Предназначение человека. Тайны собственного Я

Олег Ерёменко, 2022

В современном мире поиск предназначения актуален как никогда. По большому счёту, это и есть поиск смысла жизни. Осознанный взрослый человек не может не задавать вопросы о глубинных ценностях и задачах своего бытия. Эта книга посвящена глубокому и всестороннему исследованию темы предназначения человека. В ней освещаются такие важные аспекты, как наши осознаваемые и неосознаваемые жизненные роли, возможные поведенческие сценарии и стереотипы мышления, этапы развития и принципы формирования личности, мировоззренческие векторы и варианты отношения к миру, врождённые природные таланты и способности, профессиональные навыки и их применение на практике. Прочитав эту книгу, вы также получите большое количество упражнений, вопросов и практик, которые помогут вам лучше узнать самих себя и внедрить в свою жизнь полезные инструменты для саморазвития. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Бестселлеры эзотерики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предназначение человека. Тайны собственного Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая. Определение основных понятий

Дорогой читатель, эта книга посвящена исследованию такой сложной и многогранной темы, как «предназначение». В наши дни существует множество разных вариантов толкования этого понятия, что неизбежно приводит к разночтению и жарким дискуссиям по этому поводу.

На страницах этой книги мы с тобой отправимся в путешествие, целью которого станет всесторонний подход к теме предназначения. Мы будем с разных сторон изучать данный вопрос, чтобы в конце концов создать единую картину и определить своё место в ней.

И в самом начале повествования нам следует определиться со значением основных терминов и понятий, которые помогут нам лучше раскрыть тему предназначения. К этим терминам мы будем обращаться постоянно на протяжении всей книги.

Творчество

В нашем повествовании термин «творчество» занимает одно из самых важных мест. Собственно, можно смело сказать, что он является ключевым, и на основе него будет формироваться значительная часть нашего исследования.

Вот определение понятия творчества из Большого толкового словаря русского языка:

ТВОРЧЕСТВО, — а; ср.

К Творить (1.Т.).

Неустанное, постоянное творчество. Самостоятельное творчество. Научное, художественное, литературное творчество. Процесс творчества. Творчество масс. Творчество народа. Муки творчества. Творчество природы (о созидательной деятельности природы).

То, что создано в результате этой деятельности, совокупность созданного, сотворённого кем-либо. Творчество Пушкина. Тургеневское творчество. Детское творчество. Выставка произведений русского народного творчества[1].

Тот смысл, что мы будем вкладывать в это слово, отличается от претендующего на синонимичность и весьма распространённого на сегодняшний день понятия креативность.

Креативность — (англ. create — создавать, creative — созидательный, творческий) — творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Креативность — это способность создавать новое из того, что уже есть, отказ от стереотипного мышления, гибкость и оригинальность, предрасположенность к анализу и синтезу, умение генерировать большое количество идей…[2]

Как правило, используя слово креативность, мы подразумеваем живой активный ум, способность нестандартно подойти к ситуации, способность создать что-то нетрадиционное и оригинальное, готовность быстро и эффективно отреагировать на поставленную задачу. Но в контексте данного исследования это не одно и то же, что и творчество.

Понятие творчества более основательное, значимое и принципиальное. Для многих носителей русского языка первая семантическая ассоциация, вызванная этим термином, рождает образ человека так называемых «творческих» профессий — художника с кистями в испачканных краской руках, задумчивого поэта со взором, обращённым к небу или куда-то вглубь себя, артиста под рампой, ставшего со своим героем одним целым и произносящего хриплым от чувств голосом драматический монолог.

Порой мы даже услышим: «Ну, я же технарь, поэтому к творчеству не имею никакого отношения!» или «Мне сейчас не до творчества, мне работать надо!». Но давайте попробуем выйти за рамки подобного восприятия и посмотрим на этот термин с более широкого угла зрения.

Творчество — явление фундаментальное, значительное и, по-хорошему, обязательное для всех — и для технаря, и для гуманитария. По большому счёту творчество — это не профессия или хобби и даже не талант или природная предрасположенность к какому-то виду деятельности, это нечто более глобальное.

Сначала человек демонстрирует всё лучшее, что в нём есть, потом он демонстрирует то, что есть на самом деле. B каждом человеке есть дурной характер, странные черты и заморочки, но в некоторых есть и божественное начало.

Если божественного недостаточно, чтобы стоило терпеть человеческое, искусства не получится. Как только человеческие черты начинают перевешивать, Муза превращается в назойливую бабу.

Пабло Пикассо

Творчество — это заложенная в природе каждого из нас способность и желание наполнять этот мир той энергией, которой мы обладаем по праву самой жизни и свободы воли. Творчество — это сила, расширение и движение. Это наш естественный потенциал и потребность созидать новое.

Творчество — это энергия, формирующая будущее.

Инженер, создающий новый механизм, химик, занятый в лаборатории исследованием инновационных материалов, математик, ищущий ответы на сложные задачи, повар, творящий неожиданный кулинарный шедевр, архитектор, придумывающий особенное здание, мама, нежно поющая ребёнку колыбельную, спортсмен, стремящийся к рекорду, садовник, занятый выведением новых сортов, преподаватель у доски, который с воодушевлением объясняет свой предмет, — все они заняты творчеством.

Они созидают откровение в поле своего ремесла или занятия. Они вкладывают частичку своего сердца в то, чем занимаются, тем самым расширяя пространство самой жизни.

Где искусство — и где толерантность? Это абсолютно разные взгляды на мир! Толерантность вообще вредна настоящему искусству. Она подходит для entertainment’а, для общения, для обыденной жизни — толерантность, терпимость к чужому мнению. Чтобы жить вместе, и не просто жить, а с удовольствием жить вместе, это хороший инструмент.

А когда мы говорим об искусстве: Достоевский — и толерантность, Кафка — и толерантность, — как можно это сложить? Это убивает искусство.

Фредерик Уйат «Бриколаж режиссёра Балабанова»

Творить — значит проявлять что-то новое и тем самым расширять обозримую нами Вселенную, наполнять её чудом своего таланта, делать её красивее и интереснее.

Любая деятельность, в которую мы вкладываем свои таланты, внимание, время и усилия — по сути своей является творчеством.

Без такого созидательного начала никакой труд не принесёт ни чувства радости, ни ощущения смысла.

Можно смело сказать, что творчество — это откровение, благодаря которому наш мир становится больше и красивее.

Ещё раз — творчество не обязательно связано исключительно с профессией или хобби. Творчество — это стремящаяся к расширению энергия самой жизни. Оно является неотъемлемой частью любого аспекта нашей реальности — общаемся ли мы, отдыхаем, трудимся, ощущаем, мечтаем, учимся, наблюдаем за миром.

Творчество — это желание раздвинуть рамки привычной реальности, жажда увеличить обозримую вселенную, стремление сделать её ещё более прекрасной и полной.

И потому процесс творчества бесконечен, как бесконечна сама жизнь. В повседневной реальности оно проявляется через непрерывный поток наших мечтаний, намерений, планов, слов, действий, смыслов, задач.

Именно в процессе развития, обновления и трансформации мы можем проживать радость и полноту жизни. Человек в природном естестве своём может и должен быть творцом. Увлечённый человек не замечает времени и не боится его. Потому что осознанное творчество наполняет смыслом его жизнь.

Здесь, в Индии, мы больше наблюдаем за тем, как художник работает, чем смотрим на его произведение. Художественное творчество — это не то, что художник производит, а сам художник в процессе творения.

На Западе музыка великого композитора может передаваться из поколения в поколение, наши же великие музыканты не сосредотачиваются на сочинении произведений, они создают новых музыкантов, которые развивали бы традицию творчества.

Роберт Свобода «Агхора»

Поэтому настоящее творчество — это непрерывный созидательный труд, осенённый откровением.

Это усилия, направленные на то, чтобы наполнить мир вокруг себя красотой и любовью своего сердца.

Это большая ответственность и динамичная задача на всю жизнь.

