Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 2

Н. А. Модель, 2016

Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить свою индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет возможности познания и подготовки к школе. Вторая часть пособия помогает выявить особенности развития самостоятельности в процессе освоения образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» и инициативности, непосредственно связанной с проявлением любознательности, пытливости ума, мышления и т. д. Для педагогов ДОО, детей дошкольного возраста и их родителей.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Образовательная область «Речевое развитие»

В дошкольном возрасте интенсивно формируется речевая моторная область. Упражнения на развитие мелкой моторики не только стимулируют развитие речи, но и, как указывают психологи, логопеды и педагоги, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Трудно себе представить, что регулярная стимуляция зон коры головного мозга средствами упражнений на развитие моторики приводит деятельность ЦНС в действие и как бы подталкивает ее на ускорение речевого развития. Процесс сложен и более понятен специалистам определенного профиля. Поэтому нам, родителям и педагогам, остается только учитывать, что моторика — это двигатель, запускающий речь ребенка, и помнить слова В. Сухомлинского, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Со студенческих лет мне запомнилась строчка из сонета В. Шекспира: «Любви безмолвной речи улови: глазами слышать — высший ум любви». Сказать лучше просто невозможно. «Глазами слышать» — уникальный дар человека. Таким же исключительным даром является и то, что рука — «двигатель» речи, только ей нужно помочь. В этом и есть предназначение педагога — поддержка дошкольников.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

В педагогической литературе описано множество различных упражнений и заданий на развитие моторики. Педагоги и психологи используют и биоэнергопластику, и кинезиологию, сочетающие движение рук и речи, и пальчиковую гимнастику и т. д.

Играя пальчиками, развиваем речь. Шарики марблс и развитие речи

Одним из нетрадиционных приемов по развитию моторики и речи ребенка служат игры с шариками и камешками марблс, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов и психологов.

Марблс — это наборы, состоящие из стеклянных шариков различного размера, цвета и формы. Их вполне можно считать универсальным пособием, так как применять можно в различных вариантах: от декора до образовательных задач.

Марблс — игра старинная, говорят, что в нее играли древние римляне и греки. У игры были свои правила. Современное применение шариков марблс в педагогике носит развивающий характер и цели игр различны: от ориентации на листе бумаги (изучаем верх — низ, нижний правый (левый) угол и т. д.), изучения цвета до счета и развития логического мышления.

Играть можно с детьми от 2–3 лет. Вариантов игр с шариками множество, можно придумывать их самим к своему определенному игровому сюжету.

Приведем несколько вариантов игр.

Массаж пальчиков

В прозрачный мешочек помещаются шарики и дети перекатывают их руками. Во время перекатывания задействованы не только пальцы, но и кисти рук.

Развивающая игра «Цветовая гамма»

Для обучения ориентировке в пространстве, различения цвета, развития тактильных ощущений. Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать марблс разного цвета и разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка шарик и класть в ячейку такого же цвета только круглые или шарообразные камешки, которые дети находят на ощупь, не глядя в мешочек. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 мин заполнит все ячейки.

Игра «Клад»

В разноцветные шарики прячется «клад» (записка, брошка, игрушка от киндер-сюрприза и т. д.). Перед каждым ребенком ставится емкость с шариками, своеобразный «сухой бассейн», и дается задание: «Перебирая пальчиками, ищем спрятанный предмет».

Соревнование «Кто быстрее начинит “колбаску”»

Первый вариант. Для игры шьется полоска — «колбаска», желательно из прозрачной ткани, чтобы были видны шарики, перед каждым ребенком ставится емкость с шариками и дается задание: «Кто быстрее начинит “колбаску” шариками зеленого цвета». Дети из массы шариков выбирают только зеленые и стараются правильно друг за другом, в ряд, уложить их.

Второй вариант. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Каждый наполняет со своей стороны, т. е. один наполняет справа, другой — слева. Один ребенок из пары может наполнять ее красными шариками, другой — синими. Потом посчитать, кто больше использовал шариков.

Речевая игра с элементами подвижной активности «Зебра, лев, олень, жираф»

Игра направлена на развитие моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умения работать по четкому алгоритму, выполнять команды, умения проигрывать.

Что нужно? Для игры необходимо подготовить большие круглые шарики марблс, нарисовать животных и приклеить их к любой коробке, можно из-под обуви.

Как играть?

У каждого ребенка своя коробка. (Можно сделать одну большую на всех.) Детям дается по 6 шариков в мешочке (корзинке, коробке) на каждого (по количеству зверей). По команде дети стараются закатить шарик в коробку к зверю. Правило: нельзя бежать за шариком, пока не закончатся все шары в мешочке (корзинке, коробке), и взрослый не даст команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить (рис. 1–4). Все дети получают призы (например, сушку или наклейку).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Педагог читает правила.

Задания и упражнения с использованием цветных плоских шариков марблс на развитие речи и мышления см. в приложении 1.

Читаем и играем

Дети дошкольного возраста, по сути, слушатели, а не читатели. Выразительное чтение произведения педагогом или родителями служит для них примером. Педагог, читая книгу детям, ставит задачу не просто прочитать произведение, а раскрыть смысл, эмоциями и выражением передать замысел писателя, заставить слушателей сопереживать поступкам героев, смеяться или грустить. Благодаря сформированным навыкам слушания, у дошкольников формируется яркая, эмоциональная, грамотная речь.

