Предсказания монаха

Олег Трегубов, 2020

Знаменитый монах Авель на рубеже 18 и 19 веков предсказал судьбу всей династии Романовых. Он написал четыре книги с предсказаниями, но они бесследно исчезли. В этих книгах он оставил загадки, которые должны привести к разгадке самой главной тайны. Сможет ли Анастасия выйти на след и собрать все ключи, чтобы узнать то, о чём умолчал Авель?

Оглавление

Из серии: Королева антиквариата

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предсказания монаха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

АВЕЛЬ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ

II

Глава 8

Два монаха рыбачили с лодки недалеко от берега. Одному из них было около пятидесяти лет, его звали Серафим. Он уже более десяти лет жил в Валаамском монастыре, и всё это время в его обязанности входило добывать рыбу для трапезного стола. Второй был ещё совсем молодым, недели не прошло, как он принял постриг в монахи с именем Иаков, и его сразу определили в помощники к более опытному и знающему Серафиму. И тот по мере своих сил обучал его, как нужно правильно жить в монастыре.

Сейчас же он сидел и думал о том, что не надо было сегодня слушать своего молодого напарника. Ведь знал, что в этом месте, совсем недалеко от главного причала, тем более после обеда, рыба практически не клюёт. Но Иаков почти полчаса убеждал его, что своими собственными глазами видел вчера вечером, как именно здесь плескалось много рыбы. Поддался на его уговоры, и вот итог: за два с половиной часа они не поймали ни одной.

— Нет, так мы только время теряем, — сказал Серафим Иакову. — Садись за вёсла, поплывём туда, где вчера рыбачили. Нам нужно ещё успеть до ужина хоть что-нибудь поймать.

Молодой монах кивнул, сел за вёсла и собрался грести. Вдруг он сказал, указывая на что-то:

— Смотри, дядя Серафим.

— Сколько тебе можно повторять, Иаков, чтобы ты называл меня отцом Серафимом? Какой я тебе дядя? — покачал тот головой, но всё-таки посмотрел туда, куда указывал Иаков.

В сторону причала плыла лодка с парусом. На ней двое монахов обычно возили на Валаам продукты с большой земли. Только на этот раз на носу лодки стоял кто-то третий. Проплывая мимо, он мельком глянул на рыбаков, а затем продолжил с интересом осматривать окрестности. Это был мужчина с бородой и длинными волосами, но по глазам Серафим определил, что тому лет тридцать или около того.

— Видать, новенький, — сказал Серафим Иакову. — Поплыли уже. Чего замер?

— Иаков пожал плечами и взялся за вёсла, продолжая время от времени поглядывать на лодку, приставшую к берегу. Мужчина бодро спрыгнул на причал и, не оглядываясь назад, зашагал в сторону монастыря.

Шёл 1785 год. Вот уже более двадцати лет на престоле находилась императрица Екатерина II. Но для жителей Валаама всё это было где-то там, в другой жизни. Их жизнь на острове текла плавно и размеренно, с чередованием работы и молитвы, день за днём, неделя за неделей. А если и прилетали какие-то вести с большой земли, то обычно дальше настоятеля монастыря или его помощника они не уходили.

Настоятелем монастыря в ту пору был отец Назарий. Он стоял на улице и разговаривал со своим помощником, как вдруг увидел незнакомого мужчину, который направлялся в сторону монастыря.

— Ты его видел раньше? — спросил он помощника, но тот лишь покачал головой в ответ.

Когда мужчина поравнялся с ними, отец Назарий поздоровался с ним и спросил:

— Вы к нам с большой земли?

— Доброго здоровья, — ответил тот. — Да, я приплыл на лодке, на которой привозят продукты. Меня зовут Василий Васильев.

— А меня можете называть отцом Назарием. Я настоятель этого монастыря. С каким делом Вы к нам пожаловали?

И тогда мужчина рассказал им о том, что работал в юности плотником, но однажды тяжело заболел и дал клятву Богу, что будет вечно служить ему, если тот излечит его. И случилось чудо! Он встал на ноги, и теперь хотел бы посвятить свою жизнь служению Господу.

Настоятель с помощником переглянулись, а затем отец Назарий сказал мужчине:

— Ну что же, люди приходят к нам по разным причинам, но цель у всех одна. И если Вы хотите посвятить этому свою жизнь, двери Валаамской обители открыты для Вас.

Так Василий Васильев поселился на Валааме. Он принял постриг в монахи с именем Адам и стал привыкать к монастырской жизни. Это место не казалось ему чужим. Он ощущал, что наконец-то на двадцать девятом году жизни находится именно там, где и должен быть.

