Мама и малыш

Ольга Юрьевна Панкова, 2019

Эта книга станет вашим незаменимым помощником по уходу за ребенком от его рождения до трехлетнего возраста. Ольга Панкова дает советы молодым мамам на самые популярные темы: подготовка к родам, питание малыша, прививки, иммунитет, психомоторное развитие детей. Книга содержит все рекомендации, которые должна знать и выполнять любящая мама, чтобы малыш рос здоровым и счастливым. В книге также представлены восточные рецепты создания гармонии между мамой и малышом. Автор приоткроет древние секреты послеродового восстановления. Вы узнаете как избежать депрессии, укрепить мышечный корсет и интимные мышцы, вернуть прежние формы и женское здоровье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама и малыш предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Расти, кроха!

Ну вот, наконец, вы с малышом обустроились дома и закупили приданое. Теперь ему предстоит расти и набираться сил. Что нужно ребенку, чтобы он был здоров и правильно развивался? Чем мы можем помочь малышу? Об этом поговорим далее.

Психомоторное развитие от 0 до 3 лет

Понятие «психомоторное развитие» включает в себя несколько важных составляющих: развитие всех органов чувств (слуха, обоняния, зрения, тактильной чувствительности), опорно-двигательного аппарата (мышечного тонуса, мелкой моторики рук), приобретение различных умений и навыков; социальную коммуникабельность (контакты с близкими, узнавание голоса, общение со сверстниками, участие в коллективных играх).

Пожалуй, быстрее всего малыш развивается в первый год жизни. Это время самого стремительного роста. Родившись совсем не приспособленным к окружающему миру, зависимым от взрослых, ребенок уже к году становится вполне самостоятельным — ходит, разговаривает, испытывает разнообразные чувства и понимает речь. Становление личности ребенка в этот период проходит одновременно в разных направлениях: развиваются его интеллект, эмоции и моторика (табл. 1).

Таблица 1. Психомоторное развитие ребенка на первом году жизни

На втором году жизни (табл. 2) перед малышом стоят новые задачи: научиться говорить, развивать логику, участвовать в различных играх, самостоятельно кушать и уметь одеваться.

Таблица 2. Психомоторное развитие ребенка второго года жизни

За первую половину третьего года жизни речь малыша усложняется предложениями с придаточными частями и становится все более понятной. Сложнее становятся вопросы, которые он задает: они могут уточнять место («где это произошло?») и время («когда это произошло?»).

Ребенок в два с половиной года должен хорошо ориентироваться в базовых цветах и уметь называть их. Вы можете поиграть с ребенком в детскую геометрию, показывая ему разнообразные фигуры.

Малыш в этом возрасте может воспроизводить несколько действий, связанных логически обоснованной последовательностью. Например, он знает, что куклу нужно сначала покормить, а потом уложить спать. Совершенствуется и игра в кубики, конструкции становятся все более сложными.

В возрасте двух с половиной лет ребенок полностью одевается сам, оставляя родителям только шнурки и молнию. Он кушает аккуратно, ложку держит правильно.

В трехлетнем возрасте речь малыша характеризуется наличием сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. Малыш очень любопытен, его интересует: почему что-то происходит и зачем все это происходит. Это так называемый возраст «почемучки».

В три года малыша начинают интересовать ролевые игры. Сюжеты игр могут быть достаточно сложными и дополняться разными мелкими деталями. В этом возрасте малыш любит рисовать и лепить.

Трехлетний кроха одевается самостоятельно, он уже не должен испытывать особых трудностей в завязывании шнурков.

Мы остановились на основных этапах психомоторного развития ребенка в возрасте от одного месяца до трех лет. Вы можете самостоятельно составить таблицу развития своего малыша, заносить в нее его «достижения» и отмечать, соответствует ли его развитие возрасту.

Хочу напомнить: все малыши развиваются по-разному. Если вам кажется, что ваш ребенок в чем-то отстает, не паникуйте и посоветуйтесь с педиатром. Уделяйте крохе больше внимания, следите за его развитием, чтобы вовремя обнаружить любые отклонения и устранить их.