Люди должны прилагать эти усилия и трудиться, чтобы ощущать ценность собственной жизни и обмениваться ей с миром. Задумайся, дорогой читатель, чего в твоей жизни больше, и что милее твоему сердцу — состояние дефицита и потребление или состояние творчества и желания отдавать? И почему именно так обстоят твои дела?

По поводу творческого начала Николай Заболоцкий написал свои знаменитые строки[3]:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

Святой обязанностью человека является осознанный созидательный труд. Способность к творчеству является важнейшим качеством и индикатором зрелой личности. Вера в себя, самоуважение, гордость собой (в лучшем смысле этого слова), ощущение своей значимости, чувство собственной полноценности напрямую связаны именно со способностью творить.

Мы очень нуждаемся в уважении к себе, нам нужно чувствовать себя живыми и состоявшимися, нам очень и очень важно ощущать «Я есть! У меня есть моё место в мироздании! Я могу красиво и достойно проявлять себя! Я имею право быть ответственным и искусным творцом!»

Предназначение — это эмоциональное и энергетическое изобилие.

Предназначение невозможно в состоянии дефицита.

Предназначение — это щедрость и созидание, это желание постоянно наполнять мир красотой и любовью своего сердца.

Помните старую добрую сказку братьев Гримм про горшочек, который варил кашу? Стоило главной героине сказать: «Горшочек, вари!», как он начинал варить (производить, генерировать, созидать) вкусную и сладкую кашу.

Так вот, дорогой читатель, у нас с тобой внутри тоже есть такой горшочек, и он постоянно что-то варит. Человек по натуре своей является творцом, это один из первостепенных законов бытия. И когда мы следуем своей природе, занимаясь созидательной деятельностью, мы ощущаем вкус настоящей жизни.

По разным причинам огромное количество людей в этом мире испытывают нехватку самоуважения и веры в себя. Многие из нас находятся в состоянии повышенной осторожности и напряжения, недоверия к миру и людям, живут с чувством вины или глубинного страха. Все эти эмоции забирают большое количество жизненных сил, не давая нам ощущать умиротворение и уверенность в самих себе. В таком состоянии наполнять свою деятельность творческой энергией получается непросто. Максимум, на что хватает человека — понемногу зарабатывать деньги, ни шатко, ни валко выполнять свои обязательства и только. Такая «полуфабрикатная» деятельность особо не вдохновляет, и постепенно у человека накапливается ощущение внутренней пустоты, печали и даже депрессии.

Казалось бы, что беспокоиться, если на внешнем плане у тебя всё хорошо — дом, работа, семья, достаток. Чего тебе ещё надо, неугомонному? Ответ прост: нам не хватает ощущения лёгкости и полёта, не хватает чувства новизны и восхищения этим миром, не хватает откровения и радости жизни. Всё это случается именно потому, что мы научились жить без созидательного труда.

Мы ничего не производим и не отдаём.

Мы лишь потребляем или выполняем задачи, к которым нас принуждают обстоятельства.

Мы загнаны в рамки различных систем, мы ходим на нелюбимые работы, мы играем по навязанным нам правилам, носим социальные маски, без которых общество нас не примет.

И потому в пространстве наших жизней больше не остаётся места для свободы и созидания. Повзрослев, мы отказываемся мечтать, мы отрекаемся от своей творческой силы, мы больше не хотим верить в чудо, что живёт в наших сердцах.

Одна из важнейших причин всевозможных депрессивных состояний — отсутствие возможности для творческого начала, и, как следствие, чувство бессмысленности собственной жизни.

Когда мы вынуждены заниматься одной и той же опостылевшей работой, когда нет надежды на изменения и развитие, когда мы ограничены рамками жёстких обстоятельств, когда не можем быть творцами собственной жизни — тогда к нам приходит скорбь и чувство собственной никчёмности.

Для таланта сама идея репетиции ничего не значит; если вы найдёте что-то, в чём вы талантливы, вы будете это (чем бы это ни было) делать, пока не пойдёт кровь из пальцев или глаза из орбит не начнут выпрыгивать.

Даже если никто не слушает (не читает, не смотрит), каждое такое действие — это бравурный спектакль, поскольку вы как творец счастливы. Даже, быть может, в экстазе.

Стивен Кинг «Как писать книги»

Дорогой читатель, ты когда-нибудь задумывался над тем, почему утром мы не можем подняться с постели, а вечером, наоборот, никак не может закончить дела, чтобы лечь и уснуть? Почему мы маемся, словно обязательно должны сделать что-то ещё? Возможно, у этого вполне могут быть объективные объяснения — сложный день, физическая усталость, непростая ситуация на работе и тому подобное.

Но, помимо этого, есть ещё одна очень важная причина: утром я не могу и не хочу вылезать из постели потому, что знаю, что этот день ничего нового и интересного мне не предложит. Мне снова предстоит окунуться в повседневные заботы, я вновь буду вынужден выполнять свои скучные обязанности, которые не принесут мне ни счастья, ни удовлетворения. Потому оттягиваю встречу с предстоящим днём, прячась под одеяло.

А вечером я никак не могу заставить себя лечь спать, потому что внутри меня сидит ощущение пустоты от очередного бессмысленно проведённого дня. И я судорожно пытаюсь найти себе хоть какое-то занятие, которое смогло бы нейтрализовать это неприятное чувство. Хочу сделать ещё хоть что-нибудь, что принесло бы смысл и ощущение, что день прожит не зря.

— Пойдешь ко мне в штат?

— Кем?

— Криэйтором.

— Это творцом? Если перевести?

— Творцы нам тут… не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором.

Виктор Пелевин «Generation “П”»

И что бывает с человеком, который каждый свой день проживает с неизменным чувством пустоты и бессмысленности? Что случается с нами, когда в нашей жизни нет никакого творчества и мы не можем принять участие в созидании собственной жизни, когда лишь вынуждены играть навязанные нам роли? Ответ прост — в этом случае приходит чувство вины и стыд за впустую потраченное время. А вместе с ними и страх смерти.

Боязнь грядущего рождается в результате чувства вины и стыда за бездарно потраченное время.

Страх смерти — это наш стыд за пустые и бессмысленные дни, годы, жизнь.

Дорогой читатель, как ты думаешь, что чаще всего отвечает человек, когда его спрашивают: «Чем ты займёшься, если тебе больше не нужно будет зарабатывать?»

Статистика говорит, что самый распространённый ответ такой: «Если у меня будет достаточно средств, чтобы не работать, я начну путешествовать по миру».

Что же, вполне логично и понятно.

Вот только интересно, надолго ли человека хватит?

Сколько можно путешествовать и просто наслаждаться новыми впечатлениями?

Как долго человек готов переезжать с места на место, наблюдать за людьми из разных стран, пробовать национальную кухню, знакомиться с историей и культурой, но при этом больше ничего не делать, не трудиться и не прилагать никаких созидающих усилий?

Как долго он сможет быть лишь потребителем, пусть даже интересных впечатлений?

Может показаться, что долго. Но это далеко не так. Год, другой, пятый… А после придёт чувство пресыщения, усталости, раздражения. Почему? Да потому что настоящая радость жизни формируется в результате постоянных созидательных усилий и труда, а не потребления. Ощущение реальной жизни приходит только тогда, когда мы что-то создаём и тем самым проявляем свою уникальность.

Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве («Для кого люди творят? Почему они творят?») суть вопрос безответный.

На самом деле у каждого художника не только своё понимание творчества, но и своё собственное вопрошание о нём. Это соединяется с тем, что я сейчас говорю об истине, которой мы взыскуем, которой мы способствуем нашими малыми силами. Основополагающую роль здесь играет инстинкт, инстинкт творца…

В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа…

Если убрать из человеческих занятий все относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.

Андрей Арсеньевич Тарковский[4].

Как я могу ощутить самого себя, если я живу исключительно как потребитель?

Как я могу радоваться своей жизни, если я вынужден быть исполнителем чьей-то воли и рабом обстоятельств?

Как я могу встретиться с собой, если я не прилагаю осознанных усилий, не преодолеваю трудностей, не прохожу мук выбора, не совершаю шагов в неизведанное, не ошибаюсь, не делаю шагов к успеху, не получаю откровений?