Адам провёл в монастыре целый год, но стал постепенно чувствовать, что он недостаточно близко к Господу. Как он может служить ему, находясь среди других монахов? И он решил уйти из монастыря, но не с острова. Адам пришёл к отцу Назарию и попросил у него благословения отпустить его в пустыню, где он сможет молиться и быть один на один с Богом.

Настоятель немного подумал и дал согласие. Адам может жить один столько, сколько необходимо. Ему будут приносить пищу и какие-то вещи. Адам смиренно поклонился и отправился в путь, а настоятель Валаамского монастыря и его помощник наблюдали, как тень странника растворяется в последних лучах заходящего солнца.

Глава 9

Как-то вечером отец Назарий и его помощник пили чай, смотрели в окно и тихонько беседовали.

— Сколько уже Адам живёт один? — спросил настоятель.

— Он ушёл в конце весны, а сейчас лето заканчивается, — немного подумав, ответил ему помощник. — Получается, что уже три месяца.

— Это хорошо, что сейчас тепло. А вот наступит зима, и он уже не сможет жить в шалаше. Пусть завтра кто-нибудь сходит к нему и узнает, не собирается ли он вернуться в монастырь. Если нет, то надо будет помочь ему построить более тёплое пристанище.

— Хорошо, — кивнул помощник, задумчиво глядя в окно. — Что-то странное сегодня с погодой творится, очень быстро темнеет.

— Да, я тоже заметил, — кивнул настоятель. — Хоть и вечер уже, но стемнело довольно быстро. Похоже, это всё из-за туч. Гроза будет.

Окно, в которое они смотрели, как раз выходило в ту сторону, куда три месяца назад ушёл Адам. Внезапно где-то вдалеке сверкнула молния. Потом ещё раз, и ещё. Поднялся очень сильный ветер, гром гремел так сильно, что закладывало уши. А оба мужчины думали о том, что сейчас Адаму, скорее всего, приходится очень нелегко. Спустя два часа гроза стихла так же быстро, как и началась.

— Странно, что дождя не было, — сказал отец Назарий. — Никогда раньше не видел такой сильной грозы без дождя.

— Может, он и был, да только вдалеке, до нас не дошёл, — ответил помощник.

— Не похоже. Надо с самого утра сходить к Адаму и проверить, как он там.

— Хорошо, я сам схожу, только возьму с собой ещё кого-нибудь.

Они ещё немного посидели, а затем разошлись каждый к себе, и после вечерней молитвы легли спать. На рассвете помощник настоятеля взял с собой одного из монахов, и они отправились в путь. Идти от монастыря предстояло чуть менее часа, и чем ближе они подходили к тому месту, где стоял шалаш Адама, тем всё более удручающая картина открывалась их взорам.

Похоже, в этом месте бушевал самый настоящий ураган. Деревья были повалены, а трава примята к земле — таким сильным был ветер. Выйдя на поляну, на которой жил Адам, помощник настоятеля увидел, что шалаш полностью сгорел. Судя по всему, в него попала молния, и он моментально вспыхнул. Самого Адама нигде не было видно. Если он находился во время удара молнии в шалаше, то у него просто не было шансов на спасение.

Так они стояли несколько минут, неотрывно глядя на место, где раньше располагался шалаш, в котором сгорел Адам. Каждый из них думал о чём-то своём. Внезапно сзади раздался голос:

— Вы пришли за мной?

Вздрогнув от неожиданности, и помощник настоятеля, и монах резко обернулись и не поверили своим глазам. Перед ними стоял Адам, живой и невредимый. Но видно было, что он очень сильно изменился за эти три месяца. Взгляд у него стал какой-то отрешённый, как будто он находился не здесь, а где-то совсем в другом месте.

— Я знал, что вы придёте, и ждал вас, — продолжил он всё с таким же спокойствием и безразличием. — Мы можем пойти обратно в монастырь.

Помощник настоятеля опомнился и подошёл ближе к Адаму. Выглядел тот целым и невредимым, на нём не было ни царапины. Всё это было довольно странным, особенно учитывая тот хаос, что творился вокруг. Помощник настоятеля и монах стояли и не знали, что сказать, так как мысли их сбились в кучу. Адам ещё немного постоял, а затем развернулся и направился в сторону монастыря. Мужчины переглянулись и пошли следом за ним.

Через час Адам сидел перед отцом Назарием и рассказывал ему, что произошло ночью:

— Бог меня наконец-то услышал, — говорил он. — Я три месяца пытался побеседовать с ним, и сейчас он мне ответил.

— Что ответил? — спросил настоятель.

