Учебное пособие предназначено для применения в образовательном процессе системы ДПО и адресовано преподавателям высших учебных заведений, руководителям и методистам системы высшего и среднего профессионального образования, руководителям центров дистанционного обучения ВУЗов и образовательных организаций системы ДПО, студентам высших учебных заведений педагогического профиля. Пособие содержит обзор вариантов встраивания ИКТ в образовательный процесс ВУЗа, действующей нормативной базы применения средств ИКТ, прикладных аспектов авторского права в электронном обучении. В конце пособия приведен краткий терминологический справочник e-learning.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Применение ИКТ в ВУЗе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии: средства, функции, способы применения в электронной образовательной среде ВУЗа
Прежде чем рассматривать прикладные свойства информационно-коммуникационных технологий в электронной образовательной среде ВУЗа уместно очертить их круг — с какими, собственно, технологиями мы имеем дело? Наиболее часто под информационно-коммуникационными понимают следующие технологии и их различные комбинации:
• интернет;
• конференцсвязь;
• локальные вычислительные сети (ЛВС);
• мультимедиа;
• телефония.
На рисунке 1 схематично представлены области соприкосновения вышеперечисленных технологий применительно к использованию в образовательном процессе ВУЗа. Как видно из рисунка, информационно-коммуникационные технологии, в большинстве своем, являются пересекающимися множествами. Например, для подключения, обучаемого к сети Интернет может использоваться локальная вычислительная сеть, но эта же сеть ВУЗа может применяться в образовательных целях и без соединения с Интернет — в частности, при отсутствии соответствующих каналов связи или по причине использования в образовательном процессе материалов повышенной секретности.
Технологии мультимедиа, в свою очередь, неразрывно связаны с работой в интернет-пространстве, но могут быть использованы и на локальном компьютере. Например, для демонстрации иллюстративного материала в процессе чтения лекции или работе на тренажере виртуальной реальности Интернет-соединение не требуется.
Конференцсвязь может быть построена на интернет-протоколах с помощью обычных персональных компьютеров или ноутбуков, а может использовать специальное оборудование и отдельные каналы связи. У каждого из таких решений есть свои достоинства и недостатки, обуславливающие право на жизнь обоих решений.
Наконец, телефонная связь также может быть вовлечена в образовательный процесс, например, в части SMS-напоминаний, различного рода уведомлений, а также — в качестве дополнительного способа аутентификации, обучаемого при передаче различных паролей и кодов доступа к образовательным ресурсам.
Средствами применения вышеперечисленных технологий в образовательном процессе ВУЗа могут являться:
• средства мобильной телефонной связи — смартфоны, планшетные компьютеры и т.п.;
• персональные компьютеры, ноутбуки;
• периферийное компьютерное оборудование — видеопроекторы, интерактивные доски, телевизионные и акустические системы и т.д.;
• аппаратно-программные комплексы (стенды, симуляторы, тренажеры);
• компьютерные сети (глобальные и локальные);
• программное обеспечение (прикладное и технологическое).
Для того, чтобы разобраться, каким образом можно применять средства ИКТ в ВУЗе, рассмотрим основные функции информационных и коммуникационных технологий, реализуемые в образовательном процессе. К данным функциям можно отнести следующие:
• административную;
• дидактическую;
• контролирующую;
• обратной связи.
Условно функции ИКТ, применительно к образовательному процессу, отражены на рисунке 2.
Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.
1. Функция администрирования учебного процесса
На рисунке 2 эта функция условно раскрыта в виде совокупности составления расписания занятий, ведения журналов успеваемости и информирования о всевозможных значимых событиях. На самом деле эта функция представляет собой не что иное, как полное управление учебным процессом — от планирования всех видов занятий обучаемых до контроля усвоения знаний и полноты исполнения учебной программы всеми участниками процесса.
В настоящее время многие учебные заведения внедрили в свою практику специальное программное обеспечение по составлению расписания занятий. Данное ПО, безусловно, является одним из элементов информационных технологий, позволяющим в процессе планирования учесть множество параметров, которые трудно удержать в голове.
Наверняка среди Вас найдутся мои коллеги, которые, читая эти строки, улыбнутся и подумают: «когда нам расписание составляли вручную, было проще поставить удобное время и возникало куда меньшее количество накладок, чем при автоматизированном планировании.» Известны случаи, при которых программа ставила в расписание занятия, которые должен был вести один и тот же преподаватель одновременно разным группам, да еще и в разных зданиях…
Как всегда — дьявол кроется где-то в деталях: необходимо понимать, что любое ПО реализует только те функции, которые настроены при его внедрении человеком. Как правило, сотрудник, составляющий расписание годами, а порой и десятилетиями, обладает соответствующими знаниями, доведенными до автоматизма. Когда его заменяют, происходит потеря некоторой информации, которую сложно формализовать в процессе автоматизации, но которой он все же руководствовался. Это основная причина так называемых «перекосов» в планировании.
Грамотная автоматизация процесса формирования учебного расписания — это только первый шаг применения средств ИКТ в целях администрирования. Настоящий эффект можно почувствовать тогда, когда функция составления расписания интегрирована в систему управления обучением (LMS) ВУЗа. В этом случае расписание занятий не просто публикуется на сайте учебного заведения в виде длинной таблицы или файлов для скачивания, повторяющих своего бумажного прародителя — стендово-плакатную форму расписания, а синхронизируется с электронным учебным контентом LMS. Проще говоря, в системе управления обучением создаются связи между общностями — событиями, участниками процессов, их ролями и т.д. При этом возникают новые возможности управления коммуникацией, такие как:
• персональные календари для преподавателей, обучаемых и обслуживающего персонала;
• автоматические напоминания;
• автоматический контроль конфликта ресурсов (помещений, оборудования, персонала);
• автоматическое отслеживание изменений с рассылкой уведомлений.
Журналы успеваемости — еще один элемент, давно и успешно реализуемый в электронной форме с помощью средств ИКТ. Стандартно данные журналы относятся к функционалу систем управления обучением и интегрированы с учебными группами и расписанием занятий. В частности, во многих российских школах распространена практика ведения «электронного дневника» — когда родители по логину и паролю получают доступ на сайте школы к оценкам ребенка, полученным в процессе занятий.
Аналогичная практика складывается и в ВУЗах, но здесь все немного сложнее. С одной стороны — больше учебных форм, в том числе для самостоятельной работы (домашние задания, электронные курсы, тесты, практические работы и т.п.), которые напрямую не увязаны с расписанием занятий. С другой стороны — мы также имеем дело с персональными данными обучаемых, которые обязаны хранить и обрабатывать в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства, которые более подробно рассматриваются в Разделе 2 «Требования законодательства».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Применение ИКТ в ВУЗе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других