Могу ли я с гордостью сказать этому миру «Я есть! Я живой! Я ценен! Я личность!», если моя жизнь лишена счастливого труда, творческой ответственности и самовыражения?

Могу ли я быть счастливым, если вся моя жизнь — лишь бессознательная рефлексия на приходящие извне ситуации и события?

Как я могу называться состоявшимся взрослым человеком, если постоянно нахожусь в ожидающей позиции, считая себя беспомощным, несчастным и полностью зависящим от внешней среды?

Потребительское настроение и нахождение под давлением вынужденных обстоятельств создаёт у человека ощущение пустоты и поверхностности жизни. Без осознанных усилий и творческого интересного труда невозможно понять себя по-настоящему. Каждому из нас нужен созидательный труд и новые задачи, чтобы сформировать и проявить своё «я».

Может показаться, что жить, не прилагая усилий очень просто и легко. Плывёшь себе спокойно по течению жизни и ни о чём не беспокоишься. Сплошная и счастливая «Акуна Матата!».

Нам говорят: «Вы ленивы! Вам не хочется пальцем пошевелить, лишний шаг сделать…»

Слепцы! Да разве ж это не самое прекрасное, не самое благодетельное в мире?! Вот мы ленивы — да разве ж мы способны поэтому сделать кому-нибудь зло? Ох, бойтесь, господа, активных людей! Мы-то, может быть, наполовину и приятные такие, что мы ленивы.

Аркадий Аверченко «Шутка мецената»

Сегодня многие уверены, что, если у тебя достаточно средств, чтобы постоянно наслаждаться и отдыхать, значит, ты добился настоящего успеха в жизни. Бездеятельность и инертность возведены в ранг желаемой мечты, а работа стала синонимом наказания. «Ничего не делать и получать деньги» — с такими названиями выходят многочисленные обучающие семинары и рассылаются рекламные материалы с предложениями пройти соответствующие курсы.

В современном мире успешным человеком считается тот, кто может себе позволить ничего не делать.

Мы стремимся найти работу, которая будет приносить хорошие деньги, но не потребует от нас никакой ответственности и усилий.

Мы мечтаем об отношениях, в которых можно использовать партнёра, но при этом не вкладывать в него.

Мы формируем мировоззрение и образ жизни, в котором нет места труду и усилиям.

Мы ждём от жизни чуда, которое должно снизойти на нас и сделать нас счастливыми.

Мы ждём царя-кормильца, ловим золотую рыбку, ищем Цветик-семицветик, ищем старика Хоттабыча, джинна из лампы, говорящую щуку или, на худой конец, клевер с четырьмя лепестками. Главное, чтобы они смогли выполнять наши желания при минимуме наших усилий.

Мы хотим удачно выйти замуж или жениться. Мы мечтаем устроиться поудобней. А если честно — мы мечтаем расслабиться и просто плыть по течению жизни. Мы мечтаем об инертности и покое. Без усилий, труда и забот.

Есть такое слово «asolare», которое, я полагаю, впервые появилось здесь, в Венеции, а затем вошло во все языки Итальянского полуострова. Это хорошее и полезное слово «asolare» означает сидеть на солнышке и ничего не делать — и всё в этом одном слове.

Гэри Дженнингс «Путешественник»

В своё время мудрые шаманы-индейцы говорили, что течению может плыть даже дохлая рыба.

Только, дорогой читатель, мы хотим выйти за пределы этой парадигмы. Мы говорим о нашем предназначении как об активной жизненной позиции. Оно открывается лишь тому, кто готов трудиться и становиться творцом. Невозможно обрести своё предназначение, сохраняя настроение потребителя, лентяя или жалобщика. Осознание своего предназначения — это удел смелых, живых, дерзких, амбициозных, трудолюбивых. Творческий труд и бездеятельная инерция несовместимы!

Именно поэтому, дорогой читатель, на протяжении всего нашего повествования мы будем изучать предназначение с активной и ответственной стороны.

Итак, творчество — это позитивная созидательная энергия человека, которая становится регулярным, добровольным, осознанным трудом и является выражением его природного таланта.

Творчество рождается из желания сделать этот мир красивее и лучше. Творчество по сути своей есть откровение, радость жизни, готовность отдавать и делиться своим сердцем.

Творчество мы проявляем через мысли, намерения, слова, действия, образ жизни, способы общения, отношение к самим себе и миру. Истинное творчество — это та энергия, которую мы вкладываем в каждый свой созидательный импульс.

Осознанность

Осознанность является ещё одним важным понятием, без которого тема предназначения не может быть сформулирована в полной мере. Если творчество — это энергия внутреннего изобилия, которой каждый из нас по-своему наполняет мир, то осознанность — это способность быть в контакте со своими чувствами, эмоциями и мыслями в любой момент времени. Быть осознанным означает всегда отдавать себе полный отчёт в том, что происходит с тобой и вокруг тебя.

«Сегодня ветрено!» Эту фразу Уихара услышал, выходя из дома. Вот яркий пример — ни смысла, ни выражения… просто «Сегодня ветрено». Пустые слова, ни к кому не обращенные, ничего не говорящие…

Телевизор, помогающий пережить скучный вечер, популярные песенки из радиоприемника или люди, сидящие друг напротив друга в пригородном поезде, — это те же пустые, ненужные слова. Но когда они доносятся из уст собственных родителей!

Уихара вовсе не улыбалась перспектива служить им вечным развлечением, средством скоротать часок-другой. Именно поэтому он послал их к черту, да и весь остальной мир тоже. Какой смысл жить с людьми, думающими только о развлечениях?

Рю Мураками «Паразиты»

Были ли у тебя, дорогой читатель, такие ситуации: приходишь домой, кладёшь куда-то ключи или мобильный телефон, а потом не можешь вспомнить, где они? Или разговариваешь с человеком, но вдруг ловишь себя на мысли, что совсем его не слышишь и полностью забыл, что он только что тебе говорил? Приходишь на работу, чем-то активно занимаешься, а под вечер не можешь вспомнить, как провёл этот день? Смотришь в книгу, но при этом совсем не можешь на ней сосредоточиться?

Осознанность — это полный контакт с реальностью в каждый настоящий момент времени. Осознанность — это истина текущего момента.

Почему мы не способны вспомнить, что мы только что делали, куда положили какую-то вещь или о чём только что беседовали с человеком? Почему мы не можем вспомнить события, которые случились с нами буквально пять минут назад? Почему огромная часть событий нашей жизни словно проплывает мимо нас, и мы в них совсем не участвуем?

Да потому что в момент совершения того или иного действия мы просто-напросто в нём отсутствуем. Нас там нет. Конечно, тело и голова на месте, но сознание находится где-то далеко.

У человека есть особая способность — физически находиться в одном месте, а сознанием быть далеко. Словно расщепиться надвое или даже натрое. Многие из нас в подобном состоянии проживают всю свою жизнь. Люди убегают от семьи, от отношений, от работы, от самих себя, в конце концов. Многие из нас предпочитают жить вдалеке от самой жизни. Это и называется «быть в неосознанности». Почему? Потому что мы не видим в жизни радости, интереса, перспективы, творчества.

Мы сбегаем оттуда, где нам скучно, грустно, тоскливо, больно, одиноко, неприятно, опасно. Мы расщепляемся, сбегаем от жизни и привыкаем жить в таком состоянии. Причём, уходя от той объективной реальности, что нам дана судьбой, мы не можем просто силой своей фантазии создать себе другую альтернативную реальность. Мы создаём лишь иллюзию.

Вот дети так не умеют. Ребёнок нуждается в том, чтобы его жизнь была наполнена событиями и радостью. Ребёнок хочет непосредственно участвовать во всём, что происходит вокруг. Он внимателен к миру, который его окружает, и потому проживает насыщенную и интересную жизнь. Вспомните, какие длинные в детстве были дни. Скорость времени была другой и жизнь казалась бесконечной. Мы смотрели на мир с удивлением и восхищением. Мы жили по-настоящему, с полным присутствием.

