Имея своим вещественным коррелятом нейронную среду головного мозга и являя собой в то же время особую часть ментального – идеальное единство знания, сознание призвано решать среди прочих познаний и такие задачи, как организация взаимодействия человека с окружающим его миром, придание биологической информации, образующейся в нервной системе смысла действующего на человека объекта в виде внешнего предмета, явления или другого живого образования, их наименование.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 4. Сознание. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
26-10-2022 К формированию представления о сознании
5. Связь собственного понимания жизни с уровнем собственного развития. С каких лет, с какого возраста человека можно говорить с ним о сознании? Или, с какого возраста человек способен размышлять о сознании? Или думать о нем, как собственном понимании своей жизни и жизни вообще? Или, какой жизненный опыт человек должен иметь, чтобы понимать смысл примеров и вопросов, относящихся к сознанию? Нужно сказать, что должна быть несомненная привязка человека к уровню его собственного развития, включающего рост и развитие его тела, всех его органов чувств, нервной системы, физического состояния и самочувствия.
6. Понимание воспринимаемого — признак разумности человека. Можно утверждать без какого-либо обоснования, что человек с первых минут своего появления на свет способен к пониманию, но правильнее сказать, способен к началу понимания воспринимаемого им пространства и его движение. Это представление должно проявиться в каждом человеке в его действии, реакции в ответ на воздействие внешнего мира, окружающего его пространства, происходящих в нем изменений. Если это не так, то родившийся человек не может быть отнесен к человеческому роду, к биологическому виду человек разумный, способному к развитию именно как разумного мыслящего существа.
7. От физических потребностей человека к способностям сознания. Естественно, способность понимания в живом существе должна быть направлена изначально на некоторый конкретный действующий на него внешний предмет или явление в виде такого момента сознания, как внимание, прежде чем эта способность возникнет в нем самом в виде желания, хотения или намерения. Такое собственное волеизъявление обуславливается не только физическими потребностями живого существа в тепле, воде, воздухе, пище при всем многообразии мира движущейся материи (в виде электромагнитных полей, космического и солнечного излучения, создающего электромагнитный спектр света в виде мозаики цветов радуги, космической гравитации и земного притяжения), но и движением его собственного сознания, появившегося в нем неожиданным образом в процессе развития живой материи и проявившимся в мышлении, в движении мысли.
8. От чувствования собственного тела к восприятию внешних действий. И это развитие, сопровождающееся познанием, должно начинаться с момента восприятия наименьшими частями органического тела живого образования самого себя, своих вновь образующихся частей физического тела в форме органических соединений из атомов химических элементов и вещественных молекул, становящихся физиологическим телом растущего и развивающегося живого образования. Чувствующего, ощущающего самого себя в виде целостного живого образования, организма, существа. Только после этого и одновременно с этим, живое образование способно к восприятию внешних факторов, создающих условия развития органического ядра живого образования при непосредственном их участии в его развитии, проявляющемся первоначально в чувственном знании.
9. Чувствующее знание — знание без понятий. Это чувственное восприятие или чувствующее знание не есть понятийное знание сознания, и даже не знание органов чувств, нервных элементов, клеток и нейронов нервной системы живого образования. Это есть естественная реакция организма, становящегося живым, на внешнюю среду в форме физического, механического, физиологического и прочего вида действия органического вещественного образования. Действия, содержащего начальное знание в форме органической памяти о реакции, движении и действии самого образования, начавшего свою жизнь в условиях постоянных внешних воздействий объектов физического мира, биологических существ жизнеобразующего пространства. Пространства органической среды создавшейся многообразием органических соединений и связей в форме молекул вещества, благоприятных для жизни факторов и условий. А уже затем в понимании им своих действий при взаимодействии с окружающей внешней средой и родственными по происхождению живыми органическими образованиями.
