Сборник статей (1989-2014 гг.) академика О.А. Одекова — учёного-энциклопедиста — результат многолетних серьезных исследований истории туркмен и этнолингвистики, получивших признание ученых лингвистов, историков и археологов. Все вошедшие в сборник статьи были опубликованы, прошли испытание временем и охватывают интервал до 13 тысяч лет до н.э.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Следы туркмен на Земле» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЭТНОНИМ ТУРКМЕН: этнолингвистическое толкование и датировка
*
Чем глубже в ретроспективу уходят корни народа (этноса) и племени, тем труднее восстанавливать первородное его название. Эта задача перерастает в трудноразрешимую проблему из-за отсутствия исторических документов, из-за того, что один и тот же народ разные этносы и на разных языках называют по-разному: из-за трансформации и усовершенствования родного языка, из-за ассимиляции родного языка другим языком, одного народа — другим этносом и многое другое.
В этой ситуации приходится привлекать для расшифровки самоназвания народа комплекс данных (лингвистических, этнографических, археологических, топонимических и др.), а из комплекса данных находить ключевую информацию. Иными словами, приходится использовать системный анализ. И именно такой подход позволил автору расшифровать самоназвания туркменских племен теке и гек-теке (второе истолковано ранее, как голубой тюрк), расшифровать название одной из древнейших цивилизаций — Шумер; углубить этногенетические корни туркмен в эпоху цивилизаций Алтын-Депе и Шумерии, а также впервые высказать доказательную концепцию о первородине туркмен в границах современного Туркменистана и шире.
Все эти выводы получили письменное и устное признание специалистов разного профиля: ученых-историков, археологов, лингвистов и писателей. Вместе с тем некоторые другие специалисты в своих публикациях и устных выступлениях намеренно замалчивают наши приоритеты из-за научной недобросовестности и безнаказанности, вследствие несовершенства правовых норм, защищающих авторство.
Не называя их имен, хочу выразить уверенность, что ознакомление с этой публикацией в дальнейшем будет своеобразным намеком на исправление их преднамеренных замалчиваний.
Итак, прежде чем высказать и обосновать свою концепцию на происхождение этнонима"туркмен", приведем основные толкования других исследователей с некоторыми отступлениями.
Этноним"туркмен"исторически, по меньшей мере, тысячу триста лет является, как и ныне, синонимом одноименного народа, объединяющего в своем составе в различные эпохи множество родственных по происхождению и языку племен и родов. Фактологически же будучи крупной и могущественной этнической общностью в составах племенного союза Хунну (конец III в. до н. э.), тюркского каганата (552—745 гг.) и могущественной самостоятельной этнической общности туркмен — огузов, своими корнями углубляются в еще более древнюю историческую ретроспективу.
Более того, нет никаких оснований не верить средневековому историку Махмуду Кашгарскому (XI век), который написал:
"Когда пришел Зул-Карнейн (А. Македонский) и увидел эту группу людей, сознательных, с признаками тюрок, то прежде чем спросить (кто они) сказал:"Тюрк маненд", что значило:"Они похожи на турок"(МИТТ, т. 1, стр. 312—313). Конкретное время этого события датируется 329 г. до н. э., когда Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию.
Из этой легенды следует, чти этноним туркмен, как, впрочем, и сам носитель этого имени, имеет вдвое более глубокую историческую ретроспективу, чем отмечено выше. Кроме того, здесь подтверждается наша версия, высказанная в упомянутой выше публикации, о различии этногенетических и лингвистических корней тюрко-язычных и фарсоязычных народов.
Ведь до сих пор некоторые историки продолжают утверждать обратное. Фарсоязычные народы заняли экологическую нишу в 1 тысячелетии до н. э. — 1-ые века н. э. в отсутствие основной массы древних туркмен, мигрировавших со своей первородины в границах, превышающих современные пределы Туркменистана, несколько ранее в Сибирь (Алтай), Внешний Китай (Наньшань, Алтындаг, Аркадаг, Давандаг), где и доныне сохранились названия этих горных сооружений, данных туркменами и в другие регионы (Кавказ, Американский континент и др.).
