В книге представлены краткие биографические сведения о русских писателях, чьи произведения включены в учебную программу по русской литературе для средней школы. Словарные статьи содержат также сжатый анализ основных произведений каждого автора и материал для творческих заданий учащимся (сочинений, докладов, рефератов и т. д.). Справочник станет незаменимым пособием для учеников и абитуриентов при подготовке к экзаменам по литературе и при изучении основных тем школьной программы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
БАТЮШКОВ Константин Николаевич
Родился 18 (29) мая 1787 г. в Вологде.
Умер 7 (19) июля 1855 г. там же. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре в окрестностях города.
Краткая хроника
жизненного и творческого пути
Константин Николаевич Батюшков происходил из старинного дворянского рода. В восьмилетнем возрасте остался без матери, умершей от наследственной душевной болезни. Детские годы провел в родовом имении селе Даниловском Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне Вологодская область). С 1797 по 1802 г. обучался в Петербургских частных французских пансионах. Затем служил в министерстве народного просвещения. Здесь на него обратил внимание дальний родственник М. Н. Муравьев, который, заметив в юноше поэтическое дарование, взял его под свою опеку. М. Н. Муравьев приходился Константину двоюродным дядей. Он был выдающимся человеком своего времени — писателем и просветителем; двое его сыновей впоследствии стали декабристами. Под влиянием дяди начинающий стихотворец изучал литературу и философию античности, эпохи Возрождения, французских просветителей Вольтера, Дидро и Даламбера.
Впервые выступил в печати в 1805 г. (сатира «Послание к стихам моим» в журнале «Новости русской литературы»). В ранних стихотворных произведениях К. Н. Батюшкова ведущим был сатирический жанр.
В двадцатилетнем возрасте добровольно вступил в действующую армию и стал участником Прусского похода в войне с Наполеоном в 1807 г. Получил тяжелое ранение: вражеская пуля повредила позвоночник, что стало причиной непрекращающихся болей и будущих недугов. Тем не менее К. Н. Батюшков остался в армии и участвовал в русско-шведской войне 1808—1809 гг., после которой ушел в отставку.
В этот период поэт находится в состоянии внутренней неудовлетворенности, которая проявляется в поисках своего места в жизни. Он то живет в деревне, то посещает Москву и Петербург. Такой образ существования позволил литературоведу Д. Д. Благому назвать К. Н. Батюшкова первым онегинским типом русской литературы. Сам поэт называл себя «странствователем». Позднее он заметил в письме В. А. Жуковскому: «Три войны, все на коне, и в мире на большой дороге». А в стихотворении 1815 г. «Странствователь и домосед» создал образ Филалета, в котором отразил собственные пристрастия:
Напрасно Клит с женой ему кричали вслед с домашнего порога:
«Брат, милый, воротись, мы просим ради Бога!
Чего тебе искать в чужбине? Новых бед?
Откройся, что тебе в отечестве немило?
Иль дружество тебя, жестокий, огорчило?»
Останься, милый брат, останься, Филалет!»
Напрасные слова — чудак не воротился —
Рукой махнул… и скрылся.
Концовку этого стихотворения любил повторять А. С. Пушкин, также много дней своей жизни проведший в дороге.
В период наполеоновского нашествия К. Н. Батюшков из-за болезненного состояния не смог примкнуть к действующей армии. Но уже в 1813 г. вернулся в строй и принял участие в заграничном походе против Наполеона. Он стал участником «битвы народов» под Лейпцигом», а затем вступил с русскими войсками в Париж.
По окончании военных действий К. Н. Батюшков выходит в отставку и продолжает вести кочевой образ жизни. Под влиянием сурового жизненного опыта и усиливающейся болезни поэт переживает духовный кризис. Легкие эпикурейские мотивы в его творчестве сменяются пессимистическим настроением.
В 1817 г. выходит первый сборник К. Н. Батюшкова «Опыты в стихах и прозе». Книга состояла из двух томов. В первом были собраны очерки, статьи и переводы, а второй составили стихи. «Опыты…» имели большой читательский успех.
Между тем состояние здоровья К. Н. Батюшкова требовало лечения в южном климате. С помощью друзей в 1819 г. он становится сотрудником русской дипломатической миссии в Неаполе. В 1821 г. возникает обострение наследственной душевной болезни. К. Н. Батюшков страдает манией преследования. Эта болезнь мучила поэта до конца его жизни. Его возвращают в Россию. Лечение не дает результатов. Затем он проводит три года в психиатрической лечебнице в Зонненштейне (Германия), но и это не приносит улучшения. До конца жизни поэт обречен на мрак неизлечимой душевной болезни. В 1825 г. А. С. Пушкин с горечью отмечает: «Что касается до Батюшкова, уважим в нем несчастия и не созревшие надежды. Прощай, поэт».