А что происходит сейчас с нами, взрослыми людьми? По мере нашего роста мы всё меньше и реже испытываем восторг и восхищение жизнью. С каждым днём наши будни становятся всё серее и скучнее. Добро пожаловать во взрослую жизнь!

Замечал ли ты, дорогой читатель, как меняется твоё восприятие времени по мере взросления? Чувствуешь, как время ускоряет бег? Ощущаешь, как быстро мелькают дни, месяцы, сезоны, года? Мы словно бы мчимся на скоростном поезде сквозь жизнь, и наши дни сливаются в одну сплошную серую полосу. И чем глубже бессознательное состояние, тем меньше у человека контакт со временем, тем быстрее оно утекает.

В бессознательном состоянии нет ощущения реальности бытия. События происходят словно во сне. И потому нет ощущения живого времени.

Продлить время своей жизни можно, если мы научимся осознанно присутствовать в каждом мгновении нашей реальности.

Ребёнок хорошо понимает, чего хочет. Он интуитивно тянется туда, где ему интересно, где он сможет проявить себя. Но умудрённые жизненным опытом взрослые объясняют ему всю серьёзность бытия, и он перестаёт быть самим собой.

Сначала мы учим ребёнка ходить и говорить, а потом заставляем сидеть и молчать.

Мы учим его быть удобным и адаптивным, учим его думать и действовать по навязанным шаблонам и стереотипам. В результате он теряет самого себя, свою осознанность, своё творчество, свою радость жизни. По мере взросления человек обретает навык находиться в бессознательной реальности, а это, в свою очередь, порождает сильный эмоциональный дискомфорт.

Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрёшь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя — такого зверя нет на свете.

Рэй Бредбери «451° по Фаренгейту»

Хорошая память является следствием осознанности. Мы можем легко вспомнить всё, чему были свидетелями — потому что мы там реально присутствовали.

Бессознательное состояние сознание сродни сну: человек будто выпадает из настоящего.

Жить в бессознательном — это как спать с открытыми глазами, твой взор обращён к миру, но жизненные ситуации совершенно не откладываются в сознании.

Задай себе вопрос, дорогой читатель, сколько в твоём сегодняшнем дне осознанного контакта с самим собой и окружающей тебя реальностью? Какой процент времени твоего дня проходит в состоянии бессознательного? Как часто ты испытываешь ощущение пустоты и бессмысленности по истечении дня?

Мы не выбираем времена, мы можем только решать, как жить в те времена, которые выбрали нас.

Дж. Толкин «Властелин Колец»

Как правило, сознание человека работает в двух основных режимах:

Первый режим — это состояние пассивной рефлексии, работа исключительно на приём и реагирование. В рефлексивном состоянии сознание инертно и сродни зеркалу. Оно включается только при условии внешнего воздействия или наличия активирующего фактора. Есть раздражитель — есть реакция. Ты мне — я тебе. Представь, дорогой читатель, долговременные отношения, например в семье, когда один или оба супруга живут в таком режиме. Что будет происходить в такой обстановке? Или представь профессиональные отношения, когда подчинённые работают исключительно в присутствии начальника.

Второй режим — активного творческого проявления. В этом случае сознание становится участником жизни, а не её пассивным рефлексирующим свидетелем. Это состояние самодостаточного творчества, активного труда, осознанных усилий. Человеку не нужны постоянные внешние стимуляторы, он в контакте с самим собой и способен проявлять себя самостоятельно.

Чего греха таить, жить в режиме пассивного реагирования намного проще и легче: ведь от тебя не требуется никаких усилий, знай себе реагируй и ни о чём не думай. Поэтому многие предпочитают жить именно таким образом. Ведь намного проще жить, когда не нужно делать выбор и нести ответственность.

Что касается меня, то я, уж верно, происхожу от какого-нибудь богатого короля или владетельного князя, жившего в незапамятные времена, ибо не родился ещё на свет такой человек, который сильнее меня желал бы стать королём и разбогатеть, — для того чтобы пировать, ничего не делать, ни о чём не заботиться и щедрой рукой одарять своих приятелей и всех порядочных и просвещенных людей.

Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Вот только найти своё предназначение не представляется возможным, если человек предпочитает жить в пассивном состоянии. Даже приличное хобби не заведёшь, если будешь жить пассивно. Да чего уж там, если человек пассивен, у него погибнут даже неприхотливые кактусы. Что уж говорить о живом творчестве и радостном труде.

Ожидающее рефлексивное состояние по сути своей есть не что иное, как состояние дефицита и претензии, это жалоба на то чего-то не хватает. Чёрная дыра сердца. Прямая противоположность созидательной деятельности. Состояние неосознанности — это попытка перестать быть творческой личностью, попытка раствориться во внешней среде, желание снять с себя индивидуальную ответственность.

Осознанный человек смотрит на жизнь с позиции «какой вклад в жизнь я делаю», а не с позиции «что жизнь делает со мной».

Это две принципиально разные точки зрения.

Входя в неосознанное состояние, человек выбирает испытывать чувство беспомощного пассивного наблюдателя. Потому что за нежелание быть ответственным и активным приходится платить собственным бессилием.

Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным. Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого.

Фредерик Бегбедер «Windows on the World»

Сейчас в мире очень высок уровень претензии, и, как следствие, высок уровень депрессии. Признаком хорошего тона является привычка ругать правительство своей и других стран, жаловаться на жизнь, жалеть себя несчастного, быть недовольным критиканом, искать причину вовне. Претензия и недовольство стало модной и востребованной нормой. «Мне все должны! Где я могу получить свои привилегии?» — таков любимый девиз потребителя.

Осознанность даёт человеку одно очень дорогое качество — чувство свободы. Свобода выбирать свою реакцию, свобода быть творцом своего пути и своей судьбы.

Но с точки зрения пассивного потребителя свобода — это способность быть получателем. Под понятием «демократические свободы» многие имеют в виду возможность бесконтрольно наслаждаться и быть опытным потребителем.

С точки зрения осознающего себя человека, свобода — это ответственность в своих обязательствах, верность принципам своей совести, уважение к законам жизни, творческий труд, активность и усилия. Самостоятельный взрослый выбор и добросовестный труд, а не пассивное ожидание и неудовлетворённая претензия.

Состоянию осознанности следует учиться, развивать и проявлять. Конечно, это не просто. Но если человек обретает этот навык, он уже никогда не захочет жить по-другому.

Призвание

В пространстве нашей книги мы будем использовать термин «призвание» в качестве синонима к слову «талант». Призвание — это врождённые природные способности человека, естественные склонности к тому или иному виду деятельности. Призвание не нужно объяснять, оно интуитивно понятно самому человеку, ведь это именно та форма творчества, которая приносит человеку радость и вдохновение.

У каждого есть своё особое призвание. Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима. И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу.

Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»

Когда человек действует согласно своему природному дару, он ощущает полноту и смысл жизни. Он наполняется спокойствием и уважением к самому себе. Творческое воплощение природных способностей дарует человеку чудесное чувство «Я есть! Я живой! Я настоящий! Моя жизнь полна смысла и значительности! Меня есть за что уважать и принимать всерьёз!». Именно это прекрасное ощущение собственной весомости делает нас счастливыми и уверенными в себе.

При правильном педагогическом сопровождении человек может ясно понять и сформулировать свои природные способности уже годам к шестнадцати-восемнадцати. Именно в этом возрасте, а порой и раньше, подросток может начать обучаться той специальности, которая позволит ему воплотить его талант в жизнь. Призвание прорастает в человеке, словно семечко, в котором уже заложена вся информация. Важно этому семечку не мешать превратиться в прекрасное цветущее дерево.

Как правило, со своим призванием человек соприкасается уже в раннем детстве, и при наличии благоприятных условий развивает свой дар в профессиональные навыки.

Именно врождённый талант вдохновляет малышей браться за те игрушки или предметы, которые находят наибольший отклик в их сердцах.

