Эта книга – не методическое пособие для обучения музыке, а сказка со всеми ее условностями, однако и с возможностью игровой подачи реальной информации. Читать её желательно не торопясь, давая возможность ребенку представить картины событий и вдуматься в смысл слов. Жанр фантастического повествования, выбранный авторами, безусловно, привлечет внимание ребенка и родителей к многогранному миру музыки. Авторы увлекательно подают материал и поясняют доступным для детского восприятия языком сложные понятия, составляющие основы изучения начального курса музыкальной грамоты и элементарной теории музыки. Каждая главка «сновидение» сопровождается творческими заданиями, связанными с игровой, музыкальной и изобразительной деятельностью. Книгу можно использовать как дополнительный материал для занятий с учащимися музыкальных школ и школ искусств.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие в страну музыкальных звуков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Сон первый
Слушал Маленький Человек, слушал… и заснул.
Когда заснёшь, сначала ничего не видно, ничего не слышно. Потом откуда-то начинает появляться жизнь. Разная. Бывает обыкновенная: с мамой, папой, с соседскими ребятами, знакомыми животными, с обычной улицей.
А иногда эта жизнь бывает совсем необыкновенная. На этот раз так и было.
Маленький Человек вдруг услышал тихое постукивание и позванивание рядом с собой, сверху и снизу. Он различал прозрачные разноцветные шарики, которые перекатывались друг через друга, сталкивались и разбегались в разные стороны.
Появилась странная фигура. Это был главный распорядитель — Скрипичный Ключ. Он приблизился, вежливо поклонился и сказал шарикам:
— Приветствую вас, новорождённые жители Страны Звуков! Мы отправляемся сейчас в путь к Городу Музыкальных Инструментов. Там живут образованные, учёные звуки. Постепенно и вы подрастёте и научитесь многому. В путь!
Скрипичный Ключ взял цветной мелок и нарисовал прямо в воздухе пять линий, уходящих вперёд. Получилось пять линеек и четыре дорожки между ними.
— Это для вас, — сказал Скрипичный Ключ, — нотный стан, чтобы вы могли безопасно передвигаться вперёд, не толкаясь и не мешая друг другу.
Шарики толпились вокруг Скрипичного Ключа, залезая друг на друга, стараясь получше разглядеть, что делает главный распорядитель.
Скрипичный Ключ взошёл на вторую снизу линейку нотного стана и огляделся. Затем наклонился, поднял зелёный шарик и поставил его рядом с собой на вторую линейку.
— Я — Скрипичный Ключ — ключ СОЛЬ, — сказал он. — Ты будешь моим помощником — нотой СОЛЬ. У каждой ноты будет своё место на нотном стане. Мы будем помогать им находить свои места.
Нота СОЛЬ гордо посмотрела на своих сестёр и братьев.
Затем Скрипичный Ключ поднял жёлтенький шарик, похожий на пушистую мимозу. Шарик прихорашивался и тихонько позванивал:
— Ми-ми-ми.
— Какая ты милая нотка! Хочешь, тебя будут называть нотой МИ? — спросил он.
Нота МИ согласно кивнула. Скрипичный Ключ поставил её на первую линейку.
— А я? — спросил ещё один шарик.
Скрипичный Ключ посмотрел на него. Шарик был розовый. А теперь, чувствуя внимание к себе, даже покраснел. Главный распорядитель подумал немного и пририсовал для этой ноты к нотному стану снизу небольшую добавочную линеечку-скамеечку. Посадил на нее ноту и сказал:
— Твое место будет до нотного стана на добавочной линейке. Ты будешь нота ДО.
Потом Скрипичный Ключ выбрал шарик, который мерцал рыжевато-оранжевым светом. У шарика имелся веснушчатый носик, две рыжие рогульки-косицы и очень озорные глазки. Скрипичный Ключ осторожно поставил шарик на дорожку между нотами ДО и МИ и сказал:
— Ты, рыжая нотка, будешь нотой РЕ.
Нота РЕ широко улыбнулась, поправила косички и стала раскланиваться со своими соседями — нотой ДО, что сидела до нотного стана на добавочной линейке, и нотой МИ на первой линейке.
