Гипноз и регрессивная гипнотерапия. Учебное пособие

Павел Авдеев

Эта книга призвана раскрыть все секреты гипноза и стать полноценным руководством по регрессивной гипнотерапии. Из учебника вы узнаете, нужен ли гипноз в психотерапии и что делать с негипнабельными; как работает регрессия и какие наиболее эффективные методы работы с психической травмой существуют на сегодняшний день. Книга предназначена как для новичков в гипнотерапии, так и профессионалов, которые хотят обогатить свой арсенал и взглянуть на гипнотерапию по-новому.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гипноз и регрессивная гипнотерапия. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТЕМА 2. ПЕРВИЧНЫЙ КОНТАКТ И ДИАГНОСТИКА КЛИЕНТА

Первичный контакт направлен на краткое ознакомление с проблемой клиента, введение клиента в курс дела и объяснение содержания процесса гипнотерапии, выяснение ожиданий и развенчание мифов.

При первичном контакте, важно вкратце выяснить какой запрос у клиента и вызывает ли он эмоциональный отклик («Какой у вас запрос? В каких ситуациях это проявляется? Когда это происходит, что чувствуете? Что происходит в теле?). Далее объяснить подходит ли данный запрос для гипнотерапии или нет, и, если нет, то почему (возможно направить к иному специалисту).

Эффективность многих современных частных гипнотерапевтов определяется не тем, что они способны исцелить большое количество клиентов, а тем, что они умеют правильно отсеивать неподходящих и привлекать наиболее подходящих клиентов для гипнотерапии

Важно прояснить ожидания клиента по поводу гипнотерапии, что особенно касается мифов и ожиданий по поводу количества сеансов. Необходимо объяснить, что мы не даем волшебных внушений, а занимаемся поиском травмы. Такой поиск может занять определенное количество времени в зависимости от степени гипнабельности клиента. Травмы убираем слой за слоем пока не доберемся до самой сути.

Важно выяснить социальное положение клиента, возможности оплаты (опять же в перспективе нескольких сеансов). При этом нельзя договариваться об «особых» условиях в стиле обмена услугами или скидок. Важно понять, может ли клиент периодически вас посещать (часто клиенты приезжают ненадолго из других городов и готовы попасть лишь на один сеанс).

Важно объяснить сеттинг и ситуацию (Давайте будем на «Ты», Сеансы проводятся там то и там то, приходить надо в свободной спортивной одежде, хорошо выспавшимся и отдохнувшим, стараться не употреблять перед сеансом кофе, в состоянии алкогольного опьянения приходить запрещено, даю такие-то гарантии и др.). Желательно, чтобы клиент заполнил информированное согласие. Необходимо спросить у клиента есть ли у него дополнительные вопросы и ответить на них.

2.1. Создание установки на гипноз

Половина вашего успеха при процессе гипнотизации будет зависеть от установок и готовности гипнотизируемых субъектов. Клиенты должны быть настроены на гипноз, оказывать вам доверие и быть готовыми к следованию внушениям. Они должны верить, что гипноз работает, и, в частности, работает на них. Если человек относится к гипнозу критически или не доверяет вам, то ничего хорошего из такой работы не выйдет. Для того, чтобы свести к минимуму такую возможность мы и используем приемы создания установки. Среди таких приемов можно выделить следующие.

1. Внешнее информирование. Дело в том, что гипноз начинается еще до вашей встречи с клиентом. Так или иначе гипнотик уже до вас имеет те или иные представления о гипнозе и, скорее всего, о вас. В зависимости от того каковы будут эти представления будет определяться и ваша возможность гипноза человека. В целом такие представления можно поделить на два типа — это убеждение в том, что гипноз работает и что гипноз не работает. И очевидно, что в первом случае шансов на гипноз будет намного больше. Причем заметьте, представления о том хорошее ли это явление гипноз или он несет в себе опасность имеют намного меньшее значение. Например, если человек будет считать, что гипноз — это что-то страшное, что способно подавить его волю, то это все равно сыграет вам на руку, потому что он все равно будет верить, что гипноз работает. Для эксплуатации данного фактора используются различные источники внешнего информирования: телевидение (передачи, где гипнотизер показывает чудеса), интернет, научные статьи (доказывающие эффективность гипноза), видеоролики. Таким образом, через все источники информации стоит убеждать субъекта, что гипноз работает. В идеале, необходимо иметь реальные отзывы и конкретно о вашей работе.

2. Внешние атрибуты гипнотизера. Гипнотизер должен выглядеть идеально, что повышает его ранг в группе в целом. Другой вопрос, что гипнотизер может использовать различные атрибуты, связанные с установками субъекта. Например, если к вам на терапию пришел бизнесмен, то лучше одеться в смокинг, а вот если вы гипнотизируете сборище эзотериков, то стоит задуматься о скипетре и шляпе с пером. То есть ваш наряд должен подкреплять установки гипнотика, с помощью него вы должны вливаться в целевую социальную группу. То же касается и внешних атрибутов. С одной стороны, вы можете организовать кабинет делового человека, а с другой стороны комнату для сеансов медиумизма. И то, и то может быть эффективно, но в зависимости, от аудитории, которая к вам приходит.

3. Состояние гипнотизера. Существует миф, что гипнотизер обладает какими-то сверхъестественными способностями, у него есть магнетический взгляд и он способен читать ваши мысли. Нет, это совершенно не так. А миф этот пошел со времен Месмера, который заявлял, что только он и возможно его ученики обладают властью над гипнотическим флюидом. Правда вскоре исследования показали, что никакого гипнотического флюида нет и в помине, что, конечно, не изменило картину мира обывателя, верящего в чудеса. Сейчас же люди также склонны приписывать гипнотизеру различные способности по разным причинам. В основном они просто делают неверные атрибуции на основе своих убеждений и опыта.

Существует и другой почти миф по поводу гипнотизера. То, что он должен обладать безусловной внутренней уверенностью и особым внутренним состоянием. И это именно миф, ведь важно только ваше внешнее поведение, т.е. то, что вы демонстрируете своему гипнотику. И если вас трясет от страха и ломается голос, то, конечно, никто у вас в гипноз не войдет, просто потому что такое поведение неконгруэнтно, и оно не способствует фиксации внимания, а наоборот включает критику. Однако, если у вас сердце уйдет в пятки, но вы этого никак и ничем не продемонстрируете — это никак не повлияет на процесс гипнотизации. То есть важно то насколько хорошо вы разыгрываете свою роль. Правда следует понимать, что не каждый способен подавить в себе внутренние сомнения.

