В первой половине 20 века гражданам нашей страны пришлось испытать ряд трагических событий, особенно в период политических репрессий. Многие люди стали переоценивать для себя, что есть благородство, милосердие, справедливость… Но остались и те, кто не утратил прежние черты национального самосознания. Один из них – главный герой книги, который, оказавшись без работы, семьи и друзей, нашел в себе силы восстановить справедливость. Для написания книги использовались исторические материалы и архив семьи авторов. Поэтому она может заинтересовать читателей как старшего поколения, так и молодежь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цена справедливости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Школа
Как показалось Вите, первые годы его жизни пролетели быстро, поэтому школьная пора наступила для него неожиданно. Родители постарались приобрести ему самые необходимые вещи и школьные принадлежности, но подготовить его к освоению основных предметов не смогли. Поэтому учиться читать и писать ему пришлось без каких-либо навыков, полученных дома. Однако первые трудности в школе возникли у Вити по другой причине, которая была связана с проблемой адаптации в сравнительно большом коллективе. До школы ясли и садик он не посещал, общаясь только с несколькими соседскими детьми, уровень жизни которых был таким же низким, как и у него. Придя в первый класс школы, он оказался в окружении нескольких десятков учеников, семьи которых занимали более высокий социальный статус и проживали в районах с более развитой инфраструктурой. Поэтому какое-то время ему было трудно находить с ними общий язык. Он почувствовал это почти сразу же, как только переступил порог школы. В первый день занятий всех первоклашек учительница поставила перед классом цепочкой друг за другом (отдельно мальчиков и девочек). Причем «цепочки» формировались по принципу: сначала меньше ростом, в конце больше. Затем из каждой цепочки вызывали мальчика и девочку и сажали их вдвоем за ближнюю от доски парту. Витя стоял во второй половине очереди, озабоченно ожидая свою соседку по парте. Но в силу своей застенчивости он старался делать вид, что его совсем не интересует результат этой процедуры. Когда его посадили за парту, рядом с ним оказалась полная черноглазая девочка с крупными чертами лица и, как ему показалось, с вызывающим взглядом. В первый момент он подумал, что с «выбором» такой соседки с непримечательной внешностью ему повезло, так как можно будет вести себя с ней просто и естественно, не отвлекаясь на уроках. Но вскоре, после того как заметил бесцеремонность и грубоватость своей одноклассницы, понял, что с предварительным выводом о перспективах взаимоотношений с ней поторопился.
К сожалению, дальнейший ход событий в классе подтвердил его опасения по этому поводу, так как «непонимание» между Витей и одноклассницей усилилось. Соседка все чаще его «доставала», поэтому приходилось регулярно давать ей словесный отпор. В конце концов видя, что ее воздействие на него не приносит ей заметных успехов, она решила перейти к более решительным действиям. Однажды на большой перемене одноклассник сообщил ему, что кто-то желает с ним поговорить. Витю встретил незнакомец, на вид лет четырнадцать-пятнадцать, с наглым выражением лица, напоминающим то, которое он постоянно видел у своей соседки по парте. Парень сказал, что его сестра часто жалуется, будто бы он доводит ее до слез своими угрозами. Выслушав возражения Вити о том, что на самом деле его сестра наговаривает на него, парень разразился отборным матом, предупредив, что в случае еще одной жалобы он «отрежет ему язык и уши». Эти угрозы подействовали на Витю весьма удручающе, так как ему не хотелось стать глухонемым. К тому же, когда он вернулся в класс, одноклассники передали ему, что с ним разговаривал подросток, имеющий криминальные связи в городе. Его часто замечали в сомнительных компаниях, которые безбоязненно хулиганили в общественных местах города.
