ПУТЬ ИСТИНЫ. THE WAY OF TRUTH. Книга первая. Часть первая: внутренний путь

Олег Пазников

Это вводная книга во внутренний путь, основанный на интуиции истины в самостоятельном опыте саморазвития с применением интегрального подхода Кена Уилбера.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПУТЬ ИСТИНЫ. THE WAY OF TRUTH. Книга первая. Часть первая: внутренний путь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел первый. Поиски Пути

Медитация

Я пребываю в Истине, как своем изначальном Я.

Вместо слова Истина, можно поставить слово Бог (Ты), Свидетель (все что возникает). Для удержания сосредоточения можно концентрироваться на ощущении потока воздуха у кончика носа. Он постоянен и от этого можно оттолкнуться и удерживаться в главной мысли. Вообще все более или менее постоянное служит точкой отталкивания. Может появиться ощущение третьего глаза, то есть легкого давления между бровями. Дыхание спокойное, ровное. Эта формула медитации погружает во внутрь и связывает Истину как нечто находящееся извне с внутренним Я.

глава 1. Структура книг

Каждая «книга» (кроме первой, вводной) представляет собой этап работы и/или стадию развития. Каждая «книга» может состоять из большого количества частей, которые отражают собой просто включение старого в контекст нового опыта и продвижение в осмыслении уже пройдённых стадий. Все они представляют собой по сути, одно целое.

Структурирование не закончено. Еще нужно многое внести, дополнить, скорректировать.

Книга первая

Здесь даётся обзор, в общем, основных понятий и стадий развития как он видится на данное время. Пока состоит из восьми частей, каждая из которых представляет собой отдельную книгу.

Часть первая: Внутренний Путь.

Часть вторая: Истина.

Часть третья: Картина.

Часть четвертая: Саморазвитие.

Часть пятая: Ориентиры.

Часть шестая: Поток.

Часть седьмая: Практика.

Часть восьмая: Словарь.

Книга вторая

Предстартовый период. Здесь происходит запуск развития, мобилизация сил и способностей для Взятия Старта и перехода на уровень Кентавра. В целом периоды Предстартовый, Стартовый, Период после старта, соответствуют грубой сфере опыта. Это первый виток развития.

Часть первая: Предстартовый период.

Часть вторая: Предстартовый. Практика.

Книга третья

Стартовый период. Соответствует Переходному Пункту (В-6) развития от эго к Кентавру.

Часть первая: Стартовый период. Переход-6.

Книга четвертая

Послестартовый период. Развитие на уровне Кентавр. Адаптация. Дохождение до границ или пределов данного уровня (ранний, средний и поздний кентавр). Экстрасенсорика.

Часть первая: Послестартовый период. Адаптация.

Часть вторая: Послестартовый период. Практика.

Часть третья: Смерть.

Книга пятая

Психический. Переход — 7 в надличностные, трансперсональные области (выход из грубой сферы к психической (первой тонкой)). Период после Перехода. Адаптация к психической сфере. Природный мистицизм.

Часть первая: Психический.

Книга шестая

Переход — 8 к более глубокому тонкому уровню. Тонкий уровень. Адаптация. Божественный мистицизм. Общение с Богом.

Часть первая: Тонкий.

Книга седьмая

Каузальный. Переход — 9. Причинный уровень. Бесформенный мистицизм. Путешествие (бытие) в Боге.

Часть первая: Каузальный.

Книга восьмая

Переход — 10. Недвойственность. Недвойственный мистицизм.

Часть первая: Недвойственный.

глава 1а. Первое приближение

При первом приближении «внутреннее», это сознание, «я», самость. «Внешнее», это материя, среда, природа, другие.

Хотя можно считать в предельном смысле, что разделение условно и относительно, но оно вполне определённо и мы от него страдаем по настоящему, как если бы оно было реальным.

Есть линия как граница отделяющая (и соединяющая) одно от другого, «внутреннее» от «внешнего». Есть внутренний мир, есть внутренний путь.

«Внутреннее» равно «внешнему» в изначальной глубине и предельном смысле. Но в промежутке есть становление. Оно обусловлено биосоциальным развитием и иллюзией реальности границ в сознании. Эта неравность, не тождественность «внутреннего» и «внешнего» двигает развитие.

Здесь надо сразу заметить, что есть более глубокое понимание «внутреннего» не только как того, что внутри субъекта, его внутренний невидимый внешними органами чувств мир (подлежащий интерпретации), внутри «меня» и других людей, но и всего сущего. И объекты (целостности, холоны) «среды» имеют внутренние измерения: от атомов до планет, галактик, всего космоса. Это внутреннее в своём предельном смысле едино у всего сущего и есть Истина, Дух или Бог. Многообразие имеет Единство, оно есть Бог или Истина.

«Внутреннее» имеется не только в тебе (глубина), но и в других и во всём сущем. За признаками скрывается суть. Предельное внутреннее/внешнее есть Истина, Основа Всего.

Внутренний Путь — это погружение во внутреннее, которое есть не только у тебя, но и у других людей и объектов среды (сутьевое, проницательность). Развитие происходит за счёт расширения и углубления (сосредоточения) «внутреннего» и поглощения «внешнего» (расширения). Собственно просветление есть эта тотальность погружения во внутреннее.

Коллизии, конфликты, столкновение между внутренним-и-внешним, само это разделение на одно и другое, дают толчки к саморазвитию. Поэтому я начинаю цикл с обсуждения «внутреннего» и «внешнего». Собственно, сам исток идеи и стремления к развитию, лежит в этом рассогласовании, конфликте между внутренним-и-внешним. «Внутреннее» не равно «внешнему». Это разделение и рассогласование идет на всех уровнях, в мелком и большом.

глава 2. Понимание

Следовать не внешне — социальной (социоцентризм, конвенциональность, внешние требования), а внутренней необходимости (постконвенциональное «все мы», независимо от расы, вероисповедания, культуры, места жительства и т.д.), углубляющейся, в конце концов, до Предельного Духа или недвойственного Одного Вкуса. Эту внутреннюю необходимость нельзя увидеть как внешний объект внешними органами чувств, но можно непосредственно переживать как индивидуальный внутренний факт. Чаще всего внутреннее и внешнее не совпадают, а то и противоречат, борются друг с другом (мы испытываем не гармонию, а противоречие, кризис, рассогласованность и борьбу внутреннего и внешнего). Внутренняя необходимость, идущая как изнутри (внутри) субъекта, так и вне его как внутреннее всего сущего (суть вещи), проницает все без разделения на одно и другое. Это исследование-бытие доходит до своего логического (но не онтологического) конца — предельного духа.

Возникает требование ограничения притока внешней информации (прерывание внешних трансляций), чтобы в тишине распознавать и контролировать вертикальные поддерживающие трансляции и облегчить тем самым путь к углублённому трансформирующему восхождению. От ограничения до почти полного прекращения (уединение, ретрит, аскеза). Это позволяет выйти за пределы интеллектуального понимания, теорий и концепций, выйти к действительно новому, никогда не бывшему.

В интегральной психологии, «внутреннее» есть левая верхняя сторона (Верхний — Левый сектор или квадрант), субъективное «я», интенциональное, и левая нижняя сторона (Нижний — Левый сектор), интерсубъективное «мы», культурное. В соответствии с общей интегральной картиной, мы можем систематизировать свой опыт и увидеть свои ближайшие и отдаленные перспективы как задачи. Опыт теряется, если он не встроен в общую картину и не понят в ее контексте.

Все сектора важны, но мы, поскольку не просто полубессознательно плетёмся за социокультурной, институализированной эволюцией, а организуем сознательное, активное саморазвитие, которое опережает внешний уровень и идёт значительно, несоизмеримо выше и глубже его, следуем внутренней необходимости. «Внутреннее» понимается не только как то, что внутри тебя, но и то, что снаружи, так как оно тоже содержит внутренние аспекты (суть). Как говорит Уилбер, «все внешнее имеет внутреннее» (глубину). Каждый имеет потенциал для высшего развития и может его реализовать, если захочет. Но тогда не надо исповедовать ошибочное уравнительно-альтруистическое убеждение в том, что развитие одних является оскорблением для других. Это убеждение может быть препятствием на определенном этапе.

Эта переориентация от «внешнего» (на который мы главным образом ориентированы на эго-уровне) к «внутреннему» (самопознание, самоисследование, эксперимент, испытание, переживание), соединяет нас с внутренним миром, внутренним фактом, реальностью, открывает глаза на то, что существует внутренне воспринимаемое и до этого скрытое. Я подозреваю, что множество людей даже не представляют себе, что такое «внутреннее», а когда начинают видеть свой внутренний мир (как мир, пространство, объем), принимают это за болезнь. Но в настоящее время информационных технологий, становится все более очевидным, что то, что на более ранних этапах развития обществ было блажью и маргинальным отклонением, становится непосредственным источником и целью эволюции.