4. Ситуация. В целом ситуации гипноза можно поделить по двум признакам: по назначению гипноза, например, терапевтическая ситуация, эстрадное выступление, улица, съемки, анестезия при операциях и т. д. и по количеству людей, где может быть один человек, а может быть несколько или много. В последнем случае, как мы уже говорили, большое количество людей может как положительно, так и отрицательно повлиять на внушаемость субъекта. Если вся группа вас поддерживает, то и внушаемость в разы повысится, если же хоть один человек из группы против вас, то внушаемость резко упадет. Поэтому в ситуациях, где много людей надо создавать видимость принятия внушений у всей группы, т.е. как минимум попросить каждого закрыть глаза в процессе гипнотизации, чтобы каждый думал, что и у остальных все получается, а также сразу пресекать сопротивление кого-либо, например, удалив данного человека из кабинета. Если же мы разбираем гипноз по целям, то здесь внушаемость людей будет отличаться. Самая низкая внушаемость будет на улице. Ну, потому что, с чего бы группе людей доверять какому-то непонятному человеку, который подошел показывать какие-то фокусы. Самая высокая внушаемость будет на терапии и при операциях, потому что здесь человек наиболее мотивирован и подготовлен к процессу гипноза. По сути, не доверять вам ему просто невыгодно. В случае эстрады, найти гипнотиков тоже достаточно просто, но уже за счет большой выборки людей, которые приходят на выступления (особенно учитывая, что иногда гипнотизеры приводят подставных актеров или людей сомнамбулического типа). Многие из зрителей истероиды, которым нравится показывать себя и поэтому они готовы подыгрывать гипнотизеру ради получения аплодисментов.

5. Предварительная беседа. Предварительная беседа порой помогает создать у человека необходимую мотивацию. Причем под предварительной беседой можно понимать много разных явлений, помимо самой беседы. По сути, сюда мы относим любой способ предварительной коммуникации с гипнотиком. Вся предварительная беседа направлена на выявление или создание мотивации и связывание ее с процессом гипноза. И в целом предварительная беседа присутствует в любой из ситуаций гипноза. Например, при терапии предварительная беседа состоит в разъяснении смысла и процесса гипноза, его эффективности. На улице предварительная беседа может состоять в особом подходе, где вы пытаетесь заинтересовать группу людей. Вы можете даже не говорить о гипнозе, а начать с демонстрации фокусов. Заинтересовав людей фокусами, вы уже создаете мотивацию на дальнейшее взаимодействие с вами откуда уже можно начинать гипноз. На эстраде вы тоже постоянно мотивируете людей обещая им приобретение определенных навыков самоконтроля, внимание и аплодисменты других людей. Можно использовать развёрнутый или сокращённый и опосредованный варианты такой беседы. В первом случае вы зачитываете лекцию по тому, что такое гипноз. Это часто используется в психотерапии, однако занимает достаточно много времени. Сокращенный вариант предполагает просто ответы на вопросы субъекта перед началом сеанса.

6. Создание раппорта. Наконец, крайне важно создать раппорт с клиентом. Раппорт в большинстве своём — это возможность адекватно коммуницировать с клиентом и соответствовать его ожиданиям. Отсюда, в рамках гипнотерапии выделяется две основные модели раппорта.

Во-первых, это вертикальный раппорт. Такой раппорт практически не используется в современной психотерапии, однако, в рамках гипнотерапии, он все же имеет место быть, так как многие клиенты ожидают увидеть именно доминирующего гипнотизера. В таком случае, имеет смысл удовлетворить ожидания клиента. Для этого изначально стоит опираться на пункты, описанные выше и продемонстрировать клиенту, что мы успешны в социальной сфере. В процессе общения терапевт более активен чем клиент, он имеет право прикасаться, обучать, давать внушения. Терапевт выступает больше как врач-специалист в проблеме клиента и, по сути, проводит на нем операцию, пока тот лишь принимает воздействие. Отсюда, вы можете прямо отдавать клиенту команды, в стиле «Слушаешь только мой голос!» делать это жёстким и властным голосом. При этом в поведении терапевта может быть некоторая степень артистичности, например, он может прикоснуться к голове пациента и сказать: «Под влиянием моего прикосновения, все плохое выходит из тебя!». Надо понимать, что это обычная игра, которая, однако, необходима ряду клиентов. В частности, такой стиль поведения часто использует при суггестивной терапии (терапии прямым внушением) и кодировании, так как эти направления полностью базируются на вере пациента, а верить он может лишь во властную фигуру.

Другой тип раппорта — это горизонтальный раппорт. Это наиболее распространённый тип раппорта в современной формализованной психотерапии, типа гипнотерапии или когнитивно-поведенческой терапии. Здесь терапевт выступает на равных с клиентом. И хотя, он также является врачом со своими техниками, все же его слово не является законом, а клиент может свободно влиять на процесс лечения. Больший упор в общении идет именно на клиента, на его раскрытие и слушание. Важны проявления эмпатии и понимания, а также работа в деловых рамках.

Существует также и третий тип раппорта — раппорт снизу, когда мы полностью отдаем инициативу клиенту. Однако, такой раппорт не используется в гипнотерапии в силу ее специфики, а применяется лишь в глубинных и гуманистических течениях терапии.

2.2. Ответы на «сложные» вопросы клиентов

Так как клиенты при первичном контакте и в последующих сессиях достаточно часто испытывают неадекватные ожидания и поддаются мифам о гипнозе следует иметь заготовленные адекватные ответы на стереотипные вопросы о гипнотерапии.

— Гипноз — это бессознательное состояние с потерей контроля? — Нет. В гипнозе человек полностью осознает себя и все что происходит вокруг. Более того, в гипнозе обостряются чувства и усиливается восприятие. Гипноз — это самогипноз.

— Можно ли не выйти из гипноза — Нет. За всю двухсотлетнюю историю научного изучения гипноза не было зафиксировано ни одного случая, чтобы человек не вышел из состояния гипнотического транса.

— А как же цыганский \ криминальный гипноз? — Цыганки крайне редко обладают гипнотическими навыками, в основном они используют отвлечение внимания и обычный обман, а люди потом ссылаются на гипноз, чтобы оправдать самих себя.

