Ответ священника. Слова любви, надежды и веры

Коллектив авторов, 2021

Эта книга создавалась в период пандемии и связанных с ней ограничений, поэтому наряду с житейскими вопросами священники затронули тему о коронавирусе COVID-19 и ответили на вопросы, возникающие в православной среде в связи с происходящими в нашей жизни переменами. Как молиться об умерших от COVID-19, как Церковь раньше поддерживала людей в подобных испытаниях, какие изменения может привнести пандемия в жизнь Церкви, а главное, для чего всем нам был дан непростой опыт одиночного моления в своих квартирах в самый главный христианский праздник – Светлое Христово Воскресение 2020 года и какой урок мы должны извлечь из происходящего? Также священники отвечают на вопросы: – как принять страдания и болезни; – о взаимоотношениях между людьми; – как сохранить мир и любовь в семье; – как научиться видеть и исполнять волю Божью; – мешают ли гаджеты спасению души; – о братьях наших меньших; – как относиться к православным святыням, Библии и к Церкви; – ждет ли нас конец света и стоит ли его бояться православному человеку. Эта книга создана на основе популярной программы «Ответ священника» на телеканале «СПАС». Ответы священников призваны помочь каждому понять, как найти свою дорогу к Богу. Простое, искреннее, взвешенное пастырское слово – «Ответ священника» откроет что-то важное о вас самих и расскажет о самом главном в вашей жизни. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Борис Корчевников и телеканал Спас. Совместный книжный проект

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответ священника. Слова любви, надежды и веры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Страдания и болезни. Как должен принимать их христианин?

Тема здоровья остается актуальной на протяжении всей жизни человека, поэтому в данной главе мы постарались раскрыть ее многосторонне, отразив разные точки зрения. В этой главе на вопросы отвечали иерей Павел Островский, архимандрит Савва (Мажуко), иерей Григорий Геронимус, протоиерей Михаил Зазвонов, иерей Валерий Духанин, иеромонах Сергий (Филиппов), протоиерей Федор Бородин, протоиерей Василий Гелеван, епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов), иерей Иоанн Тераудс, протоиерей Алексей Батаногов, протоиерей Игорь Фомин, игумен Лука (Степанов), протоиерей Александр Ильяшенко, протоиерей Федор Бородин.

Ситуация с пандемией не оставила в стороне никого, и множество вопросов, поступивших и до сих пор продолжающих поступать к священникам, связано с вирусом, опасением за здоровье свое и близких, страхом заразиться COVID-19. Перемены, затронувшие весь мир, сказались и на жизни Церкви: весной были закрыты храмы, и людям пришлось провести Светлую Пасху и множество значимых дат в узком кругу своих близких или в одиночестве перед телевизором, а присоединиться к церковной службе стало возможно лишь с помощью средств медийной связи. Новые обстоятельства и ограничения выбили людей из привычной колеи, заставили пересмотреть свои ценности, приоритеты, уклад жизни. Многие испытали стресс и растерянность, и потому неудивительно, что некоторые вопросы звучат практически с упреком:

«Меня сильно беспокоит ситуация, связанная с пандемией: закрыли храмы и стали советовать не ходить на богослужения, потому что можно заразить других людей. А ведь раньше, когда священникам задавали вопрос: “Можно ли заразиться в храме, в частности, на причастии?”, то многие священники отвечали: “Да что вы! Еще неизвестны случаи, чтобы люди заразились!” Почему же в тех ситуациях не отвечали: “Да, можно заразиться, потому что на все воля Божья. Это ваше решение: ходить или не ходить в храм. Боитесь — не ходите. Уповаете на волю Божью — ходите”. Как относиться к тому, что сейчас начался уклон Церкви в другую сторону?»