Возвращаясь в тот день из школы, Витя лихорадочно обдумывал последующие свои действия. Он понял, что попал в неприятную ситуацию и не знал, как из нее достойно выйти. Слабую надежду оказания ему помощи он мог возлагать только на своего второго брата Бориса, который был старше него на семь лет. Но, зная народную мудрость, согласно которой «один в поле не воин», сомневался, что его помощь будет полезной. И все же Витя сообщил брату о случившемся, предполагая, что он хотя бы даст ему дельный совет. Брат действительно посоветовал ему забыть про эти угрозы, заверив, что никто его не тронет. Эти слова напомнили Вите сказочные советы, типа «ложись спать, утро вечера мудренее», поэтому не вызвали у него даже доли оптимизма. Однако через несколько дней он с удивлением понял, что иногда «сказка становится былью». Слова брата были словно пророческими. Вскоре в школу пришла мать недовольной девочки и после разговора с учительницей «конфликтующих» посадили за разные парты без дальнейших каких-либо последствий по отношению к Вите. Успокоившись, ему хотелось выяснить у брата причину благоприятного исхода этой истории. Но его обращения к нему никакой ясности не внесли. Лишь спустя несколько лет тайна все же была открыта. Оказывается, его молчаливый, спокойный брат со своими «крутыми» друзьями разыскали тогда Витиного обидчика и строго предупредили, что если он еще раз подойдет к Вите, то сам останется без языка и ушей. То есть сработал физический закон: на каждое действие есть противодействие. В старших классах, изучая физику, Витя вспомнил эту историю и, улыбаясь, подумал, что хорошие школьные знания полезны не только для будущей профессиональной деятельности, но и для установления уважительных взаимоотношений между ребятами.
К тому времени, когда проблема с одноклассницей была решена, Витя окончательно освоился в школе. Он хорошо учился, у него появились друзья, с которыми он интересно проводил время не только в школе, но и после занятий. Но иногда между ними все же возникали кратковременные ссоры и даже разборки. В то время это было обычным делом. Чаще всего поводом для разногласий были споры и выяснения, кто кого сильней. Однако примечательной особенностью выяснения между собой отношений было обязательное соблюдение некоторых правил, согласно которым исключалось нанесение серьезных травм друг другу и продолжение поединка после появления крови у одного из участников. Не допускалось также бить лежачего. Кроме того, поединки проходили «не стихийно», а как на ринге − в присутствии друзей и выбранного среди них «судьи», который объявлял победителя. Конфликт считался исчерпанным, а его результаты никто не оспаривал.
Однажды Вите пришлось стать участником такой ссоры с одноклассником Женей Смирновым. Женя был крепким, не очень разговорчивым парнем спортивного телосложения. Он знал себе цену, редко шутил и не любил, когда над ним посмеивались, даже по-дружески. По пути из школы он повздорил с Витей по какому-то поводу, обиделся и полез на него с кулаками. Рядом с ними находились и другие ребята из класса, среди которых самым активным был Вася. Он был постарше своих одноклассников, всегда уравновешенным и беспристрастным, поэтому у него не было недоброжелателей. Заметив желание Женьки подраться, Вася сразу же взял на себя функции судьи и организатора «цивилизованного, справедливого решения спорного вопроса». Вся компания настроилась с удовольствием наблюдать за дальнейшим развитием событий, так как ребята понимали, что ситуация сложилась не совсем обычная.
Дело в том, что Женька по сравнению с Витей был в «более тяжелой весовой категории». Кроме того, он занимался в какой-то спортивной секции. Его соперник не имел таких явных предстартовых преимуществ, кроме одного: практически все болели за «миролюбивого» Витю как за аутсайдера предстоящего «боя». Витя тоже понимал, что, хотя ребята были на его стороне, в этом поединке у него мало шансов добиться успеха. То, что он с «судьей» сидел за одной партой, Витя, будучи ярым противником проявления непорядочности, во внимание не принимал. В тот момент он думал лишь о том, как бы избежать нокаута и не показать перед всеми свои слабости. Отказаться от поединка он не мог, так как его самолюбие и гордость не позволяли этого сделать.