При рассматривании внешнего мира, наше «я» теряется, сливаясь с объектами внимания. Мы теряем себя, перестаём различать, где «я», а где «не-я». Поэтому встает задача обнаружения этого «я». И только на это обнаружение уходит много времени и усилий. Часто человек даже не понимает о чем идет речь. В сознательном развитии первичная граница не теряется, не устраняется, а каждый раз превосходится переходом на более высокий уровень бытия/познания.

Обратившись обратно внутрь себя, мы находим «я» и можем его исследовать, чтобы затем превзойти, выйти за пределы эго (в конце концов к истинному «Я» неотличимому от Атмана). В конечном счёте, индивид может слиться с Реальностью (тотальность), тем, что является Основой всего и вся. Без этого обращения внутрь себя, установления контакта с внутренним миром, невозможно сознательное развитие. Внутри целый мир (или миры), а не просто мысли, эмоции, чувства. Он имеет пространственные, временные (и вневременные), качественные характеристики. И этот мир эволюционирует, так же, как внешняя вселенная. И ещё неизвестно, что больше, внешний космос или этот внутренний мир. Становление безусловно присутствует и как таковое открывается при детальном исследовании.

Мы активизируем сущность (центральное движение) и активно — осознанно начинаем развиваться, опережая все внешнее — все другие сектора (Я — Оно, Я — Они, Я — Мы). Мы возвышаемся по независимой шкале ценностей, иерархии уровней, прогресс по которой зависит исключительно от нас самих. Мы открываем центральный поток развития (поток самости), который восходит прямо к Истине, Богу, Духу, Недвойственному Одному Вкусу. Центр активности, мотивации находится в нас самих, внутри, а не снаружи (как и центр сопротивления). Ориентируясь (оттуда, где мы находимся) вовне, мы находим лишь объекты. Погружаясь вовнутрь (в себе и вне себя), мы открываем Зов Истины (восходящий Эрос), который влечёт и толкает нас по восходящему потоку эволюции. Центральное внимание не на объекты, и даже не на процесс, а на того, кто все это сознает (активатор).

Поскольку существует несовпадение внутреннего-и-внешнего, противоречие и борьба между ними, выбираем внутреннее (подлинное, истинное) и ему следуем. «Внутренним» в конечном счёте, оказывается все то, что обладает истинностью (подлинностью), будь то субъективное переживание или общественное движение. Погружаемся (переориентация) вовнутрь, делаем критериями ориентации, прежде всего во внутреннем мире, Истину (внутренний Бог), независимость, соответствие, интеграцию. Это пробуждает подлинную интуицию.

Выбирая внутреннее, мы не можем игнорировать внешнее, «не-я», так как между внешним — и — внутренним существуют отношения взаимодополнительности, взаимоопределяемости. Но мы не совпадаем со своим существованием и действуем в мире в интересах внутреннего, внутренней необходимости потоков и волн развития.

Это не эгоизм, самокопание, изоляция, а наоборот, открытость и забота, так как мы следуем Истине. Недостаточно высокий уровень мышления/видения ставит непреодолимую преграду между внутренним и внешним, субъективным и объективным, субъектом и объектом, наблюдающим и наблюдаемым1.

Не только понимание смысла и интерпретация реальности внутреннего опыта, но и поведение, то есть действия во внешнем мире. Таким образом, мы стремимся объединить два подхода — внутренний и внешний. При этом акцент делаем на внутреннем подходе, так как признаем, что практика опережает теорию, что сознание обладает самоактивной силой, опережающей и, в какой-то степени, определяющей внешнее взаимодействие.

Исток преобладающей акцентированности на «внутреннем», лежит в этой неравности соотношения внутреннего — и — внешнего на различных этапах/стадиях развития. При равном соотношении мы уже будем в Недвойственности. Следовать внутренней необходимости, значит следовать за Зовом Истины, а не потакать своим слабостям, эгоистическим интересам и т. п.

Переориентировавшись вовнутрь, самость обретает интуицию Истины и знает (вначале на этом уровне), что и как делать, как действовать, начинает видеть доступные перспективы. Мы начинаем где-то понимать, что наше предвечное, Изначальное Я есть Истина, Бог, Дух, а не нечто обусловленное, биосоциальное, находящееся во времени и имеющее релятивную природу. Это сознание/ощущение есть как Начало, так и Конец пути развития. Но, по сути, это сознание/ощущение без-начально, то есть вечно и наши слова о начале и конце просто отмечают уровневые моменты бытия/познания.

Следуя за внутренней необходимостью, индивид открывает Большое Я или Истину, которая и есть его истинная сущность, бесконечно большее, чем его маленькое «я», полное эмоций, импульсов, страдания, потока преходящих состояний, мыслей, идей, концепций. Это Реальность, а не ещё одна мысль среди других. Интеллектуал живёт в интеллекте, а мистик в Духе.

Когда говорится о «внутреннем», то это, на данном этапе, отражает тот уровень, с которого начинается сознательно — активное развитие, где разделение присутствует в силу наличия данных границ или сжатого в оболочку «эго», «я», осознания себя как отдельного существования (самозамыкание).

Внутреннее — и — внешнее, это двойственность. Учение Дзогчен сразу внедряет сознание не — двойственности. Но это уже ставшее учение/практика, для освоения которого нужны учителя и передача знания. Но мы не имеем к этому доступа и вряд ли когда вообще встретимся с человеком, носителем этого знания. Поэтому, наш путь есть путь внутренний, исследовательски — экспериментальный, где мы идём от одного уровня развития бытия/познания (единство уровней реальности и сознания) к другому, более высокому и целостному, чем предыдущий. В этом пути следуем за открытым для непосредственного ощущения Зовом Истины (фундаментальная тоска), исследуем и экспериментируем, прилагаем усилия, горим страстью любви (к Истине), чтобы продвинуться дальше к Цели.

Следуя духу интегральности, я изначально объединяю бытие-и-сознание. В абсолютном смысле это одно и тоже. В относительном проявленном мире нужно следить за балансом бытия-и-сознания.

Может ли человек, идя, так сказать, только по внутренней интуиции, естественным образом раскрывая свой потенциал, достигнуть Высшей Цели? Может. И в этом основной пафос или мотивация.

Полагаемся главным образом на собственные силы (но, не отвергая благотворные влияния извне), на Зов Истины, теургию или совместное с Богом действие. Если принять негативное убеждение, что «мы недостойны», «ну куда нам», и так далее, то вообще не о чем говорить (комплекс Ионы). Промежуточными заменителями не спастись. Вместо трансценденции происходит аннигиляция «я». В конце концов, без собственных усилий, практики быть не может. Такое вот жёсткое разделение на «собственные силы» и «внешние влияния», само свидетельствует о недостаточности осознания проблемы2.

В несовпадении, противоречии и борьбе между внутренним — и — внешним, мы выбираем «внутреннее» и решительно, твёрдо, бескомпромиссно встаём на его сторону. Колебания только усугубят наше положение. Индивид внутренне знает, как поступать правильно с точки зрения развития. Сбивающие, отвлекающие, преграждающие факторы должны быть преодолены3.

Выбираем «внутреннее», потому что оно непосредственно доступно нам: мы можем быть с ним в постоянном контакте, влиять на него, управлять им, воздействовать на него, а через это и на своё поведение, на «внешнее». Если нет «внутреннего», то нет и «внешнего» и наоборот. Но «внутреннее» самоактивно, опережает «внешнее», держит инициативу в своём взаимодействии с внешним.

Внутренний Огонь Духа является источником нашей страсти. Найти, распознать, разжечь это пламя (тапас) — одна из главных задач начала пути развития. Я не вижу, чтобы без этого вообще было возможно какое-то подлинное развитие. Индивид должен быть горячим, живым, а не теплым, при смерти. Можно позволить себе быть живым, если вы абсолютно властны в своем внутреннем мире и над своей жизнью-смертью.

В потоке жизни мы встаём перед выбором между внутренним — Истиной, Добром, Красотой и внешним — нормами и правилами, стереотипами, условностями, местом проживания, выгодой и т. п. (конвенциональное). Там где внутреннее — и — внешнее расходятся, мы выбираем внутреннее. Действуем в интересах Истины. Находясь «внутри» мы можем предпринимать практические шаги по всем направлениям. Мы можем развиваться, находясь у самих себя, будучи самими собой4.

По ходу развития я описываю непосредственно воспринимаемую внутреннюю реальность, открывающуюся в экспериментально — исследовательской деятельности, в практике.

