Магические состояния сознания: путешествие по Древу Жизни

Осборн Филлипс, 2012

Древо Жизни – один из самых значимых образов в каббале и ряде других эзотерических течений. Оно одновременно представляет собой схематическое строение Вселенной и олицетворение высшего человека, к которому все мы подсознательно стремимся. Внутри каждого из нас есть зеркальные отражения вселенских архетипов, через которые можно получить помощь в росте и развитии. Полная реализация потенциала – магического, духовного, практического – зависит от осознанного и направленного контакта с сокрытыми источниками сил. Приведенные в этой книге тексты и методики затрагивают глубокие уровни бессознательного. Подобно перепрограммированию компьютера, работа с ними усиливает и укрепляет взаимодействие между глубинным разумом и обычным сознанием, предоставляет новую связь внутреннего с внешним, выстраивает мост между меньшей Вселенной (человеком) и Вселенной – источником нашего существования. Такое взаимодействие позволит черпать силы напрямую из высших миров и направлять их на реализацию своего потенциала. «Путь вверх начинается с обращения вглубь себя, с пробуждения глубинного бессознательного разума. Речь идет об активации духовных центров и каналов, которые укажут направление, позволят высвободить силы и откроют ощущения, раньше едва ли доступные. Мы делаем нужный для эволюции шаг, впервые публикуя одну из самых выдающихся техник, применяемых в практической каббале».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магические состояния сознания: путешествие по Древу Жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Магические состояния сознания

Каждому человеку от рождения присущи качества, необходимые для развития магических сил и ускорения эволюции духа. Однако даже люди, признающие в себе такой потенциал и желающие реализовать его, нуждаются в соответствующих инструментах. Один из них — форма тренировки, которая позволит искателю узнать, отобрать и эффективно направить волю к лежащим в основе жизни архетипическим реалиям.

Запутанная сеть мыслей, чувств и ощущений, наполняющих нашу повседневную жизнь, создает проблему: сбивает фокус внимания, рассеивает и рассредоточивает энергию и намерение. Для решения этой проблемы в течение веков применялся в том числе метод отшельничества. Этот метод упрощал восприятие жизни искателем, а также подразумевал постоянное разложение каждой внутренней реакции по отношению к оставшимся раздражителям на архетипические компоненты.

Как в восточной, так и в западной традиции подобные аскетические программы всегда имели свою ценность и до сих пор не утратили ее. Ведь наши источники силы — это не качество или компонент сознательной личности, а великие архетипы, относящиеся (но не составляющие их часть) к глубинам психики. Добродетель или обширный жизненный опыт; глубокие знания или детская простота — эти качества ценны для начинающего мистика или мага лишь настолько, насколько проясняют образ и налаживают контакт с архетипическими силами.

Интересующие нас архетипы отнюдь не единственные, которые могут существовать в коллективном бессознательном или божественном разуме. На протяжении тысячелетий речь шла о ключевой семерке, собирающей воедино все, имеющее отношение к магическим или мистическим силам, да и жизни в целом. Добавив к семерке тройку, мы объединяем внутреннее и внешнее, космос и микрокосмос так, как видит его человечество. Ведь как физически, так и метафизически мы можем воспринимать только те явления, для восприятия которых у нас есть способности. Хоть предыдущее высказывание и представляет собой трюизм, его стоит привести, поскольку оно позволяет легко и просто объяснить непосредственные отношения и связь человека с его вселенной.

Эти десять архетипических источников силы соответствуют десяти сфиротам — сферам Древа Жизни. Понимание любого из них непосредственно в его духовной реальности — работа опытного адепта: осознать наивысшие из них значит пройти через более низкие уровни существования в реальность чистого бытия, что служит непрерывным становлением. К счастью, существует и еще один путь, которым с незапамятных времен пользовались адепты магии и мистики. У всех сфирот есть аналоги внутри каждого из нас; такой аналог тоже служит фокусной точкой для силы сфиры, о которой идет речь. Можно сравнить с той самой точкой зеркала, которая отражает свет и тепло от солнца или сильной лампы. Таким образом, мы можем поработать с этими аналогами внутри себя и добраться до настоящих сил сфиротических архетипов. Для больше эффективности стоит задействовать как тело, так и психику.