Отвечает иерей Павел Островский

Приведу пример: когда я женился, у меня были некоторые представления о браке и о семейных буднях, о том, как я буду общаться с женой, как у нас все будет хорошо и гладко, но жизнь стала расставлять все по местам, и оказалось, что я совершенно не готов к браку, я допускал ошибки и совершал неверные действия. Все то же самое касается и ковида. Сейчас легко, сидя на диване, рассуждать о том, как с самого начала нужно было поступать, как нужно было вести разъяснительную работу, но никто не был готов к пандемии, не знал, как себя вести. Делали то, что могли: совещались и принимали решения, чтобы облегчить последствия пандемии. Мне в целом не нравится критикующий тон в адрес священноначалия и поиск виноватых, нужно на минуточку допустить, что сверху виднее, что происходит внизу. Ни разу не слышал ни от одного священнослужителя на телеканале «СПАС», что «в храме нельзя заразиться». Нельзя заразиться через Таинство Святого Причастия — это, безусловно, так. Любой священник подтвердит: через Таинство Святого Причастия заразиться невозможно, а вот мы друг от друга заразиться можем, и об этом говорили всегда и многократно — и я, и другие. Я уже давно на телеканале «СПАС» отвечаю на вопросы и постоянно напоминаю зрителям: если вы болеете, оставайтесь дома, потому что в храме вы можете заразить людей. И даже если у вас не коронавирус, а обычная простуда, вы будете людей смущать, когда начнете кашлять, чихать. Люди будут переживать, что вы их можете заразить, отвлекаться от молитвы.

Наверное, некоторых людей смущает то, что стали проводить дезинфекцию лжицы в момент Причастия. Но мы обязаны соблюдать те меры, которые установили светские власти, чтобы хотя бы не развязать братоубийственную религиозную войну. Можно было, наверное, сказать: «Вы нам не указ!» и в итоге спровоцировать критику в адрес Церкви. Светские люди от власти, которые не знакомы в полной мере с тонкостями церковного учения и которым уже просто некогда было вникать в детали в связи с уровнем ответственности и задач, возложенных на них в связи с пандемией, просили, чтобы мы соблюдали меры безопасности, и мы их соблюдаем, потому что они допустимы. Некоторые говорят, что способ Причащения (через одну лжицу) — не гигиеничен. Я, как священнослужитель, не слишком обращаю на это внимание, потому что сам после каждой литургии потребляю Святые Дары и при этом ничем не заражаюсь. Дезинфекцию лжицы мы проводим не из-за неверия в Таинство, а из снисхождения к людям.

Очень рекомендую всем помолиться Пресвятой Богородице и успокоиться. Я тоже человек немощный, у меня много грехов, и, бывает, также впадаю в состояние уныния. И тогда ловлю себя на мысли: «Где во мне христианин?!» Не то что священник, где вообще христианин?! И, обращаясь к Пречистой Деве, чувствую, как благодать наполняет силами, потом и радость, и мир возвращаются в душу.

Подобные вопросы поступают не только о Святом Причастии, но и прикладывании к кресту и иконам. Телезрительница спрашивает:

«Помогите не ошибиться во мнении: хожу в храм, поклоняюсь иконам и мощам. В последний раз прикладывалась к мощам святого, привезенным к нам в город, и спустя день заболела простудой. Муж говорит, что раньше эпидемии чумы распространялись от того, что в церкви все целуют один и тот же крест и иконы. Помогите развеять сомнения».

Отвечает архимандрит Савва (Мажуко)

Это интересный вопрос с длинной историей, потому что в историографии мы можем найти массу образцов подобного рода происшествий. Например, в Москве, во время эпидемии чумы, был убит архиепископ Московский Амвросий Зертис-Каменский. Последняя вспышка эпидемии чумы, пришедшая в Москву из Северного Причерноморья во время Русско-турецкой войны в 1770–1772 годах, умирало много больных ежедневно, начались беспорядки, паника и бунты. Началом восстания послужил запрет архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского) на проведение молебнов у Боголюбской иконы Божией Матери, находившейся у Варварских ворот Китай-города. Архиепископ пытался пресечь массовое скопление народа, чтобы чума не распространилась по городу, и тогда разъяренная толпа убила архиепископа, разграбила Чудов и Донской монастыри, после чего стала громить богатые дома и больницы.

Дело в том, что во время массовых эпидемий сложилась такая традиция: после того в церковь приносили святыни, были зарегистрированы многочисленные факты исцелений, несмотря на то что огромное скопление народа находилось в одном месте, тем не менее, люди исцелялись. Сейчас мы о болезнях знаем гораздо больше, чем знали люди прошлых столетий, поэтому нам следует соблюдать нормы гигиены.

