Снимаем музыкальный клип

Олег Кан

Рекомендовано для прочтения лицам, вовлеченным в процесс создания коммерческих проектов (рекламных роликов, музыкальных видео, промо клипов). В книге раскладывается по пунктам полный цикл создания музыкального клипа на базе многолетнего опыта автора книги. Книгу можно рассматривать, как пошаговое руководство для применения, так и произведение для глубокого ознакомления технической и идеологической составляющей процесса. Для продюсеров, кинооператоров, сценаристов, технических специалистов и др.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Снимаем музыкальный клип предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Олег Кан, 2021

ISBN 978-5-0055-8807-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

История музыкального клипа уходит своими корнями к собственно появлению кинематографа — показ «немых» фильмов практически всегда сопровождался аккомпанементом на рояле. Таким образом, зритель обычно воспринимал кино под музыку. С появлением технологии озвучивания возможности создателей видео значительно расширились. Лидирующие позиции, в силу условий жанра, сразу заняла мультипликация. 22 августа 1929 года вышла на экраны первая лента Walter Disney из серии «Sylly Symphonies» под названием «The Skeleton Dance». В общем, это был третий в истории звуковой мультипликационный фильм. Однако, это был первый фильм, знакомящий зрителя с классической музыкой — в нём использованы композиции «Пляска смерти» Шарля Камиля Сен-Санса и «Марш троллей» Эдварда Грига. Так началась экранизация музыки. Человек, жаждущий песни, отныне становился не только слушателем, но и зрителем. Несомненно, что музыкальное произведение и пение изначально были рассчитаны на звуковой канал передачи информации. Однако, в настоящее время люди — аудиалы составляют лишь около 5% населения. Музыкальный фильм приобщает к звучащему прекрасному группу визуалов, которая, по разным данным, составляет от 35 до 85% человечества. «Подключение» оставшихся кинестетиков — вероятно, дело будущих технологий. Впрочем, появление 4D — кинотеатров свидетельствует о том, что прогресс и в этом направлении уже не за горами.

Представление песен с помощью кино и телевидения получило широкое распространение и, безусловно, способствовало их популяризации. Огромной популярностью пользовались музыкальные фильмы — разновидность мюзикла, перенесенная на экран. Записывались также концерты, отдельные выступления. В 1968 г. был снят мультипликационный фильм «Yellow Submarine», целиком основанный на песнях «The Beatles». Тем не менее, точкой отсчёта начала развития музыкального клипа как творческого жанра считается триумфальная премьера снятого 10 ноября 1975 года видеофильма для презентации композиции «Bohemian Rhapsody» британской группы «Queen». Freddie Mercury с группой не могли попасть для прямой записи в студию популярной британской программы The Top of the Pops по причине своих гастролей в Южной Америке. Они прислали видеопрезентацию песни — музыкальный клип, превышающий по длительности традиционные отведенные для песни три минуты. Тем не менее, композиция приобрела необычайную популярность и сразу выбилась в лидеры британского хит-парада. Безусловно, песни записывались на видео и ранее. Но именно клип «Bohemian Rhapsody» был первым клипом, который стимулировал продажу композиции, её стремительный взлёт на вершину музыкального Олимпа.

1 августа 1981 года в США был запущен канал MTV. С тех пор музыкальный клип фактически обрёл статус самостоятельного искусства. Его создание стало обязательным компонентом популяризации творчества музыкальных коллективов и отдельных исполнителей. С развитием интернет — технологий и общественных компьютерных сетей творчество обрело новый аспект и невиданные раньше возможности охвата аудитории. При этом музыкантам уже не нужно непосредственно «живьём» выступать перед восхищёнными поклонниками. В ноябре 2000 года увидел свет релиз первой виртуальной группы Gorillaz под названием «Tomorrow Comes Today». Создатели коллектива открыто заявляли, что такой формат подачи музыки — это прямой ответ MTV, заполонившим своим эфиром телевизионное время и оттеснившим живых исполнителей на второй план. Тем не менее, проект получил популярность именно в виртуальной среде, принёс группе известность, славу, прибыль и вдохновил последователей. В общем, короткий, яркий, стремительный, запоминающийся, разнообразный, слышимый и видимый сразу на всех континентах клип прочно вошёл в нашу действительность и свои позиции в искусстве сдавать не собирается. Кроме того, создание клипов — это ещё и увлекательное творчество, которое с развитием современных технологий стало доступным практически каждому человеку. В работе будут освещены основные аспекты, которые могут помочь людям, не имеющим специального образования, записать свой первый музыкальный ролик и, хочется надеяться, получить искреннюю радость от создания чего-то нового и увлекательного в своей жизни.