С самой зари существования человечества это был метод работы магов и священников: через образы и активное проигрывание взывать к тем частям себя, которые способны оказать воздействие на внешние миры.

Древо Жизни: десять сфирот и двадцать два пути

Касательно того, чему здесь следовать, на этот момент необходимо привести лишь краткое описание природы десяти сфиротических сфер, показанных на нашей диаграмме древа. Находящаяся на вершине сфира — кетер — представляет собой первичный и абсолютный источник для всех остальных. Это начальная точка позитивной духовной энергии в нашей Вселенной, первопричина, в той или иной степени давшая начало всему. Для отдельного человека кетер также служит божественной искрой — источником и центром существования. Вслед за первопричиной идут две великие духовные силы, а именно: божественный отец (созидающая сила в действии) и божественная мать (формирующая сила в действии), которая делает энергии отца жизнеспособными, но при необходимости накладывает на них ограничения. В глубинах психики божественных родителей представляют Анима и Анимус, упрощенные образы которых манифестируются на менее глубоких уровнях личности через добавление культурных и индивидуальных деталей и склонностей.

В настоящий момент это все о божественных родителях: они крайне важны для нашего понимания и использования древа в целом, однако прямую магическую работу с ними мы не проводим. Однако третья сфира — божественная мать — несколько более доступна нам, поскольку представляет сферу Сатурна, высочайшую из традиционных планетарных сфер. Власть матери, одновременно темной и яркой (адепты каббалы раскрыли эту амбивалентность задолго до Фрейда), словно бы подчеркнута нахождением на троне за фигурой Сатурна — правителя как первобытного изобилия и плодородия, так и голых камней.

Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна — семь традиционных светил астрологии. Их представляют сфиротические сферы с третей по девятую. Их каббалистические свойства не совсем совпадают с астрологическими, хоть обе науки (каббала и астрология) и дополняют друг друга. Пусть различия вас не смущают. Общая природа каждой сферы естественным образом понятна для начинающего, а в дальнейшем эта книга даст вам больше сведений.

Десятая, нижняя, сфера представлена планетой Земля, а на уровне микрокосмоса — нашим физическим телом; в любом случае ее считают реципиентом влияния всех остальных сфер.[2]

В основном наши магические интересы сосредоточены на семи планетарных сфиротах: от третьей (в ее нижнем аспекте) до девятой включительно. Каждая из них служит для нас источником определенного типа энергии с собственной целью и характером. Эта семерка охватывает весь спектр человеческой жизни: следует отметить, что астрологи, исследуя значимость «новых» планет — Урана, Нептуна, Плутона, — обнаружили, что их можно рассматривать как более высокие уровни функционирования того, что уже заложено в традиционную семерку.

Таким образом, мистическому или магическому искателю необходимо сознательно уметь войти в состояние настроенности на каждый из этих семи сфиротических источников силы, т. е. вызывать в себе магическое состояние осознанности. Первой задачей искателя становится привыкание и принятие каждого источника, что приведет к индивидуализации и усилению их аналогов в глубинах психики. Это подкрепит и усилит ваш личный магический потенциал и обеспечит сбалансированный прогресс в духовном развитии. Когда вы усилите эти архетипические аналоги и обретете их обостренное восприятие, научитесь с готовностью настраиваться на силы сфер, сможете опираться на могучие источники мощи, которая понадобится вам в магической работе или повседневной жизни.

Для достижения этих состояний осознанности есть два великих магических метода. Во-первых, искусство работы сфер. Оно включает в себя техники прямого непосредственного строительства и магического усиления влияний определенной сферы. Целью может быть обычная медитация в ней и последующее укрепление себя или убедительное представление в пространстве некой специфической работы.

