Ольга Борисовна Мочалова – член Союза Архитекторов СССР (СМА), Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, академик РАНИ, МАСИ/ IECA, художник-арт-терапевт Московского института маскотерапии.В книге подробно изложен метод обучающей арт-терапии, предложенный автором более 10 лет назад и успешно практикуемый в Московском институте маскотерапии под руководством Г.М.Назлояна. Наличие большого количества иллюстративного материала и детальное описание методик позволяет стать читателями этой книги не только психологам, преподавателям изобразительного искусства, социальным работникам, специалистам в области коррекционной работы и ряду специалистов гуманитарного профиля, но и любознательным подросткам, а так же тем взрослым, которые склонны к самообразованию и самосовершенствованию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обучающая арт-терапия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Отрицательные эмоции
Типы линий
Данное занятие носит одновременно и тестовый, и обучающий характер. Тест помогает преподавателю лучше узнать, понять ученика, а пациенту глубже проникнуть в свой внутренний мир, по-новому взглянуть на себя. Одновременно закрепляются навыки работы акварелью, усвоенные на предыдущем занятии, а в процессе обсуждения выявляется соответствие тоновых и композиционных решений рассматриваемым эмоциям. Так как задание требует от пациента достаточно сильных негативных переживаний, завершается занятие механическим успокаивающим техническим рисунком, заключающимся в прорисовке типов линий. Занятие рассчитано на один учебный день.
Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, линейка, ножницы, шариковая ручка, акварельная бумага (ватман), акварель, кисти, баночки для воды, тряпочка.
1. На листе писчей бумаги написать по пунктам отрицательные эмоции, чувства (черты, качества характера, вызывающие данные эмоции), наиболее присущие пациенту. Желательно не менее 3 пунктов. При большом количестве пунктов необходимо проверить и обсудить с пациентом, не дублируются ли они.
1. Страх
2. Раздражительность
3. Неуверенность
4. Злость
2. Акварельный лист разрезать на квадраты со сторонами 9×9 см по количеству пунктов-эмоций (в данном случае 4). Это задание необходимо для снятия напряжения, возникающего при углубленном процессе самопознания и самовосприятия: совершение простых действий, но со «сбитыми» размерами восстанавливает равновесие.
3. Отобразить эмоции в квадратах акварелью без карандаша. Подача может бать как в технике «мокрой» акварели, так и «сухой», предметной и беспредметной.
Раздражительность
Страх
Подписи делаются на обратной стороне квадрата, свободной от рисунка.
4. На листе писчей бумаги по пунктам составить краткое описание, почему именно так изображена каждая из эмоций.
1. Раздражительность
«Размытые фигуры с острыми краями трутся друг о друга. Они сталкиваются и разлетаются в стороны. Это характер раздражительного человека. Все, что ему говорят, встречает сопротивление».
2. Страх
«К маленькой бабочке тянутся страшные черные руки. Она беспомощно вьется между ними, не зная, куда лететь. Через мгновение они сожмут ее».
Рисунок красками основывается на эмоционально-чувственном, подсознательном начале тестируемого, в то время как текст-описание на логическом, таким образом при изображении эмоции в человеке раскрывается глубинное «я», в большей степени не контролируемое разумом, а при описании наоборот превалирует осмысленная мозговая деятельность, «я», предполагаемое в себе самим человеком. При сравнении этих двух составляющих проявляется истинная картина эмоционально-психологической структуры личности
Материалы: писчая бумага А-4, простые карандаши, ластик, шариковая ручка, фломастеры.
1. Нарисовать собственную таблицу типов линий с аналога: линии могут быть произвольной, не повторяющей табличную формы. Обязательно выполнение тремя типами материалов разной степени жесткости: фломастером, карандашом НВ и шариковой ручкой. Необходимо проследить, чтобы у ломаных линий не было скруглений, у волнистых — углов, а острые обладали плавностью перехода.
2. При наличии времени и учитывая состояние пациента, ему предлагается упражнение, заключающееся в отрисовке квадрата, круга и треугольника всеми типами линий.
Неудачно получившиеся рисунки («зуб» в левом нижнем углу «волнистого» квадрата) следует перерисовать.
1. Проработать все типы линий (1 лист формата А-4)
2. Отрисовать фигуру всеми типами линий или выполнить студийное упражнение, если оно не было прорисовано.
3. Рисунок на каждый тип линии.
Острая линия
Рисунок В. К.
Волнистая и зубастая линии
Рисунок Н. Ш.
4. Рисунок, включающий в себя несколько типов линий.
Волнистая, зубастая и острая линии
Рисунок И. К.
Волнистая и острая линии
Рисунок А. С.
Обсуждение теста проводится только на следующем занятии. Требуется время для анализа характера рисунка, цветовой гаммы и текста в комплексе на предмет правильности отображения конкретной эмоции (чувства, черты характера) и действительного наличия ее у данного человека.
1. Спокойная, теплая цветовая гамма.
Стеснительность
Решение в подобных тонах не только не вызывает у окружающих неприятия (а ведь это чувство крайне негативно для художника по его же выбору), но и заставляет сомневаться в истинной значимости этого негативизма для пациента. Более того, «стеснительность» возможно обеспечивает ему некие комфортные состояния.
2. Отсутствие резких тоновых контрастов, если гамма включает теплые цвета.
Неконтактность
Понятна идея конфликта горизонтальных и вертикальных полос, а также выбор радужного спектра как многообразия контактов, но «тяжелые» цвета (фиолетовый, синий, красный) носят пастельный оттенок, и разделительная полоса настолько аморфна, что трагедии, собственно говоря, не получилось. Свойственна ли вообще «неконтактность» пациенту?
3. Дробность композиции, недостаточность силы тона при решении «плотной» эмоции и наоборот.
Нелюбовь к себе
«Нелюбовь» глубокое чувство, а решенное пунктирами в спокойных коричневых тонах свидетельствует скорее о недовольстве собой при каких-либо обстоятельствах или в определенных условиях.
4. Элементарное несоответствие рисунка, его тематики, эмоции.
Завышенная самооценка
При завышенной самооценке есть претензии, но нет личностных возможностей их реализации. Это порождает внутренний конфликт и драматизм ситуации. Изображая извергающийся вулкан, символ реальной могущественности, тем более в виде «золотой» горы со спокойным зеленым «хохолком», автор подчеркивает абсолютную уверенность в своих силах и в своем мнении о себе. Текстовое обоснование: «Вулкан растет и растет, а потом раз и все, сдулся,» — скорее следовало бы проиллюстрировать спущенным воздушным шариком или мыльным пузырем. Такое несоответствие между текстом и рисунком также свидетельствует о частичном или полном отсутствии отрицательных эмоций в связи с данной чертой характера у человека, если она вообще у него есть. Подобные моменты проясняются в процессе обсуждения.
Ненависть
Раздражительность
Вредность
Зависть
Страх
Хитрость
Следует оговориться, что рассмотренное выше задание по отработке эмоций не является тестом в истинном значении этого слова. Достаточно большой тестовый материал позволяет выявить ряд проективных закономерностей, однако определенных норм и, соответственно, четкой системы оценивания не существует. Измерение в строгом смысле не применяется: основными критериями являются герменевтический подход к интерпретации и пострисуночная речевая коммуникация.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обучающая арт-терапия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других