10. От мира рибонуклеиновых кислот к существованию вида homo sapiens. Если мы обратимся к различным уровням развития живого организма, начиная с простейших органических структур и функциональных механизмов в форме молекул рибонуклеиновых кислот из нуклеотидов и белковых молекул из аминокислот, предшествующих времени появления архей и бактерий в виде прокариотической клетки и соответствующих органических образований, и последовательно переходя к современному уровню развития существ биологического вида homo sapiens, то мы обнаружим возникновение чувственного знания на каждом этапе в каждом живом образовании, однако в своем специфическом виде. Так, молекулы белков, именуемых опсинами, сегодня находящиеся в фоторецепторах сетчатки глаза в форме пигментов, красящего вещества, цвет которых определяется энергией квантов света, попадающих в тот или иной рецептор сетчатки, (а их больше ста миллионов в каждом глазе), сформировались задолго до того, как они стали частями и компонентами светочувствительного слоя сетчатки настоящих глаз человека и любого другого существа животного мира.
11. Зрение как живая система восприятия пространства мира вселенной. Но глаз, как элемент зрительной системы человека, превосходит все известные технические средства по своей сложности восприятия находящегося перед его взором пространства и воспроизведения объектов обзора. Процесс фоторедукции воспринимаемых зрением предметов осуществляется в глазах с учетом их цвета, формы, размеров, положений, прозрачности, удаленности от сетчатки глаз, скорости их перемещения, направления движения, прочих и прочих привходящих обстоятельств. Результат фиксируется в нейронной среде головного мозга с учетом способности всех элементов глаза обладать определенной чувствительностью и способностью чувствования, влияющего на картинку пространственного изображения, и временными длительностями сохранения этой картинки в нейронных структурах головного мозга. Именно в тех нейро-информационных цепочках, которые принимают непосредственное участие в восприятии и воспроизведении внешнего пространства, создающего собой одновременно представления сознания о воспринимаемом мире. И на вопрос, в чем же физически выражаются эти представления, мы можем найти ответ в информационной концепции сознания.
12. Вещественное и идеальное в работе глаз человека. Но описанное функционирование глаза при восприятии внешнего мира и его воспроизведении в нейронной среде головного мозга в форме паттерна, картинки воспринимаемого глазом пространства, — это только часть, первая половина работы зрительной системы. Вторая необходимая часть такого воспроизведения реальности состоит в интерпретации зафиксированной в нейронной среде головного мозга картины реальности сознанием человека в виде представлений сознания. Мы можем обойтись без упоминания сознания, остановившись на состояниях нейронов головного мозга. Такая материализация чувств человека вполне проста и допустима, и в этом состоит материалистическая или физикалистическая гипотеза мировосприятия. Но в этом случае реальность окружающего человека пространства станет убогой до невозможности в своей иллюзорности и искаженности. Мир погрузится во тьму средневековья не через тысячу лет, а в течение нескольких десятилетий.
13. Единство взаимодействия сознания и мозга. Но проблема не только в невозможности воспроизведения зафиксированного в нейронной среде головного мозга внешней картины реальности воспринимающим эту картину человеком. Для такого действия этому человеку необходимо знание и умение, которое и представляет собой результат действия способности воспроизведения, а не простого отражения, копирования, фотографирования и фиксирования находящейся в мозге картины, паттерна реального мира. Мозг лишен такой способности, он может только сохранять в форме овеществленного знания те информационные состояния нейронов и нейронных структур, которые оказались сопричастными и задействованными в процессе создания информации о действующих внешних предметах и явлениях окружающего мира. Понять эти состояния оказывается доступным также только нематериальному образованию в форме идеального единства знания, представляющего собой результат действия способности мыслить и проявляющегося через мышление созданием и движением мысли.
14. Знание, понятие, слово, информация — сущности реального многообразия. То есть пользоваться понятиями, содержание которых относится к тем предметам и явлениям внешнего мира, которые воздействуют на нервные чувствительные элементы органов чувств, доступно не органическому веществу в каком бы виде оно ни находилось — в форме нейронной структуры нервной системы живого образования, или мозга любого существа животного мира, или в виде цепочки азотистых оснований молекул РНК, прообразов генов живых образований, или… — такому перечислению подобных вещественных структур может не быть конца, но суть одна — невещественность не может быть воспринята материальной средой, без того чтобы не возникла в этой среде идеальная среда познания. Знание, понятие, слово, информация, суждение — и так можно без конца приводить те сущности, без которых не обходится ничто в мире реального и идеального.