Также существует искусство прокладывания пути, представляющее предмет этой книги. Эти два магических умения отлично сочетаются, но для неофита предпочтительнее сначала хорошо усвоить прокладывание пути, а потом перейти к работе сфер.

Причина этого проста. При строительстве пространства сферы нетрудно убедиться, что в процесс включены все компоненты, необходимые для магической реальности ее познания. Однако если не принять меры, довольно трудно гарантировать отсутствие неподобающих элементов, которые станут источником загрязнения и смогут испортить все предприятие.

Как и в некоторых примерах средневековой магии, без долгого подготовительного периода не обойтись. Сюда входит подготовка самого адепта: требование есть только пищу, гармоничную сфере или запланированной операции, носить только подходящие цвета и медитировать на определенные темы, чтобы тело или психика не внесли в пространство сферы что-либо чужеродное. Другой способ: утомительное и изнуряющее магическое очищение от всех влияний, должное включать в себя, как пишет Кроули, «как раз то, к которому мы взываем, ибо данная сила, существуя в Природе, не является чистой». («Теория и практика магии», глава 3). Для простой работы сфер подобная тщательная подготовка не нужна, если адепт обладает достаточным опытом, который позволит отбросить все лишнее, будь то объективный или субъективный фактор. Подготовка также не требуется, если сфера достигается через один из соседних путей Древа Жизни, поскольку они созданы, чтобы естественным образом вести человека, постигшего их, от сферы у истока пути через традиционное священное подготовительное влияние, относящееся именно к этому пути, прямо в единство сферы, закрывающей этот путь.

Следовательно, искатель получает опыт переживания магических состояний осознанности сфирот в условиях абсолютной безопасности, и как только сфера была достигнута, а ее определенное качество познано, искатель вправе вступить в нее, будь то через магию или медитацию. С другой стороны, нет причины не повторить опыт прокладывания пути. Никогда нельзя познать путь слишком хорошо, и возвращение к нему в любой момент времени обычно несет с собой неожиданные блага.

Важность познания и применения сфиротических сил в их чистом виде трудно переоценить. Подобно тому, как чистая еда и воздух влияют на тело и идут человеку на пользу, на более тонком, но еще более существенном уровне контакт со сфиротическими архетипами подпитывает психику и благотворно влияет на личность в целом. Возможно, осознать правдивость этого утверждения поможет не только личный опыт, но и его антитеза: не только обычная невнятная неразбериха будничной жизни, но и настоящий урон, нанесенный личности, служит характерным признаком неспособности различать сфиротические архетипы.

Кроули, дающий много советов в сфере работы с чистыми силами, однажды проиллюстрировал оборотную сторону подобной неразберихи на примере невежественного героя романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист». Кроули отмечает, что «дух природы Венеры» и «марсианский или сатурнианский дух», сопровождающие Билла Сайкса на его пути любви, ненависти и убийства, «не являются чистыми планетарными духами, движущимися в четко определенных сферах… Это грубая масса перепутанных импульсов… Таким образом идея убийства перестает быть несочетаемой с Духом Любви». («Теория и практика магии», глава 16, пункт 1).

Другой, еще более яркий пример представлен двумя рисунками, воспроизведенными в работах Карла Юнга. Здесь запутавшиеся силы (в бессознательном принятии отдельного индивида) — божественные родители, представленные в функционировании психики как Анимус и Анима. На первом рисунке мы видим русалку и русала. У них один хвост на двоих, и они соединены спиной к спине. Оба с грустью смотрят в пустоту, очевидно, страдая от ужасного одиночества, которое нельзя преодолеть, пока они прикованы друг к другу. На втором рисунке сепарация произошла успешно: русалка и русал стали цельными существами, их руки сплетены в радостном объятии. Необходимо осознать: неважно, насколько далеки от осознания индивида могут быть события, символически представленные подобным образом; первоначальная фрустрация и горе вместе с последующей радостью, ощущением удовлетворенности и правильности происходящего определенно повлияют на все существование человека, о котором идет речь.

