Организация и технология торговли

Коллектив авторов, 2009

Излагаются практические и теоретические основы построения единой технологической цепи движения товаров от производства до конечного потребителя с использованием современных достижений науки, техники и прогрессивных технологий. Характеризуются подходы к организации торговли, тенденции ее развития. Особое внимание уделяется организации технологических процессов в опте и в рознице, экономическому обоснованию технологических решений. Предыдущее издание вышло в 2005 г. Для студентов экономических специальностей вузов, учащихся средних специальных учебных заведений, специалистов.

Оглавление

Из серии: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация и технология торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Организационная структура торговли

2.1. Основы организации торговли

Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий, организаций и населения.

Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в определенной организации.

Сущность организации состоит в упорядочении взаимодействий различных сторон и аспектов материальной деятельности людей, направленных на достижение определенных целей. В современных условиях требования к организации торговли возрастают в связи с расширением ассортимента, усложнением хозяйственных связей с другими отраслями народного хозяйства, широким внедрением в торговлю достижений научно-технического прогресса, расширением географии производства, развитием и совершенствованием материально-технической базы торговли.

Главная цель развития торговой отрасли состоит в совершенствовании ее деятельности, обеспечении стабильного платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами, расширении их ассортимента преимущественно за счет товаров отечественного производства при высоком уровне обслуживания. Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:

• обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного и нетарифного регулирования в сфере оборота потребительских товаров;

• совершенствование организационных структур управления торговлей, а также организационно-правовых форм субъектов торговли;

• создание соответствующей инфраструктуры торговли;

• проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате гипер — и супермаркетов;

• создание отечественных торговый сетей, в том числе на основе организаций государственной формы собственности либо с долей государства в их уставном фонде;

• развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы);

• обеспечение защиты прав потребителей;

• создание отраслевой информационной системы, основанной на современных компьютерных технологиях;

• осуществление комплекса мер по улучшению финансового состояния и обеспечению эффективной деятельности субъектов торговли;

• совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы торговой деятельности.

2.2. Признаки организационного построения торговой отрасли

Торговля как отрасль народного хозяйства имеет сложное организационное построение. Оно характеризуется, с одной стороны, многообразием форм управления торговыми предприятиями и организациями, а с другой — различием организационных структур управления торговлей отдельных торговых систем.

В основу организационного построения торговли положены четыре признака: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственный, форма организации.

Применение административно-территориального признака при построении отрасли позволяет успешно сочетать хозяйственное управление со стороны органов руководства министерств и ведомств с общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов органов местного управления. Следовательно, организационно-хозяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение. Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых организаций. По товарной специализации различают следующие виды торговых организаций:

• универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

• продовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные;

• непродовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные.

В продовольственной торговле наметилась тенденция к универсализации, а в торговле непродовольственными товарами — создание специализированных торговых объектов.

Особенностью торговли как отрасли народного хозяйства является ее многоведомственность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.

По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:

• оптовая торговля;

• розничная торговля;

• общественное питание (торгово-производственная деятельность).

Виды торговли показаны на рис. 2.1.

В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.

В соответствии с указанным Законом под торговлей понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Рис. 2.1. Виды торговли

Государственное регулирование торговли

Рис. 2.2. Задачи, принципы и формы государственного регулирования торговли

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Рис. 2.3. Меры государственной поддержки торговли

Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

В современных экономических условиях государственное регулирование торговли включает основные задачи, принципы, формы и меры государственного регулирования (рис. 2.2), используются различные меры государственной поддержки торговых организаций (рис. 2.3).

2.3. Лицензирование торговой деятельности

Одной из основных форм государственного регулирования торговли является лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Вопросы лицензирования торговой деятельности регулируются ст. 13 Конституции, Гражданским кодексом, Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 17 июля 2003 г. № 17 и другими нормативными актами.

Лицензирование — комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. На рис. 2.4 представлены лицензируемые виды деятельности в торговле. Схематично порядок получения лицензии представлен на рис. 2.5.

Рис. 2.4. Лицензируемые виды деятельности в торговле

Лицензиат — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо (осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность).