15. От понимания самого себя к созданию информации о мире, к понятию. Воспроизводя посредством слов языка общения часть находящегося перед ним пространства, человек может сообщить прежде всего самому себе, что именно он воспринял в таком взаимодействии с внешним миром, и какую картину этого внешнего мира он получил в своем представлении, зафиксированном в вещественной органической структуре его мозга. Это сообщение для своего осознания даже не требует особых мысленных усилий и когнитивных процессов в нейронной среде головного мозг, человек их просто не замечает. Понимание сформированной в мозге картины сознанием происходит посредством других нематериальных и одновременно вещественных явлений, представляющих собой содержание мышления человека. Сознание, придавая смысл образующейся в нервной системе человека информации, выражаемой в понятии, одновременно порождает в нейронной среде мозга мысли, содержащие эти понятия в форме овеществленного знания, способного приводить в движение мышцы тела. В этом состоит первая задача сознания, начинающегося его действием, как продолжением взаимодействия через органы чувств с внешним предметом или явлением.
16. От «вещи в себе» к ее сущности в процессе познания. Исторически оказывается правильным полагать последовательность формирования в нейронной среде головного мозга информации о действующем на человека внешнем предмете или явлении до того, как это понятие получит выражение через слова языка общения. Эта информация записывается биологическим кодом состояний нейронов-рецепторов органов чувств, испытывающих такое воздействие. ХхХ. Именно этот код в виде числа нейронов-рецепторов, оказавшихся в вызванном состоянии, сопровождающим действие внешнего предмета или явления, и есть идеальное средство выражения свойств действующего внешнего объекта. Но каждый предмет или объект, действующий на органы чувств, являясь «вещью в себе», воспринимается органами чувств с внешней, наружной или поверхностной стороны этого объекта. Сущность его будет вскрыта сознанием в процессе познания физических и прочих свойств и качеств действующего внешнего предмета или явления. Именно поэтому в общем случае оказывается недостаточным одного чувства, чтобы получить о действующем внешнем предмете или явлении представление, характеризующее его с наибольшей достоверностью.
17. От рабочих понятий сознания к интеллектуальным понятиям. Исключения, естественно, есть. И они позволяют сознанию указать однозначно суть действующего внешнего предмета или явления, позволяя сразу сформировать понятие о действующем внешнем предмете в форме рабочего понятия. Фрукты, запахи, обоняния, вкус пищи, цвета различаются сознанием само собой разумеющимся способом, формируя понятия этих объектов внешнего мира. Но большая часть внешних воздействий предстает человеку в форме интеллектуальных понятий, сформированных другими сознаниями других людей.
18. Нейро-информационная структура мозга как основа познания. ХхХ Но что представляет для человека, его сознания и понимания образующаяся в такой нейро-информационной структуре или цепочке информация? Что несомненно должно быть ясным для нас и понимаемым нами, так это факт, что она создана в нейронной среде конкретного органа чувства, предназначенного для восприятия его нейронами именно такого внешнего воздействия, которое и предполагалось к его восприятию этими нейронами. Если это терморецепторы, то они способны изменить свое естественное состояние только при изменении температуры того малейшего участка окружающего пространства, которое имеет непосредственный контакт с этим терморецептором. Если это тактильное воздействие, проявляющееся в механическом воздействии на нейрон, способный воспринять это воздействие, подобно тензорезистору в техническом устройстве, изменяющим свое физическое состояние — электрическую проводимость нити тензорезистора под действием внешнего давления, то способность воспринять такое воздействие этим нейроном состоит в изменении его активности, сказавшейся в частоте формирования потенциалов действия в таком нейроне, скорости появления в нейроне импульсов вызванных потенциалов.