Тем не менее в силу разных причин случается, что человек не может толком разобраться в самом себе и даже в зрелом возрасте не осознаёт, в чём его природная склонность. Поэтому родители и педагоги должны быть очень чуткими и внимательными, чтобы помогать ребёнку с самого раннего возраста проявлять и развивать врождённые таланты.

О, господин фон Липвиг! Я всю жизнь мечтала работать за прилавком Почтамта! Моя бабушка всему меня обучила, нас даже кормили лимонами, чтобы натренировать выражение лица!

Терри Пратчетт «Держи марку»

Подрастая, ребёнок решает одну из важнейших задач своего возраста — он знакомится с самим собой, со своим темпераментом, своими талантами, своим интеллектом и творческим началом.

Взрослые должны с уважением сопровождать ребёнка на пути формирования личности, быть внимательным к его потребностям, отвечать на возникающие вопросы, давать ему возможность играть с теми предметами и инструментами, которые его привлекают больше всего. А социальная система должна быть готовой помочь ему обрести профессию, поставить перед ним достойные цели и дать ему возможность проявить себя.

Каждый человек, когда он умирает, должен оставить что-то после себя. Так говорил мой дед. Ребёнка, книгу, картину, дом, который ты построил, стену, которую ты возвёл, пару башмаков, которые ты сшил своими руками. Или сад, который ты посадил. Что-то такое, чего так или иначе касались твои руки.

Рэй Бредбери «451° по Фаренгейту»

Отсутствие этих условий мы наблюдаем, к сожалению, повсеместно, что ставит перед человечеством глобальную задачу по реформированию системы образования и необходимости внесения значительных корректировок как в экономическую, так и в политическую и мировоззренческую сферы. Ведь какими бы талантами и гениальными способностями мы ни обладали, если социальная среда не позволяет их воплотить, наше призвание не будет реализовано.

Бывает, что человек словно бы стыдится своих природных талантов, пытаясь имитировать и играть чужие роли, навязанные социумом.

Попытка быть «в модном тренде» приводит к потере самого себя.

Если человек вынужден заниматься тем, что ему не по душе, если он день изо дня ходит на нелюбимую работу и заставляет себя через «не хочу», он в результате будет испытывать постоянный стресс, чувство вины, неудовлетворение, гнев на самого себя и на внешние обстоятельства.

В результате у человека появится потребность в соразмерной компенсации: либо эмоциональной (жалость к себе, признание, похвала), либо материальной (деньги, подарки, социальное положение, привилегии). Ведь жизнь, в которой значительное время отведено нелюбимой деятельности, словно бы кричит: «Твои способности, мнение и желания никого не интересуют! Ты должен быть исполнителем! Ты не более чем винтик в системе! Замолчи и иди работай!»

И после рабочей недели постылой работы нужно будет забыться, отчаянно погрузившись в «отдых» на субботу и воскресенье. Чтобы в понедельник ценой неимоверных усилий достать себя из постели и снова отправится на каторгу.

К сожалению, в наше время огромное количество людей живут именно в таком режиме: по разным причинам они вынуждены ходить на нелюбимую работу, отчего испытывают сильнейшее неудовлетворение своей жизнью, не чувствуют радости и уважения к себе, нуждаются в компенсации и отдыхе. Но хуже всего, когда человек смиряется с подобной участью, теряя веру, что можно что-то поменять.

Ложная вера в то, что общественного признания можно достичь лишь за счет работы…

На протяжении длительных периодов нашей истории работа отнюдь не была достойным занятием. Достойным считалось помогать людям, лечить их, учить и защищать. Работали из-за нужды или из-за скупости. Лишь после Реформации у работы появилась моральная составляющая. Лютер был одним из тех, кто допустил роковую ошибку, смешав для последующих поколений смысл слов «профессия» и «работа».

Александр фон Шенбург «Искусство стильной бедности»

Поскольку такое случается во всех странах по всему миру, можно сказать, что случился системный сбой в структуре всей современной цивилизации. Реальность сегодняшнего дня создаёт такие условия и такие правила, что человек больше занят выживанием, нежели воплощением своих природных талантов.

— О каких талантах вы говорите? — может воскликнуть кто-то. — У меня кредитные обязательства перед банком, у меня ипотека, коммуналка, ребёнку скоро в садик (школу, вуз)! Я просто вынужден работать в две смены, чтобы хоть как-то обеспечить семью!

И человека в его возмущении можно понять — ведь так важно научиться выживать в нашем безумном мире. Так важно оставаться на плаву!

Вот только что делать с горечью и дискомфортом в душе? Ведь вместо того, чтобы быть счастливым воплотителем своих талантов, человек вынужден заниматься выживанием, ища хоть какую-нибудь стабильность. К великому сожалению, огромная часть наших современников не имеет возможности воплотить в жизнь своё природное призвание.

И потому всякий раз, когда я слышу от взрослого человека вопрос «В чём мои природные таланты?», я испытываю боль из-за того, что по тем или иным причинам он так и не встретился с самим собой.

За тридцать лет не слишком счастливой жизни Темпл сменил множество ролей. Был попрошайкой, вором, учеником священника, неудачливым лекарем, неумелым мясником, косоруким плотником, очень недолго пробыл любящим мужем и безумно любящим отцом, сразу после этого — несчастным горемыкой и беспробудным пьяницей, самонадеянным мошенником и, наконец, узником Инквизиции.

Потом осведомителем инквизиторов, переводчиком, счетоводом и законником. Побывал на стороне всех, каких только можно, компаний, за исключением правых. Участвовал как сообщник в убийствах, а последний раз, но весьма неудачно, сумел побыть праведником. Только скитальца и перекати-поле в списке ещё не было.

Джо Аберкромби «Красная страна»

Бывает, человек наделён сразу несколькими талантами, и потому испытывает естественную тягу к занятиям разного рода. И нужно иметь большое упорство и энтузиазм, чтобы суметь раскрыть каждый из талантов должным образом. К счастью, история человечества знает множество замечательных примеров по-настоящему разносторонних личностей.

Можно обратиться к примеру гениального Леонардо да Винчи. Он был человеком-эпохой, человеком с огромным созидательным потенциалом, человеком, возможности и прозрения которого продолжают восхищать нас даже спустя века. Леонардо известен как прекрасный художник, скульптор, инженер, механик, химик, анатом, архитектор, музыкант, поэт, философ. Казалось, его потрясающий интеллект был готов охватить все возможные области человеческого знания, он стремился увидеть и осознать глубинную взаимосвязь всех элементов природы. И ему хватило мужества посвятить всего себя реализации своих талантов. Леонардо был настолько огромен в своих талантах, что ему было тесно в шаблонных рамках социума.

Пифагор, Сократ, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Нильс Бор, Софья Ковалевская, а также многие и многие другие гениальные мыслители, творцы, учёные, общественные деятели показывали на примерах собственной жизни, что в одном человеке могут прекрасно сочетаться и проявляться таланты из разных областей.

Талант — это способность верить в успех. Полный бред, когда кто-то говорит, что вдруг открыл в себе дарование. Нет. Он просто работал. Много работал.

Джон Леннон, английский рок-музыкант и композитор, солист группы «Битлз»

В повседневной жизни не так просто найти возможность воплощать свои разнообразные таланты с одинаковой интенсивностью. Бывает, что человек получает образование и идёт в профессию согласно одному из своих возможных призваний, а другие проявляет лишь как хобби или интересное занятие.

Помню, как наш сын Никита с самого раннего возраста предпочитал делать себе игрушки самостоятельно. И хотя мы с радостью покупали ему стандартные мальчиковые атрибуты: машинки, самолёты, конструкторы, он особо на них внимания не обращал. Ему намного ценнее были бумага и клей, из которых он неловкими ещё пальчиками сооружал какие-то странные для непонятливых взрослых конструкций.

Через какое-то время в дело пошли клейкая лента, картонные коробки, большие ножницы, степлеры, всевозможные кнопки и скрепки. И производство бумажных игрушек вышло на новый уровень. Ему они были милей и интересней магазинных. Приходящие в гости дети удивлялись, мол «а что так можно было?» и с удовольствием тоже включались в творческий процесс.

