Ответы на вопросы для устного экзамена по курсу специализации «Психотерапия»: методическое пособие

О. Г. Сыропятов, 2010

Пособие предназначено для слушателей II факультета Украинской военно-медицинской академии при подготовке к государственным экзаменам по специальности «Психотерапия». Пособие может быть использовано врачами и клиническими психологами для самостоятельного изучения и контроля знаний на кафедрах и курсах психотерапии.

Оглавление

  • Предисловие
  • ответы на вопросы по устному экзамену по психотерапии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на вопросы для устного экзамена по курсу специализации «Психотерапия»: методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ответы на вопросы по устному экзамену по психотерапии

1. *Суммируйте ключевые моменты, которые необходимо учитывать при первичном собеседовании

• На начальном этапе первичного собеседования следуйте за ходом мыслей пациента;

• структура собеседования должна помогать пациентам, испытывающим трудности с организацией мыслей, или способствовать получению конкретных данных;

• формулируйте вопросы таким образом, чтобы они побуждали человека к беседе;

• используйте лексику пациента;

• проявляйте внимание к ранним признакам утраты контроля над поведением;

• выявляйте как сильные стороны пациента, так и проблемные области;

• избегайте профессионального сленга;

• избегайте вопросов, начинающихся со слова «почему»;

• избегайте преждевременного разубеждения;

• не позволяйте пациенту вести себя неподобающим образом;

• установите ограничения на любое угрожающее поведение

2. Что такое исследование психического статуса?

Исследование психического статуса является компонентом всех медицинских обследований и может рассматриваться как психологический эквивалент соматического исследования. Его целью является количественная и качественная оценка ряда психических функций и поведения в конкретный момент времени. Неформальные наблюдения в отношении психического статуса объединяются с результатами специфических тестов.

Скрытая концептуальная модель современной диагностической парадигмы — психометрическая: степень тяжести определяют количество признаков, а не интенсивность или качество. Лонгитудинальное изучение развития расстройств может оказаться более плодотворным для диагностики и планирования лечения, чем кросс — секциональный диагноз.

3. Какие компоненты психического статуса являются важнейшими?

Внешность — возраст, пол, раса, телосложение, поза, зрительный контакт, одежда, ухоженность, манеры, отличительные черты, заметные физические аномалии, эмоциональное выражение лица, настороженность.

Двигательная активность — ретардация, ажитация, аномальные движения, походка, кататония.

Речь — скорость, ритм, громкость, объём, артикуляция, спонтанность.

Аффект — стабильность, соответствие, интенсивность, тип аффекта, настроение.

Содержание мыслей — суицидальные мысли, желание умереть, мысли о гомициде, депрессивное состояние, обсессия, умственная жвачка, фобии, идеи отношения, параноидные мысли, бред, сверхценные идеи.

Процесс мышления — ассоциации, их последовательность, логичность и протекание, созвучные персеверирующие ассоциации, неологизмы, неожиданные остановки и отвлекаемость.

Восприятие — галлюцинации, иллюзии, деперсонализация, дереализация, déjà vu, jamais vu.

Интеллект — общее впечатление (средний уровень, выше среднего, ниже среднего).

Самосознание — осознание болезни.

4. Опишите некоторые ключевые моменты психосоциального анамнеза

• Физическое и сексуальное насилие;

• Профессиональный анамнез и взаимоотношения;

• Злоупотребление психоактивными веществами;

• Религиозные воззрения;

• Служба в армии;

• Соблюдение закона.

5. Опишите концепцию многоосевой классификации

Операциональная диагностика предполагает определение диагноза по каталогу критериев, при этом правила объединения рубрик включают критерий времени и критерий течения.

Концепция многоосевой классификации — эмпирический и феноменологический подход к диагнозу, основанный на исследовании. Этот подход является попыткой атеоретического подхода к этиологии. (DSM‑IV‑TR; ICD). Пятиосевая классификационная система DSM‑IV‑TR была разработана для того, чтобы обеспечить систематизированную структуру для полной, описательной оценки психического состояния пациента и общего функционирования. Оси включают: Ось I — клинические расстройства; ось II — расстройства личности, задержка психического развития; ось III — общие соматические состояния; ось IV — психосоциальные и экзогенные проблемы; ось V — глобальная оценка функционирования.

