Уважаемые читатели! Мои соратники по комсомолу! Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, возможно, одна из ярчайших страниц нашей жизни, навсегда оставившая неизгладимую память о том интересном, порой сложном, но всегда ответственном периоде нашей жизни. Времени, когда мы формировались как личности, когда верили и созидали. Надеюсь, что эта моя новая книга будет интересна каждому.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диалоги деда и внука предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Диалог третий
— Ты вчера обещал мне рассказать об октябрятах и пионерах…
— Да, ты готов слушать?
— Рассказывай…
— Октябрята — это школьники младших классов, начиная с первого. Принимали в октябрята обычно прямо в классе к 7 ноября — дню Великой Октябрьской социалистической революции…
— Подожди! Такого дня сейчас нет…
— Да, нет. Несколько лет назад его отменили, установили День народного единства — 4 ноября.
— Так это одно и тоже?
— Нет. День народного единства приурочили к освобождению Москвы от польских захватчиков в 1612 г., а революция, о которой я говорил, началась в 1917 году 25 октября по старому стилю или 7 ноября про новому стилю.
— Что это за стили?
— Ты и этого не знаешь… До 1918 года в нашей стране действовал юлианский календарь — это старый, а с 31 января 1918 года — перешли на григорианский календарь — это новый. Перешли потому, что от астрономического времени накопилось отставание в тринадцать дней. Русская Православная Церковь применяет юлианский. Про старый Новый год слышал?
— Слышал.
— Так вот он из юлианского календаря. Понял?
— Ага, рассказывай дальше про октябрят…
— Октябрята носили значки в виде маленьких пятиконечных звездочек в центре которых был портрет маленького Володи Ульянова…
— А это кто? Почему портрет?
— Эх, темнота! Владимир Ульянов — это Ленин.
— Как это?
— У него было несколько партийных псевдонимов, наиболее известный — Ленин, вот он и стал фактически его фамилией известной всему миру. Он даже подписывался Ульянов, а в скобках Ленин.
— Ты сказал партийный… А какой партии?
— Сначала РСДРП — Российской социал — демократической рабочей партии, позднее РСДРП (б)…
— Что за «б»?
— «Б» — это большевистская, большевиков.
— А это кто?
— Это те члены РСДРП, которые поддержали Ленина, то есть при голосовании составили большинство, а те, кто остался в меньшинстве — это меньшевики. Так и было: РСДРП (б) и РСДРП(м) до тех пор, пока РСДРП(б) не была переименована в РКП(б) — Российскую Коммунистическую партию (большевиков). После образования Советского Союза РКП(Б) была переименована в ВКП(б) — Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), а позже в КПСС…
— А, эту я знаю, коммуняки…. Так зачем фотография-то?
— Ребята маленькие и на фотографии маленький Володя Ульянов — их ровесник.
— Понял.
— Звездочки были двух видов. Первая — с широкими красными лучами и бронзового цвета окантовкой, в центре ее на белом фоне также бронзового цвета барельеф Володи Ульянова. Вторая — меньшего размера с узкими лучами из немного темной пластмассы с круглым черно-белым изображением Володи Ульянова. Мне, если честно, нравилась вторая. Кстати, ты видел мои школьные фотографии?
— Нет… Не видел. А разве они у тебя есть?
— Есть. Так на некоторых из них я с октябрятской звездочкой на лацкане школьного пиджака.
— Покажешь?
— Конечно, покажу. Сейчас?
— Нет, сейчас не надо, ты лучше рассказывай… После посмотрим.
— Хорошо.
— Все октябрята объединялись в октябрятские звездочки.
— Как в звездочки?
— Это так назывались эти объединения — октябрятские звездочки: пять октябрят — звездочка. Во главе — командир. У октябрят были правила… Среди них: октябрята — дружные ребята, будущие пионеры.
— Что они делали, эти октябрята?
— А что делают младшие школьники? Учились, играли, иногда баловались…
— И для этого надо было быть октябренком?
— Нет, конечно. Просто они в меру своих сил помогали друг другу в учебе…
— Давали списывать?
— Да, ты сам посуди, что списывать в первом классе? Как тогда говорили, «сильных» учеников прикрепляли к «слабым», отстающим по какому-либо предмету, они вместе готовили домашние задания… Отстающие подтягивались до «сильных». Вообще, октябрята приобретали, как сейчас говорят, социальные навыки, привыкали быть коллективистами…
— Подожди. Кто такие коллективисты?
— Это те, кто живет общими интересами с коллективом, в котором они находятся, совместно что-либо делает…
— Так, выходит, это что-то вроде нынешних группировок, банд?
— Дурачок, дела-то коллективисты в отличие от тех, кого ты назвал, делали общественно-полезные, например, собирали макулатуру…
— Макулатуру? А это что?
— Ты даже это не знаешь, хотя откуда тебе знать… Макулатура — это ненужные, старые, пришедшие в негодность газеты, журналы, иногда книги. Ребята собирали их, приносили из дома, ходили по квартирам… Все это связывалось в пачки, складировалось в каком-то из школьных помещений, а потом централизованно вывозилось.
— А зачем? Что это дворники не могли сделать?
— Это не мусор. Макулатура отправлялась на переработку и из нее делали бумагу.
— А что нельзя было сделать бумагу без этой… макулатуры?
— Можно, но производственных мощностей в стране для переработки леса не хватало, вот в целлюлозно-бумажной промышленности и использовали вторичное сырье: макулатуру.
— И что, макулатуру собирали только октябрята?
— Нет, пионеры, и комсомольцы… Они же собирали и металлолом.
— Металлолом? А, цветные металлы на продажу!
— Нет! Во-первых, не на продажу и, во-вторых, не цветные, а главным образом железо, сталь, чугун…
— Не понимаю… А зачем тогда? И зачем железо?
— Стране было необходимо много металла, того количества, что выплавлялось на предприятиях, не хватало. Вот поэтому и собирали металлолом.
— Так сколько же его собирали?
— Очень много. Во дворе за школой, в которой я учился, лежали большие кучи металлолома. Мы собирали его после занятий или в воскресенья по всему городу и несли к школе.
— Несли? А, что нельзя было на машине привезти?
— Машин было мало. На машинах только вывозили со школьного двора собранный металлолом.
— Так это же тяжело!
— Тяжело…Однажды, по-моему в третьем классе, мы нашли на окраине старого парка большой железный столб. Такие столбы использовались для освещения. Так мы его зацепили веревками, и все мальчишки из класса волокли его по дороге на школьный двор. А он тяжелый, на выбоинах застревает, да еще грохот…
— А что взрослые?
— Что взрослые? Взрослые на работе, а пожилые сам понимаешь…
— Не. Я не о том. Взрослые не ругались за грохот?
— Нет. Они же понимали, что это мы делаем для пользы страны.
— Да. Ты и рассказал… Давай, завтра продолжим?
— Хорошо, завтра…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диалоги деда и внука предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других