Своевременное обследование — залог здоровья

Для наблюдения за новорожденными в нашей стране создана система послеродового патронажа. В ближайшее время после возвращения мамы с новорожденным домой их посещают врач и медсестра из детской поликлиники.

Доктор должен детально познакомиться с малышом, узнать все о его физическом состоянии, чтобы составить план обеспечения нормального физического и психического развития малыша и, безусловно, быть готовым своевременно предпринимать адекватные действия по предупреждению заболеваний.

Врач тщательно осмотрит малыша, оценит состояние кожи и слизистых оболочек, пупочной ранки, нервной, мочевыделительной и половой систем, опорно-двигательного аппарата, изучит работу дыхательной, сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта, а также физическое развитие вашего ребенка: измерит длину туловища, массу тела, окружность головы, груди. Из разговора с родителями педиатр сможет выявить возможные нарушения в работе различных органов и систем. При необходимости он порекомендует проконсультироваться у других специалистов и изменить режим малыша.

Медсестра во время патронажа проводит работу с родителями по правильному уходу за малышом. Она может наглядно продемонстрировать, как правильно его купать, обрабатывать пупочную ранку, проводить туалет в течение дня, как ухаживать за ушками и носиком, волосиками, как стричь крохотные ноготки. Даст советы по лактации и грудному вскармливанию, режиму дня и прогулкам.

При следующих визитах доктор будет проводить динамическое наблюдение за физическим состоянием малыша и его нервно-психическим развитием, а также проводить профилактику распространенных заболеваний в этом периоде.

Если с малышом все в порядке, педиатр и медсестра будут посещать вас один раз в неделю на первых двух неделях жизни, а затем один раз в десять дней. Если же малыш по любой причине будет отнесен к группе риска, готовьтесь к более частым посещениям, а также к особым программам наблюдения, диагностики, лечения, реабилитации и профилактики.

В дальнейшем вы будете посещать педиатра самостоятельно в поликлинике в так называемый грудничковый день, который отведен только для деток до года, чтобы максимально снизить вероятность подхватить какую-нибудь инфекцию.

С месяца следует показывать ребенка другим специалистам, а также пройти ряд необходимых лабораторных исследований (табл. 3). Регулярное комплексное обследование ребенка позволяет:

–оценить состояние его здоровья;

–изучить уровень психомоторного развития;

–своевременно выявить имеющуюся патологию и отставание в развитии и устранить их;

–определить показания к проведению лечебного массажа;

–оценить возможность проведения профилактических прививок.

Таблица 3. График обследования здорового ребенка первых трех лет жизни

У современных родителей значительно расширились возможности обследования и наблюдения ребенка. В настоящее время появились частные клиники, предоставляющие услуги на платной основе. Врач частного медицинского центра может выехать к вам на дом, осмотреть ребенка, дать необходимые рекомендации, сделать вакцинацию. Выездная коммерческая служба очень удобна.

Весомым недостатком платных услуг является то, что их стоимость не входит в страховку и оплачивается из вашего личного бюджета. Родителям рекомендую посчитать и взвесить, что для них выгоднее: терять время в очередях государственной поликлиники или оплатить вызов врача на дом.

Где наблюдать и лечить своего ребенка — выбор за вами. Помните: вы и ваш ребенок достойны самого лучшего!

Идем гулять

Малышу необходим свежий воздух. Летом прогулки рекомендуется начинать через неделю после рождения, зимой — через две недели при температуре не ниже — 10 °C. Сначала пребывание на воздухе должно составлять 15–20 минут, затем его необходимо увеличивать до 3–3,5 часа в день. Во время прогулок нужно избегать шумных и пыльных улиц с активным движением автомобилей.

