История одного рода

Ордуни

Мы можем гнать от себя прошлое, сами бежать от него, но куда бы мы ни убегали, где бы ни скрывались, оно, словно незримая тень, следует за нами по пятам. И как и пытаться «похоронить» свое прошлое – историю рода не сотрешь… Она наша судьба, наш генетический код, тот самый код, о котором Марк Твен говорил: «Всё, что есть у нас собственного и что, следовательно, является нашей заслугой или нашей виной, может поместиться на кончике иголки, всё же остальное нам передал длинный ряд предков».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История одного рода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая

Каждый человек не просто живет сам. Его грудью дышат бесчисленные поколения рода, все ушедшие в непроглядную темноту…

Мария Семенова

Нет таких благ, на которые можно выменять

благословение предков! Продать-то его продашь и за полбелки, а назад не выкупишь и за сорок соболей!

Елизавета Дворецкая

Мой дед Степан Саакович был чрезвычайно аккуратным и утонченным человеком. Его манера поведения, тон разговора, черты лица — все в нем говорило о родовитости и уме. Это подтвердят все, кто знал деда. Безупречные шляпы, строгие костюмы да классики мировой литературы — вот основные дедовские увлечения. Ежедневно, словно «былинный богатырь на дозоре», осматривал он свой огромный, во всю стену, добротный деревянный книжный шкаф, проверял наличие и сохранность своих книг. И не дай бог, хотя бы одной оказаться не на своем месте! Вероятно, «начало третьей мировой войны»19) на деда произвело бы меньшее впечатление, нежели нарушенный порядок в его книжном шкафу.

О небрежном обращении с книгами не могло быть и речи! Всем членам семьи требовалась дедовская «санкция» на чтение той или иной книги. Дед очень «трепетно» относился к книгам…

Армяне — это народ, который умеет хранить в веках и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге… Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам (Расул Гамзатов).

Он мог по многу раз перечитывать заинтересовавшую его книгу, и, несмотря на это, ее состояние оставалось таким же «свежим», как только-только из типографии…

А еще дед строго чтил традиции и позволял нам садиться обедать только в положенное время и за изысканно сервированный стол. Прямо как в лучших аристократических домах Европы, разве что молитву перед обедом не читали… СССР, сами понимаете…

Однажды со мной в школе произошел неприятный случай. Если мне не изменяет память, было это, то ли во втором, то ли в третьем классе. Что именно случилось, за давностью лет, сказать уже затрудняюсь, только на меня обиделась одноклассница… Когда я пришел домой и рассказал об этом инциденте деду, он отчитал меня, даже не дослушав! Сказал, что я позорю его род, и не достоин называться настоящим мужчиной. Почему позорю? В чем моя вина? Я сам ни за что не понял бы, однако на следующий день дед, как бы, невзначай сказал: «Женщин, а в твоем случае девочек, обижать нельзя! Нельзя ни при каких обстоятельствах! Понял меня? Ни при каких! Женщина всегда права уже только потому, что она женщина, она слабее, а обижать слабых — самое последнее дело! Не позорь своих предков».

Женщина в Армении, если и не была предметом особого культа, то, во всяком случае, ей было отведено весьма почетное место в домашнем быту. Гетер в этой стране никогда не было. В силу освященного обычаем одноженства, жена у армян была искони верным другом мужа и властной хозяйкой семейного очага. В сельском хозяйстве и промышленности армянка являлась неутомимой производительницей, но не несла грубой работы, которая была уделом мужчин. Обычное право защищало женщину от всякого проявления мужского произвола. Чувство справедливости, гуманности и патриотизма воспитывалось в народе под руководством матери. Мать простолюдина и мать нахарара или царя одинаково были чтимы всяким. (Магда Нейман 1898 г.)

Помню, тогда бабушка вступилась за меня: «Оставь ребенка в покое! Брось свои замашки! Сколько можно? Время не то, страна не та! Неужели непонятно! И откуда это в тебе?! Да и о каких таких женщинах ты это говоришь? Обижать, говоришь, нельзя, да? А я значит, в их число не вхожу?..» Бабушка с дедушкой иногда ссорились, что меня очень удивляло. Однако спустя десятилетия, женившись и пройдя «школу милиции», я понял, что их пререкания можно было назвать ссорами лишь с большой натяжкой…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История одного рода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я