1. Книги
  2. Общая психология
  3. Оксана Зарандия

25 ошибок, которые мешают жить счастливо. Книга-практикум с вопросами для самоанализа. Для тех, кто хочет улучшить свою жизнь

Оксана Зарандия
Обложка книги

Эта книга — помощник на пути к осознанной и счастливой жизни, для тех, кто хочет ее улучшить.Автор проведет вас через 25 глав, каждая из которых посвящена отдельной ошибке (искажению личного восприятия), способной стать препятствием на пути к личному благополучию.Вы не просто узнаете о том, как их избегать, но и проанализируете проблему с помощью теоретической части, историй с примерами и вопросов для самоанализа.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «25 ошибок, которые мешают жить счастливо. Книга-практикум с вопросами для самоанализа. Для тех, кто хочет улучшить свою жизнь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ошибка 6. Непонимание своих желаний

Не секрет, что последние несколько лет на пике популярности были различные марафоны, семинары, тренинги, курсы и прочее на тему исполнения желаний. Такого разнообразия инструментов и методов мир, наверное, не видел никогда: и карты желаний, и различные техники, начиная от психологических и заканчивая эзотерическими, с активными посылами во Вселенную, медитации и ритуалы, нумерология. Главное, что нужно — это знать, чего ты хочешь, и не просто знать, а чтобы все эти желания были истинно твоими, а иначе чуда не произойдет. И вот тут есть нюанс.

Да, действительно, многие из нас способны создать длинный список своих целей и намерений, подробно перечислить все, чего хотели бы достичь в жизни. Некоторые легко обозначают 10—20 целей, другие могут написать более ста разнообразных желаний. На первый взгляд кажется, что у каждого из нас есть свои четкие представления о том, чего хочется в будущем.

Однако существуют люди, которые сталкиваются с затруднениями уже при написании даже одной-единственной цели. Перед ними встает вопрос, на который они не могут ответить: что они хотят, о чем мечтают на самом деле?

Иногда эти сложности возникают из-за неопределенности в собственных чувствах и ценностях. Некоторые люди могут ощущать внутренний диссонанс между внешними ожиданиями и своими внутренними желаниями. Этот конфликт может стать преградой для ясного определения своих целей.

Причины могут быть разнообразными: от недостатка самооценки и страха провала до простой неуверенности в собственных способностях. Некоторые люди, возможно, не дали себе разрешения мечтать или боятся высказать свои истинные желания из-за страха осуждения со стороны окружающих.

Таким образом, понимание своих желаний часто бывает затруднительным, и осознание того, чего ты на самом деле хочешь, становится сложной задачей. В данном контексте важно не только уметь поставить перед собой ясные цели, но и иметь возможность осознанно исследовать свои внутренние желания и собственные мечты.

В моей практике часто встречались случаи, когда вопрос касался не того, как исполнить желание или реализовать цель, а того, как обнаружить и четко обозначить свои потребности. Зачастую даже если человек мог назвать несколько своих желаний, они оставались абстрактными и размытыми. Например: «Пусть все будут счастливы и мир во всем мире».

Однако когда появлялись уточняющие вопросы, направленные на выявление, как эти абстрактные идеи связаны с личностью человека, что конкретно делает его счастливым, какие желания он имеет для себя, найти ответы становилось сложно.

В реакции на уточняющие вопросы часто возникали недоумение, ступор и невозможность определиться. Это не было притворством, а скорее искренним непониманием, наряду с которым всплывали чувства страха, тревоги и неспособности определить собственные потребности.

Был и другой сценарий, когда люди начинали перечислять желания, которые считали логичными: такие как достижение материального благосостояния, поддержание хорошей физической формы, счастливые отношения и прочее. Однако звучало это без эмоций, словно просто механическое перечисление. Все это казалось лишь набором слов, не несущих в себе эмоционального заряда. И при более глубоком анализе и конкретизации вновь возникает ступор.