Вася, которому Витя как товарищ нравился больше, чем самоуверенный Женька, к сожалению, тоже не ожидал чуда в предстоящем поединке. Но оставаться нейтральным, как положено судье, он в данном случае не хотел, морально настраивая Витю на победу. В предстартовой суматохе Женя посоветовал ему первым нанести удар, не дожидаясь нападения противника. Более того, во время короткого «боя» до Вити доносились его подсказки, уместные для тренера, а не для судьи, которые его воодушевляли. Подобные «рекомендации» выкрикивались и «болельщиками» со всех сторон.
Когда судья дал сигнал «начали», Женька профессионально и неторопливо стал делать боксерскую стойку. А Витя, помня рекомендации Васи, сразу же налетел на него сбоку и несколько раз сильно ударил его в нижнюю часть головы. Тот явно опешил, не ожидая от соперника такой прыти, и пока перестраивался, Витя совершил еще один «рейд» около его лица и снова нанес ему несколько ударов. Женьке пришлось перейти в защиту, а Витя, окрыленный первыми успехами и поддерживаемый выкриками ребят, среди которых можно было отличить голос Васи: «быстрей, еще, еще…», − стал колотить его со всех сторон, быстро передвигаясь вокруг противника. К сожалению, эта затяжная атака не могла продолжаться долго, так как уже через минуту силы Вити иссякли. Но в этот момент он услышал спасительный голос судьи, Васи, который громко и радостно закричал: «Кровь, кровь…», разнимая соперников. Но, не зная, кто победил, они в накале борьбы продолжали по инерции махать кулаками, не обращая внимания на требования судьи. Когда их все-таки разняли, Вася стал настойчиво показывать на лицо Женьки, утверждая, что видит кровь. После непродолжительного спора, в который вступились и ребята, все же удалось, хотя и с трудом, заметить несколько капель крови около носа Женьки. Поэтому Вася подошел к Вите, торжественно пожал ему руку и весело объявил: «Ты победил, ты сильнее». Витя еле сдержался от слез радости, но тут к нему подошел очень недовольный Женька и предложил через несколько дней провести «бой-реванш». Витя что-то сказал ему в ответ, явно не намереваясь повторять поединок и отдавать ему неожиданно завоеванный статус «более сильного» одноклассника.
Вообще, среди своих ребят Витя отличался хорошим физическим развитием. Его родственники в нескольких поколениях были крестьянами, которые занимались тяжелым физическим трудом. Родители без отпуска и выходных много трудились на работе и дома. Отцу физическая закалка помогла выжить в экстремальных условиях ГУЛАГа при строительстве Беломорско-Балтийского канала. А мать во время войны, работая несколько лет на заводе в Рыбинске в бригаде с мужчинами, изготовляла тяжелые железнодорожные шпалы, вручную загружая их на транспорт. Свою роль сыграло также трудное послевоенное время, в течение которого Вите приходилось вместе с семьей заниматься домашним хозяйством. Физически развиваться помогали ему даже подвижные игры и увлечения, которые чаще проходили не в помещениях, а на свежем воздухе в любое время года.
Мужчине хорошая физическая форма очень важна, именно поэтому его причисляют к сильному полу. Сильный человек всегда пользуется уважением окружающих, так как рядом с ним они чувствуют уверенность и безопасность. В то же время сильному человеку самому приятно обладать этим качеством, так как оно позволяет ему быть более смелым и свободным. Эти рассуждения справедливы не только по отношению к зрелым мужчинам, но, в какой-то мере, и к лицам, не достигшим совершеннолетия. Поэтому уже к пятому классу Витя стал более уверенным в себе, чем до поступления в школу. Но в начале очередного школьного сезона, после прививки, он внезапно заболел и вынужден был лечь в больницу. Сначала Витя чувствовал себя сравнительно неплохо, но через несколько дней его состояние резко ухудшилось. Поднималась высокая температура, иногда до сорока градусов и даже выше. Несколько дней он находился в бреду, ему казалось, что он пытается выйти из палаты через стену. В общем, положение было критическим. Его усугубляло еще и то, что врачи сначала не могли установить правильный диагноз болезни и лечили от воспаления легких большими дозами пенициллина, поэтому улучшения долго не было. Так продолжалось недели три-четыре, пока врачи не пришли к выводу, что у Вити все-таки брюшной тиф.