— Можно, я встану на дорожку рядом с нотой МИ? — спросил шарик, подкатившись к Скрипичному Ключу откуда-то сбоку.
— Хорошо, — ответил главный распорядитель. — Ты что-то очень похож на колобка или на толстенькую гладенькую фасолину. Будешь называться нотой ФА.
И довольный ФА уселся на первой дорожке между первой и второй линейками, на которых сидели пушистая МИ и помощник Скрипичного Ключа — нота СОЛЬ.
Несколько в стороне от общей компании лежал синий-синий шарик. Он был печальный и худой, насколько может быть худым шарик. Скрипичный Ключ с сочувствием посмотрел на него и спросил:
— Почему ты такой грустный? Может быть, ты — плакса? Тебе нравится имя СИ? Становись скорее на свободную третью линейку.
Шарик согласно кивнул и тихонько пропел:
— Си-си-си.
— Тогда тебя так и будут называть — нота СИ.
К этому разговору внимательно прислушивался ещё один шарик. Он был нежно-голубым. Когда нота СИ уселся на третьей линейке, голубой шарик подпрыгнул, стараясь устроиться рядом.
Скрипичный Ключ наклонился, поднял голубой шарик и сказал:
— Ты — ласковая нотка. Тебе хочется быть поближе к ноте СИ?
Шарик ответил:
— Очень.
— Тогда садись под третьей линейкой, рядом с СИ. И имя твое пусть будет ласковым: нота ЛЯ.
Нота ЛЯ подняла свои голубые глазки, улыбнулась, поблагодарила Скрипичный Ключ и вскарабкалась на дорожку под третьей линейкой.
— Ну, теперь всё в порядке, — произнес Скрипичный Ключ. — У всех есть свои места. Не путайте их. Давайте проверим, все ли семь нот на местах.
Он указал на первую добавочную снизу линейку-скамеечку, и сидящий на ней шарик-нота с достоинством, не спеша, пропел: «До-о». Затем он кивнул ноте под первой линейкой, и нота отозвалась: «Ре-е». Следующая нота, на первой линейке, спела: «Ми-и», а за нею между первой и второй линейками важно прозвучало: «Фа-а». Выше ноты ФА со своей второй линейки очень ответственно пропел помощник Скрипичного Ключа нота СОЛЬ. Тут же после СОЛЬ пропела нота ЛЯ и потянула за собой СИ. СИ охотно исовсем не грустно, а как весёлый колокольчик, зазвенел: «Си-си-си».
Скрипичный Ключ сказал:
— Вы, семь нот, заняли места первой октавы. Так и будете называться нотами первой октавы. Например, «МИ первой октавы». Выше вас на нотном стане размещаются ноты второй октавы. У них такие же имена и они таких же цветов, как и вы, но чуть прозрачнее. Итак, ноты первой октавы, мы отправляемся в путь всемером. Вперёд!
И ноты двинулись, поочерёдно запевая каждая свой звук — свою простую песенку. Получилась гамма — звукоряд из семи нот подряд: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ночь прошла. Появились утренние звуки. Где-то хлопнула дверь, зашумел кран в ванной. Зазвонил будильник. Гамма исчезла. Исчезла Страна Звуков.
• Сколько всего нот? (7: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.)
• Как называются ноты второй октавы? (Так же.)
• Помоги ноткам найти своё место на нотном стане. Они ещё маленькие и могут забыть, где они должны стоять, а ты знаешь. (Если ребёнок не знает или сомневается, можно просто снова прочесть этот сон или его часть).
На бумаге (на песке, на земле) нарисовать 5 линеек и Скрипичный Ключ и расставить на них бумажные кружочки (камушки, листики) на места нот первой октавы. А если одинаковых нот несколько, всем надо найти место — поставить их рядом.
• Сколько линеек в нотном стане? (5, считая снизу.)
• Какая нота — помощник Скрипичного Ключа? На какой линейке она стоит? (Нота СОЛЬ — на второй линейке.)
• Если все ноты стоят на своих местах, какая нота ниже всех? (ДО.) А какая выше всех? (СИ.)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие в страну музыкальных звуков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других