Рис. 2.5. Порядок получения лицензии

Рис. 2.6. Лицензирующие органы по розничной и оптовой торговле

Лицензирующие органы — республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие уполномоченные государственные органы. Лицензирующие органы по оптовой и розничной торговле представлены на рис. 2.6.

Лицензионные требования и условия — совокупность установленных законодательством требований и условий, предъявляемых к соискателю при выдаче лицензии и к лицензиату при осуществлении им деятельности (рис. 2.7).

Соискателю лицензии дополнительно к документам, перечисленным на рис. 2.5, необходимо предоставить и другие документы, установленные соответствующим законодательством.

Не требуется специальных разрешений при реализации бывших в употреблении товаров; проездных талонов, интернет-карт, пластиковых телефонных карт; билетов на посещение театрально-зрелищных, выставочных и спортивных мероприятий; при продаже сельхозпроизводителями своей продукции (за исключением торговли в торговых объектах); предметов религиозного назначения в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях религиозными организациями; образцы товаров, экспонируемых на выставках; произведений живописи, графики, скульптуры и предметов народных промыслов авторами этих произведений (при наличии документов, подтверждающих их профессиональное образование или членство в творческих союзах).

Рис. 2.7. Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении розничной и оптовой торговли

Лицензирующий орган может аннулировать лицензию при выявлении грубых нарушений лицензиатом. К ним относятся:

• продажа товаров с истекшим сроком годности и (или) хранения, повлекшая создание опасных условий для жизни, нанесения ущерба здоровью, имуществу потребителя;

• осуществление розничной торговли в местах, не установленных местным исполнительным и распорядительным органом;

• отсутствие сопроводительных документов либо не соответствующих действительности документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, заполненных в установленном порядке;

• несоблюдение ассортиментного перечня товаров;

• торговля алкогольными напитками без акцизных марок и (или) специальных марок, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь или производства на ее территории таких напитков, если маркировка их акцизными марками и (или) специальными марками предусмотрена законодательными актами;

• торговля табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь или производства на ее территории таких изделий, если маркировка их акцизными марками предусмотрена законодательными актами;

• торговля алкогольными напитками без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;

• торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;

• неоднократная (два и более раз в течение года) розничная торговля товарами без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

• осуществление индивидуальными предпринимателями розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью более 1 литра (массой более 1 килограмма);

• несоблюдение режима работы, установленному торговому объекту, включая торговое место на рынке, а также времени продажи алкогольных напитков;

• и др.

Лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии при выявлении государственным органом просроченной задолженности по расчетам с поставщиками за реализованную лицензиатом мясную и молочную продукцию (свыше одного месяца), за водку, ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 28 % и табачные изделия (свыше двух месяцев), за продовольственные товары (свыше трех месяцев) при условии, что производство указанных товаров осуществляется на территории Республики Беларусь.

Лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии на основании заявления или копии документов, подтверждающих осуществление расчетов с поставщиками, в течение 20 дней со дня подачи заявления. При повторном выявлении в течение шести месяцев у лицензиата просроченной задолженности принимается решение об аннулировании лицензии в порядке, установленном законодательством.

2.4. Организационные структуры розничной торговли Республики Беларусь

Розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.

Торговая система — это совокупность организаций розничной и оптовой торговли, входящих в министерство (ведомство), с учетом формы собственности, специфики продаваемых товаров и контингента обслуживаемого населения. Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации Министерства торговли, исполнительных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств; фирменная сеть промышленных министерств и ведомств.

Основной торговой системой государственной торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения.

Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет руководство государственными торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения.

Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.

Большая роль в организации снабжения и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения (ОРС).

ОРС как торговая организация действует на правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного предприятия, в хозяйственно-финансовом — вышестоящему органу — Управлению рабочего снабжения (УРС).

ОРСы наряду с розничной торговлей могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, их бытовое обслуживание и т. п.

На территории республики действуют ДОРОРС Белорусской железной дороги, УРС Министерства транспорта, ОРС «Беларусьнефти», ОРС треста «Белэнергострой» и др. Определенное место в государственной розничной торговле занимают предприятия и организации непромышленных министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:

• Министерство здравоохранения, организующее продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики);

• министерства связи, информации и культуры, занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией;

• Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей.