Со временем эти изделия становились всё сложнее. Достигнув в бумажных технологиях определённого уровня, Никита в возрасте семи-восьми лет решил обратить свой взор на фанеру, доски и деревянные бруски. В доме запахло стружкой и горелым деревом. Мы стали покупать ему лобзики, пилки, выжигательные аппараты, шурупы и отвертки.

На балконе в квартире беззаветно любящей бабушки была сооружена мастерская с небольшим верстаком и тисками, где он проводил большую часть свободного времени. Из моего ящика с инструментами стали загадочно пропадать молотки, пассатижи, гвозди, дрели. Глядя на свой ящик с инструментом, который с каждым днём становился всё более просторным, я, признаюсь, испытывал разные и порой весьма противоречивые чувства: от «молодец, сын, учись пользоваться смолоду!» до «что ж ты, сорванец, назад ничего не вернул!». Тем не менее у нас дома появились первые хрупкие табуретки, разделочные доски с неровным краями и прочие важные и такие дорогие родительскому сердцу дары балконного производства.

К двенадцати годам Никита стал больше интересоваться работой по металлу. И речь зашла о серьезных инструментах и основательной мастерской, которую было решено перенести на пригородную дачу. Благо там шуметь можно без оглядки на чуткие соседские уши. Мы стали приобретать стальные листы, купили сварочный аппарат, всевозможные электроинструменты, защитную одежду, словом, оборудовали полноценное рабочее место.

Сын частенько просил меня отвести его на «мужской шоппинг», что означало поехать на несколько часов в большой хозяйственный магазин, ходить вдоль стеллажей, изучая весь представленный ассортимент, и в результате накупить разных инструментов и расходных материалов. В школе он по просьбе учителей стал проводить мастер-классы по работе с инструментом. А во время каникул он пропадал в своей мастерской на даче целыми сутками.

В настоящий момент он погружён в практическую физику, зd-моделирование и проектирование, с абсолютной уверенностью называет себя инженером и планирует связать свою судьбу со сложными космическими технологиями и производственными процессами на высоком технологическом уровне.

Глядя на его пройденный путь, я могу сказать, что он всегда знал, что ему нравится делать, и нам, родителям, важно было не мешать.

Майра взялась ткать ковры. Никто не учил её этому ремеслу, но руки словно всегда его знали. Она красила нити так, что, сколько ни мой, цвет не терялся. Это Майра научила меня главному, из того, что знаю. Говорила: ткать нужно сердцем. Сердце — тот же клубок, мареновый, колючий, горячий. Каждый день отматывай от него по чуть-чуть и вплетай в работу. Превратить своё сердце в свой труд немногие могут, а ты сумей, в этом твоя задача.

Мария Фариса «Сказки для беспокойных»

Я храню в памяти одну очень яркую картину, свидетелем которой был, когда ещё ходил в детский сад. Мне и моим сверстникам было по четыре года, в один из дней нас посадили за столы, на которых лежали альбомы для рисования и краски с кисточками. Воспитатели решили занять нас рисованием и дали всем задание: «Дети, сейчас мы все рисуем котика!».

Мы взяли карандаши и краски и приступили к изображению котика. Мальчик Дима, который сидел рядом со мной, какое-то время сосредоточенно водил по бумаге карандашами, а потом удивлённо воскликнул: «У меня получился такой красивый котик!».

Когда воспитательница взглянула на его рисунок, она просто ахнула — Дима изобразил кота почти идеально и в этот самый момент обнаружил в себе талант настоящего художника. И мне посчастливилось стать свидетелем этого исторического момента. В последующие дни мы просили Диму рисовать и наблюдали за тем, как он легко водит по бумаге карандашами, создавая свои маленькие шедевры. Очень надеюсь, что сейчас он воплощает свой талант в жизнь на профессиональном уровне.

Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.

Альберт Эйнштейн (1879–1955), немецкий физик

Дорогой читатель, подумай, что у тебя получается создавать лучше всего? Каким природным творческим даром, и, возможно, даже не одним ты обладаешь? И получается ли у тебя соединить твой природный талант с той профессией, которая приносит тебе достаток? Чуть позже, в главе, посвящённой нашим природным талантам, мы разберём эту тему подробно и обстоятельно.

Если твои таланты не воплощены в твоей повседневной профессиональной деятельности, попробуй посмотреть на это философски, без акцента на негативных эмоциях. Возможно, благодаря данной ситуации ты развиваешь свои лучшие качества — стойкость, стабильность, способность выполнять свой долг несмотря ни на что. Также подумай, какие шаги ты сможешь предпринять и от чего лишнего тебе необходимо избавиться, чтобы твой талант всё-таки нашёл своё практическое проявление.

— Понимаешь, — говорила Ангелина, проводя шпателем по стене, я родилась для праздника и больше ни для чего.

— Понимаю, — отвечал я, склоняясь над ведром раствора, чтобы промешать его перфоратором.

Павел Селуков «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы»

В следующих главах мы разберём тему природных талантов более пристально. Ведь поиск предназначения обязательно приведёт нас к вопросу о врождённых способностях и возможности их воплощения.

Профессия

Быть профессионалом своего дела — означает мастерски владеть определённым навыком, способностью, ремеслом. Профессиональная деятельность — это инструмент или метод для воплощения нашего природного таланта.

Природный талант, обученный профессии, нам следует направлять на реализацию своего предназначения.

Предназначение и профессия не одно и то же. Профессия — это локальное понятие, оно означает инструмент, навык, квалификация, ремесло.

Задача профессионального образования — дать человеку знания и помочь обрести опыт, чтобы он мог успешно воплощать свои таланты в жизнь. Сам по себе факт наличия у нас определённого таланта ещё не приведёт к успеху — нужно потрудиться, чтобы он засверкал и превратился в настоящее мастерство. И когда это происходит — человек становится настоящим творцом. Поэтому профессия является путём воплощения, рабочим инструментом, методом для реализации заложенных в человеке талантов.

Эск кивнула. Ведьмы в Овцепикских горах обладали статусом, подобным тому, какой в других культурах придавался монашкам, сборщикам налогов и ассенизаторам. Ну, то есть их уважали, иногда ими восхищались, в общем и целом им рукоплескали за то, что они делают дело, которое, если мыслить логически, должно быть сделано, но всем было слегка неуютно в их присутствии.

Терри Пратчетт «Творцы заклинаний»

К сожалению, по той или иной причине далеко не каждому из нас удаётся совмещать радость созидательного творчества, профессиональное образование и навыки, комфортное расписание дня, способ заработка, интересный коллектив, достойное уважение начальство и ощущение ценности собственного труда. Хотя такая ситуация — это мечта многих.

Очень часто человек ходит на работу, а у самого кошки на душе скребут от того, что ему до жути хочется заниматься чем-то другим. Но он не может уйти, ведь тогда он лишится заработка и стабильности. Вот и получается, что он делает одно, а мечтает о другом.

Такой компромисс, надо признать, довольно тяжкая ноша. Он порождает чувство раздражения, а то и гнева на самого себя, на обстоятельства, на начальника, да и на саму жизнь.

Я знаю многих людей, достигших определённых успехов в своей профессии, которые даже будучи на хорошем счету вдруг сворачивали свою деятельность и уходили заниматься чем-то другим. И их аргументы были просты: «Нет больше никаких сил тратить время жизни на нелюбимую работу». В каком-то смысле такие смельчаки позволяют себе усомниться в расхожем утверждении, что социальная стабильность важнее призвания. Порой они делали шаг в неизвестное, чтобы встретиться с самими собой лицом к лицу. И такое решение достойно уважения.

Возможно, человеку стоит попробовать себя в разных профессиях, чтобы понять, что какие-то виды деятельности точно не для него. Это будет для него хорошим опытом, который поможет скорректировать его трудовой путь. Не нужно думать, что если ты найдёшь себе профессию в полном соответствии с природным призванием, то тебе сразу будет легко и просто. Не факт. В любом случае придётся потрудиться и походить в подмастерьях.