С другой стороны, вопрос имеет логическую подоснову: как человек может точно определить, что между простудой и прикладыванием к мощам существует причинно-следственная связь? Это известная логическая ошибка: принимать ситуацию «после этого» за ситуацию «вследствие этого». Вполне можно было простудиться после посещения храма и прикладывания к мощам. К тому же, хочу поправить автора вопроса: мы, православные люди, не употребляем относительно мощей и икон глагол «поклоняться». Корректнее было бы говорить «почитать», потому что мы поклоняемся только Господу Богу нашему, а иконы, святыни, мощи мы почитаем. У нас, бывает, срабатывает социальный инстинкт, который называют «стадным»: все побежали к мощам — и я тоже побежал. Все же целуют мощи! И мы думаем: «Во мне, как в православном человеке, должно же быть желание, я же должен хотеть приложиться к мощам!» Но нет ничего страшного в том, если вы не хотите приложиться, прикладывание к мощам — это событие, паломничество, личная духовная история каждого. И одному человеку она подходит, другому не подходит, поэтому данный вопрос шире, чем кажется на первый взгляд, и он больше, чем спор о том, сопровождают ли эпидемии почитание мощей, поклонение и так далее. Кроме того, в христианской традиции существовали разные формы почитания, то есть необязательно именно прикладываться.

Когда я учился в Московской семинарии, у студентов было принято по утрам, перед занятиями, подходить к мощам преподобного Сергия Радонежского. Поскольку я до сих пор любитель поспать, я пропускал нужное время и подходил тогда, когда вокруг мощей было очень много людей. И я просто приближался к стеночке Троицкого собора, целовал ее (иногда не целовал, а склонял голову) и говорил: «Доброе утро, преподобный Сергий!» И я чувствовал, что он меня слышит, и этого было достаточно. Необязательно целовать, открывать мощи, убирать стекло и тому подобное, потому что общение со святым или с Богом происходит внутри, это личная встреча. И акцент нужно делать не на внешних формах, которые важны на своем месте, а на внутреннем событии, которое неповторимо и имеет ваш личный почерк.

«В чем могут выражаться нововведения в Церкви в связи с пандемией (дистанция, обязательное ношение маски, термометрия, ограничения для возрастных прихожан)? Возможны ли какие-то кардинальные изменения в церковной традиции?»

Отвечают протоирей Михаил Зазвонов и иерей Григорий Геронимус

Жизнь, скорее всего, уже не будет как прежде из-за пандемии, которая оставит свой оттиск на наших буднях и нашем мировоззрении. Оставит она след и в церковной жизни тоже. Так было всегда, не надо думать, что именно сейчас вносятся какие-то особенные изменения. Например, и во время чумы, и после нее были люди, которые со вниманием относились к санитарным нормам и меняли свое поведение. Менялись и церковные привычки. Я думаю, что после пандемии тоже так будет. Например, если раньше, по старой древней традиции, с почтением к священнику после благословения прихожане прикладывались к его руке, то сейчас, скорее всего, священники (даже когда минует опасность заразиться вирусом) чаще будут класть руку на голову прихожанам в знак того, чтобы благодать коснулась этого человека. Думаю, что многие сохранят новую, уже сформировавшуюся традицию причащения, которая сейчас сложилась (использование индивидуальной платы), это оказалось в какой-то степени более удобно. Тем более что есть вероятность того, что пандемия будет нас преследовать продолжительное время, мы должны с любовью и вниманием относиться к наших прихожанам, мы их любим, хотим, чтобы они жили и были здоровы. Конечно, со временем необходимость сохранять социальную дистанцию уйдет, и, скорее всего, дистанция не сохранится как необходимость. Но какие-то формы, во-первых, использование при помазании индивидуальных палочек, собеседование без покрывания головы исповедующегося епитрахилью, как это было раньше на исповеди, когда батюшки беседовали тет-а-тет. Сейчас, наверное, будет более привычный, более цивилизованный, назовем его так, вариант. Все хорошее и полезное Церковь оставит и после завершения пандемии, а какие-то ненужные моменты будут сходить на нет.

Есть вещи, которые неизменяемы: два плюс два всегда четыре. И Господь наш Бог и человек, все, о чем мы говорим в Символе веры, никогда не изменятся, это истина на все века. А есть вещи чисто обрядовые, которые относятся к той или иной эпохе и всегда в Церкви менялись в соответствии с потребностями эпохи. И те меры, которые сейчас вводятся во всех храмах, это как раз нужная вещь, которую нужно соблюдать.

«Расскажите о периодах в истории Церкви, когда люди не могли посещать храмы из-за эпидемий. В каких странах это было и как долго продолжалось?»