Международная классификация психических расстройств (МКБ-10/ICD-10) разработана как универсальный язык для контактов, который позволил психиатрам из разных стран общаться на одном уровне. МКБ-10 на сегодняшний день — результат договорённости специалистов о наиболее приемлемых диагностических категориях, обусловленных дефицитом знаний об этиологии, патогенезе и многих других аспектах психических заболеваний. В ней нет теоретического смысла и научности, при этом основная цель заключается в сведении к минимуму произвольных диагностических заключений и обеспечении воспроизводимости результата. Около 85 % известных в психиатрии симптомов психических расстройств игнорируется.

6. Что такое проективные тесты?

Проективные тесты используются для получения информации об эмоциональном функционировании личности. Проективные тесты основаны на идее о том, что неопределённые, неструктурированные, открытые для дополнения ситуации выявляют аспекты внутреннего, эмоционального мира человека, проецирующиеся на окружающее и оказывающие влияние на особенности его восприятия. Реакции на тест понимаются как примеры эмоциональной жизни человека. В основе использования проективных тестов лежат идеи Фрейда и Мюррея: «Для того, чтобы справиться с угрозой своей личности, человек строит свою защиту, представляя свои внутренние переживания как внешнии опасности». Популярные проективные тесты: тест Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), рисуночные тесты («Нарисуй человека» и др.), Тест «незаконченные предложения». Линдсли предложил классифицировать тесты на основе природы проективной активности: ассоциации, завершение, конструкции, выбор или построение, самовыражение.

7. Опишите тест Роршаха

Тест Роршаха был создан в 1921 г. Германом Роршахом. Он состоит из набора 10 «чернильных пятен». Каждое пятно последовательно представляется пациенту с заданием определить, что каждое пятно ему напоминает. Исследователь в дальнейшем задаёт уточняющие вопросы, детализирующие особенности восприятия для понимания ключевых факторов, связанных с ассоциациями обследуемого. При интерпретации выделяются три категории: 1) точка или область пятна, являющиеся местом происхождения ассоциации; 2) специфические аспекты или детерминанты использования пятна для формирования ассоциации (форма, цвет, тени); 3) содержание восприятия (человек, животное, неодушевлённые предметы). В некоторых случаях исследователь пытается уловить способ, которым личность выражает свою реакцию. Степень интегрированности и/или сформированности реакции часто служит одним из индикаторов интактности мышления личности. Тест Роршаха основан на допущении, что личность организует внешние стимулы окружающего в соответствии со своими нуждами, мотивами, конфликтами и процессами восприятия. Неопределённые стимулы в виде «чернильных пятен» вызывают когнитивную дезорганизацию и представляют естественный путь самоорганизации восприятия в соответствии с внутренними ресурсами личности в неопределённых стимульных ситуациях. Тест Роршаха считается одним из лучших для оценки личностной структуры, поскольку его неопределённость преодолевает сознательные барьеры и защиты личности. Он также применяется для выявления скрытой, мало выраженной психопатологии (диссимуляции) при хорошей социальной адаптации пациента и отсутствии патологии при использовании более структурированных тестов.

8. Опишите тематический апперцепционный тест (ТАТ)

ТАТ — это проективный тест, разработанный в середине 1930–х гг. Генри Мюррэем. Он состоит из 20 карт, содержащих различные неопределённые в своём смысле оценки. Субъект инструктируется создать историю по каждой из картинок, включающую начало, середину и конец, а также описать мысли и чувства персонажей. Его интерпретация основана на теории личности Мюррэя, которая объединяет биологические и социокультуральные детерминанты поведения. Мюррэй полагал, что способ, которым личность взаимодействует с окружающим, обусловлен как тем, каким образом окружающее оказывает влияние на личность, так и тем, как уникальные потребности личности, её взгляды и ценности оказывают влияние на восприятие окружающего. В целом анализ результатов ТАТ состоит в интерпретации содержания. ТАТ позволяет оценить широкий спектр психологических функций, включая настроение, межличностные отношения, стиль решения проблем и мотивационные переменные. Использование ТАТ способствует самораскрытию пациента.

9. Что такое проективные рисуночные тесты (Дерево. Дом. Человек)?