19. От апперцепции воспринимаемого к способности интерпретации. Изменение состояния любого элемента или участка нервной ткани, клетки, нейрона, происходящее под внешним влиянием, рассматривается в информационной концепции сознания как появление в нервной ткани или волокне информации о внешнем воздействии. Природа внешних воздействий многообразна, и каждое живое образование должно быть готово к их восприятию и интерпретации. И в этом смысл и назначение сознания, его способностей. В сознании этих способностей столько, сколько появляется внешних воздействий. В такой интерпретации, толковании смысла внешнего воздействия и состоит действие сознания. Самые простые по такому истолкованию являются рецепторы органов чувств обоняния, вкуса, осязания. Слух и зрение имеют принципиальные отличия от этих рецепторов и оформляющих их органов. Эти отличия объясняются прежде всего многообразием внешних воздействий и природой их движения; а также анатомической и органической сложностью строения и функционирования органов чувств, их чувствительных элементов.
20. От предназначенности органов чувств к их усовершенствованию. Следует сказать, что рецепторы каждого органа чувства предназначены для восприятия конкретных внешних воздействий в виде объектов физического мира, множества других биологических организмов и существ. Проще всего для понимания функционирования органов чувств, но возможно, оказывающихся сложнее в их органической реализации, являются рецепторы вкуса, обоняния и осязания. С их помощью живой организм в своих первоначальных воплощениях осуществлял свою первую задачу жизни: остаться живым, не погибнуть в первые моменты своего существования в виде живого биологического явления. Для этого ему было необходимо пить, есть, быть в тепле, дышать, двигаться. Все это обеспечивали родившемуся существу его родители, кем бы они ни были. Мы можем рассмотреть живые образования, находящиеся на различных уровнях эволюционного развития, когда они способны распознавать питательные вещества, узнавать их по запаху, вкусу, органическому состоянию усваиваемой пищи, питаться фруктами и другими плодами растительного мира, и существами животного мира.
21. О нервной системе простейшего из животных, гидре. Пресноводная гидра, располагая околоротовыми нервными щупальцами, с их помощью определяет пригодность для пищи падающих или проплывающих мимо нее частиц. Обычную песчинку, не содержащую полезных органических элементов типа аминокислот, белков, это существо пропускает мимо. Но если эта частица оказывается органическим веществом, то гидра не пропускает случая его схватить и превратить в пищу. Отметим, что «в ходе эволюции эти животные обзавелись нервной системой одними из первых. Известно, что она (гидра) представляет собой равномерно распределенную по телу сеть из нескольких тысяч нейронов, однако точная структура этой системы изучена недостаточно». (Википедия. Биологи «расшифровали» нервную систему гидр. Нервная система гидры / ©Christophe Dupre et al., Current Biology, 2017).
22. От ритмических движений к вызванным потенциалам нейронов. Исходя из современных представлений, нервная система этого животного «представляет собой равномерно распределенную по телу сеть из нескольких тысяч нейронов». «Нейроны гидр образуют два нервных контура: первый отвечает за резкое сокращение»,… изменяющее форму тела. «Второй контур обеспечивает ритмические потенциалы — сокращение в радиальном направлении, или вытягивание. В то же время, гидры способны на более сложную активность, например, охоту и реакцию на свет». Краткое описание этого животного уже показывает работу его нервных элементов, нейронов, отвечающих за действие частей тела, формирование ритмических потенциалов, приводящих к движению тела, формированию «сложной активности» всего животного, в частности «охоту и реакцию на свет».