Отвечают протоирей Михаил Зазвонов и иерей Григорий Геронимус

Все в мире часто повторяется, и мы ничего нового не находим: были испанка, чума, холера. Знаменитая Болдинская осень в жизни Пушкина, когда он остался закрытым в своем поместье в Нижегородской губернии, совпала с карантином, люди не выходили из дома, карантин был наложен и на богослужение. Мы знаем, что на Руси это была частая практика: при больших вспышках чумы, холеры и других заразных болезней издавались указы императора, запрещающие совершать богослужения. А иногда выходили запреты под угрозой тюрьмы для тех священнослужителей, которые спешили в дома больных людей. В такие моменты нужно расставлять приоритеты и понимать, что, может быть, мы долго не сможем причащаться, может быть, неудобно, придется дома молиться, но это ради любви к ближнему, чтобы никто не погиб, но жил! И имел жизнь вечную, конечно же. Случалось подобное и на Руси, и на Западе. Кстати, у католиков причастие только в виде облатки, пресного хлеба, который они святой кровью не напояют, а индивидуально священник каждому ее кладет. Данная традиция возникла именно после одной из пандемий, и это сподвигло католиков к изменению. На сегодняшний день нет необходимости, чтоб мы что-то меняли у себя, Священный синод дал нам хорошие инструменты для того, чтобы сохранить и напитать наших прихожан и телом, и кровью Христовой, и безопасно все это сделать. Но в разные времена были разные ограничения, мы справлялись, и думаю, что будем справляться и в будущем.

Все, что делается в Церкви, должно быть ко благу и сохранению жизни и прежде всего вечной жизни человека.

«Является ли пандемия наказанием за бездуховность и грехи людей?»

Отвечают иерей Валерий Духанин и иеромонах Сергий (Филиппов)

Прямо утверждать, что все то, что с нами происходит, является или благословением, или наказанием Божиим, наверное, не совсем верно. Мы должны посмотреть историю и человечества, и наших прародителей Адама и Евы, посмотреть на то, что их грехопадение, то есть ослушание воли Божией, которое произошло в раю, привело к тому, что грех вошел в жизнь, и человеческая история, и жизнь Вселенной пошли не по тому пути, который Господь задумал изначально, и привели не к тому, к чему он призывал. И вот этот естественный ход истории, когда грех господствует, и вместе с грехом в нашей жизни появляются болезни, страдания, смерть, и ведет к тому, что здесь уже Бог и не вмешивается, я так думаю. Конечно, Господь управляет жизнью и Вселенной, и каждого из нас, но вину за то, что происходит, несем мы сами. И чудо Божие, когда Он вмешивается в естественный ход нашей человеческой истории и в жизнь конкретного человека. Человек совершает грех, от этого болеет, страдает и в итоге умирает, а Господь исцеляет его от этой тяжелой и неизлечимой болезни, вот это чудо Божие! Ситуация с пандемией многих подвела к тому, чтобы задуматься: почему так происходит? Когда болезнь угрожает не одному человеку, а многим, и как волна накатывает, потом отходит, потом опять накатывает, забирает близких и знакомых, и мы получаем известия о том, что и наши знакомые покидают этот мир.

Вспомним из катехизиса, что «промыслом Божиим Господь все направляет ко благу, даже те неприятные ситуации, которые случаются, и пытается нас вразумить как воспитатель, как родитель, который взял нас за руку и ведет. Поэтому напрямую говорить, что Бог нас наказывает пандемией, я бы не стал, мне кажется, это непедагогично с точки зрения православных священников, но порассуждать и сделать выводы: почему это происходит и к чему Господь нас призывает? — мы должны.

Иеромонах Сергий (Филиппов)

Часто люди под воздействием страха начинают думать, что всюду какое-то наказание и Господь за нами наблюдает, чтобы подвергнуть тому или иному наказанию, на самом деле все наши беды потому, что мы уже потеряли рай, человек — существо падшее, и хочешь не хочешь, а падший человек будет страдать. Но Господь нас через это воспитывает, а не наказывает, он ведет как отец ребенка за руку, иногда воспитание бывает в чем-то и строгим, но в целом пандемия показала, что нельзя прилепляться к комфорту, хотя, казалось бы, XXI век, столько изобретений, вовсю бороздим космос, а появился вирус и показал нашу неподготовленность ко многим вопросам.

«Говорят, “на все воля Божья”. Какой урок, какие выводы должны извлечь из происходящего православные христиане?»