Через некоторое время после выздоровления и выписки из больницы у него неожиданно обнаружили нарушения в работе сердца. Вероятно, это было следствие неправильного диагноза и лечения инфекционного заболевания в больнице. Так или иначе, до окончания пятого класса врачи освободили его от уроков физкультуры. Витя был огорчен не столько из-за возникших проблем со здоровьем, сколько из-за запрета заниматься уроками физкультуры. В то время не только он, но и многие его сверстники живо интересовались победами отечественных спортсменов на чемпионатах мира и на олимпийских играх. Для него и других ребят тяжелоатлеты Власов, Воробьев, легкоатлеты Куц, Брумель, конькобежцы Гришин, Скобликова, футболист Яшин, баскетболист Гомельский, шахматисты Ботвинник, Таль и многие другие выдающиеся спортсмены были настоящими кумирами. Ребята старались хотя бы немного быть похожими на них. Кроме того, ему казалось унизительным проявление своей физической неполноценности. Поэтому Витя всячески пытался препятствовать «отлучению» его от уроков физкультуры. Втайне от врачей он договорился с физруком о том, что будет ходить на его занятия, с условием ограничивать свою нагрузку, не участвуя в соревнованиях и не сдавая спортивные нормативы. Многие ребята его договоренность восприняли скептически, считая странным отказываться от сокращения уроков. Однако впоследствии он убедился, что его решение было правильным. По сути, он самостоятельно перешел к занятиям, похожим на «лечебную физкультуру», которая стала широко применяться позднее. Но кроме оздоровления такой физкультурный режим имел для него и важное психологическое значение, так как он не был изолирован от коллектива класса. Конечно, точно следовать договоренности между Витей и учителем физкультуры в реальности не получалось. Витя увлекался играми в волейбол, баскетбол, ручной мяч, настольный теннис, ему нравились лыжный спорт, плавание. Поэтому учитель физкультуры предоставлял ему возможность проявлять свои умения в этих видах спорта, а иногда даже ставил его в пример одноклассникам.
Стремление быть активным в жизни независимо от различных внутренних и внешних обстоятельств особенно заметно проявлялось у Виктора в старших классах школы. Он стал одним из лучших учеников по успеваемости и участником спортивных соревнований разного уровня. Причем нередко занимал на них призовые места. Например, в четырнадцать лет Витя стал чемпионом города по шахматам среди школьников. Еще через год команда, за которую он выступал, занимала первые-вторые места на городской и областной спартакиаде школьников. Даже врачи с удивлением отмечали резкое улучшение его состояния, предполагая, что какую-то роль в этом сыграло повышение уверенности в себе, в своих силах, обострение чувства собственного достоинства.
После окончания семи классов для продолжения учебы Витя перешел в другую (среднюю) школу. В новой школе и в новом классе появились незнакомые ученики, сменились учителя. Витя сожалел, что пришлось расстаться с прежним коллективом учеников, который был дружным и интересующимся не только учебой, но и другими, внешкольными делами. Ребята относились друг к другу с уважением, независимо от успехов в учебе и социального положения своих родителей. Витя хорошо помнил, как однажды во время игры на перемене одноклассник, убегая от него, случайно уколол ему палец каким-то острым предметом. В школе Витя не обратил на это особого внимания, но дома ладонь его распухла, поднялась температура, и ему пришлось несколько дней пропустить занятия. Каково же было его удивление, когда весь класс пришел к нему домой узнать о состоянии здоровья, несмотря на то, что Витя жил достаточно далеко от школы. Причем они пришли не по поручению классного руководителя, а по собственной инициативе.
