1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. О. В. Грызунова

Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов

О. В. Грызунова
Обложка книги

Пособие предназначено для студентов-хореографов, осваивающих дисциплину «Сценарная драматургия». В пособии сделан акцент на базовую терминологию и принципы драматургии, изучение которых происходит на первых занятиях. Предложены определения базовых терминов («балет», «театр», «нетеатр»), основных понятий драматургии, рассмотрены некоторые особенности балетной драматургии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Ольга Грызунова, 2024

© Юрий Петухов, 2024

ISBN 978-5-0062-5732-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Пояснительная записка

Дисциплина «Сценарная драматургия» входит в систему учебных дисциплин, необходимых для подготовки театральных драматургов, киносценаристов, балетмейстеров (для последних эта дисциплина возникла на кафедре «Режиссура балета», открывшейся в 1962 году в Ленинградской консерватории). В отличие от киносценаристов и драматургов, балетмейстер работает с выразительными возможностями тела и лишен помощи слова. По этой причине для балетмейстеров навыки сценариста, преимущественно практические и, по сути, неразрывно «спаянные» с сочинением хореографии и интегрированные в т.н. хореографическое мышление, очень трудно облечь в теоретическую форму. Вероятно, потому по сей день системные методические разработки по «Сценарной драматургии» с учетом специфики балетмейстерской деятельности очень редки, чего не скажешь, к примеру, о специальных книгах для сценаристов кино.

За несколько десятилетий, минувших с открытия кафедры «Режиссура балета», обогатились и изменились средства хореографической выразительности, в театральном мышлении постановщиков закрепились идеи эстетического и художественного плюрализма и ухода в экспериментальные постановки без соблюдения традиционных принципов драматургии. На данный момент, можно сказать, альтернативные нетеатральные постановочные формы находятся в эпицентре искусствоведческой и гуманитарной проблематики. Однако расширение художественных границ в любом искусстве невозможно без постижения традиции.

Потому фокус внимания авторов-разработчиков данного пособия направлен, прежде всего, на базовые понятия сценарной драматургии, которые составляют основу традиционной системы знаний у драматургов, но трактовка которых в практике балетмейстеров может обретать свои нюансы. Прежде всего, знакомя студентов с системой понятий, хотелось избежать «тисков», которые создаются академической трактовкой того или иного термина, направить студентов через поиск собственного понимания термина в рамках устоявшейся дефиниции к творческому развитию.

При разборе понятий предложена как театроведческая трактовка, так и авторское толкование от какого-либо практика театральной сцены: режиссера кино или театра, признанного балетмейстера. С одной стороны, это демонстрирует семантическую «гибкость» термина, с другой — закладывает фундамент для формирования у студентов собственного понимания природы хореографии, танца, пластики, режиссуры, которое необходимо для перевода литературных сюжетов на музыкально-пластический язык.

Цель пособия — дать теоретическую базу и некоторые практические навыки для разработки сценария хореографической миниатюры или крупной формы.

Одна из основных задач курса — изучение базовой терминологии и принципов драматургии в трактовке театральных теоретиков и практиков сцены. В соответствии с этой задачей структура пособия предполагает разбор:

— базовых терминов («театр», «балет», «антитеатр»)

— общих понятий драматургии («замысел», «тема», «идея», «фабула», «сюжет», «жанр», «действие», «характер», «конфликт»);

— некоторых особенностей хореографической драматургии (основные виды спектаклей и их черты, структура хореографической постановки);

— практических методов сюжетного анализа.

Теоретический материал разделов «Основные понятия курса», «Замысел. Тема. Идея», «Фабула и сюжет», «Жанр» подготовлены О. В. Грызуновой, раздел «Основные особенности балетной драматургии» — заведующим кафедрой балетмейстерского образования Ю. Н. Петуховым. Разделы завершаются примерами заданий, в конце пособия дается рекомендованная литература, что делает материал полезным для студентов, которые по каким-либо причинам вынуждены осваивать курс самостоятельно.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сценарная драматургия. Введение в курс для хореографов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я