1. книги
  2. Общая психология
  3. Оксана Александровна Сырцова

Психология личности: конспект лекций. О. А. Сырцова, Л. М. Мишина

Оксана Александровна Сырцова
Обложка книги

В учебном пособии (конспекте лекций) рассматриваются подходы и теории развития личности, основные характеристики структуры личности: темперамент, характер, способности и мотивация.Компактная подача, доступное изложение материала на основе анализа рекомендуемых источников литературы делают учебное пособие незаменимым для преподавателей, студентов, обучающихся по направлению «Психология» и других направлений, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами психологии личности

Автор: Оксана Сырцова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология личности: конспект лекций. О. А. Сырцова, Л. М. Мишина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция №1. Определение и содержание понятия «личность»

Из множества проблем, которые решали люди в ходе истории человечества, наиболее сложной является загадка природы самого человека. Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. В разнообразных направлениях велись поиски и было выдвинуто множество концепций, но ясный и точный ответ до сих пор не получен.

Основная трудность состоит в том, что между людьми очень много различий. Мы различаемся и внешними физическими особенностями и внутренними психологическими: ценностями, мотивами, поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.

Прежде чем начать рассмотрение вопроса о психологии личности, необходимо разобраться в соотношении основных понятий: «человек», «индивид» и «личность».

Человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Человек разумный (Homo sapiens).

Человек наделен сознанием, способен к речи и мышлению, прямохождению, использованию орудий труда, социальному общению. Можно сказать, что понятие «человек» включает в себя всю совокупность таких качеств, присущих людям, независимо от того, присутствуют они или отсутствуют у того или иного индивида.

Индивид — человек как единичный представитель своего рода, со всеми присущими ему особенностями.

Индивидом мы привыкли называть конкретного человека, со всеми его отличительными психологическими или физиологическими свойствами. Говоря об индивидах, нельзя не упомянуть такое понятие, как «индивидуальность».

Индивидуальность — оригинальность личности, ее отличительные черты, делающие непохожими одного человека на другого

Индивидуальность может проявляться во всех видах психической деятельности, например, в чертах темперамента или характера, в степени развитости познавательных процессов, в способностях, интересах человека и т. д. Индивидуальность раскрывает личность, позволяя выявить отдельные особенности, сильные и слабые стороны человека.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим, оно изучается целым рядом наук: философией, социологией, педагогикой, психологией, медициной и др. Существуют около пятидесяти различных определений понятия «личность», имеющих право на существование.

Рассмотрим некоторые определения понятия «личность».

Личность в философии — это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Личность в социологии — это конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Личность в психологии — это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его, со стороны включенности в общественные отношения.

Личность проявляется в совокупности приобретаемых социальных качеств человека, которые являются устойчивыми и отражают его индивидуальность. Во всех трех определениях есть определенные сходства, различие заключается в том, что каждая область рассматривает личность в определенном аспекте в соответствии с целями и задачами в исследование личности, которые ставят перед собой та или иная область науки.

Например,

== социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения;

== этика изучает личность как носителя моральных убеждений;

== педагогика изучает личность как объект обучения и воспитания;

== психология изучает закономерности развития и формирования личности.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденное системное качество, а возникает в результате культурного и социального развития, то есть социализации.

Социализацияэто процесс усвоения, преобразования и воспроизведения индивидом социального опыта, образцов поведения, знаний и ценностей, позволяющий человеку функционировать в обществе и соответствовать принятым в нем нормам.

Социализация может происходить как за счет восприятия одобрения или неодобрения окружающих, так и путем сознательного воспитания или обучения. В процессе социализации человек получает некоторый социальный опыт и играет различные социальные роли. Многообразие ролей формируется исходя из социального положения человека, его принадлежности к различным группам. Так, на работе у нас может быть одна роль, в семье — другая, среди друзей — третья. Для процесса социализации большое значение играют социальные нормы — правила поведения, характерные для отдельных социальных групп или общества в целом. Личность формируется под влиянием этих норм. Например, в домашней обстановке человек может придерживаться иных норм по сравнению с требованиями и правилами, характерными для его работы.

=== Стадии социализации

Социализация включает в себя следующие стадии:

1 стадия. Адаптация

Стадия адаптации проходит от рождения ребенка до достижения им подросткового возраста. На данном этапе ребенок усваивает и примеряет социальные нормы, адаптируется к требованиям общества.