Практика — это ориентирное движение в потоке развития. То, что мы занимаемся, например, йогой, воинскими единоборствами, медитацией и т.п., ещё не является практикой. Это можно назвать скорее пред — практикой или её активацией. Практика начинается только тогда, когда мы вступили в контакт с внутренней реальностью развития, внутренними фактами, прорвали некую мембрану, отделяющую нас от внешне ориентированного объектного сознания к внутренне ориентирующемуся самосознанию (перешли от сознания к самосознанию). Тогда «Я», самость, видит реалии (внутренние факты) и может с ними действовать, осознанно осуществлять навигацию и интеграцию (действуя так же и во внешнем мире, но при управляемом внутреннем состоянии). Вот здесь только начинает происходит настоящее зрячее развитие.

Практика берет не некие преподанные извне упражнения, а повседневность, здесь и теперь существование, и, концентрируя внимание на это непосредственное текущее настоящее, как оно есть, работает с нею (и в ней) применяя ориентиры. Самые обыденные вещи становятся полем развития. Практика просто есть и не может не быть.

Практика опережает теорию, а, вернее говоря, практика опережает объективацию. Сознание действует сзади — во время — впереди практики. Оно действует совместно с практикой, с бытием. Практики не может быть без самосознания или сверхсознания, то есть без движения непосредственной самости, без «я». А наличие сознания, под и сверх — сознания, уже есть некая «теория». Если под теорией понимать объективированный в тексте (интеллекте), систематизированный опыт, то он, конечно, будет следовать после практики. Практика есть не просто занятие чем-то, а активность центра, самости, «я». Но можно, конечно, чем-то заниматься считая это практикой и надеяться на случайность.

В отличие от учёного, который имеет дело (главным образом) с другими людьми или предметами, ты ставишь опыты на самом себе. Здесь, конечно, есть риск, но он мобилизует. Твоя задача в том, чтобы непосредственно самому испытывать (и превосходить) те феномены, ту реальность, которая открывается на различных уровнях, в разных плоскостях. Мистик — это испытатель, экспериментатор. В этом его сходство с учёным. Но мистик экспериментирует над самим собой.

Знания как таковые, не развивают. Развивает непосредственное переживание, испытание. И не надо элементарно путать образование и образованность с подлинным высшим развитием. Знания будут полезны при условии наличия самого восходящего Потока развития, который сам ещё должен быть актуализирован. Но знания могут упасть на благодатную почву и поспособствовать этой актуализации.

Но вместе с этим, применяется спекулятивное рассмотрение (то, что не основано на воспринимаемой тут-реальности), как необходимый элемент познания. Оно раздвигает рамки возможности осознания, предваряя расширение практики. Кроме того, развитие не является отказом от рационального познания, а использование его и превосхождение. Чтобы идти дальше ума, нужно его развивать (заглядывая выше), а не отказываться ради чувства, то есть сводить высшее к низшему. Ум должен быть хорошо развит, чтобы в совершенстве проявлять вездесущий Дух. Ум — это ещё одно поле для игры Духа, наряду с материей, телом, эмоциями, душой.

Те, кто действительно занимается экспериментально — исследовательской деятельностью, неважно где, в сфере науки или мистицизма, знают, что ценны не только правильные ответы, но и ошибочные линии, ведущие в тупик, в патологию. Поэтому, должны быть отражены не только верные ответы, но и не верные.

Учёный может исследовать сектор я — я (субъективное) совершенствуя методы и технические средства, через корреляции в других секторах: я — оно (объективное), я — мы (интерсубъективное), я — они (коллективное). Но, чтобы увидеть внутреннюю реальность в её собственной ипостаси, нужно перейти в сектор «я — я», то есть обратить взор в самого себя. По всей вероятности, в общем, окончательно верную картину можно получить, сочетая субъективные, объективные и интерсубъективные методы познания. Научное познание Бога возможно частично и если это не делается, то только из недостаточности развития самой науки, отсутствия верной направленности её средств. Наука — это не все, что у нас есть для адекватного познания. Действительно, нужно превзойти ментальное, рациональное познание, чтобы понимать и принимать её ограниченность.

За внешним скрывается «внутреннее», которое нельзя увидеть внешними органами чувств. Например: нельзя увидеть течение внутренних энергий, но на них можно обратить внимание, распознать и чувствовать внутренними органами чувств, т.е. непосредственно ощущать течения энергий, их зарождение, накопление. Сколько бы вы глазами не смотрели на себя в зеркало, вы их не увидите. Конечно, они скрываются за внешними признаками, но что именно они значат, какое содержание стоит за этим, мы можем узнать, непосредственно переживая и осознавая (интерпретируя) это содержание. Само «внешнее» познание при своем развитии неизбежно соединяется с «внутренним».

Не описание от второго или третьего лица, а непосредственное переживание самого индивида (первое лицо). Это мистический путь. Идея интегрального мистицизма состоит в том, чтобы имея непосредственное переживание всех уровней и сфер в их собственной среде, одновременно с этим, использовать языки «оно» (наука), «мы» (культура), «они» (социальные и технические системы). Но акцент делается на том, что всего ближе индивиду — на его собственную эволюцию к последней вершине.

Можно идти во — вне и путешествуя по миру, искать людей постигших Истину; можно заниматься научными исследованиями материи, атома и видимой вселенной; можно изучать других людей, нации и народы планеты и т. д. Но можно поступить и иначе: обратить взор в то, что ближе всего и мало, или совсем не изучено, в самого себя, во внутренний мир, во внутренние пространства, скрытые от внешних взглядов, но непосредственно воспринимаемые внутри себя. Для этого не нужно приспособлений, приборов, посредников, а только сила сознания «я».

Обращая внимание внутрь, мы идём в глубину. Это, конечно, не значит, что внешне данное не имеет глубины. Ведь все что имеет внешнее, имеет и внутреннее. Внутреннее — это глубина. Но мы сами всегда с собой и можем обратиться к изучению в любой момент, не откладывая. Путаница возникает, когда не фиксируется различие смыслов «внутреннего». В одном случае под «внутренним» сразу подразумевается индивидуально внутреннее, то, что находится во внутреннем мире, а в другом вообще все предметы и явления, все, что существует безотносительно к самому индивиду.

Если этот внутренний мир почти не фиксируется (по сравнению с открытой частью реальности) физическими приборами (в настоящее время), то это не значит, что он не существует (мы можем интерпретировать внутреннее по внешним признакам). Любой человек в той или иной форме, на том или ином уровне, каждодневно переживает эти реальности. Мы же обращаемся к ней не от случая к случаю (от одного стресса к другому, от одной экстремальной ситуации к другой), а специально, на систематической основе. Мы исследуем внутренние пространства. Наука просто ещё недостаточно развита, чтобы объективными методами регистрировать тонкие и очень тонкие внутренние факты. Но это не значит, что они не существуют. Если это ощущает человек и это проверяется в течение тысяч лет мировыми традициями, то это существует.

Более тонкое и «эфемерное», поскольку оно выше (целостнее), чем менее тонкое, грубое, и включает его, может влиять и определять это менее тонкое, грубое, материальное. Невидимое, находящееся в развитом и высоком целом, определяет видимое. Развитый индивид, контактирующий с этим более тонким уровнем, имеющий доступ к нему, может осознанно воздействовать на все менее тонкое, грубое, плотное. Если вообразить, что сознание выключилось из нашего мира, то что бы осталось?

«Внутренний» — «в себе», во «внутри», а через «внутреннее» к «внешнему». «Внутреннее» определяет «внешнее». Конечно, «внутреннее» не существует без «внешнего», которое само оказывает значительное (порой определяющее) влияние. Но мы, наше «я», может достичь такой власти над самим собой, что наша собственная сознательная активность оказывается определяющей.

Можно различать персонально внешнее: тело, реакции, мимику и т.д., то, что каким — либо образом проявляется и фиксируется внешними органами чувств и объективно внешнее, объекты, с чем индивид, так или иначе, взаимодействует. В зеркало ты видишь своё тело, признаки, но не своё «я». Его можно увидеть через обращение внутрь себя или общение с «другим». Оно не является физическим объектом. То есть, мы должны предпринять некоторые усилия для перехода барьера, отделяющего наше сознание от созерцания внутреннего мира.

Истинное «Я» определяет само себя, является самоопределяющимся. Свободно то, что само себя определяет. Мы сознательно развиваемся, созидаем себя сами. Иначе бы мы не могли ничего делать. Практика есть то, что исходит из твоего сознания «я», а не просто упражнения, занятия, дела.