Тем не менее при поддержке и структурировании процесса распаковки желаний начинается медленный, но верный прогресс в самоанализе. Как только появляется желание понять свои устремления, начинают появляться новые мыслительные образы, хоть и нечеткие, но уже более конкретные. Важно поддержать человека в этом процессе, помочь ему дорисовать картину своих потребностей. Не сделать это за него, а именно помочь ему самостоятельно выявить свои желания и параллельно проанализировать, какие чувства возникают. Через этот опыт человек учится лучше воспринимать и понимать себя, актуализируя свои потребности.

Работа в этом направлении оказывается намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь процесс обучения тому, как выражать свои потребности, требует времени и усилий, но результаты того стоят.

В ходе такого обучения просыпается давно забытый навык — умение четко формулировать свои потребности и возвращать себе право хотеть. Этот утраченный навык становится ключевым в восстановлении связи с собственными желаниями.

Суть процесса заключается в том, чтобы вернуть себе право на свои желания и восстановить свободу выбора. В основе изменений — осознание своих желаний и потребностей. Постепенно, начиная с выявления этих желаний, ты научишься говорить о них. Это происходит не только в отношении окружающих, но и внутреннего диалога с самим собой.

Когда ты начинаешь хотеть, обнаруживаешь свои желания и уже можешь о них говорить, ты открываешь для себя путь к возвращению права на собственный выбор. Важным этапом становится разрешение себе владеть тем, о чем ты мечтаешь. Этот процесс обнаружения собственных желаний и смелости говорить о них приводит к улучшению самосознания и уверенности в своих силах. В результате ты обретаешь возможность более осознанно и активно формировать свою жизнь в соответствии со своими истинными притязаниями.

Предлагаю попробовать составить свой актуальный список желаний на сегодня или проанализировать ранее составленный. Важно ощутить, в каком из желаний заложена энергия, а какое кажется просто безжизненным текстом, не вызывающим эмоций. Давай рассмотрим два возможных сценария, почему так может происходить.

В первом случае это может указывать на то, что желания просто не твои и не отражают твоих истинных потребностей. Во втором случае это может быть связано с отсутствием удовлетворения от достижения желаемого. Это может происходить, когда цель слишком легкая, и зависит от того, какой значимостью ты наделяешь объект своего желания.

Для одного человека получение еще одного миллиона долларов, новой машины премиум-класса или даже нового дома может казаться обыденным, в то время как у другого человека это вызывает неописуемый трепет и восторг. Почему так? Потому что всегда проще недооценить то, что легко получается и находится в зоне доступности, чем то, что важно и труднодостижимо.

Давай вернемся к истокам. Почему так случается, что человек не может понять, чего он хочет? У маленьких детей с самого рождения отлично получается выражать свои потребности. В первый год жизни они делают это криком и плачем. Позже, в возрасте от 3 до 5 лет, дети начинают более четко и конкретно обозначать, чего они хотят.

И здесь очень важно, как родители реагируют на эти желания. Они могут учитывать их, стараясь найти разумный компромисс и договориться, или же полностью игнорировать потребности ребенка и пытаться навязать свое мнение и свои правила, делая это под предлогом заботы и здравого смысла. В результате ребенок может получить подобное послание от родителей: «Я знаю лучше, что для тебя хорошо, вкусно, интересно и полезно, и ты будешь делать то, что я скажу, иначе рискуешь быть наказанным. Когда вырастешь, тогда и сможешь делать что захочешь».

Таким образом, игнорирование потребностей и желаний ребенка может привести к формированию негативной установки, которая может звучать примерно так: «Иметь свои желания, отличные от желаний родителей, выражать их является чем-то небезопасным и бесполезным».

Ребенок постепенно перестает слышать свои желания, учится их подавлять, учится подчиняться и усваивает для себя фундаментальное правило — в мире есть кто-то другой, сильнее и значимее, кто лучше тебя знает, что тебе нужно, и всегда за тебя решает, а если будешь сопротивляться — жди проблем и наказания. Таким образом, может сформироваться запрет на собственные желания.

Сейчас такому взрослому, который хочет понять себя и вернуть свои потребности, нужно заново, как ребенку, учиться тому, что в детстве было под запретом — учиться понимать, что нравится, а что нет. Учиться обнаруживать свои желания и обозначать их, учиться брать ответственность за свой выбор, перестать ждать решений от других. Вот прямо брать и представлять, как навык возвращается к себе.