— А что, если после гипноза я забуду все, что происходило? — Нет. Наша цель как раз обратная — помочь вам вспомнить то, что забыто и вытеснено.

Ответы приведенные здесь предназначены лишь для клиента, но не для вас, как терапевта. Например, на возможность развития гипнабельности существует две точки зрения: гипнабельность дается с рождения и гипнабельность можно развить. Понятно, что с клиентом нам вряд ли стоит обсуждать научные дискурсы и лучше просто сообщить ему о той точке зрения, которая может наилучшим образом повлиять на будущие результаты

— Как ощущается состояние гипноза? — Ощущения в гипнозе у каждого свои. Но по большей части они сводятся к высокой концентрации на объекте или на воображаемой картине. В этом состоянии человек как бы забывает обо всем остальном. Что-то подобное происходит и во сне.

— Я неоднократно пытался войти в гипнотическое состояние на сеансах гипнотизеров, но у меня ничего не получалось. Почему? — У разных людей изначально разная степень гипнабельности, которая тренируется с течением времени (доказал Оскар Фохт), чем больше вы практикуете, тем лучше у вас будет получаться./ Возможно вы находились в гипнозе, но не поняли этого (в этом варианте лучше доказать на практике, например, вызвать каталепсию руки)./ Часто намного удобнее входить в гипноз при помощи гипнотизера (в случае если человек занимался самогипнозом) /самому (в случае если был гетерогипноз) / Возможно вам не очень подходил конкретный гипнотизер/метод и стоит попробовать с кем-то другим.

— Даете ли вы гарантию? — Мы не волшебники и можем помочь не всем. Решение о том, будем ли мы с Вами работать мы принимаем на первой консультации. И в случае, если нет — перенаправляем к другим специалистам. В случае отсутствия результата, я возвращаю деньги/часть денег.

— Сколько сеансов гипноза нужно чтобы решить мою проблему? — Все индивидуально. В среднем, для проработки одного запроса требуется от 5 до 10 сеансов (прогноз даете исходя из запроса клиента). Бывает, что что-то удается решить и за один сеанс.

Ну и, конечно, не стоит упускать возможность для юмора, ведь многие клиенты приходят совсем не затем, чтобы решить свою проблему.

— Вы гипнотизер значит вы обладаете определенной гипнотической силой? — Каждый из нас обладает этой силой, главное пробудить ее в себе

— Поможете мне достичь суперсостояниесуперглубокогоЭсдейла — (стоит узнать зачем это человеку, но в большинстве случаев он просто не понимает, о чем говорит, и можно сказать: «Вам нужен более компетентный специалист»)

— Вы меня не обворуете/изнасилуйте/убьете под гипнозом? — Если бы я это делал, то тут могло бы быть два варианта: я бы уже был миллионером и правил миром, либо сидел в тюрьме и вряд ли бы у меня были позитивные отзывы. Человек под гипнозом все осознает и т. д.

— А сможешь меня загипнотизировать? — Конечно смогу, только оплати сессию.

— Я хотела бы стереть себе память, помогите мне? — Вам стоит обратиться к другому специалисту.

— Любой психотический или неподходящий запрос (суицид, наркотики и т.д.) запрос. — Вам нужен более компетентный специалист.

— Если клиент настаивает, впадает в зависимость. — настаивайте в ответ, обрывайте контакты.

— Доктор, я люблю вас! — Сконцентрируйтесь на этом чувстве и вспомните более раннюю ситуацию, связанную с этим чувством.

2.3. Диагностика клиента

Диагностика клиента в регрессивной гипнотерапии имеет особое значение, так как именно она определяет воронку количества клиентов на входе и процент успеха на выходе. Регрессивная гипнотерапия в отличии от более общих терапевтических подходов во много построена именно на отсеве клиентов, для которых данная терапия будет просто неэффективна. Именно поэтому в рамках диагностики мы используем ряд значимых критериев: общие показания и противопоказания к психотерапии и специфические показания и противопоказания к гипнотерапии. Мы также используем специфическое психодиагностическое интервью и различные домашние задания, которые позволяют нам подготовить клиента к будущим сеансам.

2.3.1. Показания и противопоказания к гипнотерапии

Важно понимать, что гипнотерапия, как и любой другой вид психотерапии, имеет свои показания и свои ограничения. К сожалению, на данный момент не существует полноценных исследований, которые бы четко указывали в каких случаях имеет смысл применять гипнотерапию, а где от нее стоило бы воздержаться. Однако, все же существуют общие рекомендации, наблюдения психотерапевтов, а также отдельные исследования эффективности гипнотерапии для различных видов расстройств. Их мы и обсудим.

Гипнотерапия показана, в первую очередь, больным с нервно-психическими расстройствами (невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами по МКБ-10). Однако применение гипнотерапии, в особенности классического гипноза, зависит как от возможности наличия психических расстройств, так и личностных особенностей пациента и его отношения к гипнозу. Если говорить в целом, то гипнотерапия неприменима в случае психотических расстройств и расстройств личности, однако, она достаточно эффективна в работе с расстройствами невротического спектра.

Гипнотерапия в основном применяется при: невротических расстройствах (тревожно-фобические расстройства, паническое расстройство, ПТСР, зависимости, ожирение, ОКР, расстройства в сексуальной сфере, психосоматические расстройства) и жизненных проблемах (перенапряжение, страхи и волнения, неадекватные эмоциональные состояния).

Гипнотерапия не применяется при: пограничных расстройствах, расстройствах психотического спектра, работе с характером (здесь возможна только комплексная работа), а также при работе с соматическими заболеваниями, упор на которые так часто делают мошенники и шарлатаны (онкология и пр.)

Абсолютно противопоказана гипнотерапия больным с бредовыми психозами, в первую очередь — шизофренией с бредовыми идеями воздействия, синдромом Кандинского — Клерамбо, так как возможна генерализация бредовых идей, и вся обстановка, а также врач, проводивший гипнотерапию, будут вовлечены в бредовые переживания больного. Аналогично поступают и в тех случаях, когда к врачу-психотерапевту обращается больной с жалобами на то, что его кто-то загипнотизировал, и просит врача, чтобы тот применил свои умения и «разгипнотизировал его», применив для этой цели более сильный гипноз. Хотя в популярных книгах и интернете вы часто можете видеть сообщения и отзывы о том, что кто-то с помощью гипнотерапии вылечил психотическое заболевание, типа шизофрении, такие заявления нельзя рассматривать в серьез по ряду причин: сам психолог обычно не имеет возможности правильно диагностировать заболевание и его исцеление; во многих случаях совершенно непонятна природа симптомов (это могут быть псевдогаллюцинации, которые человек сам надумал себе в результате травмы, а могут быть истинные галлюцинации, которые возникли в результате расстройства мозга; работа же гипнотерапевта вполне может быть эффективна в первом случае, но будет вредной во втором).