Отец Назарий пока не понимал, как реагировать на изменения, произошедшие в Адаме. С одной стороны, он слышал истории о том, как к монахам являлись святые и разговаривали с ними. Но в то же время ему попадались и сумасшедшие. Поэтому он решил не делать поспешных выводов и сначала разобраться во всём самому.

— Что ответил? — повторил он свой вопрос Адаму.

— Господь смилостивился ко мне и показал мировые и будущие тайны, — тихо молвил тот.

— Предсказания? — уточнил настоятель. — А какие именно?

— Придёт время, и Вы всё сами узнаете. Пока же могу дать Вам табличку, очень важно сохранить её в целости.

Он протянул настоятелю деревянную табличку, на которой была вырезана надпись: «Н-Б М ВЕРХ ИСЧЕЗ, НИЗ ОСТАЛСЯ, УГОЛ Г».

— Что это означает? — спросил настоятель странного монаха, разглядывая не менее странную табличку.

— Придёт время, и всё встанет на свои места, — повторил тот.

Некоторое время отец Назарий смотрел на Адама, а потом сказал:

— Хорошо. Вам нужно немного отдохнуть. Я скажу, чтобы Вас проводили.

Он позвал своего помощника, а когда тот пришёл, велел ему отвести Адама в келью.

— Я больше не Адам, — произнёс вдруг странный монах. — Бог сказал мне, что я Авель — сын Адама и голос Господа.

Настоятель и его помощник удивлённо посмотрели на него, а затем отец Назарий сказал:

— Хорошо, проводи его в келью. Ему нужно отдохнуть.

Они ушли, а настоятель стал думать о том, что сказал ему монах. Скорее всего, тот просто был не в себе после трёх месяцев жизни в одиночестве, а тем более после такой сильной грозы. Но табличку всё же решил сохранить. «Ничего, поживёт в монастыре, отдохнёт и всё наладится», — думал он.

Некоторое время настоятель наблюдал за этим монахом, и ему показалось, что тот постепенно восстанавливается. О предсказаниях он больше не говорил. Осталась единственная странность: когда его называли Адамом, он поправлял собеседника и говорил, что его зовут Авель. И как-то получилось, что постепенно его так и стали называть.

Авель прожил в монастыре всю зиму, а весной, как только растаял снег и стало теплее, он пришёл к настоятелю и сказал, что ему нужно пройти по святым местам. Он хотел получить благословение отца Назария, и тот позволил ему уйти. Уже на следующее утро, взяв с собой свои скромные пожитки и покинув стены Валаамского монастыря, монах Авель сел в лодку, которая отправлялась за продуктами на большую землю.

Странствие его растянулось на целых девять лет. Сейчас уже нельзя сказать точно, где именно он провёл все эти годы, где побывал и что повидал. Но по свидетельствам очевидцев, видели его во многих местах.

Спустя девять лет после того как Авель покинул остров Валаам и отправился странствовать, весной 1796 года он остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии.

Глава 10

— А эту келью кто-то занял? — спросил молодой монах Митрофан отца Аркадия.

— Да, вчера вечером туда вселился новенький, — ответил тот.

— А кто такой?

Митрофан уже два года жил в Николо-Бабаевском монастыре и успел хорошо всех узнать, поэтому, когда появлялись новые люди, ему было интересно узнать о том, кем они были и чем занимались до прихода в монастырь. Отец Аркадий как человек более опытный и проживший в монастыре уже достаточно долго сразу не ответил. И только когда они отошли на некоторое расстояние от кельи, чтобы их нельзя было услышать, тихо произнёс:

— Он назвался Авелем. Говорит, что раньше жил на Валааме, но девять лет назад покинул стены монастыря и всё это время ходил по святым местам, а теперь пришёл к нам. Мне он показался каким-то странным, хотя, может, я и ошибаюсь, и человек просто устал с дороги. В любом случае, поручаю тебе приглядывать за ним. Возможно, ему понадобится помощь. Ты ведь тоже, когда только попал сюда, обо всём спрашивал.

— Да, я помню, — кивнул Митрофан. — Хорошо, я присмотрю за ним и помогу, если он о чём-нибудь меня попросит.

Они разошлись по своим делам, но уже через два часа, когда Митрофан вновь проходил мимо этой кельи, он решил зайти к новенькому и познакомиться с ним поближе. Он постучал, и ему тут же ответили:

— Входи!

Он отворил дверь и вошёл в келью. На стуле сидел монах с бородой и длинными волосами и смотрел на вошедшего внимательным взглядом.

