© Оливер Рэнделл, текст 2021
© AB Publishing, 2024
Введение
Человек, как бы он того ни желал, не в состоянии полностью контролировать свою жизнь, опираясь только на свой разум, ведь разумная, сознательная деятельность — лишь часть психического мира человека.
Интеллект, как считал французский философ Анри Бергсон, — лишь функция психической активности, работа которой заключается в выделении из мира тех вещей, на которые мы в состоянии влиять. Иначе говоря, интеллект утилитарен, его объекты — это то, что человек использует в освоении мира. Сознательная деятельность, по сути, операциональна: сознание можно представить как операционную систему, ограниченную своими внутренними правилами. Но система не существует без пользователя, и пользователь не сводится к системе. И правда, как одна сторона монеты предполагает существование другой, так и сознательное предполагает бессознательное.
Разум сосуществует с иррациональным: с чувствами, инстинктами, интуицией. И эта обратная, бессознательная, часть нашей психической деятельности является скрытой структурой, определяющей правила, согласно которым мы мыслим, чувствуем, живём. Тема исследования бессознательного не нова — её нити тянутся сквозь всю историю человеческой мысли: от древнегреческой философии до наших дней. Но современный дискурс бессознательного, включающий определённый набор правил исследования и соответствующий инструментарий, был задан двумя ключевыми фигурами: Фридрихом Ницше и Зигмундом Фрейдом. Они полагали, что деятельность человека определяет вовсе не разум, а скрытые иррациональные силы. Исследовать эти силы, понять их — единственный путь к обретению человеком своей целостности, единственный способ примирения человека с самим собой и с окружающим миром.