Детям грудного возраста рекомендуется круглый год спать днем на открытом воздухе. При этом ребенка нужно укладывать в защищенном от ветра, дождя и снега месте: на балконе, террасе, веранде. Летом малыша укрывают легким одеяльцем, весной и осенью — одним или двумя байковыми одеялами. Зимой его укладывают спать в специальный стеганый мешок — конверт со шлемом. Лицо ребенка должно быть открытым. Если вы зимой решили прогуляться с ребенком, то учитывайте, что сначала должны одеться вы и только потом следует одевать ребенка, чтобы он не вспотел.

Детей 6–9 месяцев, которые еще не умеют ходить, можно вывозить на прогулочной коляске в парки и зоны отдыха. Целью прогулок в этом возрасте является не только свежий воздух, но и удовлетворение возрастающего с каждым днем интереса у ребенка к окружающему миру.

Когда малыш подрастет (от 1 до 3 лет) и научится ходить, прогулка станет для него интереснейшим событием. Играя на детской площадке под присмотром родителей, он получает множество новых впечатлений, активно усваивает новую информацию, общается с другими детьми и их родителями, много двигается и дышит свежим воздухом.

Летом во время прогулок ребенок получает столь нужный ему ультрафиолет, а зимой закаляется. Прогулки в некомфортную погоду (порывистый ветер, дождь, жара или сильный мороз) не рекомендуются. Перед выходом на улицу в холодную погоду лицо и руки малыша следует смазывать жирным питательным кремом, а по возвращении домой — обрабатывать увлажняющими средствами.

Собираясь на прогулку, используйте «золотое» правило: надевайте на ребенка одежды на 1 «слой» больше, чем на себя. Если на прогулке малыш активно двигается, то следует это учитывать и уменьшить количество «слоев» при необходимости.

Хотелось бы напомнить, что во время прогулок и игр в песочнице не нужно ребенка ничем кормить. Это надо делать дома в специально отведенное для этого время, предварительно помыв руки: и свои, и ребенка. Не переживайте: малыш выдержит 1–2-часовой перерыв в еде. За это время «нагуляет» аппетит и, вернувшись с прогулки, с удовольствием пообедает и заснет сладким сном.

Водные процедуры

Купать новорожденного можно сразу после возвращения из роддома, если у него зажила пупочная ранка. Купание показано всем малышам ежедневно вечером перед ночным сном.

Воду перед купанием кипятить не обязательно, но первые две недели после рождения в нее можно добавлять марганцовку в соотношении 1:8000 (до слабо-розового окрашивания), а впоследствии — различные травы: ромашку, череду, если у ребенка нет на них аллергической реакции.

Температура для начинающих «пловцов» должна быть 36–37 °C. Определить ее можно либо термометром, либо локтем: опустите его в воду, если вы не почувствуете ни тепла, ни холода, значит, вы получили нужную температуру.

Чтобы малыш не испугался при первом купании, погружайте его в воду медленно, начиная со стоп. При этом улыбайтесь и приговаривайте что-нибудь нежным голосом.

Продолжительность купания должна составлять 3–8 минут. Купать младенца надо бережно, не спеша, разговаривая с ним и давая возможность поплескаться в воде, поиграть игрушками. Струю воды надо направлять не на голову, а на плечи и тело. Если вода попадет в ушки, то для ее удаления необходимо просто наклонить голову ребенка: она легко вытечет из короткого широкого и прямого слухового прохода.

Вытирать кроху следует мягким полотенцем или простыней. После этого кожные складки смазать детским кремом и надеть чепчик. Очень полезна для малютки гидромассажная ванна. Мелкие пузырьки, поступающие из струй, нежно массируют его тело. Использование гидромассажной ванны рекомендуется при отставании в психомоторном развитии малыша. Перед началом необходимо посоветоваться с педиатром.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что вы думаете о закаливании? С какого возраста можно его начинать?

Если нет противопоказаний — с 2–3 месяцев. С этой целью применяют обтирание, обливание и купание. Обтирают фланелевой варежкой или губкой: сначала руки, затем — ноги, грудь, живот и спину. Температура воды сначала составляет 33–35 °C, к концу года ее снижают до 28 °C.