23. От локальных управляющих устройств к нейронной среде головного мозга. Элементарные движения частей тела гидры не требуют сложных принципов управления, известных сегодня науке, и органическая связь в ней нейронов между собой может обойтись без образования информации о внешних, действующих на гидру факторов, и ограничиться реализацией простейших принципов управления, характерных для функционирования дискретных автоматов «с памятью» и «без памяти». Такие принципы организации работы тысяч и миллионов органических «сосочков» в системе пищеварения человека заложены в строение органов пищеварения, извлекающих из питательной среды желудочно-кишечного тракта необходимые для организма питающие вещества. Все эти автономные или локальные биологические управляющие устройства нейрофизиологами, связанными с исследованием функционирования пищеварительной системы организма, объединены одним названием «брюшной мозг». К сожалению такая демонстрация ограниченности собственного знания о работе нейронов и обычных соматических механизмов в системе пищеварения организма человека свидетельствует об отсутствии понимания процессов функционирования и в нейронной среде головного мозга. Аналогия в таких названиях удивительным образом свидетельствует об убожестве собственного сознания этих мыслящих натурфилософов.
24. Что дает опыт человеку при выборе фруктов? Если мы обратимся к опыту современного человека в его употреблении в пищу фруктов, например, яблок, то мы получим следующую картину действия его сознания. Человеку уже известно из предыдущего своего опыта употребления сладких фруктов, ягод, других вкусных овощей и продуктов. В нем уже сформированы понятия: яблоко, лимон, ишуяшуя, фейхуа и многих других фруктов. Но вот перед ним на столе блюдо с тремя плодами, именно с такими названиями. Ему предлагается выбрать один из фруктов, именно сладкий, чтобы он мог тут же его и съесть. Опыт говорит человеку, что сладким должен быть фрукт, названный яблоком. Лимон, полагает человек, — кислый, третий фрукт неизвестной ему природы и качества, и он останавливается на яблоке. Он берет его в руку, и от неожиданности его роняет. Почему? Вес яблока сравни весу одно — двух — килограммовой гири — это, естественно, не яблоко. Об этом говорит ему его опыт. Взять третий фрукт с неизвестным ему названием и вкусом человек не решается. И, видимо, будет прав.
25. О достоверности знания при выборе конкретного фрукта. Но что с яблоком? Мозг человека или его сознание подсказали правильное решение относительно этого макета яблока? А если бы это оказалось настоящим яблоком, то как бы мог это подтвердить сам человек? Только единственным образом — посредством своего специфического знания о фрукте, называемом яблоком. Взгляд на этот фрукт проявился в создании в нейронной среде мозга информации, поступившей в него от нейронов-рецепторов органа чувства человека. Но какого? Зрения или другого органа чувства? Как бы ни было схоже полученное в мозге представление об этом фрукте, как о яблоке, полученное по визуальной картинке в мозге, нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что этот фрукт яблоко. Подтвердить, что это — яблоко, можно посредством обоняния: да — это аромат, запах яблока. Но придать такой аромат можно и любому макету яблока. И оказывается достоверным знание об этом фрукте только при его надкусывании. Тогда сознание без колебания признает за ним это свойство вкуса — это яблоко.
26. Переходя от этапа к этапу в развитии живой материи и к возникновению жизни в земных условиях, мы незаметно подойдем к животному миру органических существ, обладающих нервными элементами и связями, принявшими в живых существах различные формы организации нейронной среды нервных систем. Нейроны и другие нервные окончания органов чувств и тканей тела развивающихся живых образований дополнились концентрированным сосредоточением нервных клеток — нейронов в виде нейронной среды головного мозга. Более двух миллиардов лет прошло с первых времен возникновения мира рибонуклеиновых кислот и органических РНК-механизмов, завершившегося созданием генных структур из последовательностей азотистых оснований нуклеотидов молекул РНК. Из всего множества образовавшихся в биологической клетке живой материи в тот период функциональных механизмов можно выделить такие значимые органоиды, как рибосомы, транспортные и информационные структуры, задействованные при синтезе молекул белков; аппараты Гольджи, митохондрии и многие другие компоненты, в частности в виде двуспиральных молекул ДНК, в скомпонованном виде оформившихся в виде хромосом.
