Король риторики

Ольга Викторовна Куник, 2023

Книга-тренажер по ораторскому мастерству. С ее помощью можно легко отточить свое ораторское мастерство самостоятельно. В книге представлены практически все виды публичных речей: убеждающая, вдохновляющая, агитационная, обвинительная, оправдательная; сторителлинг. Также более двадцати ораторских и психологических упражнений для самосовершенствования.

Оглавление

Убеждающая речь

Действие словом — убеждающая речь!

Убеждающая речь — процесс воздействия на мысли, чувства аудитории.

В убеждающей речи рассматривается спорный или теоретический вопрос. В процессе выступления оратор передаёт мысли, предназначенные для укрепления определённой цели, которую он транслирует, продвигает. Или цель выступления — формирование позитивных взглядов на совершенно новый вопрос! Задача оратора — изменить, навязать мнение слушателям к вопросу или побудить их к действию.

Очень важно в убеждающей речи не забывать об интересах, вкусах, ценностях, потребностях аудитории. Важно любыми способами объединиться со слушателями.

Особо важно начинать речь с мыслей, которые аудитория воспримет как свои собственные, уже когда-то пережитые, таким образом — абсолютно правильные. Другими словами, заставьте людей с вами согласиться!

Дайте понять, что их это касалось, касается или будет касаться в будущем!

Например:

«Правда же, каждый из нас хоть раз в жизни испытывал страх? Страх о здоровье, благополучии, в конце концов, страх за жизнь…»

«Мы все хотим жить счастливо, комфортно, независимо…»

«Мы все были детьми! Кто-то любил собирать календарики, кто-то делать домики из спичек, другие предпочитали кататься на коньках или ездить на велосипеде. Мы все были детьми».

Варианты начала выступления:

Хорошие примеры из кинематографа

Вводные предложения

«Численность населения земли за 100 тысяч лет достигла одного миллиарда! А потом всего за 100 лет двух миллиардов, и за каких-то пятьдесят лет снова выросла до 4 миллиардов! А сейчас нас на Земле около 8 миллиардов. Мы уничтожаем ресурсы, поддерживающие жизнь!

Каждое из глобальных зол, от которых страдает Земля, связано с её перенаселённостью людьми! Почему мы настаиваем на бездействии? Вырубка лесов! Свалки! Мы употребляем! Мы разрушаем! Половина видов животных Земли исчезла! Исчезла! За последние 40 лет! А мы продолжаем всё разрушать!

Может, нужна катастрофа, чтобы мы усвоили урок? Катастрофа, чтобы мы одумались?

Ничто не меняет поведение так, как боль! Возможно, боль спасёт нас?»

(Цитата из фильма « Инферно».)

Цель.

После подобных вступлений стоит переходить к главному — цели!

Чтобы речь вышла успешной, очень важно правильно сформулировать главную цель — проблему! Точно понять для себя, с чем именно мы будем соглашаться! Против кого выступать? За что бороться?

Например:

«Хотим ли мы, чтобы за наше здоровье отвечали профессионалы? Насколько нам важен результат лечения? Хотим ли мы не волноваться о жизни своих близких? Да? Значит, стоит рассмотреть вариант платной медицины у нас в стране!

Нам очень важно, как мы живём! И важно, что мы живём достойно! Что мы имеем права! Что у нас всегда есть выбор! Важно ли иметь выбор так же достойно умереть, как мы жили?

Сегодня речь пойдёт о выборе — эвтаназии.

Каждый помнит, как он учился в институте, университете и т. д. Большинство из нас не понимали, зачем тот или иной предмет. Мы прогуливали занятия. Уходили в академический отпуск из-за неуспеваемости. А что в итоге? Мало кто из нас работает по специальности! Правда? И большинство из нас получили бюджетное образование — за счёт государства! Что получается? Нет мотивации! Нет заинтересованности! Потому что всё оплачено! Стоит ли сегодня пересмотреть систему образования? Перейти к европейской?! Да, это системы, при которых учащиеся платят! И когда они платят, то выбор в 86% становится более осознанным? Так быть ли у нас платному образованию?»

Попробуй сформулировать цель самостоятельно!

Темы для отработки:

Отмена депутатской неприкосновенности.

Против ранних браков.

Разрешение курения в общественных местах.