Среди симптомов, которые должны сразу вызвать подозрение можно выделить следующие.

1. Галлюцинации («Вижу то, чего нет, слышу голоса»)

2. Бредовая речь и невозможность удержать тему разговора.

3. Амнезии («Не помню, что происходило вчера», «Очнулся уже в другом месте»).

4. Паранойя («На меня воздействовали», «Мне внушили»).

5. Автоматизмы («Я себя не контролирую», «Как будто мной управляют». )

6. Неясные припадки («У меня случаются приступы, при которых я нападаю на людей»).

7. Эмоциональная тупость (Индивид в процессе терапии, вообще ни на что эмоционально не реагирует).

8. Сезонные перепады настроения (есть периоды хорошего и плохого настроения сменяются циклично, не являясь реакцией на какие-то события — велика вероятность эндогенного биполярного расстройства).

Надо понимать, что вам совершенно необязательно в рамках первого звонка расспрашивать человека по каждому из пунктов. В большинстве своем, вам будет необходимо задавать дополнительные вопросы только в случае наличия каких-либо подозрений. Например, если клиент заявляет вам: «Я была в секте, где на меня воздействовали и сейчас я не контролирую себя». Здесь можно более подробно расспросить клиента, как конкретно он себя не контролирует, что он подразумевает под словом «воздействовали», есть ли у него провалы в памяти, были ли у него родственники с психическими отклонениями (так как многие психические заболевания передаются по наследству). Ну и, конечно, главным вопросом в случае подозрения должен быть вопрос «Наблюдаетесь или наблюдались ли вы у психиатра и по какому вопросу?»

Выше обозначен тот минимум симптомов, на который вы сразу же должны среагировать отказом от терапии. К сожалению, в данной книге невозможно предоставить читателю полноценного психиатрического знания, так что, перед началом собственной практики, рекомендуется ознакомиться с соответствующими источниками и видеоматериалами, посвященными психиатрической тематике, ну и конечно, держать при себе международную классификацию болезней последнего пересмотра.

Если вы сомневаетесь в возможностях гипнотерапии при работе с тем или иным расстройством, с которым к вам обратился клиент, вы можете воспользоваться такими сервисами как PubMed, и поискать там исследования, связанные с данной проблемой. Если же вы не найдете никакой информации, то возможно стоит провести собственный эксперимент и проверить эффективность гипнотерапии (главное, чтобы запрос не подпадал под противопоказания)

Противопоказано проведение гипнотерапии также истерическим личностям с гипноманическими установками и лицам с расстройством личности истерического типа, сочетающимся с гиперсексуальностью, сексуальными перверзиями и склонностью к псевдологии (патологическая склонность к сообщению ложной информации, к сочинению фантастических историй). Гипноз только углубляет погружение в фантазии у таких людей и вызывает гипнотическую зависимость (так называемую гипноманию). Собственно, всем лицам, у которых наблюдалась гипномания, гипноз также противопоказан.

Противопоказана регрессивная гипнотерапия и людям, недавно прошедшим операцию, так как в результате бурного катарсиса у них могут разойтись послеоперационные швы. Такое же противопоказание применимо и для людей с болезнями сердца. Сильный катарсис или, наоборот, сильное гипнотическое расслабление могут быть вредны на определенных триместрах беременности и способны вызвать отторжение плода.

К относительным противопоказаниям к проведению гипнотерапии можно отнести следующие случаи: когда в прошлом у пациента возникали какие-либо осложнения при гипнотерапии и у него имеются опасения или страх перед их повторением; когда больной противится проведению классического гипноза или не верит в его эффективность; когда пациент «негипнабелен» для данного врача-психотерапевта; когда пациент болен гипнофобией.

Многие новоиспеченные гипнотерапевты, которые только что прошли двухдневные тренинги горят оптимизмом и желанием исцелить всех подряд, не видя границ своих возможностей. Но важно понимать, что нежелание учитывать противопоказания ставит под угрозу не только вас, но и того человеку, которому вы так рьяно стремились помочь

К относительным противопоказаниям можно отнести и работу с детьми. Как показывает практика, регрессивная гипнотерапия на них работает плохо, так как они просто не вспоминают травм прошлого (видимо в виду отсутствия, соответствующей установки). Для работы же с детьми необходимо обладать дополнительным образованием в области детской психологии и иметь разрешение от родителей. Надо понимать, что при работе с детьми на вас ляжет дополнительная ответственность, так как, если с ребенком будет что-то не то, даже независимо от вашей работы, его родители обвинят в проблеме именно вас.

Сочетание фармакотерапии и гипнотерапии. Гипнотерапия на фоне приема психотропных препаратов, скорее всего будет малоэффективна, так как часто подобные препараты притупляют эмоциональный отклик, а изменения состояния, которое повлечет за собой отмена препаратов, приведет и к распаду воспоминаний и навыков, полученных в процессе гипнотерапии. Проще говоря, велика вероятность, что весь успех, которого вы добились пока пациент принимал таблетки уйдет в никуда, когда он перестанет их принимать. Вы также должны понимать, что, не будучи врачом, вы не имеете права рекомендовать клиенту прием или отказ от тех или иных лекарственных препаратов, так что, если вы хотите взять клиента, который в данный момент проходит фармакотерапию, необходимо, чтобы он проконсультировался со своим лечащим врачом.

Психотерапия #12. Типы проблем, с которыми работает психолог. С чем стоит обращаться к психотерапевтуhttps://youtu.be/LfMJboVpAt0Психотерапия #13. С какими проблемами НЕ работает психолог? Нерешаемые запросы в психотерапии.https://youtu.be/wcIiGfdvPsc

2.3.2. Психодиагностическое интервью

После того, как мы описали нашему потенциальному клиенту условия приема и не выявили у него никаких прямых противопоказаний, наступает важнейший из этапов диагностики — описание проблемы клиента и выявление проблемного чувства. Правильно проведенная диагностика позволяет не только четко описать суть и сформировать модель проблемы клиента, но еще и сделать эту проблему осязаемой для него самого, т.е. проделать часть психологической работы, а также мотивировать клиента на дальнейшее взаимодействие. В рамках такой диагностики основным инструментом является психодиагностическое интервью.