Розничная сеть промышленных предприятий представлена фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в современных условиях.

В результате осуществления программы разгосударствления и приватизации в республике были созданы новые виды торговых организаций различных организационно-правовых форм, как правило, основанных на частной форме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производственные фирмы, ассоциации.

Арендные предприятия образуются путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Они создаются по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляются соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду. Акционерные общества — это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на всю величину уставного фонда.

Создание таких обществ в розничной торговле возможно на базе крупных розничных организаций (универмаг, универсам, дом торговли).

Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия — предельная численность работающих для розничных организаций не должна превышать 30 человек.

Основными учредительными документами малого предприятия являются устав и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителем.

В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).

Совместное предприятие (СП) — это общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности. Одним из крупных СП в торговле является «Торговый дом на Немиге».

Торговые и торгово-производственные фирмы создаются на базе местных торгов, а также они могут быть самостоятельными предприятиями.

Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятий, формируются как самостоятельные образования, обладающие статусом юридического лица.

Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:

• региональному (районные, областные и республиканские);

• товарному (по товарным группам);

• межотраслевому (в оптовой и розничной торговле);

• в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов и т. д.).

Основными задачами ассоциаций являются проведение единой ценовой политики; организация внешнеэкономической деятельности; оказание организационно-методического содействия участникам ассоциации; создание единого банка данных о конъюнктуре рынка; пропаганда и распространение передового опыта; подготовка кадров; реализация единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития материально-технической базы и т. д.

В республике создана «Ассоциация универмагов и торговых домов», в которую вошли ОАО «Торговый дом “Неман”» (Гродно), ОАО «Универмаг “Центральный”» (Могилев), ОАО «Универмаг “Гомель”», ГП «Брестский центральный универмаг», ОАО «ГУМ» (Минск). Целью создания ассоциации является координация деятельности универмагов и домов торговли, направленная на проведение единой коммерческой политики, эффективную организацию розничной и оптовой торговли, обеспечение защиты интересов и прав участников ассоциации в государственных и иных органах, а также в международных организациях.

2.5. Организационное построение оптовой торговли Республики Беларусь

Оптовая торговля — вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные и иные услуги, связанные с торговлей.

В настоящее время в республике насчитывается свыше 10 тысяч организаций, основным видом деятельности которых является оптовая торговля. В оптовом обороте на долю государственной торговли приходится 9 %, частного опта — 62 % и иностранной формы собственности — 29 %.

Оптовую торговлю товарами народного потребления непосредственно организуют и осуществляют оптовые организации ряда министерств и ведомств.

Ведущую роль играют оптовые организации системы Министерства торговли. В непосредственном подчинении министерства находятся государственные унитарные предприятия «Белювелирторг» и «Белимпортторг». Кроме того, созданы торговые организации в форме открытого акционерного общества (ОАО), имеющие долю государственной собственности в уставном фонде. Это ОАО «Торгодежда», «Трикотажторг», «Обувьторг», «Белгалантерея», «Белхозторг», «Белкультторг», «Белбакалея», «Минбакалеяторг». Оптовую торговлю в областях осуществляют, как правило, специализированные организации по торговле продовольственными и непродовольственными товарами с государственной коммунальной собственностью (унитарные, оптово-розничные предприятия, ОАО). Например, в Гомельской области создано Гомельское коммунальное оптово-розничное унитарное предприятие (ГКОРУП) «Облторгсоюз».

Кроме того, в системе Министерства торговли оптовую торговлю как товарами народного потребления, так и продукцией производственного назначения осуществляют оптовые организации концерна «Белресурсы» — РУП «Беларусинторг» и ЗАО «Белагроинторг».

В системе потребительской кооперации оптовую торговлю осуществляют ведомственные оптовые организации.

Оптовую торговлю некоторыми товарами народного потребления, специфическими с точки зрения производства и реализации, осуществляют организации и предприятия отдельных министерств и ведомств: Министерство здравоохранения и концерн «Белбиофарм» (лекарственные препараты, предметы санитарии и гигиены), концерн «Белнефтехим» (резиновые изделия), Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Реальные структурные изменения в оптовой торговле способствовали развитию конкуренции, замене одноканальной системы товародвижения, действующей в условиях плановой экономики, многоканальной.