Внимание переключается на невидимые физическими глазами внутренние действия, реакции, состояния, на непосредственно живое развитие, а не на его объективацию, концептуализацию, выражение, формулирование. Это вторичный, не главный вопрос. Он имеет значение только для других, тех, кто хочет таким образом узнать об этом. От него нужно отказаться, так как это, без сомнения, плохо влияет на продвижение. В себе, в реальности, в действительности, а не на бумаге, не в уме. Хотя, можно в значительной степени избежать негативного (стопорящего) влияния объективации и концептуализации, если относится к ним особым образом, как бы «между прочим», не придавая никакого серьёзного значения. Это я называю вторым методом — методом «между прочим». Это создание особого психологического состояния, когда писание негативно не влияет на саму практику развития. Когда внимание удерживается исключительно на практике (во внутреннем потоке развития), тогда писание будет побочным, даже не продуктом, а способом ни к чему не обязывающего выражения. На мой взгляд, только таким образом можно наиболее адекватно отразить реальность практики, исключить литературность и избежать негативного влияния.

Для медитации.

Сектор Верхнелевый (внутреннее, индивидуальное), от первого лица. Непосредственное переживание, контакт с реальностью (разных уровней: тела, эмоций, души, духа). Во — внутрь. Я. Самость. Но не оставляй не задействованным 2-е лицо (мы) и 3-е лицо (оно). Внутренний Путь имеет дело главным образом с Верхним Левым Сектором, то есть с интенциональным, индивидуальным «я», с первым лицом. Но, понимая это, не исключай и другие сектора: «мы» и «оно».

глава 3. Активатор

Если есть активация (приведение к действию, запуск), то должен быть и активатор, тот, кто запускает развитие. Активатор — возбудитель изменений, воздействий и т.п., то есть являющийся причиной изменений, причинитель, источник активности. Активатором саморазвития выступает само «я» сознания или самость индивида. Существует тот, кто толкает (Я, Самость) и что притягивает (Истина). В конечном счёте, толкателем и притягивателем является Истина. Центром принятия решения являешься ты сам (Истинное Я).

Ты можешь инициировать развитие, войти в него (активатор), а можешь и отвергнуть этот путь, уйти с него и жить как все, просто приспосабливаясь ко всему внешнему, к данным обстоятельствам. Но это не развитие. Оно создается, формируется, становится. Управителем процесса являешься ты сам. Ты не приспосабливаешься к ситуации, а создаёшь её. То есть не всякое движение будет развитием. Его еще надо инициировать, войти в поток. Это ещё один довод в пользу Внутреннего Пути.

Развивателем являешься ты сам в своём глубоком Я, том Я, которое ощущает Зов Истины. Это уже не неясное томление души, приходящее и уходящее, не информация принимаемая к сведению, не знание, а явно осознанная и усиливаемая страсть к Предельному Духу.

Как называть человека, идущего по такому внутреннему пути? Можно просто «путник», можно «искатель», а можно и более агрессивно — «активатор». По большому счёту название не важно, но просто нужно как-то (более резко) отметить различие. Вообще различающий ум или способность к различению (и сознательное развитие его), является важной составляющей движения. «Сознательность» означает конкретное обращение внимания на это, постановка задач, цели, методов, упражнений. Мы сознаем что делаем и для чего.

Активатор — индивид, идущий по внутреннему пути самостоятельного саморазвития. Это самоактивное, самостийное движение/восхождение к все более высокому уровню бытия/сознания. Ты сам (в своём Истинном Я) являешься причиной восхождения. Ты не ждёшь, пока обстоятельства сложатся благоприятным образом, не надеешься на то, что кто-то придёт и научит, направит, поруководит, проводит, покажет и т. д. Все это не подходит. Такой вялый подход свойственен обычному экстенсивному подходу, надеющемуся на среду и воздействия. Нужна бешеная, неуклонная активность (здесь и теперь бытие) не теряющая разума, преодолевающая все препятствия. Для этого и внутренний путь.

С этой активизацией связана и индивидуализация. Она является реализацией активности и способом её существования.

Активация (возбуждение) характеризует количественную сторону эмоций (а так же мыслей, чувств, ощущений, состояний). Необходим какой-то оптимальный уровень активации для достижения наилучшей эффективности исполнения деятельности (накал-настройка). Активатор — тот, кто может управлять уровнем активации, делать её наиболее благоприятной на данном этапе в данное время. Непосредственная самость является этим активатором (источником активации) осуществляющим навигацию и интеграцию внутренних потоков развития.

Конечно, можно возражать каким-либо образом, но, часто, на мой взгляд, эти возражения носят или чисто семантический или эгоистический характер и не имеют отношения к вариациям. Практика устраняет эту недостаточную определённость смысла. Неопределённость устраняется в действии (внутреннего или/и внешнего характера). Для того, чтобы купить кусочек сыра, вам нужно сходить в магазин. Вы можете мечтать, предполагать, умствовать, но вам придется встать с дивана, одеться, открыть дверь и выйти из квартиры.

глава 4. Активация

Активация происходит в предстартовом периоде. Начало — активация. Активировать — сделать систему работающей, ввести факторы, которые провоцируют развитие. Инициирование работы.

Теми факторами, которые позволяют принять решение об активации саморазвития, являются: переворот в представлении о себе; поворот от «внешнего» к «внутреннему» и т. д. Неудовлетворённость собой и знание возможности бытия на более высоком уровне (состояния, пиковые переживания, изменённые состояния сознания), толкает на саморазвитие, самосовершенствование. Развитие на более и более высокие уровни не только возможно и желательно, но становится потребностью.

Сама активация сопровождается благоприятными изменениями, приносящими новые аргументы для продолжения работы. То есть, эта работа сама поддерживается и усиливается теми изменениями, мобилизациями тех ресурсов, которые происходят. Как только уделяешь внимание Пути, так сразу это даёт улучшение по всем направлениям. Вот это быстрое улучшение свидетельствует, что ВП — это и есть то, что надо. Появляется осознание, что есть решимость действительно измениться радикально и что для этого есть все возможности, что ведутся практические действия, проводятся соответствующие мероприятия.

Активация — это тоже что и Начало или Запуск. Это тот момент (подъем), когда внутренние силы приходят в определённое сочетание, выражающееся в едино-направленном стремлении к саморазвитию (предельная устремлённость). Эту активацию осуществляет твоя непосредственная самость.

Активировать — воспринимать реальные события жизни, соприкасаться с ними таким образом, чтобы они тебя революционизировали, изменяли вплоть до полного преображения.

Вдохновляет эта убеждённость в том, что в тебе и в каждом человеке, присутствует Божественное Начало и что путём самопознания и саморазвития, ты можешь достичь любых вершин, достичь своей цели, слиться с Богом, Истиной в неразделимое целое ещё при жизни. Для меня Бог — это «идея» предельной Истины, предельного Духа, последней, окончательной глубины постижения непостижимого.

Есть то, что от Бога. Если бы все было закрыто природно-социальным миром (конвенционализм), то не было бы никаких перспектив. Что было до Большого Взрыва? Неужели 4,8 миллиардов лет эволюции вселенной и миллионы лет эволюции живой материи на планете Земля, произошли только для того, чтобы родить это еле живое существо с тусклым сознанием? Надеюсь, что нет. Ты можешь перейти на следующую, пост — конвенциональную (и пост — пост — конвенциональную, трансперсональную) стадию развития. Бог, Истина, Предельный Дух отменяет определённый кретинизм социального мира (коллективное внутреннее, «я — мы» и коллективное внешнее, «я — они») и даёт надежду на то, что путём испытания, практики можно получить радикальное изменение и превзойти этот ограниченный социальный мир. Этот переход связан с выходом за пределы сформированного в ходе социализации индивида отдельного эго. Такая перспектива тем более актуальна, если социум носит авторитарный или тоталитарный характер (иерархия господства, а не актуализации).

Можно говорить о желании развиваться, но можете ли вы прямо сейчас решиться на какое — то изменение в своей жизни? Есть многое того, что как бы не позволяет вам это сделать. Находятся тысячи причин, чтобы оставить все как есть. Так вот, есть те привязанности, условия, устоявшееся, что является препятствием для изменения. Можно представить (визуализировать), что вам нужно сделать, от чего отказаться, чтобы изменение произошло, чтобы решение было принято. Когда это установлено, нужно проработать эти причины отказа от развития (они могут быть достаточно серьёзные), сделать так, чтобы они исчезли как таковые препятствия. Нужно смириться с тем, что от многого придётся отказаться. Ведь, в конце концов, для радикального изменения, вам придётся отказаться от самого себя, от ощущения отдельного существования, от «я», от собственности на свои чувства, состояния. А как вы это сделаете, если не можете отвязаться от чего-то меньшего? Такое положение подобно ситуации с умирающим, находящемся на смертном одре и сопротивляющегося смерти только от того, что ему жаль потерять мелкие, но милые его сердцу вещи. Это цепляние за незначительные вещи поражает. Тогда умирание будет трудным. Тогда ты не войдёшь в смерть в полном сознании и не сможешь управлять посмертным состоянием. Тогда ты загодя затемнишь своё сознание. Ведь сейчас ты потеряешь не только материальные вещи, о которых столько нервных переживаний, но и сами чувства, ум, тело, своё «эго». Зачем ты с таким упорством держишься за то, что в любом случае, неотвратимо потеряешь? Развитие подобно сознательной смерти: все «оболочки» превосходятся, остаётся одно Чистое Я не подверженное изменениям и воздействиям.