В этот момент наступает время для внутреннего роста и возвращения себе права на все вышеупомянутое.

Да, никто не обещает, что это будет легко, но это будет твоя жизнь, с твоими ценностями и предпочтениями. Когда ты сможешь позволить себе то, что долго было в тени и не осознавалось. Возможно, удобно, когда за тебя решают, но представь, что все эти люди, знающие, что для тебя лучше, внезапно исчезли и больше никогда не появятся в твоей жизни. Что ты будешь делать? Верно, ты учился бы выживать без них. Так начни делать это уже сегодня, найди опору в себе.

Хочется вспомнить книгу «Пять откровений о жизни» Бронни Вэра, которая описывает пять основных сожалений людей перед смертью. И одно из них звучит так: «Жаль, что мне не хватило смелости жить так, как хотелось мне, а не так, как от меня ждали другие».

Эта фраза глубоко отражает проблему, которая была описана в этой главе. Страх несогласованности с ожиданиями других и опасение критики могут удерживать тебя от того, чтобы идти своим путем, следовать своим мечтам и удовлетворять свои собственные потребности. Важно помнить, что смелость проживать жизнь так, как хочется самому, может стать ключевым моментом на пути к удовлетворенной и смысловой жизни.

История

Анны

В небольшом городке жила девушка по имени Анна. Она всегда была тихой и послушной девочкой, решения которой обычно зависели от мнения окружающих. Анна часто слышала от своих близких и друзей, что важно следовать определенным стандартам и ожиданиям общества.

С детства Анна мечтала стать художницей. Ее воображение было богато, и она обожала выражать свои эмоции через краски и карандаши. Однако семейные и социальные давления склонили ее к выбору более «стабильной» и «перспективной» профессии.

Анна пошла по пути, выбранному для нее родителями, и поступила в юридический институт. Она оказалась старательной студенткой, но внутри нее постоянно тлела та искра художественной страсти, которую она подавляла.

Годы шли, Анна успешно закончила учебу и начала работать в крупной юридической фирме. На первый взгляд у нее была стабильная и успешная карьера. Однако каждый день, возвращаясь домой, она чувствовала, что что-то утеряно.

Однажды вечером Анна случайно наткнулась на арт-выставку. Просматривая картины и скульптуры, она почувствовала внутреннее волнение и тепло, которое давно не испытывала. Это был момент, когда она осознала, что весь этот мир искусства, который ей так давно был знаком, отсутствует в ее жизни.

Анна начала тайно посещать художественные классы после работы. Сквозь творчество она начала открывать себя заново. Но когда ее семья и друзья узнали о ее художественных увлечениях, они выразили свое недоумение и неодобрение. «Ты ведь успешная юристка, почему ты тратишь время на такие мелочи?» — говорили ей.

Это привело к конфликту между Анной и ее близкими. Они не могли понять, почему она была готова менять устоявшийся порядок вещей ради искусства. В свою очередь, Анна не могла объяснить им, насколько важны для нее эти художественные моменты.

С каждым художественным экспериментом и каждым завершенным произведением Анна постигала нечто новое в себе. Она обнаружила, что хотя работа в юридической сфере приносила ей материальное благосостояние, истинное удовлетворение и радость приносило ей искусство. Ее сердце билось в такт каждому мазку кисти, каждой линии, когда она создавала неповторимые шедевры.

Несмотря на непонимание со стороны близких, Анна решила следовать своему внутреннему путеводителю. Она стала участвовать в местных выставках и даже продавать свои работы. Это принесло ей не только признание среди арт-сообщества, но и, что более важно, глубокое удовлетворение от собственного творчества.

В какой-то момент ее близкие начали замечать, как блестят глаза Анны, как ее жизнь наполняется новым смыслом. Несмотря на первоначальные сомнения, они постепенно начали понимать, что именно в искусстве Анна нашла свою настоящую страсть и счастье.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Оксана Зарандия

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «25 ошибок, которые мешают жить счастливо. Книга-практикум с вопросами для самоанализа. Для тех, кто хочет улучшить свою жизнь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я