— Отец Авель, — произнёс Митрофан. — Я зашёл к Вам, чтобы познакомиться. Меня зовут Митрофан, и меня просили помогать Вам в первое время, пока Вы здесь не освоитесь.

— Я знаю, кто ты, — ответил Авель. — Я тебя ждал.

Митрофан некоторое время удивлённо смотрел на Авеля, а затем спросил:

— Может быть, Вам что-нибудь нужно? Надо ли что-то подсказать или что-нибудь принести?

— Да, мне нужны чернила и перо, а ещё бумага. Много бумаги.

— Хорошо, сегодня вечером принесу, — удивился Митрофан такой просьбе. — Собираетесь письма писать?

— Нет. Девять лет назад на Валааме Господь раскрыл мне глаза и показал будущее. Я не могу больше держать это в себе.

— Собираетесь записывать предсказания? — улыбнулся Митрофан, решив, что это была шутка.

— Я не шучу, — ответил Авель, словно прочитав его мысли. — Принеси то, что я прошу, Митрофан — третий сын своего отца.

Митрофан от удивления раскрыл рот. О том, кем он был до монастыря, и какая у него была семья, никто не знал.

— И не рассказывай никому о том, что я тебе говорю, — продолжил Авель.

Митрофан кивнул и вышел из кельи. Вечером, как и договаривались, он принёс Авелю всё, что тот просил. На следующий день отец Аркадий спросил Митрофана о новеньком:

— Заметил ли ты что-нибудь странное в его поведении?

— Нет, ничего необычного, — пожал плечами Митрофан.

В течение следующих двух недель он практически не видел Авеля, только иногда во время трапезы. И вот однажды вечером на третью неделю пребывания Авеля в монастыре, когда Митрофан шёл по коридору мимо его кельи, тот открыл дверь и позвал его к себе. Когда он зашёл, Авель сказал:

— Присядь, мне нужно с тобой поговорить.

Митрофан сел. Авель же достал стопку сшитых между собой бумажных листов.

— Здесь я записал крайне важные факты из будущей жизни. Я девять лет думал о том, стоит их записывать или нет, но решил, что их обязательно должен увидеть тот, кого они касаются. Для начала я покажу их отцу Аркадию, и я уверен, что они дойдут до того, кому предназначены.

— Кому же они предназначены? — с интересом спросил Митрофан. — И что именно там написано?

Авель ничего на это не ответил, а продолжил говорить дальше:

— У меня есть копия этих записей, там всё то же самое, только в конце я оставил знак. И я прошу тебя спрятать их в надёжное место.

— Куда спрятать?

— Мне было видение, когда я ещё был на Валааме. Я увидел в этом монастыре маленькую дверцу в полу, в каком-то странном закутке, в самом углу.

Митрофан ненадолго задумался, пытаясь сообразить, о каком месте говорит Авель.

— О дверце ничего не знаю, а вот странный закуток есть. Это вроде тупика в форме буквы Г. Он никуда не ведёт, и я всегда удивлялся, зачем он здесь нужен.

— Да, это он, — кивнул Авель.

Затем он достал из-под кровати деревянную коробку, протянул её Митрофану и сказал:

— В коробке лежит копия книги с моими предсказаниями. Пойдёшь в этот закуток, в углу найдёшь потайную дверцу в полу и спрячешь коробку там. Только не вздумай читать, иначе это плохо отразится на твоей дальнейшей судьбе. Ты ведь не хочешь попасть в крепость вместе со мной?

— Какую крепость? — удивился Митрофан.

— Если не будешь читать, то всё будет хорошо, и ты никогда не узнаешь об этой крепости, — сказал он и протянул ему коробку. — Как только ты её спрячешь, сразу же возвращайся сюда, мне нужно сказать тебе одну очень важную вещь.

Митрофан взял коробку и вышел из кельи. Уже почти стемнело, и он шёл в потёмках, стараясь никому не попадаться на глаза. Вскоре он дошёл до нужного места, поставил коробку на пол и стал искать дверцу в углу. Вместо пола в этом закутке была земля. Он начал разгребать её и вскоре нащупал железное кольцо. Он потянул за него, и дверца открылась. Внутри был совсем небольшой тайник. Уже ничему не удивляясь, он поставил туда коробку, закрыл дверцу, присыпал её землёй и пошёл обратно.

— Вот что я хотел сказать тебе, — произнёс Авель, когда Митрофан снова сидел у него в келье. — Мы встретимся с тобой через три с половиной года.

— Как встретимся? — перебив его, спросил Митрофан. — Мы ведь живём в одном монастыре.

— Не перебивай, — нахмурился Авель. — Через три с половиной года меня здесь уже не будет, как и тебя. Ты будешь плыть по большому озеру на закате, обязательно вспомни меня и найди. Не забудешь?