Здесь надо заметить, что еще одним из препятствий к развитию, являются (конкретно) жесткие понятия. Это связано в целом с не превосходством вербальной стадии или их остатками, когда человек стоит на словах как ходулях, не понимая их глубокого смысла и цепляясь за форму в ущерб содержанию. Суть, содержание, важнее формы. Потому, что ее (суть одна) можно выражать разными способами (формами). Суть одна, а форм ее выражения множество.

глава 5. Метафора Пути

Путь — дорога, тропа, направление. Это нечто обдуманное, спланированное, карта, помеченная местность, расстояние, маршрут от одного пункта к другому. Она нужна не как раз навсегда данное, а как многовариантное, актуально корректируемое направление движения. Многое может измениться по ходу движения. Нельзя заранее предугадать, как все повернётся: задержимся ли мы где-то, остановимся, потеряв цель, или вообще свернём с пути. Заранее знать невозможно. Знать можно, когда уже прошёл свой путь. Путь — не пред-заданное, а все время переконструируемое, перенастраиваемое, корректируемое. Главное происходит вдруг, и, быть может, не по тем причинам, какие ты этому произошедшему приписываешь. Сверхтонкие настройки, оказывающие определяющее влияние часто (почти всегда) не вербализуемы. Главное остаётся ненаписанным. Как не наводи резкость слову, оно не станет самой реальностью. Поэтому, прежде необходима практика, живой опыт. Путь — спектр перспектив, а не клетка, зажимающая в одном коридоре.

Наверное, должна быть ещё более мощная метафора, чем метафора Пути. Для «пути» требуется начало и конец, прохождение.

Путь развития — не уже готовая дорога, а та, которую в большой степени тебе приходится самому проторять, строить мосты, рубить деревья. Ведь ты не можешь знать прежде, должным образом обеспечивающим продвижение, чем вступишь в контакт с той или иной реальностью. Это непосредственно чувствуемое знание, а не теоретизирование. Умственное знание без непосредственного погружения в реалии, ничего не даёт для действительного продвижения. Вам просто не с чем работать, кроме как с мыслью, которая остается быть лишь мыслью. Производство мыслей не является практикой. Вам приходится иметь дело с фактами-реалиями, с сопротивлением и притягиванием и т.д.. Все время приходится «наступать на горло собственной песне», так как все эти излюбленные тенденции твоего «я» посредством которых эго себя утверждает и не хочет сдаваться, являются препятствиями для продвижения. Когда ты принимаешь или сдаешься на их милость, то терпишь поражение.

Путь обязательно ведёт к Цели. Путник передвигается от одной местности к другой, не задерживается надолго на одном месте. Если же он предпочтёт остановиться надолго, то теряет качества путника, деградирует, теряет цель, энергию, инерцию. Остановка размывает цель и мотив.

Меняются пейзажи, дорога становится круче и труднее. Можно сбиться с пути, отчаяться и повернуть назад. Тем сильнее должна разгораться сквозная мотивирующая сила (Зов Истины). Если ты не выдерживаешь этого Огня, который сжигает твои вредные склонности, то что же будет, когда тебе придется погрузиться в сам источник этого? Ты не выдержишь блаженства, если сдержанная радость следования Зову уже для тебя избыточна.

И всегда — медитация на Цели. Путь — это разворачивание Цели сейчас, сейчас и сейчас.

глава 6. Идея Пути

Человек сам может ответить на предельные вопросы, чтобы нести ответственность за ответы, не делегируя их никому. Задавая себе (а кому ещё?) предельные вопросы о бытии и небытии, жизни и смерти, мы вначале смутно ощущаем, что есть некая Предельная Реальность, Основа Бытия, скрывающаяся за видимыми внешними формами, трудноуловимая, ускользающая от прямого взгляда, одновременно твёрдая как Глыба и зыбкая как туман5.

Есть Истина, которой мы не обладаем (она предстаёт для нас на нашем уровне как объект, цель (двойственность)). И сразу достигнуть её мы хотим, но, как правило, не можем. Необходимо становление, путь развития, восхождения по уровням целостности бытия/познания.

Изначально присутствует эта высокая интуиция об окончательной Истине, чтобы затем реализовываться в Пути. И хотя она изначальна, но совсем не сознается как таковая. Она может быть естественным регулятором какое-то время, в каком-то месте, при каких-то обстоятельствах, в каких-то состояниях, но не выделяться как главная сквозная сила.

Сознание себя не является постоянной и неизменной величиной, качеством и может (и должно быть) изменено на более высокое и глубокое самосознание, чтобы затем индивид вышел к сверхсознанию, трансцендирующему отдельное самоощущение. В этом спорадическом «сознании себя» луч сознания слишком слаб, чтобы добраться до глубинного «я».

Для этого Пути нужны радикальные (не безболезненные) повороты и перевороты, переходы (поворотные пункты развития) от одного, менее высокого и глубокого, к другому, более высокому и глубокому, более целостному, интегрированному бытию/сознанию.

Для первого шага нужно вхождение (погружение) в круг реальности, путём чтения и самонастроек (они приобщают к ценностям, идеям, целям). Использование стимулирующих средств как внешних, так и внутренних. Здесь постепенно появляется (кристаллизуется) осознанное намерение, решимость действительно измениться радикально (Проект Спасения) и что для этого есть все возможности и ведутся практические действия, проводятся соответствующие мероприятия. Кризисы (страдание, боль, шок) позволяют быть более решительным, непримиримым, твёрдым, безрассудным. Безрассудство нужно для отказа от ограниченности. Начинается выход из кризиса, возрождение благодаря идее Пути. Идея Пути всегда с тобой не только в особые минуты, а всегда, непрерывно, во всех текущих делах. Проект спасения — созданный проект разрешения проблем наличного уровня путём эволюции к более высокому качественному состоянию.

Как же сделать так, чтобы идея Пути всегда была с тобой, всегда во все повседневные дела проходила через текущее настоящее, была реализуема здесь и сейчас? Может получиться так, что идея Пути находится большей частью как некое специальное занятие, отстоящее от повседневности. Тогда она пропадает. Так происходит, если не выработано специальной линии в каком-то деле. То есть идея Пути реализуется в ограниченной области и неизбежно уходит, как только теряется бдительность. Но она может быть всепоглощающей и присутствовать в каждом мгновении жизни, пронизывать все бытие/сознание. На мой взгляд, можно что-то сделать именно так, когда ты полностью погрузился в идею, когда она стала сверхценностью. И это не болезнь, не «отклонение от нормы», а способ действительного изменения. Для продвижения нужен очень сильный мотив, который ты сам можешь создать для себя. Возможность жить этой идеей Пути означает, что она каждый день, каждое мгновение тобой переживается, испытывается. Для того чтобы соединить идею с повседневностью (и преодолеть все препятствия, превзойти все границы), надо ввести ориентиры (Истина, независимость, соответствие, интеграция (1+3)), которые позволяют проводить идею в каждом мгновении здесь — теперь — сейчас — сегодня (что можно называть интегральной випассаной или интегральной тантрой). Хорошо что есть напряжение между «верхом» и «низом», так как они служат «полем» для работы.

Паломничество в себя не означает исключение внешнего интереса и деятельности. Центрирование вовнутрь просто означает, что ты полноценно осознаешь себя в движении, во внутренней и внешней деятельности и контролируешь условия и обстоятельства («я в мирах»).

глава 7. Творение Пути

Путь не заранее дан, а творится каждое мгновение. Нет предопределённости. Есть карта, но она только схема, а жизнь ей даёт твой живой опыт движения, пребывание на самой территории. Ты — хозяин своей карты. Ты — хозяин своего внутреннего мира. Ты — хозяин своих мыслей. Но часто мы видим, что человек отдает себя каким-то идеям становясь догматиком, их рабом. Здесь уже развитие само собой отвергается. Таков путь фанатика.

глава 8. Аспекты Пути

Хотя аспекты имеют различную степень значимости в общем развитии, но все они одинаково необходимы, так что нельзя что-то исключить, не потеряв в развитии или вообще не остановив его. Они появляются от входа во внутренний поток развития по ориентирам. Для того чтобы не упускать ничего и удерживать множество аспектов в актуальном операционном поле для навигации и интегрирования, нужно развитие панорамной памяти. Это рождается в своё время как потребность.

Аспектов достаточно много и они будут раскрываться как по ходу продвижения, так и в последующих текстах. Здесь мы просто перечислим некоторые из них (аспекты первого цикла):

1.Несоответствие, противоречие между сущностью и существованием. Разрешение несоответствия. Существо получает адекватную (на данном этапе) форму и способ существования.

