«Цифровое поколение», искусственный интеллект, новый технологический уклад, геополитические вызовы, Россия как государство-цивилизация — всё это требует совершенно новых подходов к руководству! Но так ли это на самом деле? Возможно, чтобы быть хорошим руководителем, надо просто «хорошо знать службу»? В книге изложены практические инструменты управления людьми на основе опыта и традиций начальствования в Российской армии в сравнении с современными западными моделями руководства и лидерства. В формате А4 PDF сохранён издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Кодекс начальника. Практическое руководство по управлению людьми» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Главный фокус
Приходилось ли вам когда-нибудь работать в условиях «попустительского» лидерства? Когда руководитель/лидер/начальник не интересуется вами, не строит с вами отношений, ему/ей всё равно, как вы относитесь к работе, к нему, к организации? Когда в коллективе все сами по себе и руководитель не является объединяющим фактором сам и не предлагает никакого другого взамен?
Каково это было? Могу себе представить, что кто-нибудь скажет: «Прекрасно! Я занимался своим делом, и мне никто не мешал». В эпоху удаленной работы такую ситуацию представить довольно легко. Но это работает, только пока вы занимаетесь отдельными задачами, с которыми можете справиться сами. Как только вам потребуется поддержка или кооперация и вы увидите, что руководитель ничем не может и не собирается вам помогать, ваше мнение наверняка изменится.
Ну а если к этой картине добавить пару штрихов о том, что в коллективе могут работать не самые приятные люди, нарушающие правила взаимодействия, с агрессивным поведением или неспособные к сотрудничеству, и руководитель не может и не хочет на это влиять, думаю, лишь очень серьезные причины заставят вас остаться работать под руководством такого начальника.
Слово «начальник» в современном русском языке имеет разные коннотации. Во-первых, всем известна поговорка «я начальник — ты дурак». К сожалению, это первая ассоциация, которая приходит на ум большинству. Она отображает принимаемый, хотя и неодобряемый принцип российского отношения к власти как к чему-то авторитарному и не интересующемуся мнением тех, кто ниже в иерархии. Характерно, что очень часто фраза «я начальник — ты дурак» звучит безадресно, как некое обобщение.
При этом если в разговоре собеседник использует слово «начальник» по отношению к своему непосредственному руководителю, очень часто оно используется с искренним уважением. И даже с некоторым налетом этакой уважительной фамильярности.
Получается, что если на уровне обобщений «начальник» звучит казенно, «руководитель» — более солидно, а «лидер» — более современно, то слова о конкретном человеке «начальник сказал…» будут звучать по-деловому, «руководитель сказал…» — более официально, а «лидер сказал…» — излишне пафосно.
Если заглянуть в этимологический словарь, мы увидим, что слово «начальник» образовано в старославянском от существительного «начало» в значении «власть». Слово «руководитель» — от существительного «рука» и глагола «водить» (кстати, слово «манипуляция» также имеет в своем составе латинский корень manus — «рука»). Ну а слово «лидер» происходит от английского to lead — вести, возглавлять. Таким образом, если лидер — это тот, кто идет впереди, руководитель — тот, кто «вручную» направляет руководимых им людей, то «начальник» — это тот, кто в начале всего, кто олицетворяет власть. И как тут не вспомнить Ницше, согласно которому «жизнь… стремится к максимуму чувства власти; в существе своем она есть стремление к большему количеству власти; всякое стремление есть не что иное, как стремление к власти; эта воля остается самым основным и самым подлинным фактом во всем совершающемся»[2]?
Всё это наводит на мысли о том, что слово «начальник», несмотря на существующие коннотации, гораздо более содержательно, чем «руководитель» или «лидер», не говоря уже о сравнительно недавно появившемся англоязычном заимствовании «менеджер».
Теперь давайте посмотрим, как И. М. Старковский определил цель своей книги.
ЦЕЛЬ КНИГИ
От начальствующих нижних чинов требуется умение приучить подведомственных им людей к неуклонному исполнению долга службы, развить и поддержать в них сознание святости присяги и высокого значения воина. Исполнение этих требований является возможным только при условии умения обращаться с людьми — умения их воспитывать.
В то время как главное направление воспитания всех чинов роты всецело лежит на ротном командире — начальствующие нижние чины являются его помощниками в деле воспитания подведомственных им людей, так как, находясь вместе с людьми, своим обращением с ними бесспорно оказывают большое влияние на нравственную их сторону. Ввиду этого начальствующие нижние чины должны обладать хотя некоторыми сведениями из военной педагогики; «Советы начальствующим нижним чинам» и есть опыт военной педагогики для начальников из нижних чинов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Кодекс начальника. Практическое руководство по управлению людьми» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других