Митрофан медленно покачал головой.

— А теперь иди. Через три с половиной года мы с тобой ещё увидимся.

Митрофан вышел из кельи. Авель ещё немного посидел, потом перекрестился, вздохнул, взял стопку бумаг с предсказаниями и отправился к отцу Аркадию.

Глава 11

Настоятель Николо-Бабаевского монастыря дочитал записи до конца и посмотрел на отца Аркадия, который сидел напротив и терпеливо ждал.

— И всё это написал монах Авель? Он ведь прибыл к нам в монастырь всего две недели назад.

— Да, это всё он. Митрофан говорил, что тот попросил у него бумагу, перо и чернила в первый же день. Но Митрофан подумал, что Авель будет вести дневник, поэтому и принёс.

— А ты сам читал, что здесь написано? — спросил настоятель, строго посмотрев на отца Аркадия.

— Я начал читать, — кивнул тот. — Я ведь не знал, что именно там написано. Тем более эти записи дал мне сам Авель и сказал, что они очень важные. Но как только я увидел, что там говорится о нашей императрице Екатерине, сразу же поспешил к Вам.

— В том-то и дело, — задумчиво произнёс настоятель. — Надо показать эти записи епископу. А не то, чего доброго, этот Авель накликает беду на наш монастырь.

Епископ Костромской и Галицкий Павел, прочитав на следующее утро записи Авеля, велел срочно привести этого новоявленного пророка к себе. За богохульные дела, а именно за то, что Авель объявил себя ясновидцем, его расстригли из монахов. Затем, не зная, что с ним делать дальше, епископ отправил Авеля к местному губернатору. Как только губернатор прочитал, что Авель написал об императрице, сразу же велел посадить его в острог, а сам отправил срочный запрос в Санкт-Петербург.

В Петербурге нашлись люди, служившие в Тайной Экспедиции, которые искренне заинтересовались предсказаниями монаха Авеля. Его в срочном порядке отправили в столицу, и началась череда допросов. Если бы дело не касалось Екатерины II, то его просто запороли бы насмерть или сгноили в глухих монастырях. Суть дела доложили графу Самойлову — генерал-прокурору, настолько важным было всё, что касалось коронованных особ. Он приехал и долго разговаривал с монахом, даже ударил его несколько раз, но монах всё твердил, что это Бог его всему научил и всё ему рассказал.

А шуму подняться было из-за чего, ведь Авель в своих записях предсказал точную дату смерти императрицы Екатерины II в ноябре 1796 года. И произойти это должно было совсем скоро: через восемь месяцев. Поэтому повод для переживаний был очень весомый. После долгих сомнений решили всё-таки доложить обо всём императрице.

Как только Екатерина узнала о своей скорой кончине, ей стало дурно, что и неудивительно. Поначалу за эту дерзость она хотела приказать казнить монаха, как это и предусматривалось законом. Но потом она решила проявить великодушие и велела посадить монаха в Шлиссельбургскую крепость. Все написанные им бумаги надлежало запечатать печатью генерал-прокурора и хранить в Тайной Экспедиции.

Сразу же после подписания указа Екатериной семнадцатого марта 1796 года Авель был отправлен отбывать наказание. В сырых казематах Шлиссельбургской крепости ему предстояло провести все оставшиеся дни своей жизни. Думал ли Авель о том, стоило или не стоило писать эту книгу предсказаний? Конечно, думал, и не раз. Но он просто не мог поступить иначе.

Ему пришло видение о её смерти, когда он ещё находился на Валааме, и все девять лет, которые он провёл в скитаниях, уйдя из монастыря, он думал об этом. У него было достаточно времени, чтобы решить для себя, что он просто обязан рассказать императрице о дате её смерти. Только как это было сделать, ведь его не пустили бы к ней? А если бы он начал говорить об этом, то его просто забили бы до смерти. И тогда он решил написать книгу предсказаний, чтобы было документальное подтверждение его слов, и чтобы эта информация дошла до Екатерины II. Так в итоге и случилось.

Но Шлиссельбургская крепость не стала последним пристанищем вещего монаха. Ему не пришлось провести остаток дней в этой насквозь пропитанной сыростью темнице. Находясь в каземате, он узнал потрясшую всю Россию новость, о которой ему было ведомо уже давно, с самого Валаама. Шестого ноября 1796 года скоропостижно скончалась императрица Екатерина II. И произошло это точно день в день согласно предсказаниям Авеля.

Оглавление

Из серии: Королева антиквариата

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предсказания монаха предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я