2..Всесторонность. Различные линии.

3. Карта в целом. Обзор. Удержание. Отслеживание.

4. Невозвращение, несмотря на ошибки. Временный регресс на службе эго. Психотерапия. Работа с Тенью.

5. Внутренние и внешние цели в единстве и порознь. Что «внутреннее» и что «внешнее»?

6. Активное преодоление спадов и подъёмов. Удержание.

7. Обыденная и мистическая реальность. Мистические состояния и обыденное тело.

8. Самоограничение в численности дел. Динамический баланс.

9. Организация занятий, дел, планирование.

10. Варианты подходов к обстоятельствам: а/готовые условия; б/созданные из всех имеющихся; в/ пренебрежение ими, превосхождение; г) в любых условиях и обстоятельствах.

11. Использование внешних обстоятельств и влияний. Впечатления. Контакты. Я — они.

12. Реальность. Укоренение.

13. Внутренняя и внешняя работа одновременно.

14. Не умаляясь и не умаляя. На максимуме. Взять уровень развития в осознание. Ясное сознание. На пределе способностей, возможностей. Есть наличная мера способностей, возможностей. Развитие есть вместе с тем расширение, улучшение способностей и возможностей. Это происходит, когда исчерпывается данный уровень их развития. Чтобы развиться, надо исчерпать наличное состояние, дойти до его предела, а затем выйти за эти пределы. Это самоотрицание, самопреодоление, самотрансценденция.

15. Развитие по своему образцу, а не по чьему-то. Независимость как автономия. Без сравнения с другими. Сравнение с выработанным собственным образцом.

16. Ограничение информации. Информация, как возбуждающее и отвлекающее средство.

17. Всестороннее соответствие.

18. Идти как есть. Независимость от фиксированных форм. Выработка полезных привычек.

19. Кризисы. Вход и выход. Значение для развития.

20. То, что надо, уже есть. Настоящее как источник всех возможностей. Укоренение в настоящем.

21. Управление обстоятельствами и людьми. Теория и практика случайностей (совпадения). Способность предвидения, опережающего управления. Сложение обстоятельств и совпадений.

22. Смерть. Переход. Уход. Сознательность.

23. Искра. Факел. Огонь Духа. Пламя. Атман.

24. Накопление и генерирование энергии.

25. Свобода. Предпосылки. Мобильность. Полное самообладание. Это поступки, действия не по чему-то преходящему, а по «внутреннему», по сути, по духу; это отсутствие условий для твоих истинных действий, поступков, то есть, я поступаю, действую вне зависимости от того, есть условия или их нет, не принимаю в расчёт тех или иных условий. Я действую по Истине, а не по тому, какие условия есть или могут быть, или будут. Это непривязанность к какой бы то ни было собственности, к местности, к стране, к Земле и так далее. Последовательное проведение непривязанности к собственности, времени, месту. Отсутствие внутренней психологической зависимости от чего угодно. Психика должна быть свободна. Если она прикреплена (вязнет) к собственности, вожделению, чувству и так далее, то она управляема обстоятельствами. Не прилипчивость.

26. За Пределы. Только тогда будет развитие, когда есть страстное стремление к Переходу за пределы ограничений, наличного положения в иное, неизведанное.

глава 9. Изменение направленности

Есть дилемма. Или ты следуешь внутреннему пути (охватывающая глубина) и осуществляешь цели саморазвития, или ты следуешь тому, что и как сложилось и существует в тебе (и по отношению к тебе) без твоего участия, что существует как социобусловленность. Или ты отрываешь от себя эту обусловленность и идёшь к своей Цели, или ты этого не делаешь и в лучшем случае достигаешь материального благополучия (и теряешь себя).

Смерть расставит все по своим местам, но будет уже поздно. Отбросить беззаботность и думать о смерти не в конце, а в самом начале. Человеческое, обыденное воображение не выходит за рамки индивидуального рождения и смерти. Мы празднуем день рождения, но забываем о смерти, о том, что было до и будет после. Часто сознание всячески избегает хоть как-то прикасаться к этой теме. Страх сильнее. Слабость комфортна. Но твоё сознание, ощущение бытия, не должно ограничиваться ни рождением, ни смертью.

Медитация/настрой.

Я есть Дух, временно задерживающийся в теле.

Я был до рождения и буду после смерти.

Собственно само по себе наличие медитации, потребности в медитации, скорее не достоинство, а недостаток. Недостаток из взгляда сверху. Если есть потребность в медитации, то ты не вошел, не находишься в потоке развития, а только хочешь в него войти. Если ты уже в потоке, то каждое мгновение уже есть медитация, так как твое сознание не отделено от сознаваемого. Здесь ты находишься в непосредственном контакте с перспективами. Для переходов и поворотов медитация необходима, так как происходит преодоление барьеров.

Есть шанс, внутренне, прежде всего, а затем, и внешне, освободиться от зависимости, обусловленности каким бы то ни было факторами, кроме того, что есть твоё истинное «я». Быть свободным на деле, свободным в передвижениях, в месте и времени, и во всем ином. Во всем. Какая-то внешняя привязанность или препятствие обусловливается часто просто внутренними ограничениями, малой верой в себя и Истину, а не действительным положением дела. Когда ты не можешь отдать, то не можешь и принять. Внутренняя отвязанность, отсутствие «верёвок» (ориентир «независимость»). Движение в ориентире независимость заключается не только в том, чтобы освобождаться от зависимостей, а чтобы исследовать их.

Направление движения самости или, как я его называю, сознания «я» (погружение в того, кто осознает (разного на разных уровнях развития)) не вовне, используя внешние органы чувств и внешнюю деятельность, а внутрь, в глубину, во внутренний мир. (Это не исключает, а предполагает активную внешнюю деятельность, ведь в возникновении таких внешних трудностей, происходит большее проникновение (проницательность или ясновидение) во внутреннюю реальность). До этого мы уже шли вовне, насколько это было для нас возможным. И это не принесло удовлетворения. Однако, поскольку мы сторонники интегрального, всестороннего подхода, то учитываем и используем и другие важнейшие направления — к «мы», «они», «оно». Но, это внутреннее направление является Центральным Движением (ЦД), без чего нет «внешнего» (как и наоборот) или оно теряет смысл (так как иначе не будет «нас», «меня»). Просто знать это или принять к сведению ничего не даёт. Внутреннее должно быть надлежащим образом дифференцировано, выделено, чтобы стать ЦД. Оно должно стать упругим, а не пребывать как некая неопределенность. В конце концов мы настолько углубляемся вовнутрь, что выходим из этой оппозиции внутреннее-внешнее на третью точку зрения, зрение свидетеля как внутренних процессов, так и внешних организму.

В обыденном усреднённом состоянии люди пребывают в таком положении, что воспринимают и орудуют во внешнем для них мире внешним образом, останавливаясь на уровне вещей и только чуть-чуть касаясь реалий психики, души. Чтобы идти дальше, надо переориентироваться от «внешнего» к «внутреннему», к тонким обертонам, где «обычное» уходит с центрального поля зрения, где ты совершаешь переход в бытие, характеризующегося определёнными психическими состояниями и действиями. Его чертами являются: ощущение себя (постоянное осознание своего «я»), ориентация на сами процессы, на происходящее, на тонкие и сверхтонкие ощущения и переживания (состояния). Но это не только переживания, то есть, то, что пришло и ушло, а уровень бытия/сознания, когда бытие переходит в иную систему координат, чем среднее бытие (грубая сфера). Здесь уже бытие не только в обществе (конвенциональная стадия), то есть внешней системе координат, а в душе и духе, то есть по внутренней системе координат, не видимой непосвящённым. Нужно посвящение. Этим посвящением является прорыв за кору внешних признаков к внутренней реальности, к внутреннему потоку развития, к эволюции. Поверхностная внешняя ориентация обусловлена поверхностным внутренним проникновением (в том числе вовнутрь себя). Чтобы охватить одновременно и внутреннее в его глубине и внешнее в его сути, нужно выйти за их пределы.

Мистицизм конечно субъективен и индивидуален, но это не значит, что субъективность не объективна, а индивидуальность не всеобща. Мистик преобразует себя таким образом, чтобы пребывать в Истине. В отличие от ученого, для которого достаточно знать о ней.