Основная задача диагностики в регрессивной гипнотерапии — это выявление проблемного чувства клиента, которое лежит в основе его проблемы, так как именно его мы будем использовать для последующей регрессии

В описании модели проблемы клиента важны две составляющих.

1. Поиск и описание конкретной проблемной ситуации и последовательности появления симптома. Проблемная ситуация — это совокупность стимулов, которые приводят человека к появлению той или иной проблемной реакции. Например, если клиент говорит: «Мне постоянно плохо», мы, конечно, можем поверить ему и поработать с чувством «плохо». Однако, скорее всего клиент сам не осознает, что ему плохо в конкретных ситуациях, и что к такому ощущению его приводит определенная последовательность внешних или внутренних событий.

2. Описание структуры проблемы. В структуру проблемы входят следующие элементы: эмоции, телесные реакции и их метафоры, мысли и поведение. Гипнотерапевту, в первую очередь, важны чувства, однако выяснение всех остальных элементов (мыслей, ощущений, поведения) помогает человеку лучше осознать свою проблемную эмоцию, что сделает в дальнейшем процесс регрессии намного проще.

Таким образом, с помощью определенных вопросов необходимо выявить проблемные симптомы и последовательность, в которой они возникают.

Далее мы приводим конкретный список вопросов, которые вы можете использовать для диагностики проблемы клиента.

1. Стимульная ситуация: «В каких ситуациях возникает эта проблема/чувство/мысль/ощущение?», «Что происходило вокруг, когда ты это почувствовал/подумал?», «Что происходило перед тем, как ты это почувствовал/подумал?», «Чем ситуация, в которой у тебя возникает это чувство отличается от любой другой?».

Возможные осложнения: человек говорит, что проблема у него присутствует постоянно или, он все время испытывает ту или иную эмоцию, и она не зависит от ситуации. Подобное заявление, как правило преувеличено из-за фиксации человека на своей проблеме. Для выявления стимульной ситуации можно спросить об исключениях: «А прямо сейчас вы тоже испытываете этот страх? — Нет? А чем эта ситуация отличается от тех, где вы его испытываете?» или «Были ли случаи, когда вы испытывали другие чувства: радость, печаль вину, а не страх — Да? Чем те ситуации отличаются от ситуаций, в которых вы испытываете страх?».

В процессе диагностики крайне важно выяснить конкретную проблемную ситуацию, а не говорить об абстракциях. Это необходимо, чтобы, во-первых, у нас был конкретный критерий оценки результата (когда, после терапии, мы предлагаем клиенту снова попасть в ту же ситуацию), а, во-вторых, иметь возможность актуализации проблемного чувства, помещая человека в ту ситуацию, которая его волнует или моделируя ее

После того как мы выяснили набор конкретных ситуаций, где у клиента проявляется тот или иной симптом стоит определить чувство, которое клиент при этом испытывает. Однако, стоит понимать, что клиенты редко напрямую называют свою переживание. Обычно, люди описывают большинство проблем, либо как «страх», либо как «тревога», хотя по факту, они могут переживать совершенно иные чувства, такие как обида, грусть, одиночество и др. Именно для того, чтобы клиент мог более точно обозначить своё чувство мы стараемся смоделировать контекст, в котором он это чувство испытывает. В первую очередь, стоит говорить о моделировании ситуации, что мы уже проделали на предыдущем этапе. Однако, в актуализации проблемного чувства, нам также могут помочь мысли клиента, которые у него возникают в проблемной ситуации, телесные ощущения и поведение. Иногда через описание поведения терапевт может сам догадаться о чувстве, которое испытывает клиент, но при этом не осознает. Например, если клиентка жалуется на агрессивные вспышки в сторону молодого человека, можно намекнуть ей, что здесь возможно присутствует не только переживание злобы, но и обиды или одиночества, а таким поведением она старается лишь привлечь внимание (надо понимать, что это лишь предположение, и мы всегда исходим из обратной связи клиента). В целом мы можем использовать следующие вопросы.

2. Мысли. «Какие мысли возникают, когда вы попадаете в эту ситуацию/испытываете эту эмоцию/ощущение в теле», «О чем вы думали в тот момент?»

Возможные осложнения: человек не может сформулировать свои мысли, ссылаясь на то, что не мог думать в стрессовой ситуации. В этом случае можно просто спросить: «О чем бы вы могли подумать?», скорее всего клиент выдаст те мысли, которые у него промелькнули в момент стресса. Если клиент говорит: «Не помню», можно предложить ему воспроизвести ситуации в фантазии и спросить, что он думает при этом.

3. Эмоция. «Когда вы находитесь в подобной ситуации/когда в голове возникают эти мысли/в теле появляется ощущение, какая эмоция возникает?», «Что ты чувствуешь, когда это происходит?», «Какую эмоцию ты испытал, когда это произошло?», «Что ты чувствуешь, когда говоришь об этом?»

Возможные осложнения: человек не может проговорить эмоцию. В этом случае эмоцию можно обозначить через ощущение в теле «И когда ты чувствуешь комок в горле, на какую эмоцию это похоже?», или можно спросить о предположении «Какую бы ты мог испытать эмоцию в тот момент?», «Какую эмоцию обычно испытывают люди в подобных ситуациях,…, похоже ли это на то, что испытывал ты?».

4. Ощущение в теле и его метафора. «Когда ты попадаешь в эту ситуацию, что ты чувствуешь в теле/как ведет себя твое тело?», «Когда ты испытываешь страх/гнев/обиду, где это в теле?», «И это ощущение в теле на что оно похоже, какие у него размер, цвет, форма?». Последний вопрос необходим для углубления состояния клиента и для его большей фиксации на проблемном состоянии с целью его лучшего описания.

Возможные осложнения: человек не чувствует своего тела. В этом случае можно спросить: «Когда ты говоришь/думаешь об этом, что в твоем теле не так как обычно?». Если человек не может ответить и на этот вопрос, тогда необходимо повысить интенсивность стимула, либо стимулируя воображение человека, либо помещая его непосредственно в стрессовую ситуацию. Отсутствие связи между мыслями и телесной реакцией является признаком низкой гипнабельности клиента.