2 стадия. Индивидуализация

Стадия индивидуализации характерна для подросткового возраста. У подростка появляется желание выделиться среди группы сверстников, проявить свою индивидуальность.

3 стадия. Интеграция

Стадия интеграции связана с поиском своего места в обществе, вхождения в различные социальные группы. При положительной интеграции человек становится частью группы или общества в целом. При невозможности интеграции человек либо обособляется от группы, сохраняя свою индивидуальность, либо становится конформистом и меняет себя таким образом, чтобы не отличаться от остальных.

4 стадия. Трудовая стадия

Трудовая стадия связана с трудовой деятельностью человека. С помощью осуществления определенной деятельности (работы) человек усваивает социальный опыт, становится частью общества, а также активно взаимодействует с социальной средой.

5 стадия. Послетрудовая стадия

Послетрудовая стадия характеризуется накоплением значительного социального опыта и его передачей новым поколениям.

Психологическая структура личности является многокомпонентной структурой.

=== Компоненты психологической структуры личности

Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов, таких как:

1 компонент: Направленность личности, отношение к себе

Направленность личности раскрывается через побуждения человека, его потребности и установки.

Установка — это неосознаваемая готовность к действию определенным образом, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации.

Интерес — это проявление познавательных потребностей человека, направленность личности, сосредоточенность на каком-либо предмете.

Интересы человека могут различаться по широте, что значительно влияет на направленность личности. Одни люди обладают интересами только в одной области, например, искусства, тогда как другие — во многих областях. Интересы также характеризуются устойчивостью. Некоторые люди часто меняют объекты своего интереса, тогда как другие могут сохранять один объект интереса в течение всей жизни.

Убеждения — это система взглядов и принципов, в соответствии с которыми личность совершает свои поступки.

2 компонент: Способности

Способностиэто индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успешность в какой-либо деятельности. Личность формируется с учетом способностей того или иного человека. От успешности личности в работе или учебе зависят как его оценка другими людьми, так и самооценка. Более подробно способности рассмотрим в следующих темах.

3 компонент: Опыт

Личный опыт формируется путем объединения знаний, умений и навыков, которыми обладает человек. Не секрет, что в силу жизненного опыта люди становятся мудрее, не совершают многих ошибок.

4 компонент: Характер, темперамент и стиль поведения человека в социальной среде

5 компонент: Самосознание, самооценка

Самосознание — это осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, формирование представлений человека о самом себе, собирание их в мысленный «образ Я».

«Образ Я» — система представлений человека о самом себе.

Зачастую образ самого себя может даже не осознаваться человеком.

Выделяют три основных составляющие «образа Я»:

1. Представление о себе, то есть своих сильных и слабых сторонах, способностях, социальной значимости. Наше представление о себе зависит от многих факторов, в том числе от степени успешности в той или иной деятельности.

2. Эмоциональная оценка самого себя, проявляющаяся в самоуважении либо самоуничижении.

3. Стремление реализоваться в группе, снискать уважение или симпатию и избежать критики.

«Образ Я» не является статичной системой. Представление о себе в настоящий момент называется «реальным Я». Естественно, что наше представление о себе может меняться на диаметрально противоположное, причем иногда в кратчайшие сроки. Еще минуту назад мы могли упрекать себя в чем-то, а уже сейчас, например, выполнив работу, мы оцениваем себя положительно.

«Идеальное Я» — представление о том, каким человек мог бы стать, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале. Данный идеал служит ориентиром в деятельности человека.

«Фантастическое Я» — представление о том, кем человек мог бы стать, если бы у него был такой шанс. Каждый человек время от времени думает о том, как бы сложилась его жизнь в зависимости от целого ряда обстоятельств.

Самооценка — это оценка человека самого себя, своих личностных качеств, места среди других людей.

Самооценка может быть завышенной или заниженной. Люди с завышенной самооценкой проявляют высокомерие по отношению к другим, уверены в своем превосходстве, приписывают себе качества, которыми не обладают или которые на самом деле выражены у них не больше, чем у других.

Заниженная самооценка свидетельствует о неуверенности человека в себе, безынициативности, зачастую переходя в комплекс неполноценности.

Что же, значит, быть личностью? Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это, значит, обладать свободой выбора и нести ее бремя.

О книге

Автор: Оксана Сырцова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология личности: конспект лекций. О. А. Сырцова, Л. М. Мишина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я