Таким образом, прокладывание пути даже для неопытного разума представляет собой гарантированный способ получить безопасный опыт познания сферы за сферой. Также это прекрасная психическая подпитка для всех, включая даже самых умудренных опытом последователей практической каббалы.

Здесь мы наблюдаем отличный пример, как каббалическая система прямо и непосредственно привносится в практическую работу, а результат отвечает лучшим ожиданиям. Определенная черта каждого из путей Древа Жизни — это специфическое действенное влияние, идущее в плюс к влияниям сфер на обоих концах пути. Это особое влияние на путь может быть установлено разными способами, каждый из которых открывает новый подход в нашем понимании. Например, каждый путь обозначен отдельной буквой еврейского алфавита с учетом ее формы и значимости, номера и даже определенных слов на идиш, в которых она содержится. Другой способ обозначения — соответствующее планетарное влияние, знак зодиака или, допустим, стихия. Речь может также пойти о том или ином Старшем Аркане Таро, опять-таки обладающем собственным характером, значимостью и набором ассоциаций.

С каждым путем через целую серию каббалических соответствий также связаны определенные цвета, благовония, драгоценные камни, символы зверей и растений. Многие из них традиционны и обладают как собственной силой, так и той, что была получена благодаря долгому использованию в магии. Однако как только первопричина перестает существовать, современная инновация, основанная на разумном магическом подходе, предпочтительнее, чем использование изживших себя традиционных соответствий, которые потеряли свою практичность или уместность.

Это наблюдение во многом применимо к самим текстам прокладывания пути. По сути, оно представляет собой медитацию с сопровождением, цель которой — погрузить участников в магическое состояние осознанности выбранной сферы. Поэтому традиционный вход может быть изменен. Для этого необходимо, чтобы в ходе самой работы участники так глубоко погрузились в содержимое текста, чтобы даже на этом этапе перешли в состояние осознанности, неким образом отличающееся от повседневного уровня. По правде говоря, этот уровень чаще всего достигается большинством участников прокладывания пути, и дальнейший переход к состоянию осознанности цели пропорционально упрощается. Кое-что здесь зависит от лидерства и магического статуса чтеца текста, но главное бремя возложено на сам текст.

Каждый солидный орден западной мистической традиции обладает или, вероятно, обладал в прошлом собственным порядком прокладывания путей, который отражал важнейшие традиционные идеи, но в деталях и по духу подходил конкретному ордену и его взгляду на мир, а также определенному поколению, под чьи нужды был заточен. Учение и взгляд на мир Aurum Solis не менее специфичны, чем у любого другого ордена. С другой стороны, им присуще сознательное желание воплотить в себе наиболее значимые черты западной мистической традиции, рассматриваемые с позиции гностицизма за вычетом его специфичности и предрассудков.

Даже основной поток магической цели и мысли с течением времени слегка меняет направление. Чтобы сохранить верность стремлению обрести созвучие с духовной атмосферой, Aurum Solis вынужден вносить корректировки в ряд традиционных текстов, включая те, что относятся к прокладыванию пути. Таким образом, в этим текстах были сделаны изменения, однако индивидуальные черты каждого пути остались такими, какие они есть. Подчеркнем: ни одно изменение не было внесено без необходимости или для того, чтобы отдать дань мимолетной моде. Мы не видим смысла придавать флер нью-эйдж тому, что освящено тенью веков. Тем не менее небольшая редакция стала хорошей возможностью убрать чересчур тяжелые или изысканные обороты.

Участник прокладывания пути часто главным образом испытывает на себе влияние планеты, знака зодиака или стихии, относящейся к этому пути. Сначала эти связи могут немного удивлять, но они всегда остаются рациональными и объективными.