5. Поведение. «И что ты делаешь, когда попадаешь в эту ситуацию?», «Что происходит дальше?», «Как ты себя ведешь, когда возникает эта мысль/ощущение в теле?».

Уточнения для сложных ситуаций. Если клиент сообщает конкретную проблему, например, «У меня болит голова в ситуации Х», но при дальнейшем расспросе о данной конкретной ситуации, чувство отсутствует, то мы можем использовать вопросы о последовательности стимулов.

1. «Перед чем это происходит?», «Что произойдет, если симптома не будет?». Данные вопросы могут помочь выяснить вторичную выгоду и истинную проблему клиента. Например, клиент может сказать, что у него начинает болеть голова перед публичным выступлением. После этого мы возвращаемся к вопросам по структуре проблемы уже говоря о публичных выступлениях (скорее всего, мы выясним, что человек просто боится выступать, и далее будем работать со страхом).

2. «Что обычно происходит после этого?». Данный вопрос помогает нам выявить реальные подкрепления, которые получает клиент, и которые в последующем желательно устранить. Например, клиент отвечает: «Каждый раз после того, как у меня начинает болеть голова моя девушка начинает заботиться обо мне». В этом случае мы либо возвращаемся к вопросам о структуре проблемы и выясняем проблемное чувство, либо пытаемся убрать подкрепляющий фактор (просим девушку не обращать внимания на головные боли и анализируем, какое чувство будет испытывать клиент в отсутствии заботы).

3. «Что может произойти самого страшного, если это случится?». Этот вопрос помогает нам выявить более значимую проблему клиента. Например, клиент отвечает: «Я боюсь собак, если я не буду их боятся и не побегу, то они меня загрызут и некому будет заботиться о моих детях». Далее мы переходим к вопросам по структуре проблемы по ключевой фразе и выясняем, что за ней кроется (например, чувство вины перед детьми).

Техника катастрофизации (когда мы спрашиваем о наиболее пугающем исходе) является крайне значимой на всех этапах психотерапии, начиная от диагностики, заканчивая терапией травмы. Однако при ее использовании следует отделять иррациональные страхи, от реалистичных и работать именно с первыми

Если и так не получается. Если клиент не может выделить конкретную ситуацию и конкретную проблему, тогда мы можем использовать дополнительные методы.

1. «Что ты чувствуешь, когда говоришь об этом?». Вопрос помогает нам выяснить и убрать текущее проблемное чувство.

2. Оценка неконгруэнтности: «Ты говоришь, что хорошо относишься к своей девушке, но при этом сжимаешь кулак, на какое чувство это похоже?»

Если и это не помогает, то производим так называемую экспозицию (предъявление проблемного стимула), то есть посылаем клиента в реальную ситуацию, которая его волнует и просим описать свои чувства. Если при поведенческом эксперименте не обнаруживается проблемного чувства, то и проблемы скорее всего нет, либо человеку просто не хватает поведенческих навыков. Если человек не выполняет задание, то он немотивирован и от него имеет смысл отказаться, либо изменить задание.

Результат интервью. В результате опроса или поведенческого эксперимента вы должны получить список проблемных чувств (ощущения, мысли, поведение тоже могут пригодиться, в случае если регрессия по чувству будет неудачной), с которыми вы дальше и будете работать.

Интервью в регрессии. Вопросы из данного интервью могут быть использованы не только для диагностики, но и в процессе самой регрессии (которую мы будем рассматривать в четвертой теме), для прояснения психотравматической ситуации. Это помогает терапевту понять смысл ситуации, а клиенту — доработать и прояснить ситуацию в своем сознании.

Пример интервью:

Клиент: «У меня есть проблемы в общении с людьми»

Консультант: «С какими конкретно людьми и в каких ситуациях?»

Клиент: «У меня не получается общаться со сверстниками»

Консультант: «В каких именно ситуациях не получается?»

Клиент: «Когда они веселятся всей группой, а я стою в стороне и не могу произнести ни слова»

Консультант: «Когда они веселятся всей группой, что ты чувствуешь?»

Клиент: «Я чувствую, как будто сжатие в теле». (Клиент также может интерпретировать слово «чувствуешь», как эмоцию, в таком случае просто спрашиваем «где это в теле?»).

Консультант: «Где конкретно это сжатие?»

Клиент: «Оно у меня в груди»

Консультант: «На что оно похоже, какого оно цвета, формы, размера?».

Клиент: «Это как черный, склизкий, стягивающий комок»

Консультант: «И когда, ты чувствуешь этот черный, склизкий, стягивающий комок на какую эмоцию это похоже?»

Клиент: «Это похоже на страх» (консультант ставит пометку на чувстве).

Консультант: «И, когда страх, о чем ты думаешь в этот момент?».

Клиент: «Я думаю, что я не такая как все и что они не примут меня, а я этого и не заслуживаю».

Консультант: «И что ты делаешь после этого?».

Клиент: «Я стараюсь уйти из ситуации».

Консультант: «И когда ты уходишь, то что ты чувствуешь?».

Клиент: «Я чувствую обиду» (консультант ставит пометку на еще одном чувстве).

Консультант: «И когда ты чувствуешь обиду, где это в теле?».

Клиент: «Как будто веревка сдавливает горло»

Консультант: «И что происходит после этого?»

Клиент: «Я плачу»…

В данном случае консультанту удалось выявить мысли, чувства и поведение клиента. В результате анализа были отмечены основные проблемные чувства: страх и обида. С этими чувствами далее и будет проводиться гипнотическая регрессия.

Диагностика — это важнейший этап в гипнотерапии, который позволяет сразу же избавиться от множества проблем как для себя, так и для клиента, а также эффективно спрогнозировать процесс терапии и ее длительность, так что не стоит им пренебрегать

Постановка цели. Завершать диагностику и начинать каждую консультацию следует с постановки цели. Сам факт постановки цели уже делает эту цель для клиента более реальной. Цель, заявленная клиентом, также позволяет нам определить его текущие ожидания и уверенность в своих силах и консультанте. С другой стороны, следует остерегаться нереалистичных целей, поскольку недостижение подобных целей может привести к полной утрате мотивации и разочарованию в своих силах (причем не только у клиента, но и у консультанта).