Пловцы с пеленок

В последнее время очень популярными становятся занятия плаванием с грудными детьми. Все больше родителей стремятся начать обучение «с пеленок». Вода оказывает благоприятное массирующее воздействие на кожу, улучшается кровообращение и укрепляется нервная система, что положительно влияет на физическое и психомоторное развитие малыша. Доказано, что плавание значительно нормализует тонус мышц. Это способствует быстрейшему формированию двигательных навыков. Во время занятий у ребенка улучшается настроение, он испытывает положительные эмоции. Плавание также обладает закаливающим эффектом и является лучшей профилактикой частых простудных заболеваний.

В настоящее время во многих крупных детских поликлиниках созданы консультативные центры по обучению новорожденных детей плаванию.

Плавать малыши умеют еще в утробе матери, но без развития «плавательный рефлекс» через 3–4 месяца угасает. Если начать обучение плаванию с первых дней жизни, то можно сохранить и развить имеющиеся у ребенка навыки. При отсутствии противопоказаний, которые определяет врач (рахит, кожные заболевания, различные инфекции, пороки сердца), занятия плаванием можно проводить в собственной ванне. Это лучше делать в одно и то же время: перед кормлением или не ранее чем через час после него. Занятия следует начинать с 10–15 минут, затем их продолжительность можно увеличивать. Температура воды при первых «заплывах» 37 °C, постепенно следует ее снижать.

Плавание должно приносить ребенку радость. С малышом необходимо разговаривать, направляя его действия. Похвалы, ласковые и нежные слова, обращенные к младенцу, необходимо повторять во время каждого урока. Можно включать музыку.

Опускайте ребенка в воду очень осторожно. Предварительно слегка оботрите или облейте его, позволяя привыкнуть к воде. Если ребенок капризничает, не заставляйте его плавать. Сделаете это в другой раз, когда у малыша будет хорошее настроение.

Если на следующий после плавания день у младенца появляются признаки утомления, вялость в движениях, нежелание их выполнять, занятия рекомендуется отложить на несколько дней во избежание формирования страха перед водой.

Для того чтобы сделать процедуру купания приятной для родителей и самостоятельной для малыша, вам понадобится поддерживающая шапочка. Такую шапочку можно купить в магазине или сделать самому. Для ее изготовления потребуется обычный тонкий чепчик и небольшой брусочек пенопласта. Кусочки пенопласта фиксируется на шапочке нитками.

Во время плавания на спинке, постепенно убирая поддерживающую руку, вы учите малыша держаться на воде. Он, отталкиваясь ножками от края ванны, плывет до противоположного конца. Брусочки пенопласта также защищают голову малыша от ударов. Через месяц можно будет снять шапочку: чадо к этому времени научится держаться на воде и сможет плавать самостоятельно.

Если кроха не боится воды, можно приступить к нырянию. Процесс обучения должен быть постепенным: начинать следует с полива лица, затем переходить к погружениям, потом добавлять ныряние на половину длины ванны, далее — на всю длину.

Комментарий с форума: Я что-то не очень понимаю, зачем нужны эти ныряния. Вы что, хотите из ребенка человека-амфибию сделать? А сделать купание полезным можно и без экстрима. А плавать и нырять он в свое время научится.

История из жизни: Моя дочь Маруся сразу после рождения была очень активной девочкой. Ей очень нравилось купание по вечерам. Она просто обожала воду.

Я, как «продвинутая» мама, заинтересовалась методикой «плаваем с пеленок». Посоветовалась с педиатром — она мою затею одобрила! Своими руками я смастерила чепчик с пенопластовыми кубиками. Затем начались занятия.

Сначала Маруся плавала на моей руке. А потом, через пару недель, она стала «рассекать» по ванной самостоятельно в чудной «короне» из пенопласта. Моя «рыба» великолепно держалась на воде! Она радовалась и веселилась! Ей очень нравилась ее новая независимость.

Я рассказала о наших занятиях своим знакомым, у которых были маленькие дети. Все они по очереди приходили любоваться на Машины заплывы. Скажу честно, не каждый решался это повторить со своим ребенком.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама и малыш предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я