Именно за счет того, что адепт испытывает на себе эти влияния, он становится готов к переживанию кульминационной точки магического состояния сознания в условиях, которые не получилось бы реализовать, если бы мы просто попытались перенести сознание из сферы в сферу.

Некоторые медитативные размышления над вопросами источников влияния на пути, вероятно, несут в себе более глубокий взгляд на их природу, чем это может быть описано на бумаге. Однако один-два примера покажут нам, как следует подходить к этому вопросу.

Допустим, на диаграмме древа путь 14 (объединяющий бину и хохму, сферы божественной матери и божественного отца) несет в себе символ планеты Венера. Его буква из иврит — далет («дверь»), его аркан Таро — Императрица. Основное значение связано с любовью, гармонией, усилением, чего мы и склонны ожидать. Однако в нижней части Древа путь 27 аналогичным образом объединяет ход и нецах, сферы Меркурия и Венеры, магии и природы. Хотя эта зона диаграммы Древа очень сложная, мы, вероятно, можем и здесь найти гармонию, подобную описанной путем 14. Тем не менее путь 27 несет в себе знак Марса. Еврейская буква пе изображает рот и язык с намеком на гнев, а аркан Таро здесь — Башня. Какой вывод мы сделаем из этого?

Башня примечательна тем, что с нее падают ее обитатели. Происходит взрыв, последствия которого в конечном счете благоприятны. Без этого потрясения человек остался бы запертым в раковине текущей ситуации, погрязшим в материальных соображениях, неспособным достичь венерианского мира и гармонии разрешения. С психологической точки зрения следует отметить, что люди летят к безопасности вниз головой, что еще подчеркивается образом самой Башни: обычно сверкающая молния отсекает ей голову или лишает короны. Можно предположить, что гармония между ходом и нецах подвержена влиянию на более глубоком уровне, чем поверхностный личностный. Ловушка Башни ассоциируется со слишком материалистичным или ригидным взглядом на жизнь. Эмоциям нужно обрести голос, порой даже глас гнева, чтобы выбраться из западни этой внешней раковины.

Характеристики путей полезно сравнивать друг с другом в рамках рисунка Древа Жизни. Их расположение относительно друг друга неслучайно и напоминает скорее сбалансированный живой организм, чем механическую симметрию, созданную человеком. Творцы древа исследовали, что это такое, а не задавали упрощенную сферу того, чем ему следует быть по человеческим стандартам.

При сравнении характеристик пути 31 (от сферы Земли малхут к сфере Меркурия ход) и пути 29 (от малхута к нецах, сфере Венеры) нас может удивить, что если первый относится к стихии Огня, второй связан не со стихией Воды, а с водным знаком Рыб. Так как ход — обиталище науки (помимо прочего), а нецах — природы, легко понять, что вторая сфера требует к себе более живого подхода. И в том и в другом случае буква еврейского алфавита предупреждает нас: следование от повседневной осознанности к мировосприятию места назначения подразумевает прогресс, который на первый взгляд будет казаться ухудшением. На пути 31 мы видим букву шин — «зуб», «пожиратель». Тот, кто желает стать магом или ученым, должен оставить мирскую привязанность к предрассудкам и чувствам, материальной собственности. На этом пути весь эмоциональный и потакающий своим желаниям багаж жизни станет лишь пищей для голодного зуба Огня.

На пути 29, связанном с Рыбами, еврейская буква коф — «задняя часть головы». Если адепт желает быть в гармонии с силами природы, суровая очистительная сила интеллекта, ведущая к ходу, едва ли поможет ему. Любопытно, что расположенная в срединной части мозга шишковидная железа связана с такими проявлениями физического тела, как циркуляция крови, рост тела и родовой процесс. Хотя наиболее очевидная ассоциация здесь образ Рыб, английское название шишковидной железы (pituitary gland) происходит от традиционной ассоциации с флегматичным, холодным и стойким темпераментом.