Как бы хорошо мы не проводили словесный опрос, реальные данные о чувствах и переживаниях, которые испытывает клиент, когда попадает в проблемную ситуацию, мы получим только на этапе актуализации проблемного чувства (экспозиции), а также в момент регрессии. Именно погружение в проблемное переживание позволяет клиенту точно обозначить то чувство, которое он испытывает

Цель в гипнотерапии устанавливается, исходя из проведенного анализа и выявленных проблемных эмоций. Для более точной оценки удобно использовать субъективные шкалы от 0 до 100%. Предположим, мы выявили у клиента проблемное чувство вины. Наивысший пик этого чувства, который испытывал клиент мы можем взять за 100%. Одновременно с этим мы сразу выбираем ситуацию, где удобно проверять уровень чувства вины, и которая бы могла повторяться регулярно. Например, при общении с матерью клиент испытывает чувство вины равное 87%. Отсюда мы намечаем результат всей работы и отслеживаем ожидания клиента. Он решает, что хочет снизить чувство вины до 10% в результате курса сессий. После каждой сессии клиенту следует воспроизводить одну и ту же стрессовую ситуацию и оценивать процентное изменение в интенсивности дискомфортного чувства.

На первой сессии цель следует описать более подробно: «Опиши, что поменяется в твоей жизни, когда ты избавишься от проблемы? Какие новые возможности откроются перед тобой?». Подробное описание сделает цель более реальной.

Специфические аспекты психологической диагностики. Следует понимать, что клиент приходит к консультанту не просто с какой-то отдельной проблемой, он несет в себе всю систему текущих и прошлых отношений с миром, где заявленная проблема является лишь отдельным элементом. Чтобы помочь клиенту необходимо понять системные связи заявленной проблемы с другими аспектами его жизни и трансформировать их более адаптивным образом. Таким образом, необходимо помочь клиенту не только избавиться от конкретной дезадаптивной реакции, но и найти способ реализовать свои мотивы в здоровом ключе.

Вторым моментом, который стоит отметить в рамках диагностики, является важность оценки невербального поведения клиента, которое зачастую может дать нам больше информации, чем его словесный отчет. Невербальная оценка позволяет выявить психотических клиентов: полное отсутствие тонуса, замедленные движения и речь, отсутствие жестов — депрессия; чрезмерная активность, резкая смена настроения, быстрая и громкая речь — мания; несоответствие вербального и невербального сообщения, масковидное выражение лица, несоответствия во внешнем виде — шизофрения.

Упрощенный вариант психодиагностического интервью. В данной главе была сделана попытка изложить все возможные варианты расспроса, однако, в реальной жизни, диагностическое интервью обычно выглядит намного проще. Все запросы клиентов мы можем поделить на три типа: стремление избежать негативный стимул, чувство, поведение или ситуацию (например, страх собак, чувство обиды в ситуациях оценки, ревность по отношению к партнеру и др.); жалоба на негативный стимул, к которому человек стремится (тяга к алкоголю, наркотикам, эмоциональная зависимость; навязчивое стремление к успеху); абстрактные запросы (понять смысл жизни; разобраться с внутренними блоками). В этом смысле мы имеем достаточно простую последовательность действий.

1. Если запрос конкретный и связан со стремление избежать тот или иной стимул, тогда мы сразу можем узнать, какое чувство человек испытывает при встречи с ним. Например, если индивид заявляет, что постоянно ссорится со тещей, мы можем узнать какие слова тещи провоцируют его ссоры и с каким чувством они связаны («Когда свекровь попрекает тебя за то, что сделал что-то не так, что ты чувствуешь?»). В таком случае, человек обычно прямо расскажет о своих ощущениях («Я чувствую обиду, как будто меня не ценят»).

2. Если запрос связан со стремлением к какому-то стимулу, тогда необходимо узнать, что человек будет испытывать в случае его отсутствия и уже таким образом выяснить проблемное чувство. Например, если человек страдает от алкоголизма, можно попросить его воздержаться некоторое время от алкоголя, а затем узнать, что он чувствует и какая эмоция заставляет его пить. Тот же прием используется в случае обсессивно-компульсивного расстройства. Например, если больной боится заражения из-за чего постоянно моет руки, то мы можем предложить ему испачкаться, а затем отложить мытье рук и отчитаться об ощущениях.

3. Если запрос абстрактный, то мы действуем, также как и в двух предыдущих случаях, добавляя к этому конкретизацию. Например, если человек жалуется на отсутствие смысла в жизни, мы можем спросить в каких ситуациях это ощущение проявляется наиболее ярко. Если запрос клиента звучит как «Хочу достичь успеха и повысить свою продуктивность!», мы спрашиваем о том, что он будет чувствовать если не достигнет успеха, а затем, конкретизируем в каких ситуациях это чувство проявляется наиболее ярко и наиболее часто.

Выяснение проблемного чувства определяет весь дальнейший ход терапии.

2.3.3. Базовые критерии для отсева в регрессивной гипнотерапии и влияние бизнес-модели на процесс гипноза

Предыдущие разделы диагностики относились большей частью к моменту обращения клиента. Однако, диагностика не заканчивается на простом словесном отчете и продолжается уже на первом сеансе гипнотерапии, где можно выявить дополнительные критерии для отсева клиентов.

Основными критериями для принятия клиента на регрессивную гипнотерапию являются идеодинамическая связь, гипнабельность и возможность регрессии. Данные параметры оцениваются при первой встрече с клиентом, либо в ходе его самостоятельной предварительной подготовки. До проверки этих параметров уже должна быть конкретизирована проблемная ситуация.