Есть путь Внешний и Внутренний. Внешний (в основном пассивный со стороны «я», или следующий за вызовами) путь — это обычный путь обычных людей идущих в рамках данного социума (социум-эволюция). Здесь развитие определяется влиянием внешних факторов, вызовов среды, за которыми следует внутреннее (приспособление). Но есть и Внутренний Путь, предоставляющий широкий спектр возможностей для индивидуального развития. Здесь развитие становится активным, самостоятельным, сознательным, направленным на преобразование внутреннего мира, а вслед за этим и всего твоего бытия. Приспособление тоже, конечно, важно и до определённого момента благотворно. Развитие без приспособления не может идти. Но более высокие уровни требуют следовать более высоким образцам, которые не заданы заранее, а, как возникают из фонового бессознательного, так и формируются тобой самим благодаря твоей активности.

В свидетельствующем сознании пути в ходе эволюции взаимодействуют, соотносятся и в конце концов схлопываются.

Есть обыденный способ бытия, который достался тебе от родителей, от социума. Он ограничен уровнем развития социума. Он остановился, определился через традиции, нормы и правила, и эта жёсткая сдерживающая консервативная сила привязывает и, спекулируя на чувствах долга, совести, оставляет тебя на том же самом уровне, на котором находится всё общество в целом. И вот, кажется, что это и есть единственный способ бытия, который только можно вести, что он единственно правильный и верный, да и к тому же, если он дарует тебе благополучие (преимущества конформизма). Задача в том, чтобы перейти от этого застывшего, тупикового способа блокирующего дальнейшее развитие, на другой план бытия/сознания, попасть в Поток Развития, продвигающий тебя намного выше (тонкий, причинный, недвойственный), чем уровень развития обществ в целом и отдельных людей. Тогда все испытания будут для тебя не какими-то угрозами, которые невозможно вынести, а вдохновляющими подарками судьбы. Тогда «испытания» будут блаженством.

Простым приближением к пониманию ВП будет переориентация внимания/действия с внешних занятий и достижений, на внутренние — со стремления к развитию только физического тела, на развитие достоинств морального, психологического, интеллектуального и других планов. Заботиться не только и не столько о теле (хотя это тоже остаётся), сколько о моральных, эмоциональных, интеллектуальных, духовных аспектах своего внутреннего мира. Заботиться не столько о положении в обществе, престиже, моде, сколько о ровных отношениях со всеми независимо от любых превходящих факторов.

Если бы развитие было только внешним (лишённым глубины), то в него не надо было входить, инициировать вхождение в Поток развития. До Потока — одна реальность, после вхождения в Поток — другая. Есть Поток — есть развитие. Когда не просто будет и будет твой внутренний мир, а когда ты будешь его хозяином — только тогда развитие реально. Некоторые утверждают, что достигли высочайшего уровня развития, тогда как на самом деле даже не приступали к нему. Чем громче крик и выше знамена, тем больше пустоты.

Но и сам Поток делится на восходящий — и — нисходящий. Восходящий Поток — это измерение глубины, внутреннее движение, требующее от тебя соответствующей направленности усилий, ориентиров, актуализации сил и способностей. Одновременно с восходящим потоком, нисходящий поток связывает нижележащие уровни, позволяет пользоваться ими и возвращаться назад для отработки ошибок.

Но, вместе с тем, реализация в близкое и далёкое «внешнее» есть то средство, благодаря которому ты можешь дополнительно проверить, в самом ли деле действительны твои внутренние достижения, либо они плод твоего воображения. «Внутреннее» становится в полном смысле реальным, когда ему соответствует «внешнее».

«Внутреннее» обладает относительной независимостью от «внешнего». Иначе они совпадали и не было бы вообще развития как такового. Но этого нет. Благодаря этому и возможно развитие, становление.

Развитие происходит, прежде всего, индивидуально, во внутреннем пространстве, принося более высокие качества, способности, возможности, ценности, а не во внешнем плане. Если материальные и социальные вещи обуславливают развитие (подмена и редукционизм), то Цель не достигается.

глава 10. Истина

Внутренний Путь — это путь интуитивного постижения Истины. Причём, это такое постижение, когда ты можешь сказать: «Я есть Истина!». Поскольку путь основан на мистическом познании, индивид может постигнуть мистическую Истину, то есть стать Истиной, в принципе, почти мгновенно и на любом из этапов Пути, по сути одним усилием перейдя через ряд ступеней саморазвития (ускоренно пройдя все этапы). Хотя, не смотря на то, что в радикальном понимании, ты уже всегда есть Истина, все же требуется становление. Здесь есть различение двух путей развития: уровнями и состояниями. Однако, в конечном счете, с абсолютного взгляда, они равны друг другу. Эти понимания хотя и являются справедливыми, но почти ничего не дадут самому человеку устремленному к Истине, без дополнительных условий.

При таком быстром движении к Цели, все равно потом придётся возвращаться и до-адаптироваться к тем или иным уровням, линиям, секторам. Нет расхождения между принципом и практикой. Если рассуждать более радикально, то для развития не нужно больше ничего, кроме убеждения, что ты уже сейчас, здесь, тут, есть Истина, Бог и действовать исходя из этого, то есть того, как будто это так. Это очень эффективное средство развития, которое само по себе достаточно чтобы достигнуть Цели. Хотя ты на самом деле всегда уже есть Истина, но ты этого либо вообще, либо мало осознаешь и не бытийствуешь исходя из этого. Ещё не возникли более высокие устойчивые структуры, благодаря которым достижение было бы устойчивым, постоянным. Ты живёшь, исходя из того, как будто это не так. Находишь доводы, аргументы, представления. Этому ты научился в процессе своего до/сознательного становления. То есть, ты научился не быть Истиной. Но, поскольку ты «всегда уже», то и будь как всегда уже Истина.

Само это выражение «как будто это так», применяется как психологический приём, чтобы возвратиться к реальности. Ты научился не верить, что это так, а теперь нужно возвратить эту веру.

Тщательное, постоянное следование этому везде и всюду создаёт Путь. Все методы, приёмы и т.д., то, что называется практикой, порождается в потоке восхождения. Если исходить из радикального подхода, то можно вообще уже ничего не читать дальше, а просто следовать этому и достигнуть Цели (которая как бы уже осуществилась). Знания, чтение и т. п. — это «чесотка» неспокойного ума. Если человек обратил взор в самого себя и ощутил Истину в самом себе, то он ухватил самую суть Пути.

Сокровенная суть внутреннего пути состоит в том, чтобы обратиться к Истине и увидеть, что Истина — ты сам, что Истина в тебе самом. «Я» может быть Истиной, порождать Истину, видеть Истину. Развитие есть процесс роста способности видеть Истину, быть Истиной, чувствовать Истину и отвергнуть все, что не есть Истина, чем бы и кем бы противоположное не утверждалось. Здесь уже ничьи мнения, убеждения, теории не важны для вас.

Истину нужно недолго думая, внедрять в каждое мгновение, во все дела, занятия. Есть то, что не охвачено сознанием Истины. Если бы это было, ты уже был бы совершенным. Задача в том, чтобы это сделать. Когда есть такая установка, то происходит открытие как озарение, того, что в таком — то деле, событии, занятии, ты и не помышляешь об Истине и то, что Она должна быть и здесь. Ты можешь думать о технике, способах, приёмах и так далее, но забывать о самом главном — Истине. Только кажется, что Она не имеет отношения к твоему делу, каким бы оно ни было. Истина применима ко всему (трансцендентность и имманентность), а не только к какому — то узкому уровню, плану, плоскости реальности, к тому, что называется возвышенным, эстетическим, вдохновенным.

Если нечто не логично, но работает на развитие, то является истинным. Если я познал малую истину, я могу познать и большую. Если я сделал малюсенькое добро, то я могу сделать и большое. Большая Истина познаётся с таких микроскопических истин.

По большому счёту, незачем обращаться к кому-то или чему-то, для того чтобы развиваться. Вообще ни к чему и ни к кому. Надо обратиться к самому себе, к повседневности, к настоящему, к самопознанию, к пониманию того, что ты есть не сгусток материи, а в своей изначальности духовное, самостийное сверхсущество, неотличимое от Истины, Бога (трансцендентность и имманентность Духа).

При исследовательски — экспериментальной ориентации легче и продуктивнее самому совершать открытия, чем читать о них и осваивать от других.

Всякое реальное развитие, по большому счёту, всегда идёт самостийно. Нечто не может стать «своим», если оно передано, а не открыто самостоятельно. Это, конечно, не значит, что нужно отвергать благотворные сигналы извне. Внешнее (принятие) является частью практики. Но каждый должен пройти свой Путь. «Путей столько, сколько путников».

Дело в том, что человек может не только и просто перенимать благотворное, а и создавать его. Путь, знания, озарения и т.д., порождаются как бы из ничего. Потенциал уже существует от рождения (и до рождения и после). Путник творит свой Путь. Даже пробуждение кундалини у каждого идёт строго индивидуально, особенно, и не является собственностью йогической практики. Гораздо больший процент, чем один, был бы людей находящихся на постконвенциональных стадиях развития, если бы они были правильно сориентированы в своих собственных состояниях ещё с детства. Это колоссальный резерв для развития, с которым не сравняться никакие научные открытия или социальные эксперименты.