В старой школе Вите повезло и с педагогическим коллективом, среди которого выделялись учителя математики и географии. Особенно нравилась ему учительница математики, которая вела уроки по алгебре и геометрии. Она излагала материал просто, понятно и увлекательно. Причем не выделяла «отличников» и «двоечников». Самое главное для нее было увидеть у ученика желание мыслить и познавать. Это стимулировало у ребят появление и развитие интереса к ее предметам. Она всячески поддерживала таких учеников, независимо от их успехов по своим предметам. Не менее увлекательно проходили уроки и по географии. Этот предмет вел директор школы, который как руководитель был достаточно строг, но как учитель воспринимался учениками совсем по-иному. Он интересно рассказывал об особенностях природы родной страны, о том, что существует еще много неразгаданных тайн в окружающем мире, о необычных животных и растениях и так далее. Но самая главная причина, почему Витя так заинтересованно слушал его, заключалась в том, что свои рассказы он сопровождал показом природных экспонатов, которые он привез из других регионов и других стран. Это вызывало повышенный интерес к его урокам и способствовало формированию мнения учеников об учителе как о высокопрофессиональном специалисте, который передавал им знания не только из теории, но и из своего практического опыта.
В новой школе Вите казалось, что одноклассники не проявляют особого желания подружиться, находить общие интересы и быть активными. Не мог он здесь найти и необычных учителей, способных увлечь знаниями своих учеников. Кроме того, среди предметов в старших классах появились новые, некоторые из которых ему давались с трудом, а поэтому не нравились. Например, литература. Мало того, что уроки по этому предмету вела нервная и безразличная к ребятам учительница. Сама система преподавания литературы, по мнению Вити, была недостаточно продуманной. Он не понимал, например, с какой целью нужно заучивать наизусть стихи и в результате получать за это оценки? Чтобы оценить качество памяти или все же научить наслаждаться настоящей поэзией? Очевидно, думал он, чтобы полюбить стихи Пушкина или Лермонтова, совсем не обязательно обладать феноменальной памятью или даром талантливо их декламировать. Ведь большинство ребят не станут артистами. А написать интересное сочинение в течение одного-двух уроков − вообще почти невыполнимая для многих задача, считал он. Для этого нужно иметь не только навыки писательской деятельности, но и соответствующие способности. Он был уверен, что подобные задания не только не способствуют заинтересованности большинства учеников к урокам литературы, а наоборот, могут отбить всякую охоту к сочинительству и даже к чтению художественной литературы.
Разумеется, что все эти факты и размышления не могли не отразиться на его отношении к дальнейшей учебе в старших классах. Его желание продолжать учебу в новой школе таяло на глазах. Тем не менее, без какого-либо интереса, он все же закончил девятый класс. Но затем под влиянием не только этих, но и других факторов его жизнь существенно изменилась. Дело в том, что после смерти отца в родительской семье остался только Витя и его пожилая мать. Остальные дети стали взрослыми и покинули «семейное гнездо». Он с матерью жил на ее небольшую зарплату, которую она получала, работая на небольшом предприятии. Поэтому Витя решил тоже вносить посильный вклад в семейный бюджет, хотя еще не достиг совершеннолетия. Но осуществить его план было затруднительно из-за того, что в небольшом городке трудно было трудоустроиться человеку его возраста. С большим трудом ему все же удалось это сделать с помощью руководителя предприятия, где работала мать Вити. Директор, зная трудное положение в семье своей работницы, несмотря на нарушение законодательства, взял несовершенного подростка на завод.
Его приняли на должность разнорабочего, поскольку почти все работники этого предприятия занимались физическим трудом (грузчики, плотники, формовщики и другие). Однако, учитывая его возраст, такую работу в соответствии с правилами по охране труда он выполнять не мог. Чтобы как-то занять его на работе, сначала ему было поручено следить за санитарным состоянием территории. Поэтому первое время он, по сути, выполнял функции дворника. Но подметать дорожки на глазах у рабочих ему было не очень приятно и интересно, так как хотелось выполнять более полезную работу. Ему казалось, что все рабочие смотрят на него с метлой насмешливо и снисходительно. Хотя внешне он старался не показывать свое недовольство, так как понимал, что у него нет выбора. Поэтому свою работу выполнял тщательно и без перерывов, заканчивая ее, как правило, до обеда. В остальное время наблюдал, как работают другие рабочие, а нередко, при необходимости, даже заменял кого-либо из них. Вскоре он освоил работу плотника и даже тракториста, загружая и развозя внутри территории различные грузы на тракторе «Беларусь».
