этого стиха. Всякий его объяснял на свой лад. Янсенисты, кальвинисты, детерминисты и т. д.
Кто-то даже договорился до того, что когда грешник хочет грешить, то это желание в нем формирует Бог в качестве наказания за отвержение Евангелия.
Мне представляется, что верный путь к толкованию этого стиха указал Ориген:
«Некоторые говорят: „Если изволение от Бога и совершение от Бога, то добра ли, зла ли желаем или совершаем, — это от Бога. А если это так, то мы не имеем свободы воли“. На это следует ответить так: речь апостола не о том, что желать дурного или желать хорошего — от Бога, и что совершать хорошее или дурное — тоже от Бога. Он говорит в общем, что „желать и совершать — от Бога“. Ибо как от Бога мы получили самое то, что являемся людьми, дышим и двигаемся, — так же и то, что мы имеем желания, мы получили от Бога. Это как если бы мы сказали, что мы двигаемся благодаря Богу или что каждый наш член исполняет свою обязанность и двигается благодаря Богу» (Ориген, О началах)
Павел пишет о так называемой природной (естественной, богоданной) воле человека. Эта воля проявляется, как способность желать и действовать ради удовлетворения благого, вложенного в нас Богом, желания. Например, я хочу есть и готовлю себе яичницу.
Волю природную следует отличать от воли гномической (личностной, избирательной). Эта воля проявляется, как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. избирать одни желания, а другие отвергать. На уровне гномической воли в человеке происходит выбор и колебание между добром и злом. Например, желая есть, я выбираю: украсть мне в магазине яйца для яичницы или честно их купить.
Апостол Павел пишет, что на человека Бог возложил ответственность совершать своё спасение. Это значит, что данное по благодати Божьей спасение христианин должен являть делами до самой смертной черты. А проявлять дела веры и вести жизнь, достойную призвания Божьей благодати, человек может именно потому, что Бог дал ему способность желать и действовать.
Поэтому, не путайте Божий дар с яичницей. Божий дар — не яичница, Божий дар — это способность эту яичницу пожарить и съесть… и выбрать при этом путь честного человека, а не вора, крадущего яйца в магазине.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Lectio Selecta. Избранное чтение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других