Чужой опыт, его объективация в текстах, по-моему, имеет ценность, прежде всего, как осведомление другого, то есть, носит осведомительный характер. Каждый желающий может ознакомиться с содержанием текста. Для путника это будет помощью в том смысле, что он может более осознанно, корректно, продуктивно проводить свою практику. Но копировать чужую практику — это зря тратить время. Нужно смотреть в себя, быть в контакте со своим «я», в контакте с внутренней реальностью и реализовывать естественно открывающиеся перспективы. Задача Предстартового периода — открыть свой Поток, чтобы обрести внутреннее видение. Не в том, чтобы обрести какой-то новый взгляд, особенную точку зрения, а чтобы открыть свой собственный Поток развития (непосредственное видение, контакт с реальностью).

Эволюционный поток уже есть в тебе самом. Он самопорождается и самосуществует от рождения (и до/после рождения и смерти). Достаточно прислушиваться к себе, не ломать интуитивное чувство Истины. Но, к сожалению, в процессе онтогенеза происходит не только благоприятный и необходимый процесс социализации, но и социально обусловленный слом самонастраиваемого механизма эволюции (остановка в эгоическо-кентаврической сфере). Негативное воздействие оказывает наличие в обществе иерархии доминирования вместо иерархии актуализации, авторитарные и тоталитарные уклады и режимы. Так получается потому, что воздействие оказывается на ещё не сформировавшегося человека, на ребёнка, почти всецело зависимого от окружения и не способного в полной мере противостоять ему. Существующая социально-экономическая структура выполняет свою роль, обеспечивая выживание людей, но таким образом, что ломает естественный эволюционный процесс развития индивида. Поэтому задача интегрального подхода заключается и в том, чтобы увидеть какие-то пути и методы перенастройки всей общественной системы.

Многие не понимают (или понимают, но бояться этого, так как человек становится сильным и не нуждающимся в посредниках, или специально проводят дезинформацию), что Истина олицетворяет те внутренние качества (Имена и Атрибуты Бога), которые нам самим свойственны и которые полностью раскрываются, когда мы достигаем Истины. Имена и Атрибуты Бога — это наши собственные имена и атрибуты. Углубляя и расширяя это своё бытие в Истине, мы развиваемся, находим перспективы, средства, методы и т. д. Рождается свой Путь. Остаётся его только инструментализировать, то есть дать названия, коды тому, что рождается (опознание, идентификация), чтобы идеально и практически оперировать реалиями, быстро находить для использования. Вербальный слой остаётся как один из многих способов оперирования происходящим. В имеющихся учениях даются свои названия, но, если их сопоставить по своей сути, то везде говориться об одном и том же. И дело не в названиях. Если мы идём самостоятельно, мы вправе давать те наименования, которые нам кажутся подходящими. Мы хозяева своего мира. Я хозяин своего мира, вы — хозяин своего и мы можем, поэтому, вступать в диалог.

Я признаю становление. Но, если вы можете обойтись без этого, то сделайте, как хотите. Уровни развития все равно будут присутствовать, хотя бы в неявной, свёрнутой форме.

Никакой Путь невозможен, если ты полон самоуничижения, убеждён в своей неполноценности, в том, что ты не на что не способен, ничего не можешь и неважно по убеждению или по любви. Нужно совершить переворот в представлении о себе и осознать себя как потенциального Бога. Да, да именно это. Нужно вспомнить себя, осознать, познать и «забыть», то есть трансцендировать «себя» ради Истины. Возвращение или возвышение к себе истинному ничего не имеет общего с возвеличиванием своего эго, себя как ограниченного «я». Мне думается, что это настолько ясно, что даже упоминать об этом как-то неприлично.

Истина есть начало и конец Пути. Нельзя начать, если ты не ощущаешь свою связь с Истиной, и нельзя кончить, не объединившись с Истиной. Из этого «начального» мотива рождается вход в восходящий (Эрос) Поток развития, когда ты соединяешься с нелицеприятной реальностью существования, которая не льстит твоему эго, а есть таковая, каковая есть. Это начало мистицизма. Бог есть Истина, а Истина есть то, что есть.

Быть мистиком — значит быть в контакте с реальностью. Реальность мистична. Мистична любая случайность, любая вещь, любая пылинка, событие, работа, путь. Мистицизм — видение скрытой Сути за всеми вещами, событиями. Почему реальность мистична? Потому что она есть связь с вездесущей Истиной.

Больше надо опираться на живой опыт, а не на философию. Философия тоже важна для выработки пути, но она играет служебную роль по отношению к живому опыту. Если нет опыта, практики, то никакая философия не поможет. Мистицизм — это жажда бытия в Истине, реализация тоски по чистому бытию.

Нужно войти в Поток развития. Если это не сделано, то никакие разрозненные методы не имеют большой пользы (если только они не дадут такую возможность входа). Вход — это соединение с внутренними реалиями развития. Когда ты вошёл, то видишь, что надо развивать, на что и как надо воздействовать и т. д. А когда нет входа, то разрозненные упражнения применяются без сознания их места и ценности для развития. Это — действие наобум. Ты не можешь инициировать интегральную практику, привлекать различные линии работы и ими манипулировать/оперировать. Нет входа — нет действительного внутреннего видения пространства развития.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПУТЬ ИСТИНЫ. THE WAY OF TRUTH. Книга первая. Часть первая: внутренний путь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Можно, конечно, отстегнуться от всего внешнего и уповать только на внутреннюю гармонию. Но как тогда вы пойдёте дальше и схлопнете противоположности, если они одинаково во внешнем-и-внутреннем? Как вы интегрируете «внешнее»? То есть, гармония будет тогда, когда индивид поднимется над внутренним-и-внешним, охватит и одно и другое, все и вся. Ничего не останется за пределами Целого.

2

«Да куда уж мне!», «Я не могу!» и так далее. То есть человек, как правило, не знает своих возможностей, не знает себя, а оценивает свои перспективы по общераспространённым стереотипам, по примерам, по конвенциональным оценкам других, по тому опыту, который был у него до сих пор. И это незнание себя касается как простых физических возможностей, так и эстетических, моральных, эмоциональных, межличностных, душевных, духовных. Часто человек даже не знает своих сильных сторон, и не подозревает, что они существуют. Это следствие отрицательного воздействия социальной микро и макросреды. Когда среда авторитарна, то актуализация подавляется, высмеивается. Но это и повод для закалки в противоположном направлении. Я считаю, что индивид уже может достичь или быть на самом высшем уровне (недвойственном) развития (по крайней мере, начать активную адаптацию) к 16 — 20 годам, если начиная с 12 летнего возраста (а то и раньше) получит хоть какие-то, пусть и кратковременные подлинные влияния. Но они этого не получают. Поэтому естественное глобальное развитие прерывается и чтобы в дальнейшем достигнуть Высшей Цели, им надо пройти долгие десятилетия трудной борьбы. Социум, поскольку он тяготеет к сравнительно низкому уровню развития (когда больше половины населения можно грубо называть нацистами), сопротивляется слишком высоким ценностям. Здесь может возникнуть не только когнитивный, но и нравственный, сущностный, эмоциональный, душевный диссонанс. Свет становится врагом. Человек не выдерживает ясности и простоты. Ведь тогда придётся все поменять. Поэтому происходит почти сознательная, целенаправленная работа по самопомрачению. Подросток, юноша, очень тонко чувствует эти узловые переломы. Для естественного восходящего развития, по сути, ничего не надо, как адекватно уяснить, понять и принять эти уроки и не впадать в доминирующую тенденцию по самопомрачению. Внутреннее» — это, можно сказать, идеальная модель восходящей эволюции, какой она могла бы быть, если бы индивид избегал отрицательных и патологических влияний.

3

Внутреннее-и-внешнее совпадают лишь в предельном смысле и в идеальном случае. Собственно развитие и есть этот процесс достижения полного совпадения внутреннего и внешнего в недвойственности. Хотя, знатоки утверждают, что и здесь существуют едва уловимые движения.

4

Конвенциональное, конечно, не значит плохое. Оно необходимо для выживания. Плохо то, что оно принимается как исключающее все другое, особенно, более высшее. Низшее может подавлять высшее, и оно это делает. Тоталитаризм, отсутствие личной свободы, доводит это расхождение между внутренним-и-внешним до антагонизма и просто невозможности существования.

5

Путь развития объединяет с наукой этот метод исследования, который ты сам проводишь, задавая самому себе вопросы, открывая пути и перспективы, формируя приёмы и упражнения. За тебя никто тебе не укажет, где, что и как нужно делать, где придавить, где повернуть и т. д. Это твой Путь, требующий мобилизации и актуализации всего потенциала.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я