Человеку, который знакомится со свалившимся ему на голову потоком информации, поневоле приходится эту информацию упорядочивать. Так работает мозг — он не может одновременно удержать в поле зрения большое количество объектов. Оптимальное количество одновременно воспринимаемых единиц чего-либо не должно превышать семи (но чем меньше — тем лучше!). Разбивая что-либо на части, используя метод дедукции, нам проще познать явление и пытаться им управлять. Правда, потом, после того, как мы склеим имеющиеся у нас части в единое целое (метод индукции), полученное может существенно отличаться от исходного явления. Но что делать — идеальных методов познания Природы не существует!

Анализируя музыкальный клип как вид творчества, условно его можно классифицировать по нескольким группам. Заранее условимся, что песня или мелодия, по поводу которой снимается видеоролик, уже определена. Итак. По виду съёмки клипы можно разделить на следующие категории.

— Любительские. Вероятно, сейчас это один из наиболее массовых видов записи. Видео предназначено для домашнего пользования или для демонстрации в социальных сетях. Не требует участия профессиональной команды и использования дорогостоящей аппаратуры. Снимайте, как хотите!

— Концертная. Записывается выступление на концертной площадке, которая может представлять собой уличную эстраду, большой зал, стадион. Съёмка по взаимному соглашению сторон происходит из нескольких точек, исполнители музыкального произведения ставятся в известность, но прямо не участвуют в технологическом процессе. Обычно автор клипа старается передать не только чарующие ритмы, мелодии и голоса, но и зрительскую атмосферу. Качество фильма практически целиком зависит от работы съёмочной группы.

— Студийные. Клип отражает процесс студийной записи сингла. Возможны съёмки одной камерой. Здесь уже вовлечены в работу и исполнители песни, и студийные работники, и, может быть, даже авторы песни. Здесь уже нужны элементы сценария и постановки. Хотя, как и в предыдущем случае, съёмочная группа всё ещё должна сильно приспосабливаться к работе исполнителей песни — они делают свою собственную работу и могут лишь немного помочь авторам клипа.

— Постановочные или художественные. Самый дорогой вид съёмки. Это уже практически небольшой фильм с настоящим сценарием, актёрами, декорациями, спецэффектами. Здесь исполнители песни участвуют уже в качестве исполнителей роли. Главный на площадке — режиссёр фильма/ клипа. Естественно, съёмочная группа должна обладать соответствующими профессиональными навыками.

— Мультипликация. Самый свободный вид съёмки. Фантазии создателей фильма ограничены лишь этическим и уголовным кодексом. Клип может принять самый замысловатый характер. Однако, и этот вид съёмок, всё же, требует профессионального подхода. Хотя, согласитесь — какой творческий человек не мечтает сделать мультфильм?! Это же подобно возвращению в детство — в самые яркие его воспоминания и впечатления!

Выделяют также клипы с выраженной сюжетной линией и без таковой. Это разделение роликов достаточно условно. Ведь даже в несюжетном клипе — если это не концертная съёмка — нужно разработать хотя бы минимальный план. Иначе процесс создания ролика превратится в худший вариант любительского подхода — «я сейчас буду снимать на телефон, а ты пой».

С художественной точки зрения клипы разделяют на группы по визуальной акцентуализации — что именно хочет подчеркнуть автор в видео.