Отвечают иерей Григорий Геронимус, протоирей Михаил Зазвонов, иерей Валерий Духанин и иеромонах Сергий (Филиппов)

Действительно, есть такое выражение: «На все воля Божья». Если говорить совсем точно, то мы должны разделять, что есть события, которые происходят по воле Божьей, а есть события, которые происходят по попущению Божиему. Вот если я после выступления на программе пойду и кого-нибудь обижу или что-нибудь сделаю нехорошее, то это, конечно же, не по воле Божией. Господь не хочет, чтобы я (как и все мы) кого-то обижали, это будет мой грех и попущение Божие. Что значит «попущение»? Что даже плохие события, которые не должны бы происходить, которые являются нашими грехами, Господь все равно как-то включает в свой промысел, зло обращает ко благу, через зло нас научает. И пандемия, которая сейчас произошла во всем мире, это скорбное и очень трудное для нас событие, но и в этом мы должны видеть действие промысла Божьего.

Святые отцы нас учат что все: и радости, и скорби, и доброе, и злое — мы должны принимать из руки Божией, благодаря и прославляя Бога.

Иерей Григорий Геронимус

И уроков из этого опыта можно вывести много. Из того, что произошло, мы можем понять, как важен для всех нас храм, как наши люди истосковались по храму, по возможности вместе собираться, прославлять Бога, причащаться Святых Христовых Тайн, особенно когда двери наших храмов (в Москве по крайней мере) были закрыты вовсе, и богослужения совершались при закрытых дверях. Понимание того, как нам без храма тяжело, — это главный урок пандемии. Как нам важно общаться, как важно иметь любовь к ближнему, как дорого это общение, что мы теряем, когда лишаемся общения, как нам важно заботиться друг о друге. Сейчас мы с нашими прихожанами тоже встречаемся не лично, а виртуально, проводим занятия, беседы, встречи, в чем-то это парадоксальным образом сплотило наш приход, мы вроде далеко, и при этом, наоборот, больше сплотились, узнали, какие у кого обстоятельства жизни, люди стали больше о себе рассказывать. Вот такое внимание и любовь друг к другу, забота друг о друге, мне кажется, это и есть главный урок пандемии.

Очень часто нам, священникам, приходится слышать оправдание и отговорку о том, что «на все воля Божья», так люди взваливают ответственность за все происходящее (и хорошее, и плохое) на Бога. Я думаю, что не на все воля Божья, это неправильная формулировка, воли Божией на грех нет, Господь может попускать происходить греху в нашей жизни и случаться каким-то плохим ситуациям (болезни, смерти, как мы уже говорили ранее, как естественному ходу человеческой истории), когда человек пытается такое сказать, то он пытается сформулировать следующую мысль — все зависит от Бога. Это так: и наша жизнь, и жизнь Вселенной зависят от Бога, если бы Господь не давал нам жизнь, то мы бы здесь не существовали. Но от нас зависит, каким путем мы пойдем: путем греха или путем добродетели. Если вернуться к вопросу о том, какие уроки следует извлечь из пандемии и из тех ситуаций, которые с нами случаются, вывод такой, что мы люди немощные, мы в своем земном бытии смертные, то есть подвержены болезням, страданиям и смерти, и поэтому нам время зря терять не надо. Особенно христианам, у которых есть смысл земного бытия, есть цель, к которой мы движемся путем падений, восстаний, ошибок, проб, которые мы делаем, но мы должны делать правильные выводы. Мы в нашем земном и в любом бытии зависим от Бога, мы имеем смысл нашего бытия, существования, и мы должны найти этот смысл. Как христиане мы должны по-христиански строить свою жизнь, а не пребывать в расслаблении и грехе, как живут люди неверующие. Мы несем ответственность и за себя, и за близких, и за всех, кто находится в поле нашей жизненной деятельности.

Нет воли Божией на человеческую глупость, на расхлябанность, на беспечность и грехи, понятно, что Господь что-то попускает, потому что человеку дано пространство автономии, возможность проявить себя. Как человек хочет себя проявить: в добре или во зле? Спасти свою душу или погубить? Нужно очень аккуратно относиться к тому, что нам дан дар выбора, и этим выбором мы либо спасем свою душу, либо погубим.

«Настало ли время всеобщего покаяния, о котором так часто сейчас упоминают?»