Пожалуй, нелишне здесь напомнить и свидетельство Масуди (X век), который разделял по признаку единства языка и политической власти по состоянию на его эпоху и в прошлом все население известного ему мира на семь народов в следующем порядке: 1) персы; 2) халдеи и родственные им народы, в том числе арабы; 3) греки и политически связанные с ним народы, в том числе славяне и франки; 4) ливийцы, к которым причисляются и египтяне; 5) турки; 6) индийцы; 7) китайцы.
Еще более убедительным аргументом, подкрепляющим различия лингвистических и этногенетических корней туркоязычных и фарсоязычных этносов, является"Плач Перса"из священной книги"Бахман Яште", где речь идет о поражении персов от Аршакидов Арии:"Царство и верховная власть перешли к рабам, которые были не иранцы, а такими как хион, турк, хавтал, тибетцы, горцы, китайцы, согдийцы, византийцы, красные хионы и белые хионы. Они стали царями в Иране, моей отчизне". (Бэйли Г. В., с. 585—86).
И, наконец, еще одним камнем в фундамент свидетельств различий этнолингвистических корней и первородных туркмен, и фарсоязычных этносов, а в широком аспекте индоиранской общности являются независимо выполненные работы ученых разных стран, начатые в начале XIX века с попыток решить проблему прародины ариев путем сопоставления времен появления их в крайних пределах языкового родства. Немецкий географ К. Ритер установил связь между индусами и синдами (индами), которых знали древние греки в низовьях Кубани. К. Ритер предположил, что это остатки одного из пяти арийских племен, ушедших из Причерноморья в Индию. В пользу этого свидетельствовало тождество наименований: Инд, давший название стране, означает по-арийски"река", а синды (инды) — "приречные". К тому же один из древнегреческих авторов недвусмысленно пояснил:"синды — индийское племя".
Археолог В.Н. Даниленко установил, что древнейшие из приписываемых индоевропейцам следов — курганы и шнуровая орнаментация посуды появились сначала в Нижнем Поднепровье; сюда же поместил последующую индоевропейскую общность болгарский языковед В. Гергиев. И, таким образом, стало бесспорным, что арии были не особым народом, а непрочным союзом пяти разноэтничных и разноязычных племен.
Впрочем, еще более подробно обо всем этом можно узнать также из работ О. Трубачева по индоарике.
Если рассматривать в расширенном масштабе культуру шнуровой керамики и каменных сверленных боевых топоров позднего энеолита и бронзового века Средней и Восточной Европы, неолита Северной Европы не только по общим их признакам, каковыми является наличие керамики, орнаментированной отпечатками шнура, но и многие различия этих культур, получают объяснение и то, что их носители, хотя и относились к индоевропейским племенам, но были в действительности не особым народом, а этническим союзом разноязыких племен — предков славян, германцев, балтов и индоиранцев, (персов и индусов), т. е. как раз тех самых пяти самостоятельных этносов, о которых говорили и древние историки.
А в это время туркмены-арии проживали в других пределах: в огромных границах современного Туркменистана и южнее его нынешних регионов, которые впоследствии были заняты мигрировавшим сюда в середине II тысячелетия до н. э. ираноязычным этносом, что отражено также в"Авесте".
Итак, говоря теперь конкретно об этнониме «туркмен» прежде всего следует отметить, что по общему признанию, это двусложное слово — "турк"и"мен".
При этом смысл первого слова ("турк","тюрк") меньше всего дискутировался среди ученых, но вместе с тем разные исследователи придавали ему разный смысл: этнический или эпический. Между тем со временем это слово обрело расширенный смысл: этнический и эпический, хотя изначально оно, несомненно, было введено в обиход в качестве этнического термина. К настоящему же времени оно обрело еще более широкий — троякий смысл, выражая как этнический, так и эпический смысл, а также обретя лингвистическую нагрузку, поскольку туркменский язык является базовым языком всего тюркоязычного семейства этносов.