Через два-три месяца Виктора знал уже весь немногочисленный коллектив предприятия, отмечая его трудолюбие и ответственность. Его матери было приятно слушать, как о нем отзываются рабочие, в том числе и руководство. Чувствуя к себе такое отношение и поддержку коллектива, он понял, что может начать по-настоящему работать в какой-нибудь бригаде, как другие работники. Поэтому попросился в бригаду грузчиков, где можно было неплохо зарабатывать. Тогда он имел уже достаточно высокий рост и спортивное телосложение, поэтому директор согласился удовлетворить его желание, но с условием, чтобы бригадир строго ограничивал его физическую нагрузку и время работы. Так он стал полноправным рабочим, когда ему еще не было даже семнадцати лет.
Однако на новой работе он быстро понял, что грузчикам деньги «даром не даются». Нередко зимой приходилось лопатой и кувалдой «вгрызаться» в мерзлый грунт песчаного карьера, разгружать вагоны с рассыпным цементом, а также с большими глыбами «бутового» камня и выполнять другие сверхтяжелые для него виды работ. И хотя члены бригады пытались оберегать его, он старался работать, как все, не пользуясь «льготами» и не обращая внимания на свои проблемы с сердцем, о которых, кроме него, никто не знал. В отдельные дни с работы возвращался буквально без сил, думая лишь об отдыхе и сне. Иногда в голове появлялась мысль уйти из бригады, но гордость и желание оценить свои физические возможности не позволяли это сделать. К тому же Виктор не собирался всю жизнь работать на этом заводе. Позднее, вспоминая свой труд на небольшом малоизвестном предприятии простым неквалифицированным рабочим, он понял, что поступил тогда верно. Как известно, преодоление трудностей, особенно в начале жизненного пути, способствует формированию твердого характера и достижению более высоких жизненных целей в дальнейшем. Учитывая свой жизненный опыт и опыт других, он не раз убеждался в истинности этого важного принципа.
Став рабочим на заводе, Виктор не хотел прекращать учебу, поэтому после работы спешил в вечернюю школу рабочей молодежи. Учиться ему здесь было, с одной стороны, легко, а с другой − тяжело. Легко, потому что вместе с ним учились, в основном, уже взрослые люди, имевшие перерывы в школьном образовании. Им было гораздо труднее восполнять забытый учебный материал, чем ему, только что сменившему общеобразовательную школу на вечернюю. А вот физически совмещать учебу с нелегкой работой было тяжело, так как после работы хотелось отдохнуть, вместо того, чтобы идти пешком за три километра в школу. Но желание поступить в институт и получить высшее образование, по-видимому, было сильнее, поэтому он пропускал занятия только при крайней необходимости.
Наконец, настал долгожданный день окончания школы и выпускной вечер. На нем, помимо аттестата, выпускникам вручали денежные премии от предприятий, где они работали. Виктор ничего не знал о премиях, поэтому слегка завидовал товарищам, о которых позаботилась их администрация. Причем в этот момент он не столько сожалел о деньгах, сколько о том, что, работая в небольшой организации, будет лишен материальной поддержки и окажется на вечере в таком неловком положении в одиночестве. Однако, когда очередь поздравлений дошла до него, директор школы под бурные аплодисменты присутствующих торжественно объявил, что рекордную премию за работу и учебу выделили ему, Виктору Белову! Она в несколько раз превышала премии тех, кто работал на самых крупных и престижных заводах и фабриках города Шуи. Уже потом он узнал, что директор его предприятия намеренно скрыл от своего коллектива размер выделенной Виктору премии, чтобы обрадовать его именно в этот торжественный момент.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цена справедливости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других