Личностные тесты проективного рисования основаны на допущении, что человек символически выражает свои мысли, чувства и отношения в рисунках. Понимание механизма формирования символов позволяет оценить личность. Проективное рисование пользовалось наибольшей популярностью в 1950–60–х гг. Тест «Нарисуй человека», созданный Гуденау в 1926 г., был первым проективным рисуночным тестом; использовавшимся для оценки уровня интеллектуальной зрелости у детей. Маховер расширил проективное рисование в область оценки личности. Такие характеристики, как размер рисунка и его размещение на листе, использовались в качестве индикаторов самооценки и/или настроения. Коппитц расширил личностные и эволюционные аспекты рисования человека, создав систему шкалирования, отражающие различные когнитивные и эмоциональные признаки. Тест «Дом — дерево — человек» был создан Баком. Бернс создал кинетический тест «Дом — дерево — человек» в 1987 г. В нём обследуемого просят нарисовать человека, который «что‑то делает». Сходным образом используется рисуночный тест «Нарисуй семью». Этот метод используется для оценки межличностных отношений и семейной динамики. При интерпретации рисуночных тестов клиницист использует свою клиническую интуицию, суждения и опыт. Они раскрывают интеллектуальную зрелость, глобальную адаптивность личности, импульсивность и тревожность.

10. Как оцениваются результаты проективных тестов?

• Надёжность теста;

• Валидность теста;

• Привлекательность теста.

В целом, проективные тесты предназначены для оценки эмоционального функционирования: природа и степень депрессии, тревога и/или гнев; степень и способ контроля импульсивности; качество и ясность мышления. способы и возможность копинга, стиль и возможность взаимодействовать с окружающими; восприятие окружающих; способы решения проблем; оригинальность и интегрированные качества; эмоциональное реагирование на стресс; эмоциональная реактивность; защита личности и её стиль; уровень личностной адаптации или функционирования эго, толерантность к стрессу; адекватность в повседневной деятельности; уровень восприятия реальности; уровень самооценки, переживание семейной динамики. Анастази отмечает, что проективные тесты дают наилучшие результаты, когда используются в составе батареи тестов и/или в составе структурированного клинического интервью.

11. Какова область применения самозаполняемых психиатрических и личностных опросников?

Существует множество возможностей их использования в клинических и исследовательских целях, хотя интерпретация шкал и профилей часто требует значительного опыта. Эти тесты могут быть полезны в следующих случаях:

• сбор анамнеза и формулировка клинических гипотез;

• скрининг и диагностика клинических проблем и психических расстройств;

• определение необходимых направлений к другим специалистам или определение параклинических исследований;

• мониторинг изменений и реакций на проводимое лечение;

• проведение исследований факторов, связанных с заболеванием;

• оценка клинических служб при ревизионных проверках.

12. Каким образом концептуализируется и измеряется личность человека?

Существует широкий спектр специфических методов оценки личности согласно концепциям, имеющим мозаичный характер. Наиболее распространённые методики: личностный опросник Айзенка, 16 PF (16–ти факторный опросник Кеттела), Калифорнийский личностный опросник и Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Эти методы помогают в создании полезных клинических гипотез. Модель пяти факторов обеспечивает наиболее полное описание личности. Модель предполагает, что личность может быть описана в общих терминах пяти концепций: 1) нейротизм (эмоциональный); 2) экстраверсия (межличностный); 3) открытость переживаниям (эмпирический); 4) конформизм (мировоззренческий); 5) добросовестность (мотивационный).

13. Что такое модель пяти факторов?

Эта модель — «большой пятёрки» (Big Five) является популярной среди психологов, изучающих личность. Выделяются следующие факторы:

Экстраверсия. Даются оценки интроверсии — экстраверсии, общительности — нелюдимости, уверенности — застенчивости.

Способность к согласию. Оцениваются уступчивость — неуступчивость, дружелюбие — безразличие к другим, послушание — враждебность.

Добросовестность. Это самый неопределённый фактор.

Нейротизм (невротизм). Выясняется уровень эмоциональной стабильности, приспособляемости — тревожности, зависимости — независимости.

Откровенность, прямота. Определяется лёгкость приспособляемости — подчинение, непослушание — покорность.

Важность модели пяти факторов состоит в обеспечении широкой концептуальной поддержки проведения кросс — культурального обобщения. Критики модели пяти факторов отмечают, что некоторые важные параметры личности, например импульсивность, не включены в эту модель.