Отвечают иерей Валерий Духанин и иеромонах Сергий (Филиппов)

Чувство покаяния должно присутствовать в человеке постоянно. Как говорит царь и пророк Давид: «Нет человека, который день проживет и не согрешит». Мы согрешаем постоянно, но не всегда чутки к тому, что делаем, и не всегда видим свои ошибки, свои прегрешения перед Богом и ближним. Если б мы были внимательны к себе и своему духовному состоянию, мы бы всегда находили поводы для того, чтобы испросить у Бога прощения, примириться с ближними, об этом нам напоминает вечерняя молитва. Последняя молитва является молитвой исповеди, когда мы просим у Бога прощения за весь прожитый день, и не просто должны формально читать то, что в молитве перечислено, и потом об этом забыть, а мы должны сделать паузу, остановиться и испросить у Бога прощения, вспомнить, в чем мы согрешили в этот день, и примириться с Господом. Поэтому покаянное чувство должно быть в нас всегда, так же, как и чувство благодарности Богу за то, что несмотря на все с нами происходящее, за все наши прегрешения, он нас еще терпит на этой земле, благословляет, поддерживает и дает силы для нашего христианского пути. Поэтому если вы воспринимаете ту ситуацию, которая сложилась в мире, или, может быть, складывается в вашей семье, — это лишний повод задуматься и покаяться перед Богом. А что такое покаяние? Покаяние (в переводе с греческого) — это изменение сознания, отношения к своей жизни, к происходящему, к окружающему, чтобы с рельсов, которые ведут в тупик, мы встали на рельсы, которые приведут нас в Царство Божие. Тогда это хороший повод для вашего личного покаяния. Но требовать от других покаяния мы не можем! «Давайте кайтесь, кайтесь!» Мы должны чувствовать, что сами хотим принести Богу покаяние, а говорить другим: «Ты согрешил — кайся!» — это неправильное настроение.

Кого-то заставлять, говорить, что там-то проходят специальные службы, ты обязан туда поехать, чтобы принять участие во всенародном покаянии, — это не совсем правильно, мы должны начинать с себя и свою собственную жизнь очищать через покаяние, но не подвергать насилию волю другого человека. Если говорить о добровольном всеобщем покаянии — это было бы прекрасно и намного лучше, чем всеобщее растление. Дай Господь нам дойти до всенародного исправления!

«Как помочь матери? Она находится в ужасе и в панике из-за коронавируса. Как ее вразумить и избавить от ложного страха?»

Отвечает протоиерей Федор Бородин

Если мама живет отдельно, надо вместе с ней помолиться: «Мамулечка, давай почитаем канон Господу, почитаем акафист Матери Божией». Проверить, не слишком ли много мама смотрит телевизор? Если информационные передачи вводят человека в состояние истерики и еще глубже вгоняют в панику, то смотреть их не нужно. Скачайте для мамы благородный дворянский сериал, чтобы она переключила внимание на другие интересные вещи. Это то, что можно сделать для отвлечения, а для души — приехать в храм и помолиться: «Давай помолимся, мамочка, чтобы все было хорошо! Помолимся архангелу Михаилу, чтоб он тебя сохранил». Или: «Давай твоей святой помолимся. Не можешь дойти до храма? Я приглашу священника, чтоб ты дома причастилась. Евангелие почитаем».

Бог наш — это Бог мира, и первое, что мы просим практически на любой службе, — мы молимся о «свышнем мире» — о том мире, который должен по нашей просьбе прийти Свыше, то есть от Бога. Бог, приходя к человеку, приносит мир для его души.

Протоиерей Федор Бородин

И то, что мама (или кто-то другой) находится в состоянии страха, — свидетельствует, что душа далеко от Бога, она на Него не надеется, не чувствует Его рядом, на Него не уповает. Это состояние преодолевается через молитву. Хорошо бы отвести маму на причастие в ближайший храм, если в воскресенье слишком много людей, то можно прийти в будни, и отвести маму, чтобы приблизить ее к благодати, а благодать Божия лечит от любых недугов. В храме вспомните Пресвятую Богородицу и всех святых (а жизнь у них была тяжелая!) и произнесите: «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь Христу Богу предадим». Эту фразу можно много раз повторять на протяжении службы.

Мой опыт говорит о том, что когда предстоит много задач, которые сложно уместить в рамках одного дня, то молитва из малой ектении: «Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает», произнесенная утром, выступает как защитный заслон, с помощью которого человек передает все проблемы Богу.