Вместе с тем в развитии оптовой торговли проявились серьезные негативные тенденции, среди которых следует отметить:

• невысокий уровень концентрации капитала, который предопределил функционирование в основном мелких и средних оптовых структур;

• достаточно высокий уровень нецелевого использования складских площадей, которые сдаются в аренду или вообще не используются;

• нестабильное финансово-экономическое состояние оптовых организаций;

• отсутствие гибкой системы ценообразования, что делает оптовых посредников невыгодными поставщиками для розничных организаций по сравнению с изготовителями;

• сокращение поставок товаров сложного и социально значимого ассортимента, пользующегося повышенным спросом у населения.

• сложившаяся экономическая ситуация в оптовой торговле требовала принятия кардинальных решений, направленных на реформирование и повышение конкурентоспособности отечественного опта.

В соответствии с Программой развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006–2010 гг. приоритетные преобразования в сфере оптовой торговли будут направлены на:

• сокращение звенности товародвижения, снижение доли посредников, осуществляющих деятельность на оптовом рынке;

• создание современной инфраструктуры оптовой торговли;

• активное внедрение прогрессивных технологий организации продажи товаров и использование современного оборудования в оптовых организациях;

• развитие структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность: оптовые рынки, сетевые и территориальные распределительные центры различных типов, магазины, склады и т. д.

Оптовая торговля будет развиваться на основе выделения в ее составе:

• организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовой организации;

• оптовых структур, не использующих в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар;

• организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, не оказывающих услуги по организации оборота товаров.

В соответствии с законодательством будет проведена работа по реформированию организаций оптовой торговли с долей государственной собственности в оптовые холдинги, которые будут подразделяться на следующие типы (по товарному и региональному принципу):

универсальные, объединяющие оптовые организации определенного региона (области);

специализированные, в состав которых будут входить организации различных регионов, но одного товарного профиля;

смешанные, объединяющие оптовые организации различных регионов и разного товарного профиля.

2.6. Роль и задачи потребительской кооперации в торговом обслуживании населения Республики Беларусь

Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села, и в первую очередь в системе жизнеобеспечения сельских жителей страны.

В настоящее время подведомственные Белкоопсоюзу организации обслуживают свыше 4,1 млн жителей населения республики, в том числе все сельское население.

Торговое обслуживание населения обеспечивает 10,8 тыс. магазинов, что составляет 31 % от общего количества в республике, из них 7,9 тыс. расположены в сельской местности. В населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная сеть, обслуживание осуществляют 433 автомагазина и лавки на дому.

Учитывая особое положение потребительской кооперации на сельском рынке предусматривается ее активное участие в реализации важных государственных социально-экономических программ, таких как Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг. (далее — Программа возрождения) и Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг.

Формирование инфраструктуры на селе будет направлено на приоритетное развитие торговых объектов в агрогородках. Под понятием «агрогородок» понимают благоустроенный населенный пункт, в котором будет создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. В таких населенных пунктах планируется отработать систему предоставления населению полного комплекса услуг, сопоставимого по качеству и широте ассортимента с аналогичными торговыми объектами, расположенными в городах. За 2005–2010 гг. Программой возрождения предусматривается формирование 1491 агрогородка, в которых предусматривается открытие новых торговых объектов (140 магазинов), ремонт и реконструкция торговых объектов (1800 магазинов) и восстановление работы ранее закрытых магазинов (800).

В целях восстановления и повышения роли потребительской кооперации в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах и услугах предусматривается:

• ежегодное увеличение объема розничной торговли не менее чем на 6 % за счет совершенствования ассортиментной политики, расширения форм торговли;

• полный охват сельских населенных пунктов приемозаготовительной сетью;

• повсеместный переход на систему заказов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и сельскохозяйственных организациях на основе договоров;

• организация снабжения ЛПХ семенами растений, саженцами, минеральными удобрениями и т. д., продажа их по предварительным заказам сельских жителей;

• премирование активных сдатчиков продукции, предоставление им скидок на приобретение ряда товаров, льготной оплаты услуг при обработке приусадебных участков;

• передача пустующих или неэффективно используемых торговых помещений в аренду пайщикам, местным жителям, работникам потребительской кооперации, изъявившим желание осуществлять индивидуальную трудовую деятельность.