До 1832 г. К. Н. Батюшков жил под опекой родственников в Москве. Затем его перевезли на родину в Вологду, где его страдания продолжались еще более двадцати лет. Однако и в эту пору случались периоды просветления, когда проявлялись лучшие черты его душевного облика. Так, один из друзей, после посещения К. Н. Батюшкова в Вологде, отметил: «Любит детей, играет с ними, никогда ни в чем не отказывает ребенку, и дети его любят. К женщинам питает особое уважение…».
Непосредственной причиной смерти К. Н. Батюшкова стала тифозная горячка.
Общая оценка творчества
При имени К. Н. Батюшкова прежде всего вспоминаются его строки, ставшие крылатыми:
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной…
К. Н. Батюшков был одним из выдающихся поэтов своего времени — времени, предшествовавшего появлению в поэзии А. С. Пушкина. Сам А. С. Пушкин высоко ценил поэтический дар К. Н. Батюшкова, восхищаясь красотой его стихов. На полях книги своего предшественника Александр Сергеевич написал: «Прелесть и совершенство — какая гармония!.. Что за чудотворец этот Батюшков!». А выдающийся критик В. Г. Белинский, характеризуя место К. Н. Батюшкова в развитии русского стихосложения, отмечал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Влияние К. Н. Батюшкова на А. С. Пушкина проявилось не только в прямых реминисценциях, но прежде всего в том, что Пушкин развил и довел до совершенства стремление к психологической убедительности и пластической выразительности художественного изображения, которое было характерно для творчества его предшественника. Психологическая убедительность достигается пониманием сложного характера природы человеческой души. В записной книжке К. Н. Батюшков отмечает: «В молодости мы полагаем, что люди или добры, или злы. Вступая в средние лета, открываем людей ни совершенно черных, ни совершенно белых…». Это уже один из основополагающих принципов реалистического метода.
Наряду с В. А. Жуковским К. Н. Батюшков считается основоположником русского романтизма. Для стихов К. Н. Батюшкова характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека. Ведущими жанрами его лирики были элегия и дружеское послание, в которых ярко выражены чувства любви, дружбы, радости жизни. В романтических стихах К. Н. Батюшкова окружающей действительности противопоставляется мир, существующий в воображении поэта: «Мы сказки любим все, мы — дети, но большие», — вот формула его отношения к жизни.
Наряду с романтическими К. Н. Батюшков создает сатирические произведения. Начало зрелого периода его творчества относят к 1809 г., когда была написана сатира «Видение на брегах Леты», в которой поэт определил собственные литературные вкусы и пристрастия. Из поэтов-современников он высоко оценил баснописца И. А. Крылова — за самобытность и истинно народный характер его творчества. Эта сатира распространялась в списках и пользовалась большой популярностью. Ее высоко ценил А. С. Пушкин. Впервые была опубликована лишь в 1841 г.
В период с 1810 по 1812 г. К. Н. Батюшков часто публикуется в журнале «Вестник Европы» и приобретает популярность как автор «легкой поэзии», воспевающей любовь, дружбу, свободу личности и другие радости бытия.
Отечественная война 1812 г. меняет направление лирики К. Н. Батюшкова. Он создает стихи патриотической направленности, самым известным из которых стало послание «К Дашкову» (1813). Изображенная в нем древняя столица русского государства, лежащая в руинах и пожарищах, наводит поэта на мысль о том, что до тех пор, пока содеянное врагом не будет отмщено, он не вернется к прежним темам своей поэзии:
…дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
Единственное прижизненное издание произведений К. Н. Батюшкова «Опыты в стихах и прозе» (1817) представило автора не только поэтом, но и замечательным прозаиком своего времени, предвосхитившим многие открытия будущих русских писателей-реалистов.
Из сочинений К. Н. Батюшкова последнего периода большая часть написанного была им уничтожена под влиянием душевной болезни. Из сохранившихся наибольшую ценность представляют два стихотворных цикла: «Из греческой антологии» (1818) и «Подражания древним» (1821). Вошедшие в них произведения стали толчком к развитию антологической лирики в творчестве А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, А. А. Фета и других поэтов девятнадцатого века.
Творческие задания
— Определите, в чем состояла художническая близость А. С. Пушкина и К. Н. Батюшкова.
— Проследите, как на протяжении творческой деятельности К. Н. Батюшкова меняется идейная направленность его лирики.
— Охарактеризуйте влияние военных событий на творчество К. Н. Батюшкова.
— Определите качества поэзии К. Н. Батюшкова, которые позволяют назвать его одним из основоположников русского романтизма.
— Обоснуйте свое понимание термина Д. Д. Благого «онегинство» применительно к личности К. Н. Батюшкова.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские писатели. Биографичесий словарь-справочник для школьников. Учебное пособие по школьному курсу русской литературы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других