Он хотел сказать, о, как он хотел сказать это: «мастера».

«Вы знаете, что это слово значит? Это человек, у которого есть гордость, это человек, который увольняется, если его заставляют в спешке делать плохую работу, и ему плевать, сколько денег вы ему предложите.

А теперь я нанимаю на должности «мастеров» людей, которым и мастерскую-то не доверили бы подметать. Но вас это не волнует, потому что если человек не полирует весь день своей задницей кресло, то для вас без разницы, отходил он семь лет в учениках или это идиот, который у молотка ручку найти не может».

Терри Пратчетт «Держи марку»

В нашей жизни может быть много профессий. Более того, природный талант человек может быть проявлен с помощью десятков и даже сотен профессий.

К примеру, у человека есть природная склонность к педагогическому труду. Быть педагогом, что говорится «от Бога» — великий дар. И этот дар может быть реализован через профессию учителя, который стоит у доски, руководителя учебного заведения, методиста, социального работника, исследователя педагогических методик, воспитателя, наставника для других учителей, куратора учебного процесса, а также множество других специальностей, воплощающих этот бесценный труд.

Словом, путей для воплощения природного таланта может быть и должно быть много. И, возможно, нам предстоит потрудиться, чтобы найти именно свой. И найдя, постараться наполнить его смыслом, творчеством, осознанностью.

Предназначение

— Я, Алиса, не люблю слово «работа». Оно происходит от слова «раб». Я предпочитаю говорить — «труд». В английском языке работа обозначается как «work», в то время как труд именуют словом «labour». Другое значение которого — «роды». Трудиться — значит что-то рожать. Понимаете разницу?

Андрей Рубанов «Готовься к войне»

Вот мы и подошли к этому сложному и многогранному понятию.

Вопрос «В чём моё предназначение?», с которым люди обращаются к консультантам разных направлений, очень и очень популярен. Приходя на консультацию с этим вопросом, человек искренне надеется уйти с готовым ответом-диагнозом, который радикальным образом облегчит ему жизнь и расплетёт все сложные ментальные коллизии.

Поэтому хочется сразу выделить один очень важный момент — давайте не путать поиск своего предназначения с поиском подходящей профессии.

Профессия — это форма определённой деятельности, инструмент для воплощения поставленной задачи.

А предназначение и есть сама задача, глубинный смысл, высшая ценность и замысел.

Когда я прошу человека рассказать, с чем у него ассоциируется понятие предназначения, довольно часто я слышу, что предназначение прежде всего — это хорошее место работы, высокооплачиваемое, где человеку спокойно и где его талант легко и без усилий себя проявляет. И, самое главное, больше не нужно думать, сомневаться и принимать решения, делать выбор, прилагать усилия. Всё предельно ясно — слева моё предназначение, и я его делаю, справа — что-то чужое, я туда даже не смотрю. Открыв для себя однажды своё предназначение, ты теперь летишь на крыльях успеха к своему счастью, расслабленный, счастливый и богатый, и больше никаких сложностей, сомнений и усталости.

Только дело обстоит намного сложнее. Предназначение нельзя вынести другому человеку, словно медицинский диагноз. Поиск предназначения — это не направление в профессию или производственную сферу. Предназначение — это та ответственность, которую мы на себя берём, чтобы обрести осмысленность своей жизни и своих усилий.

Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались.

Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему.

Джером К. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Ещё раз — предназначение, это то, что мы сами решаем сделать со своей жизнью. У каждого из нас есть таланты и склонности, образование и навыки, обязательства перед семьёй и обществом, сильные и слабые черты, мировоззрение и отношение к миру. Принимая всё это во внимание, мы сами решаем, каким смыслом и какими ценностями следует наполнять нашу жизнь.

Предназначение — это смысл и обоснование нас самих в этом мире. Что, разумеется, подразумевает ясно сформулированную жизненную философию. Чуть позже в главе о связи предназначения и мировоззрения мы будем говорить о том, как именно представление об окружающей нас действительности влияет на вектор нашей жизни.

Нам нужна совсем иная, новая наука. Нам нужна Гуманистическая Наука о Человеке как основа для Прикладной Науки и Прикладного Искусства Социальной Реконструкции.

Эрих Фромм «Иметь или быть?»

Взрослый зрелый человек, отдающий отчёт своим способностям и имеющий желание делиться с миром своей энергией, сам способен формулировать ту степень ответственности, которую он готов нести. Именно от готовности человека служить другим формируются те полномочия, которыми его наделит жизнь. Никто не может нам назначить наше предназначение, словно ношу. Предназначение невозможно обрести, находясь в настроении пассивного получателя, потому что предназначение — это активная позиция.

Искренний человек, всем сердцем ищущий своё предназначение и свой путь, будет осознанно озвучивать себя этому миру и будет прилагать усилия, чтобы воплотить свои ценности в осмысленный труд.

Конечно, мы должны слушать старших и изучать их опыт, мы должны советоваться с учителями и наставниками, мы должны принимать наставления. Мы должны учитывать свои способности и возможности, должны понимать окружающие обстоятельства и среду. Но ответственность за окончательную формулировку того, что будет нашим предназначением, лежит только на нас самих.

A у кого есть смысл жизни?

Когда Эварист Галуа перед дуэлью, в свою последнюю ночь, спешно записывал свои формулы — в этом был для него великий смысл его жизни. Сделать, сказать, явить своё и оставить людям.

В тридцать шестом году мятущиеся интеллигенты разных стран ехали в сражающуюся Испанию, сводились в Интербригады и клали жизни, воюя против Франко — за свободу Испании, как они её понимали. И в этом обретали смысл своей жизни, которого не видели ранее.

Когда летчик сажает неисправный лайнер с сотней пассажиров, со смыслом жизни у него всё в порядке. Ворочая штурвалом, он об этом не думает, не до того, цель проста и неогибаема, пот рекой и все чувства на пределе, — потом, когда сядет, выпьет, успокоится, время пройдёт, в любой момент своей неладной и заковыристой жизни он может себе сказать: есть в моей жизни смысл, да для того я, видимо, и был создан, чтоб в чёрной ситуации спасти жизнь сотни человек.

Михаил Веллер «О любви»

Дорогой читатель, на протяжении всей этой книги мы с тобой будем исследовать человеческую природу с разных точек зрения и под разными углами, чтобы всесторонне увидеть самих.

И чтобы, в конце концов, попробовать произнести: «Сегодня, ощущая в себе силы и вдохновение, на основе своих талантов и возможностей, на основе щедрости сердца и моей готовности служить этому миру, я сделаю свой осознанный вклад в него. И этот вклад будет проявляться в моих конкретных и очевидных усилиях, исполненных любви и ответственности».

Обладать только умом и талантом слишком мало. Надо иметь ещё энергию, реальный интерес, чистоту мысли и чувство долга.

Даниил Иванович Хармс «Дневниковые записи»

Когда человек находит в себе силы и озвучивает это намерение, он тем самым привлекает внимание самой Вселенной. Та смотрит на него с улыбкой и говорит: «Вот теперь я вижу — ты созрел! Ты научился думать о себе с позиции активного творца, а не потребителя. Теперь ты можешь обрести полномочия от меня!»

Мы не квалифицированы обрести своё предназначение, если хотим быть пассивными прожигателями времени и ресурсов своей жизни.

Обрести предназначение означает обрести ответственность и полномочия.

Именно готовность быть активным творцом, осознанно трудиться и нести свет наделяет нас полномочиями, которые и становятся нашим предназначением.

— Чего стоит жизнь, прожитая так, будто она не имеет никакого значения для великой жизни мира? Ничего более грустного я не могу даже вообразить. Почему мать не может сказать себе: «Если я правильно выращу этого ребёнка, если я буду любить его и заботиться о нём, он проживёт жизнь, которая принесёт радость всем вокруг него, и таким образом я изменю мир»? Почему фермер, сажая зёрнышко, не может сказать своему соседу: «Это зерно, которое я сажаю сегодня, накормит кого-нибудь, и таким образом я изменю мир»?

— Это философия, шут. У меня никогда не было времени изучать такие вещи.