Повышение качества торгового обслуживания сельского населения и достижение государственного социального стандарта должно осуществляться по следующим направлениям.

1. Как свидетельствует зарубежный опыт, розничная торговая сеть должна гибко реагировать на все изменения в отрасли, для чего необходимо развитие различных форм торгового обслуживания, типов магазинов и рациональное сочетание мелких, средних и крупных магазинов. Развитие конкуренции в зоне деятельности потребительской кооперации требует создания новых типов магазинов, предназначенных для обслуживания определенных групп населения или выполняющих функции маркетингового обслуживания. В частности, предусматривается строительство в областных центрах, малых и средних поселениях типовых объектов торговой площадью от 500 до 1000 м2, а также удобных магазинов (типа «мини-магазин»).

2. Осуществление специализации торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего в них населения:

• в районных центрах уже создана соответствующая инфраструктура — это сеть крупных универмагов, универсамов, специализированных магазинов по торговле отдельными группами продовольственных и непродовольственных товаров, объектов общественного питания, центров поддержки личных подсобных хозяйств. Указанные торговые объекты имеют все возможности (финансовые, ресурсные и кадровые) для предоставления обслуживаемому населению широкого ассортимента как товаров отечественного производства, так и импортных товаров редкого и периодического спроса;

• в сельских населенных пунктах с численностью более 500 человек предусматривается наличие не менее двух специализированных магазинов по торговле продовольственными и непродовольственными товарами, продукцией общественного питания;

• в сельских населенных пунктах с численностью от 200 человек предусматривается не менее одного магазина по торговле смешанным ассортиментом товаров.

3. В целях совершенствования и повышения эффективности работы автомагазинов предусматривается:

• закрепление за одним автомагазином не более 12–15 населенных пунктов и обслуживания их не реже двух раз в неделю и времени стоянок не менее 30 мин;

• расширение ассортимента реализуемых товаров до 100 наименований за счет оснащения холодильным оборудованием;

• оснащение мест стоянки навесами, скамейками;

• для информирования населения в местах стоянки предоставить информацию о времени прибытия и убытия автомагазинов.

4. Для повышения конкурентоспособности и укрепления лидирующих позиций в районных центрах необходимо создание лучших торговых объектов по опыту Лунинецкого райпо на базе магазинов типа «Универсам» и «Продукты». По их отработке предполагается использование современных технологий, предусматривающих:

• автоматизацию технологических и коммерческих процессов;

• использование компьютерных систем с применением сканирующих устройств и кодирования товаров;

• внедрение самообслуживания;

• расширение перечня дополнительных услуг: предоставление инвентарных корзин и тележек для отборки товаров, прием предварительных заказов, доставка на дом, упаковка товаров в фирменные пакеты и др.;

• организация работы кондитерских цехов, гастрономических производств, кафетериев;

• стандартное рекламное оформление экстерьера и интерьера магазинов;

• устройство подъездных путей и автостоянок.

5. Необходимо повысить уровень технической оснащенности торговых объектов за счет современных видов торгового оборудования, установки специальных компьютерных систем и платежных терминалов для осуществления безналичных расчетов, что позволит увеличить пропускную способность и совершенствовать формы и методы продажи товаров.

6. Формирование конкурентоспособного ассортимента и совершенствование договорных отношений с отечественными производителями обеспечивается за счет организации унитарных предприятий «Продторг», «Промторг» и «Хозторг». Открытие специализированных магазинов по торговле отдельными группами продовольственных и непродовольственных товаров, а также создание фирменных секций с промышленными организациями позволит расширить внутригрупповой ассортимент, что будет способствовать наиболее полному удовлетворению спроса обслуживаемого населения и увеличению реализации высокодоходных и быстрооборачиваемых товаров.

7. Кроме того, увеличению объемов розничного товарооборота будет способствовать проведение сезонных ярмарок и базаров; использование мелкорозничной сети и выносной торговли; торговли по предварительным заказам населения, в том числе с бесплатной доставкой товаров на дом одиноко проживающим и престарелым гражданам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация и технология торговли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я