— Визуальный акцент на образе исполнителя. Цель такого способа художественного выражения — сделать музыканта узнаваемым. Но узнаваемым, обычно — именно в сценическом образе. При этом некоторые детали его внешнего вида могут целенаправленно подчёркиваться или наоборот — целенаправленно скрываться. Наиболее яркиим примером могут служить клипы с участием Хулио Иглесиаса. На экране певец всегда повёрнут к зрителю правой стороной лица.

— Визуальный акцент на стиле исполнителя. Целью является заострение внимания на жанре произведения, принадлежности музыканта к тому или иному направлению искусства. Такой подход рассчитан на зрителей, являющихся поклонниками определённого стиля музыки. Примерами могут служить фольклорные коллективы, исполнители тяжёлого рока, классической музыки и т. д.

— Визуальный акцент на смысловом содержании композиции. Целью является привлечение внимания зрителя именно к тому, о чём поётся в песне. Это как раз тот самый случай, который может служить обоснованием возникновения жанра музыкального клипа как такового. Ведь показ на экране — практически единственный способ донесения информации до людей с преимущественно зрительным способом восприятия окружающего мира. Таким образом, мало воспринимаемые звучащие слова переводятся в прекрасно понимаемую картинку. Нельзя не согласиться, что такой посыл является логичным и благородным. Однако, в настоящее время акценты работы мирового шоу-бизнеса перенесены со смыслового содержания композиции на характер её воздействия на эмоциональную сферу человека. Ведь быстрые эмоции всегда приносят больше прибыли, чем долгое обдумывание и размышление над смыслом услышанного или увиденного.

Безусловно, приведенные способы классификации такого художественного жанра, как музыкальный клип, являются достаточно условными и не могут ограничиваться лишь ими. Но хотя бы как-то упорядочить грозящий обрушиться на читателя поток новой информации просто необходимо. Кроме того, необходимо хотя бы в общих чертах представлять цели и задачи как самого клипа, так и предстоящих съёмок. Обретя в классификации хотя бы некоторую точку опоры, можно переходить непосредственно к процессу художественного творчества — созданию клипа.

Всю последовательность действий во время работы над музыкальным роликом можно условно разделить на три стадии:

— стадию подготовки (Pre-Production),

— стадию непосредственно съёмки (Production),

— стадию обработки отснятого материала (Post-Production).

Разделение единого процесса всегда условно. Тем не менее, оно помогает понять происходящее, упорядочить действия и лучше организовать непосредственные мероприятия по съёмке фильма. С таким обоснованием далее будет рассмотрен последовательно каждый из этапов работы над клипом.

Pre-Production.

В отличие от съёмок художественного фильма или, скажем, рекламного ролика, подготовительный этап работы над клипом начинается не с идеи или сценария. Подготовительный этап начинается с создания песни или музыкальной композиции. Именно она — и об этом надо помнить во время всего процесса работы над клипом — является стрежнем и основой фильма. Клип снимается ради песни — никак не наоборот! И его задача — в прямом смысле слова показать музыку зрителям — визуалам. Иными словами — перевести музыку на язык зрительных образов. Наличие песни далее генерирует идею, как же её преподнести зрителю.

Не секрет, что одну и ту же мелодию можно сыграть в разных музыкальных жанрах. Аналогично, об одном и том же произведении можно рассказать различными способами. Способ подачи информации зависит, прежде всего, от целевой аудитории. Целевая аудитория — это та часть общества, которая является предполагаемым главным потребителем данного товара. В случае клипа в качестве товара выступает вокально-музыкальная композиция. Наиболее простым разделением слушателей и зрителей является их дифференцировка по возрастным категориям. Безусловно, изначально сингл рассчитан на аудиторию определённого возраста. Однако, иногда может стоять задача донести композицию и до других категорий зрителей — к примеру, необходимо ознакомить молодёжь с традиционной музыкой. В этом случае может помочь аранжировка и соответствующий видеоряд. В силу особенностей функционирования коры головного мозга, люди разного возраста имеют некоторые особенности восприятия и оценки получаемой информации. Условно людей, которым может быть адресован музыкальный клип, можно разделить на четыре возрастные категории:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Снимаем музыкальный клип предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я