Приёмы убеждающей речи

Выбросьте из лексикона слово Я, говорите МЫ. Аудитория хочет быть ближе к оратору, дайте ей это ощутить! Когда мы используем слова «Я» и «Вы», мы дистанцируемся от публики. Она существует отдельно от нас, а наша задача — быть к ней как можно ближе!

Пользуйтесь риторическими вопросами, они дают возможность публике думать вместе с вами. Вместе с вами быть соучастниками процесса. Создают иллюзию совместно принятого решения.

Вопросы такого плана:

«Мы мёртвые или живые? Мы усталые или энергичные? Мы здоровые или больные? Плохие или хорошие? У нас ещё есть время или оно на исходе? Мы юные или старые? Чистые или грязные? Дураки или умные? Правдивые или лживые? Богатые или бедные? Короли или слуги? Мы добрые или красивые? Тёплые или холодные? Мы счастливы или просто слепы? Расстроены или радостны? Мы потеряны или найдены? Мужчины или женщины? — это неважно, лёжа на смертном одре…»

(Цитата из сериала «Молодой папа».)

Используйте штампы.

У опытных ораторов их сотни, их речь кажется более весомой, убедительной!

Примеры:

«Мы все понимаем, насколько нам важно…»

«Сегодня все зависит от нас…»

«Мы не можем позволить себе не обратить внимание на…»

«Не приходится спорить с тем, что…»

«Нет ни малейшего сомнения в том, что…»

«Большинство согласились с тем, что…»

«Сегодня каждый знает…».

«Здравый смысл говорит нам…»

«Логично предположить, что…»

«Уже доказано, что…»

«Ситуация требует, чтобы…»

«Разумно будет…»

Выявить установку аудитории!

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Установка предваряет и определяет развёртывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние готовности к последующему действию. Установка обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое, социальное событие или явление. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888).

Мы обычно выражаем свои установки в устной форме так: «Очень важно быть грамотным человеком» — позитивная установка в случае, если мы выступаем за грамотную речь.

«Неважно, как мы говорим, весь мир пользуется диалектом, суржиком, сленгом!» — негативная установка, если слушатели за правильную речь.

Наша задача — определить настрой аудитории относительно нашей позиции. Выявить, какой процент настроен враждебно, кто ещё не определился, и кто с нами согласен. Обычно установку аудитории можно выявить только в процессе выступления. Следовательно, наша задача — уметь адаптировать своё выступление! Срочно создать новую стратегию!

Установки, мнения аудитории или группы лиц можно разделить на такие категории:

Категорично-враждебное.

Критиканы. Никого не слышат, кроме себя. Пришли ради самовыражения.

Антагонистическое.

Человек-антагонист — имеет противоположную точку зрения.

Пассивно-антагонистическое.

Может и передумать, если несильно на него давить.

Неопределившиеся.

Ни за ни против.

«Под настроение».

Если ваши идеи или вы лично попали в их хорошее расположение, то они могут и помочь.

Благосклонное.

Ваша идея вполне соответствует их убеждению.

Союзники.

Если будет возможность, даже выступят вместе с вами в поддержку ваших идей.

ЕСЛИ аудитория настроена категорично-враждебно.

Сначала нужно прощупать почву, насколько критична ситуация. Можно зайти издалека, предложить не менять полностью их мнение, но хотя бы задуматься о рациональности вашей идей. Информацию нужно подавать максимально логично и объективно. Даже не старайтесь говорить монологом. Здесь лучше всего попробовать построить мини-диалог. И со временем, возможно, даже самая враждебная аудитория перейдёт на вашу сторону. Дайте идее время настояться!

Ещё вариант.

После оглашения цели-темы можно начать с фраз:

Существует ли иное мнение на этот счёт? Да. Давайте озвучим его.

А теперь посмотрим, почему же очень много людей, поддерживают другую точку зрения.

Да, такое мнение существует. А теперь рассмотрим альтернативу.

Справедливо ли это мнение? Вполне! А существуют ли другие способы или методы решения данной проблемы? — Да! Какие же они?

И обязательно приведите аргументы противоположной стороны. Таким образом, слушатели будут понимать, что вы не «проплаченный» и готовы вместе с ними принимать обдуманное решение. Но помните, по итогу аргументов в пользу вашего вопроса должно быть больше!