Нужно предоставить Богу свои вопросы, приблизиться к Господу, приблизить к Нему матушку, и тогда все разрешится.

Соблюдать ли ограничения, установленные властями, или следовать душевному порыву и бежать в стены любимого храма? Как относиться к болезням и состоянию душевного упадка, особенно в периоды, когда нет возможности посетить службу? Священники отвечают на эти вопросы не формально, а делятся личными примерами и историями.

«Находясь на самоизоляции дисциплинированно исполняла предписания властей, так как считала это важным для общей пользы. Храм посещать перестала, далось это нелегко, подруга продолжала ходить, и, глядя на нее, я считала себя маловерной. Не являлось ли мое решение оставаться дома самооправданием?»

Отвечает протоиерей Василий Гелеван

Вы не должны себя считать маловерной, и вы не должны подругу считать диссиденткой (уже есть такое понятие — «коронавирусный диссидент» — человек, который беспечно ходит по улице и жарит шашлыки на природе). Нужно помнить, что есть искушение осудить друг друга, но никто не должен судить. Но слова Святейшего Патриарха прозвучали достаточно четко и ясно: это предписание остаться дома и молиться дома, смотреть богослужения через средства медиа и ждать, когда пройдет эта напасть, после чего с радостью вернуться в храм. Мне очень хочется надеяться, что все произошедшее послужит в качестве переоценки, что мы вернемся в храм немножко другими, поймем «стоимость» нашего храма, какое место он занимает в нашей жизни и какое место мы имеем в нашем приходе. Может быть, нам захочется более активно участвовать в приходской жизни. Мне бы очень хотелось пожелать каждому человеку, чтобы это время испытаний поскорее прошло, чтобы мы сами изменились в лучшую сторону.

«Воцерковилась года 3–4 назад, в Бога верю лет с 30, хотя в молодости нечасто причащалась и не держала пост. Заболела за две недели до Пасхи, проболела всю Светлую седмицу, и сейчас болею. Не было радости духовной, думаю, что я великая грешница… Сейчас молюсь, радость от молитвы есть, понимаю, что Господь на время меня оставил, и в душе была пустота. Я одна дома, на карантине в церковь не ходила, исполняла послушание патриарха. Как объяснить душевное состояние?»

Отвечает епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов)

Ни в коем случае нельзя отчаиваться, болезнь — не проклятье, а посещение Божие, и нужно быть благодарным за это, а также постараться позвать священника, чтобы он причастил вас святым причастием. Но если нет такой возможности, тогда нужно потерпеть. Если Господь даровал болезнь, именно даровал, то Он также дарует и здравие. Господь учит нас терпению, и все происходящее в жизни следует воспринимать как дар из Его рук.

«Подскажите, пожалуйста, для чего даются болезни и как проходить эти испытания. У меня периодически появляется одно и то же воспаление. Я стараюсь понять, для чего эти недуги, поменять привычки, переосмыслить, но, видимо, что-то понимаю не так, раз болезнь возвращается».

Отвечает протоирей Василий Гелеван

Некоторые святые угодники радовались, что у них есть болезнь, благодарили Бога, потому что болезнь — это врата к смирению. Телесная болезнь — помощь в росте духовном. Когда сам поболел, тогда начинаешь сострадать тому, кто болеет, а пока не поболел, ты не можешь почувствовать боли другого человека: «Сытый голодному не товарищ». Так и здесь: стоит поблагодарить Бога за эти свои телесные вериги, они помогают нам в духовной жизни.

На днях я был в больнице, мне сделали КТ, чтобы посмотреть, что с моими легкими, к счастью, не обнаружили пневмонии, но обнаружили другие вещи, кальцит. Это потому, что, посещая тюрьмы и следственный изолятор, мы проходим к нашим сидельцам через туберкулезный отдел. Кальцит есть, но я не заразный, и еще в позвоночнике какие-то проблемы увидели, и я узнал много нового о состоянии организма. Однако я благодарю Бога, что я еще на ногах, что есть возможность жить, трудиться, работать, молиться. Господь дает каждому из нас ту меру испытаний, которую мы способны понести. Когда археологи открыли останки Иосифа Волоцкого, преподобного святого, они обнаружили, что у него на коленах — большие наросты, и это говорит о том, что он во время молитвы настолько долго стоял на коленях, что у него деформировались суставы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Борис Корчевников и телеканал Спас. Совместный книжный проект

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ответ священника. Слова любви, надежды и веры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я