14. Опишите перечень симптомов — 90 (SCL-90)

SCL-90 оценивает непсихотические психиатрические симптомы в девяти различных категориях: соматизация, обсессивно — компульсивные симптомы, параноидная настроенность, психотизм, фобическая тревога, депрессия, тревога, межличностная чувствительность и враждебность. В тесте предусмотрена интегральная шкала, отражающая уровень психологического дистресса и количество наблюдаемых психологических симптомов (общий индекс тяжести). Девять шкал в целом имеют хорошую внутреннюю тест — ретест надежность, и общий индекс тяжести коррелирует с подобными методиками и имеет хорошую реактивность для выявления изменений в психологическом состоянии. Стандартизированный (в Т — баллах) порог в 63 балла общего индекса тяжести определяет существование возможного психического расстройства.

15. Что такое стандартизированное психиатрическое интервью?

В стандартизированном интервью существуют специфические направления ведения опроса и получения определённой информации от больного. Стандартизированное интервью следует использовать для сбора данных о своём пациенте и последующем его сравнении с группами больных, описанных в литературе. Такое интервью также полезно для систематической оценки пациента в манере, практически исключающей субъективность восприятия или неполноценность собранных данных. Проведение стандартизированных интервью улучшает понимание специфических синдромов и позволяет задавать наиболее точные вопросы для выявления информации о психическом состоянии пациента. Формат проведения интервью также определён таким образом, чтобы получение информации проходило в манере, позволяющей сопоставлять данные, которые собраны разными специалистами в разных учреждениях. Существует два наиболее распространённых типа стандартизированных интервью — интервью для задач психиатрической диагностики (диагностические интервью — CIDI) и интервью для оценки тяжести определённых типов симптомов в определённый момент времени (перекрёстные шкалы оценки тяжести симптомов — BPRS, HDRS).

16. Перечислите основные признаки шизофрении

Шизофрения — это сложное заболевание или группа расстройств, характеризующихся негативной и позитивной симптоматикой — галлюцинациями, бредом, нарушениями поведения, разрушением социальных связей и сопутствующими симптомами нарушения сознания.

Выделяют следующие симптомы шизофрении, присутствующие на протяжении, по меньшей мере, шести месяцев: бред, галлюцинации, дезорганизованная речь, грубо нарушенное или кататоническое поведение. Негативные симптомы: притупление аффекта или сниженная эмоциональная реактивность; алогия или обеднение речи; непроизвольные действия или неспособность совершения целенаправленных действий. Профессиональная состоятельность, социальные взаимоотношения и способность к самообслуживанию обычно снижаются по отношению к предшествующему уровню.

Диагноз «шизофрения» F20 по МКБ-10 устанавливается на основании следующих критериев:

• Эхо мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, их трансляция (открытость);

• Бред воздействия, влияния или овладения, относящийся к движениям тела, конечностей, к мыслям, действиям или ощущениям; бредовое восприятие;

• Галлюцинаторные голоса, комментирующие поведение больного или обсуждающие его между собой; другие типы галлюцинаторных голосов, исходящих из какой‑либо части тела;

• Стойкие бредовые идеи другого рода, которые не адекватны для данной социальной культуры и не имеют рационального объяснения по своему содержанию;

• Постоянные галлюцинации любой сферы, сопровождаемые нестойкими или не полностью сформированными бредовыми идеями без чёткого эмоционального содержания, или постоянные сверхценные идеи, которые могут проявляться ежедневно в течение нескольких недель;

• Прерывание мыслительных процессов или вмешивающиеся мысли, которые могут привести к разорванности или разноплановости в речи; неологизмы;

• Кататонические расстройства, такие как недифференцированное, иногда стереотипное возбуждение, импульсивные действия, застывание или восковая гибкость, негативизм, мутизм и ступор; возможны утрированная манерность, гримасничанье;

• «Негативные» симптомы, например выраженная апатия, бедность речи, сглаженность или неадекватность эмоциональных реакций, что обычно приводит к социальной отгороженности и снижению социальной продуктивности; эти признаки не обусловлены депрессией или лекарственной нейролепсией;

• Значительное последовательное качественное изменение поведения, проявление этого — утрата интересов, нецеленаправленность, бездеятельность, самопоглощённость и социальная аутизация.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • ответы на вопросы по устному экзамену по психотерапии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответы на вопросы для устного экзамена по курсу специализации «Психотерапия»: методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я