Для объяснения слова"туркмен"выдвигались следующие гипотезы: 1) это двусложное слово производили от корня"турк"("тюрк") и суффикса"мен"в значении"я", что означало"я — турк", (А. Вамбери, XIX век и др.); 2) прибавлением слова"иман", что означало"туркмен — верующий тюрк"; (М. Нешри, X в.; Мирвази XII век): 3) прибавлением к корневому слову"мои"в значении"человек", т.е."турк"(тюрк) — "человек"; 4) от двусложных слов"тюскоман"и"туркманенд" — похожий на тюрка; 5) прибавлением к корневому слову суффикса сравнительной степени и увеличения"манн"("мен") в значении"тюркмен"-"более тюрк","чистокровный тюрк"(3. Ш. Навширванов, 1929, И. Кефесоглу, Ф. Сумер и другие).
Интерпретаторами китайских надписей этноним"турк"отождествлялся с"ту-кюэ","ту-цюэ"и Орхоно-Енисейскими надписями"тукю","тюкю". Действительно, в 50 тысячах китайских иероглифах есть знаки, которые без сложных трансформаций выражают слово"туркмен". Таковы три китайских иероглифа"ту","ку"и"мань", которые в отдельности, соответственно, выражают понятия"земля","кладовая","склад"и"красивая", что, разумеется, придумано синологами не специально для выражения двусложного этнонима"туркмен". А также есть два иероглифических знака"тыэ"и"кз", которые близки по звучанию к этимону"теке". И, тем не менее, именно здесь, на мой взгляд, и лежит разгадка происхождения этнонима"турк": он возник от этимона"теке"и затем трансформировался на протяжении не одного тысячелетия"на турк". И в этом смысле прав Г, Д. Поливанов (1927 г.), который идентифицировал эти слова, но в другом контексте.
Исторические же корни возникновения этимона"теке", как доказано автором, уходят корнями в эпоху тотемизма — в пятую по счету цивилизацию человечества Алтын-Деле (IV—III тысячелетние до н. ч.). Позднее этот этимон появился в китайских иероглифических надписях, которым по последним открытиям, по меньшей мере, 4200 лет. К такой датировке иероглифов пришли китайские специалисты, обследовав уникальную находку, сделанную на раскопках древнего городища периода Луньшанской культуры в провинции Шаньдун, где были найдены обломки керамического сосуда с четко выписанными иероглифами.
Здесь можно также обратиться к свидетельству крупнейшего китаеведа, ученого и миссионера Н. Я. Бичурина (1777 — 1853 гг.). По эрудиции и объему изученных им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов китайских источников он далеко опередил своих западноевропейских современников. Основные работы П. Я Бичурина посвящены истории и этнографии тюркоязычных народов Средней и Центральной Азии по китайским источникам, а также истории, культуре и философии Китая. Будучи в течение 14 лет главой духовной миссии в Пекине, он в совершенстве изучил китайский язык и в одной из своих работ написал:"после сего тукуесцы разорили владение Йеда и поколения рассеялись".
Следовательно, из этого источника также однозначно следует, что ту-кюе (теке, тюкю и т. п.) — корневое слово этнонима"турк".
Таким образом, резюмируя наши изыскания, основанные на системном анализе, можно сделать следующие выводы:
1. Этноним"туркмен", состоящий из двух слов"турк"и"мен", имеет древнейшее историческое происхождение, уходящее корнями в эпоху тотемизма — в цивилизацию Алтын-Депе, причем первое из них ("турк") трансформировано от этимона"теке"(ту-кюэ, ту-цюэ, тюкю и т. п.).
2. Этнолингвистические корни туркмен и ираноязычных народов в исторической ретроспективе различны, что в лингвистическом плане отразилось в принадлежности их к различным языковым семьям: первый — к алтайской, второй — к индоевропейской, В антропологическом аспекте персы и туркмены, относясь к европеоидной расе, различаются по типу: у первых (персов) наблюдается более обильное развитие третичного волосяного покрова (обволоженность тела, рост бороды), более выступающий нос (горбатый, орлиный), что приближает их к переднеазиатскому (арменоидному) типу, в то же время, отличая от последних (туркмен) ярко выраженной долихоцефалией (Л. В. Ошанин, 1957). Палеоантропологические различия персов и туркмен подтверждены и туркменским антропологом О. Бабаковым. Впрочем, все эти различия сохранились в полной мере и поныне.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Следы туркмен на Земле» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других