— Нет, Фитц, это жизнь. И у всех есть время думать о таких вещах. Каждое создание в нашем мире должно думать об этом каждое мгновение, пока бьётся его сердце. Иначе какой же смысл вставать каждый день?

Робин Хобб «Королевский убийца»

Предназначение есть следствие осознанного творческого труда, основанного на желании служить другим и наполнять мир своим светом.

Говоря об осознанном труде и творчестве, нам следует также помнить, что порой у человека нет на это ресурса и сил. Такое тоже случается. Сложные жизненные обстоятельства, физическое недомогание, повышенные обязательства перед семьёй и обществом, сложности психологической природы, те или иные ограничения — всё это может забирать у человека силы, энергию и возможности. В таком случае трудно говорить о полноценной реализации предназначения. Скорее всего, человеку необходимо приложить усилия, чтобы преодолеть эти сложные жизненные обстоятельства и тем самым высвободить свою энергию для созидательного труда. Поэтому путь к предназначению может быть не простым, он может занять значительное время.

Раздвигать силой мысли волны — это не чудо, это фокус, а вот мать-одиночка, работающая на трёх работах, чтобы прокормить четверых детей — вот это чудо. Вы люди часто забываете, что сила скрыта в вас самих.

Марио Пьюзо «Крёстный отец»

Также следует помнить ещё один очень важный момент: предназначение — это динамичное понятие, которое будет проходить трансформацию и шлифовку всю нашу жизнь. Предназначение нельзя сформулировать раз и навсегда, нельзя успокоиться и больше не думать на эту тему. Ищущему своё предназначение человеку придётся постоянно встречаться с самим собой, снова и снова прояснять свои жизненные ориентиры и сверяться со своим внутренним ценностным компасом.

Поиск предназначения похож на огранку бриллианта, он требует времени, усилий и терпения. На каждом этапе нашего развития предназначение будет приобретать особый оттенок и глубину.

Человек лишь тогда становится мастером, когда понимает, что до конца жизни останется начинающим.

Робин Коллингвуд (1889–1943), британский историк и философ

Итак, дорогой читатель, давай подведём промежуточный итог сказанному. Понятие предназначения довольно сложное и многогранное, и потому оно включает в себя разные составляющие. На протяжении всего нашего повествования тему предназначения мы будем рассматривать с нескольких точек зрения, чтобы в итоге составить общую картину.

Следующие составляющие обязательно должны быть изучены, чтобы в итоге мы получили полноценное представление о том, что такое предназначение человека.

1. ТВОРЧЕСТВО.

Созидательная изобильная энергия, которой наполнено наше сердце. Желание делиться с миром своей чистой эмоцией, готовность служить другим, радость творческого труда.

2. ОСОЗНАНОСТЬ.

Способность присутствовать в каждом текущем моменте времени, способность внимательно проживать свою жизнь, способность отдавать отчёт своим приходящим эмоциям, чувствам и состояниям. Внимательность к внешним обстоятельствам, своим ценностям и потребностям.

3. ПРИЗВАНИЕ.

Врождённый природный талант той или иной направленности. Естественная предрасположенность к определённому виду деятельности.

4. ПРОФЕССИЯ, РЕМЕСЛО.

Наша профессиональная квалификация, образование, навык, инструмент для воплощения таланта. Профессий, как и видов образования, в течение жизни у человека может быть несколько.

5. МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Отношение к жизни, окружающему миру, другим людям, к самому себе. Жизненная ценностная мотивация. Основные жизненные цели, задачи, смыслы.

6. ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

Тот уровень личностного развития, на котором находится человек. Способность быть ответственным и стабильным, способность брать на себя обязательства и достойно их воплощать в жизнь. Готовность преодолевать свои слабости и негативные черты.

7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЕСУРС.

Наличие достаточного количества сил, энергии, вдохновения. Внутреннее изобилие, позволяющее человеку оставаться щедрым и активным творцом. Состояние дефицита не позволяет реализовать предназначение.

8. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ.

Готовность человека идти путём развития, позитивной трансформации, обретения новых качеств и квалификаций. Предназначение не может быть статичным. Предназначение — это бесконечное откровение и обновление.

9. ОТСУТСТВИЕ НЕГАТИВНЫХ КАЧЕСТВ.

Наличие таких качеств, как лень, претензия, обидчивость, трусость, пассивность, безответственность, страх очень мешает проявлению осознания и предназначения. Работа по обретению предназначения неизбежно связана с избавлением от всего лишнего.

Упражнения для самостоятельной работы

Дорогой читатель, на протяжении всей нашей книги мы будем задавать себе разные вопросы. Они помогут нам увидеть реальность под тем или иным углом, что даст нам возможность ещё лучше познакомиться с самими собой. Поскольку мы с тобой глубоко исследуем тему предназначения, нам нужно быть во всеоружии, чтобы отдавать полный отчёт своим сильным и слабым сторонам.

Подумай, пожалуйста, над вопросами, которые представлены ниже. Соприкоснись с собой и своими переживаниями, пусть эти вопросы глубоко отзовутся в тебе и поднимут важные для тебя темы. Побудь с этим, а потом возьми тетрадь и честно напиши на них свои ответы.

Возможно, на какой-то вопрос тебе не захочется отвечать, или, может быть, тебе даже нечего будет сказать. Или случится так, что какой-то вопрос вызовет у тебя беспокойство, непонимание, а то и вовсе раздражение. Не спеши опускать руки и не сбегай от своих чувств. Соприкоснись с ними, прочувствуй себя, ощути свою реакцию, размышляй и принимай. Иногда, чтобы найти нужный ответ, тебе потребуется время и усилия.

Пусть мудрая Вселенная подскажет и поможет. И если ты увидишь, что нужно что-то по-новому осознать или поменять в своей жизни — осознавай и меняй обязательно!

Эта книга задумывалась не как сборник уже готовых ответов, а как живой путеводитель к самому себе.

Вопросы для самоанализа

• Какую эмоциональную атмосферу я обычно распространяю вокруг себя?

• Какие чувства и эмоции я хочу дарить людям?

• Как часто я произношу слова обид и претензий?

• Как часто я испытываю усталость, хандру, безразличие, раздражение?

• Как часто я жалею себя, жду жалости, повышенного внимания и понимания со стороны других людей?

• Как я реагирую, когда кто-то в моём присутствии нуждается в поддержке и помощи?

• Как часто я бросаю начатое, а потом корю себя за это?

• Отчего зависит моё вдохновение и желание трудиться?

• С каким чувством я обычно просыпаюсь по утрам?

• Что именно поднимает меня с постели и стимулирует проживать новый день?

• Что есть в моей жизни важного и интересного, чему я с искренней радостью посвящаю своё время и усилия?

• В чём именно я нуждаюсь от жизни прежде всего?

• Чем я обычно занимаюсь в свободное время, когда нет никаких дел?

• Хочу ли я развить в себе способность бескорыстно отдавать? Зачем мне это надо?

• Как часто я говорю слова благодарности?

• Как часто я говорю комплименты людям?

• Есть ли в моей жизни люди-герои, которые вдохновляют меня своим примером?

• Какие три драгоценных качества я хотел бы развить в себе? Почему?

• Могу ли я, положив руку на сердце, сказать, что уважаю сам себя?

• Испытываю ли я стыд за свою жизнь?

• Есть ли у меня что-то, чем я могу поделиться с младшими?

• С каким чувством я смотрю в своё будущее?

• Какие личные качества я хочу во что бы то ни стало развить в себе?

• Какие три шага я готов делать каждый день, чтобы прийти к этим качествам?

Оглавление

Из серии: Бестселлеры эзотерики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предназначение человека. Тайны собственного Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова.

2

URL: http://www.xapaktep.net/virtues/science/creativeness/desc.php

3

Цит. по: Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. Ростов-на-Дону: Ирбис, 1999.

4

Цит. по: «Красота — символ правды»: последнее интервью Андрея Тарковского. URL: http://www.chaskor.ru/article/krasota_-_simvol_pravdy_40347

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я