Многих может разочаровать большое количество критериев для отсева клиентов. Да, действительно, процент людей, на которых будет работать регрессивная гипнотерапия достаточно мал (впрочем, и другие виды терапии показывают не многим большую эффективность). Однако, вы должны понимать, что регрессивная терапия, на данный момент, это лишь отдельная техника психотерапии для работы с отдельным набором симптомов и при определенных условиях. И чем больше подобных условий у вас получится соблюсти в самом начале, тем лучше результаты вы будете получать в конце

Гипнабельность — наименее значимый критерий. Оценивается с помощью тестов на гипнабельность и откликов пациента на внушения, либо на первом сеансе, либо как самоотчет после прослушивания записей гипнотических аудиосеансов, которые вы назначаете клиенту по своему усмотрению. Для жесткого отбора обычно используются записи с индукцией Элмана (ее мы рассматривали в предыдущей главе). В этом случае у клиента можно прямо спросить: «склеивались ли глаза, когда слушал запись?». Однако, надо понимать, что подобная предварительная оценка — это лишь небольшой плюс в общей схеме диагностики, а невозможность пройти предварительные задания самостоятельно, не всегда говорит о том, что клиент не сможет пройти тесты на гипнабельность под вашим руководством (верно и обратное — клиенту может быть легче погрузиться в гипноз без вас, чем с вами). Также надо понимать, что гипнабельность, сама по себе, не определяет возможность психотерапии в целом и несмотря на то, что наше направление терапии зовется регрессивной гипнотерапией, часто в формальном наведение гипнозе нет никакой необходимости. Однако, про роль гипноза в психотерапии и способы его наведения мы будем говорить в следующих главах.

Регрессия — второй по значимости критерий. Возможность к регрессии предполагает, что, когда вы применяете техники регрессии и внушения на воспоминания событий, связанных с проблемным чувством, клиент действительно эти события вспоминает. Если при внушении на воспоминание, он не вспоминает ничего, скорее всего, регрессивная терапия теряет смысл и необходимо работать иными методами. Техники и варианты регрессии мы подробно разбираем в четвертой теме.

Идеодинамический отклик — самый важный критерий. Идеодинамический отклик состоит в возможности актуализации проблемного чувства у клиента, связанного с его запросом. Если чувство есть, то с данным клиентом можно работать многими методами, если нет, то вряд ли хотя бы один из них поможет. Актуализация чувства происходит с помощью различных вариантов экспозиций: разговора о проблеме, представлении в воображении, представление в гипнозе, помещение в реальную ситуацию. Эти техники мы также подробно разбираем в теме, посвященной регрессии.

Под конец данного раздела стоит немного поговорить о различных подходах к диагностике. Как уже было сказано, многие диагностические задания вы можете поручать клиенту выполнить самостоятельно еще до прихода к вам на первый сеанс. Например, вы можете предложить ему послушать аудиозапись сеанса индукции Элмана, чтобы он сам оценил степень своей гипнабельности. Также вы можете предложить ему воссоздать те ситуации, которые его обычно волнуют и описать их и, связанные с ними, чувства в специальной табличке. Таким образом клиент придет у вас как бы уже готовый к терапии. И такой подход, действительно используют многие гипнотерапевты, но не автор данного пособия, так что здесь стоит упомянуть ряд нюансов.

Во-первых, надо понимать, что ваша модель консультирования во многом будет определяться вашей бизнес-моделью или, проще говоря, стоимостью ваших услуг. Например, если вы берете очень большие деньги за консультации, которые продаете сразу целым курсом (что, кстати не совсем этично, так как клиент должен иметь возможность на любом этапе выйти из терапии), то клиент будет намного более склонен выполнять эти самые подготовительные задания, так как ему самому захочется быть уверенным в том, что он не отдаст деньги зря. Однако, если стоимость ваших услуг средняя по рынку, то здесь, велика вероятность того, что клиенту просто не захочется что-то делать предварительно, да и сам запрос вряд ли будет столь значимым (потому что большие деньги обычно платят тогда, когда человека действительно, что-то волнует). Проще говоря, чем ниже стоимость услуг, тем менее клиент мотивирован и тем меньший процент в эффективности нашей работы играет эффект плацебо.

Во-вторых, клиенты самостоятельно часто неспособны адекватно заполнить опросники и дневники чувств и, в итоге, пишут все тоже самое, что уже рассказали вам на диагностике.

В-третьих, несмотря на предварительную диагностику, вы все равно проходите по всей процедуре анализа проблемы на первом сеансе и, уже здесь, выносите окончательное решение о том, стоит ли брать данного человека или нет.

В-четвертых, во многих случаях люди не заявляют или неспособны определить свой истинный запрос при первом контакте, который может измениться кардинальным образом в ходе общения с вами в течении первого сеанса.

Все эти нюансы наглядно демонстрируют, что предварительная подготовка — это, чаще, способ использования когнитивного искажения под названием «эффект вложений», когда человек вкладывая много усилий в подготовку, затем начинает оправдывать саму терапию («не зря же я заполнял все эти таблички и дневники»). По факту же это просто двойная работа и лишний способ демотивировать клиента на дальнейшее продолжение гипнотерапии. Так что, по мнению автора данной книги, диагностику имеет смысл совмещать с первичным сеансом, и давать дополнительные задания, в случае необходимости только после него.

Домашнее задание

— Как бы вы ответили на вопросы и фразы клиента: «Я смогу присутствовать только на одном сеансе. Сможем ли мы убрать проблему за один сеанс?», «Какие гарантии вы даете?», «Мне кажется, что мне поможет только гипноз», «Я хотела бы к вам обратиться, но боюсь гипноза».

— Как бы вы продиагностировали такие запросы: «Мне кажется, что на мне порча/родовая травма/проклятие», «Я эмоционально зависима от людей», «Я гипервнушаема, хочу убрать это?», «Я хочу стереть неприятные воспоминания», «Я хочу закодироваться от зависимости», «Проведите мне сеанс внушения».

— Придумайте поведенческие эксперименты для следующих запросов: кардиофобия и панические атаки; генерализованное тревожное расстройство, эмоциональная зависимость, «Хочу разобраться в себе».

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений.https://youtu.be/pLLktW_zcD0Глубинные установки на примере агорафобииhttps://classicalhypnosis.ru/stati-o-gipnoze/glubinnyie-ustanovki-na-primere-agorafobii.htmlФормирование дисфункциональных мыслейhttps://classicalhypnosis.ru/stati-o-fobiyah/formirovanie-disfunktsionalnyih-myisley.htmlПсихотерапия #14. Внешние общие факторы эффективности психотерапии. Что влияет на результат терапии?https://youtu.be/ORXrWKR0NA0Психотерапия #15. Теория общих факторов эффективности психотерапии Самая эффективная терапияhttps://youtu.be/8gtEu9f-VLUПсихотерапия #21. Создание доверия у человека. Раппорт, активное слушание и подстройкаhttps://youtu.be/MaDHHQI9iqIИнформированное согласиеhttps://forms.gle/cu646Kd3Z9WesdmS9

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гипноз и регрессивная гипнотерапия. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я