27. Задолго до появления сухопутных живых организмов и существ животного мира в водной среде на поверхности Земли, сформировались биологические виды, способные обмениваться знаками и сигналами с внятными для них смыслами. Все живые образования, организмы и существа, имеющие нервную систему той или иной сложности и органы чувств, и способные к перемещению в пространстве, создавали механизмы звуковосприятия и звуковоспроизведения, позволяющие установить контакты между членами своего сообщества посредством речи, слов и выражений языка общения. Развивающиеся способности понимания людей одной группы, племени, популяции, сообщества явились предпосылками возникновения способности их к мышлению и обмену простейшими знаниями в пределах своего ареала обитания или региона проживания. Сегодня в нашем сознании возникают вопросы о взаимодействии сознания и мышления в тот далекий от нашего времени период развития людей, об очередности возникновения мыслей и слов языка общения, о происхождения мышления и речевого обмена, приемов и методов коммутирования людей между собой.
28. Думается, что первыми реакциями живого образования, составившегося из молекул и структур РНК-мира и ставшего живым из неживых органических соединений и молекул, было самое простое и ставшее самым обычным — движение, называемое нами действием. Этим действием подтверждалось свойство развития органического вещественного образования при непосредственном участии в процессе возникновения жизни факторов и условий благоприятствования появлению биологического характера движения, самостоятельного перемещения его в среде обитания. По аналогии с вещественными преобразованиями органических соединений первыми видами и механизмами сознания, как способности мыслить, и мышления, как способности движения мысли, были состояния нейронных структур мозга, образующие единство вещественного — органического, нейронной среды мозга, и ментального в виде заключенной в нем информации, представляющей овеществленное знание о действующем на человека внешнем предмете или явлении. Сознание порождало и формировало мысль обеспечив ее движение в органической среде нервной системы и нейронной среде мозга человека. Возникающей в нейро-информационных структурах органов чувств человека и в его мозге информации сознание придавало смысл, содержание которого относилось к действующему на человека внешнему предмету или явлению. Смысл заключался в понятии, относящемся к внешнему объекту. Понятие выражалось в слове языка общения.
29. Полагаем, что слов еще не было в таком контактировании и человеческом общении; их появление последовало за возникновением понятия действия, осуществляемого человеком. Понятие о внешнем создавалось в человеке, в его сознании, в уме одновременно с взаимодействием органов чувств с этим внешним. Понятие действия вводилось нами при описании взаимодействия органических образований с внешними предметами и биологическими образованиями окружающего пространства. Такое действие характеризовалось направлением и быстротой движения органического образования, осуществляемого с целью остаться живым. Оно могло устраняться от столкновения, убегая, или воспользоваться внешним органическим веществом в виде пищи. Каждое такое действие, позволяющее живому образованию остаться живым, запечатлевалось новыми органическими связями, укрепляя собой уже создавшиеся в виде памяти органические структуры. В теле такого уцелевшего живого образования возникало физиологическое состояние, обозначенное нами чувствующим знанием. И это состояния оказывалось достоинством выжившего в таком взаимодействии существа. Это чувствующее знание не было понятийным знанием, оно было знанием для себя. Другому родственному по структуре и образу жизни существу это знание могло быть продемонстрировано посредством жеста, позы, мимики, но не передано как-либо иначе. Такая форма примера укрепляла взаимопонимание живых образований и особей между собой.
30. Естественное сохранение и этого действия, и понимания самим живым образованием своего действия, выбора направления движения, скорости перемещения и проч., являлось основой для заимствования развивающимся живым образованием, становящимся организмом, способности создавать в себе информацию о действующих на него внешних объектах. Одновременное действие различных органов чувств, воспринимающих различные стороны и свойства внешнего предмета, порождало ассоциативные связи между параллельно функционирующими нервными путями и структурами. Передаваемые в соответствующие части мозга информационные сообщения о происходящем взаимодействии создавали дополнительные связи за счет размножения путей движения сигналов с информацией в другие части мозга, обеспечивая таким знанием другие нейро-информационные структуры других частей мозга и других органов чувств. Дополнительно к физическим чувствованиям органических структур, возникающих при химических реакциях в синапсах нейронов других нейро-информационных связей, возникают чисто биологические связи и процессы взаимодействия, имеющие другие адреса назначения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 4. Сознание. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других