Японцы сравнивают игру в японские шахматы сёги с сочинением трёхстишия хайку (5-7-5), а игру ГО — с сочинением пятистишия танка (5-7-5-7-7). Получается, что игра шашечного типа сложнее шахмат. Попытался разобраться с этим противоречием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вэйци или Го?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Исторический экскурс
Во времена Конфуция, то есть 6-й век до нашей эры, вэйци уже точно существовали. В летописи «Чуньцю (Весны и осени)», авторство которой приписывается древнему китайскому мыслителю, эта настольная игра в общих чертах упомянута, но без какой-либо конкретики. В 5-м веке нашей эры вэйци проникают в Корею, где получили название «падук», в 7-м веке — в Японию. Сцены игры в Го имеются и в «Повести о принце Гэндзи» Мурасаки Сикибу и в «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон. Соответственно, обе писательницы конца 10 — начала 11 века были знакомы с этой настолкой. В эпоху феодальных войн середины — конца 16 века Го приобретает популярность среди самурайского сословия. Ода Нобунага, объединивший разрозненные княжества огнём и мечом, высоко ценил мастерство игроков в Го, Считается, что именно Нобунаге принадлежит авторство слова «Мэйдзин» — дословно «известный человек», «большой мастер», в настоящее время использующееся как синоним слова «чемпион». И первого мэйдзина-чемпиона назначил тоже Нобунага — им стал монах по имени Никкай, одержавший верх в придворном турнире 20 лучших гоистов. Никкай получил рисовое довольствие и десятерых учеников, что считается первой школой игры в Го в Японии. Впоследствии подобные частные школы игры в Го стали называться ГО-ДОКОРО, владеющий мастер имел право аттестации учеников вплоть до 6-го дана. 7-й дан назывался ДЗЁДЗУ — «умелый», добывался уже в турнирах. 9-й дан соответствовал титулу чемпиона-мэйдзина, 8-й — вице-чемпиона.