Аудитория настроена антагонистически

У слушателей уже есть сформировавшаяся позиция по поводу темы вашего выступления. Она совершенно противоположна вашим высказываниям. Поэтому уважайте альтернативную точку зрения. Соглашайтесь со справедливыми утверждениями.

Попытайтесь найти общий знаменатель или то, что вас точно объединит.

Например:

Вы выступаете за легализацию проституции, аудитория — против. Что между вами может быть общего? Здоровье нации, борьба с коррупцией. Или ваша тема против платной медицины, аудитория, соответственно, — за. Что вас объединяет? Спасение человеческой жизни.

Также важно найти максимально убедительные, объективные и проверенные доводы, имеющие доказательную базу, в поддержку вашей идеи!

Аудитория настроена пассивно-антагонистически.

Для такой аудитории самое главное — хорошие доводы! Она постоянно держит в голове вопрос: почему я должна тебе верить? Какие причины, факты, заставят меня поменять мнение? Кто твой источник информации? Какие источники ты используешь? Могу ли я проверить твои доводы?

Ваша задача — развенчать все сомнения аудитории! Ответить даже на те вопросы, о которых она ещё не успела подумать!

Критерии весомых доводов:

Есть ли доверие к источнику (заангажированный ТВ-канал, проплаченная газета, издание, принадлежащее политику и т. д.)

Источник (печатный — более надёжный).

Временные рамки (не устарел ли довод).

Если довод вам кажется не очень надёжным, лучше выбросьте его. Пусть аргументов будет меньше, но их нельзя будет подвергнуть критике или сомнению. Помните! Довод должен быть оценён слушателями. Важно, чтобы он соответствовал их ценностям!

Неопределившиеся

У этих слушателей не сложилась своя точка зрения по одной причине — они просто ещё не изучали данный вопрос! Как только они будут иметь достаточно информации, они перейдут в другую позицию. Поддержат вас или наоборот. И сейчас от вас зависит их выбор! Надо сформировать правильное мнение, то есть ваше! Давайте разберёмся, слушатели относятся к теме вашего выступления нейтрально, заинтересовано или безразлично? Если нейтрально — они будут рассуждать объективно! Ваша задача вложить в их головы правильные доводы. Они должны быть выстроены в логическом порядке: от слабого к более весомому. Если аудитория относится к теме заинтересованно, рассуждаем так же логично. И подключаем аудиторию к процессу размышления. Даём высказаться кому-то из группы. Строим диалог — пусть они сами себя убедят. Если аудитория безразлична — надо заразить её! Заразить в первую очередь эмоционально, а потом логично! Нужно побудить её к действию! Делайте акценты на мотивации!

«Под настроение»

Не секрет, что нам нравятся люди чем-то похожие на нас. Внешне, внутренне, по каким-то общим взглядам на жизнь, то или иное событие. Человек — существо стадное, тянется к подобному или недостающему в себе элементу.

Так вот, мы должны угодить толпе, попасть в её настроение, понравиться ей! Влюбить её в себя! Сделать её своей любовницей!

Использовать метод «сравнение достоинств»:

Заявить вопрос, проблему, которая требует решения.

Заявить другие методы решения вопроса, например те, что предлагают оппоненты, и показать в сравнении, что ваша идея более выигрышная. Несёт меньше затрат времени, ресурсов.

Показать, что ваше решение самое лучшее — приемлемое! И оно будет иметь наиболее положительный результат.

Отношении публики — благосклонное

Это люди, которые уже изучили вопрос. Они склонны поддержать вас. Но нельзя расслабляться! Те, кто настроен благосклонно, обычно просто слушатели. Они будут слушать вас. Демонстрировать невербально своё согласие. Но не более того. К действию такая публика не склонна. Её нужно сподвигнуть к нему! Замотивировать! Вызвать желание! Вложить в голову то, что если не они, то кто?

Можно попробовать такими фразами: «Не многие из нас способны на действие, но все же такие люди есть! И они — лучшие из нас!» «Именно такие, как мы, создают историю!»

«Каждый может сказать: пусть это сделает кто-то другой! Но почему не мы? Не я? Не ты?» «Какими мы хотим, чтобы нас запомнили завтра?»

Аудитория союзников

Да! Да! Такие есть! Ваши соратники! Ваша поддержка! Если вы убеждены, что аудитория уже разделяет ваше мнение, более того, она готова вас поддержать, выступление должно быть построено следующим образом:

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я