Продолжим сравнивать пути. Когда мы подходим к ходу и нецах соответственно со стороны йесода, разница свойств каждого пути видна невооруженным глазом. Теперь мы движемся не от сферы Земли, а от Луны — сферы воображения, даже фантазии, которая правит астральным миром. Теперь приближение к ходу осуществляется не через шин, а через реш, т. е. Огонь сменяется Солнцем. Речь идет уже не о пассивном очищении и перестройке, но о вдохновении и индивидуальной творческой силе. С другой стороны, следуя к нецах не от малхута, а от йесода, мы идем путем Водолея, а не Рыб. Пассивная вовлеченность в ход естественной жизни сменяется творческим подходом к взаимоотношению. (Настоящая моральная ответственность не существует на путях ниже тиферета — момент, который мог бы стать решением для многих острых теологических проблем, — но на пути 28 сдерживающая сила божественной матери проявляет себя особенно мощно).

Эта книга не описывает полный спектр двадцати двух путей. Она создана с практической целью и ограничена теми путями, для магической работы с которыми предложенный метод медитации с сопровождением освящен традицией и доказал свою действенность. Таким образом, речь идет о ряде путей с 32 по 24, совокупность которых ведет адепта к достижению магического состояния сознания тиферета, сферы Солнца. Открытие сознания этой сферы — столь важная, поворотная точкой во внутреннем развитии индивида, что полная смена подхода к презентации материалов выше тиферета представляется стандартной практикой. Однако даже для тех магов и мистиков, практикующих уже много лет, может быть полезен курс повторения путей ниже тиферета, который, вероятно, даст им дальнейшие темы для медитации.

В магической традиции каждый путь ассоциируется с одной из великих философских школ, начиная от времен, предшествующих Сократу, и до периода Возрождения включительно. Учения этих школ всегда остаются актуальными. В ходе веков философы так долго и страстно отстаивали свои точки зрения, что их разногласия могли бы быть давно улажены, если бы спорящие пришли к общему знаменателю в рамках самих философских терминов. На самом деле эти якобы нерешаемые противоречия основываются (помимо обычного недопонимая) не на рациональном интеллекте, а на индивидуальных особенностях характеров спорщиков.

Распределение разных школ в широком смысле по разным путям Древа таким образом кажется разумной идеей. Речь идет не о том, чтобы опровергнуть ту или иную школу, а о том, чтобы не давать им опровергать друг друга и придать всем им новую непреходящую ценность. Ведь к чему бы ни склонялась душа любого из нас, где-то в ее глубинах существует каждый путь без исключения. Чем лучше, учась и размышляя, мы сможем сбалансировать их в сознании, тем больше откроем в себе каналов коммуникации и полнее будем наслаждаться жизнью на всех ее уровнях.

Для желающих изучить философии путей, ведущих к тиферету, приводим список:

32. Орфизм: шаг от доминирования материального мира в реальность мечты, тайны и символа.

31. Стоицизм, особенно философия Гераклита.

30. Алхимия: дисциплина психики через природный порядок.

29. Эпикуризм, такой, каким его задумал Эпикур.

28. Гуманизм: естественный порядок под контролем просветленного человеческого понимания.

27. Драма как катарсис: жестокие культы матери, например Аттиса.

26. Учение Аристотеля, особенно Никомахова этика.

25. Мистические культы Диониса. Целостность этого пути с орфизмом пути 32 имеет именно философское, а не хронологическое значение. Пересечение путей 27 и 25 представляет собой живую связь между культами Диониса и матери, которую, как считал Еврипид, символизировал тимпан.

24. Гностические учения о Великой Матери. Если у идеи, столь базовой для человеческого разума, как смерть и перерождение, можно найти корень, он идет еще к атомизму Левкиппа досократовских времен.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магические состояния сознания: путешествие по Древу Жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

На своей высочайшем уровне (мир Ацилут) каждая из десяти сфирот представляет аспект божественной природы. Это не делает ее менее бесконечной: только познаваемая для нас ее часть ограничивается атрибутами.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я