Литературную гостиную по любому художественному произведению можно проводить как с детьми читающими, так и не умеющими читать, через игровые ситуации, театрализацию, викторины… Личностные и межпредметные результаты достигаются при помощи освоение содержания, например, в форме игры-викторины. Литературная гостиная в виде игры «Что? Где? Когда?» служит одним из способов формирования интеллектуального, нравственного воспитания, интереса к чтению и литературе.

Игра-викторина «Что? Где? Когда?» по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята» (для старших дошкольников)

Проект литературной гостиной включает в себя несколько этапов.

Подготовительный: чтение произведений М. Пришвина, оформление книжной выставки.

Основной: ознакомление с творчеством и биографией писателя, чтение произведений, театрализация, выставки рисунков и поделок по произведениям М. Пришвина.

Заключительный: проведение игры «Что? Где? Когда?» по данным произведениям.

Поскольку правила игры «Что? Где? Когда?» предполагают, что большую ее часть дети сидят за столом, лучше немного изменить динамику, т. е. включить в ее содержание подвижные игры и задания с использованием двигательных упражнений.

Задачи:

— закреплять знания детей о птицах (домашние, дикие);

— развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать;

— совершенствовать и закреплять знания, умения и навыки, полученные ранее;

— развивать познавательную активность, умение реализовывать имеющиеся знания.

Предварительная работа: беседа и тщательное закрепление знаний перед игрой; тренировка в кручении волчка; чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята»; рассказ про утку чирка-свистунка (где обитает, чем питается и т. д.); прослушивание аудиозаписи голоса утки; пальчиковые игры; словарная работа (утка чирок-свистунок, верста, вода спала, овсяное поле, кузница, паровое поле); рассмотрение карточек «Что такое хорошо, что такое плохо»; выставка рисунков и поделок к рассказу.

Оборудование: скатерть, волчок со стрелкой, 6–8 конвертов с заданиями (по количеству детей), иллюстрации, музыкальное сопровождение, сладкие призы, магнитная доска с магнитами, рюкзак (в нем письмо, призы), черный ящик, листы с цифрами для ведения счета.

Подготовка игровой комнаты: игральный стол, накрытый скатертью, на столе волчок и конверты с заданиями, вокруг стола стулья (по количеству детей), уголок с игрушками («команда» животных и птиц), стулья для зрителей, магнитная доска с магнитами, книги с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята».

Костюм крупье: черные брюки, белая рубашка, блестящая шляпа, бабочка, белые перчатки, жилетка.

Костюмы знатоков: мальчики — костюм и галстук-бабочка, девочки — красивые платья и прически.

* * *

Под музыку крупье приглашает в игровую комнату зрителей и знатоков. Все рассаживаются на стульчики.

Крупье. Добрый день, дамы и господа! Сегодня состоится игра в элитарном клубе «Что? Где? Когда?». Тема «Рассказ М. Пришвина “Ребята и утята”». Против команды знатоков играет команда животных и птиц (игрушки).

Итак, представляю вашему вниманию команду знатоков (ФИ детей).

Стук в дверь. Появляется почтальон. Он приветствует всех, приносит призы и письмо от сказочных героев с правилами игры.

Уважаемые знатоки, посмотрите, что принес нам почтальон для игры.

Каждый ребенок выбирает приз и кладет его на стол перед своим конвертом.

А вот какое-то письмо. Давайте поскорее узнаем, что же там написано.

Крупье открывает конверт и читает.

«Уважаемые знатоки! Сейчас у вас начнется увлекательная игра. В конвертах содержатся вопросы-задания. Стрелка волчка укажет на конверт, на вопрос из которого нужно ответить.

А теперь послушайте, какие правила необходимо выполнять во время игры-викторины:

— вопросы надо слушать внимательно, до конца;

— отвечать на задание может только тот знаток, на чей конверт указала стрелка, если этот знаток не знает ответа, капитан команды может воспользоваться помощью зала и / или помощью другого знатока 1 раз;

— за правильный ответ будет начисляться одно очко и вручаться приз, но если команда ответит неправильно, тогда очко и приз переходят к команде соперников;

— победительницей в игре станет команда, набравшая больше очков.

Удачи вам!»

Уважаемые знатоки, вы прослушали правила и теперь пришло время начинать игру.

Леди и джентльмены,

Мадам и месье,

Разрешите представиться,

Я — крупье.

Начнем мы игру

Для умных детей.

Мы пригласили

Сегодня гостей.

Советуйтесь, спорьте

Друг с другом, друзья,

Итак, начинаем!

Волчок кручу я!

Звучит музыка.

Давайте заведем волчок.

Капитан команды (или крупье) крутит волчок, стрелка указывает на конверт, из которого достают задание, читают его. Игрок отвечает. Если он не может ответить, капитан пользуется помощью зала или знатока из команды. Если ответ верный, знатокам присуждается одно очко, если они дают неправильный ответ, очко присуждается команде соперников. Если стрелка указывает на место конверта, задание из которого уже выполнено, берется следующий конверт по часовой стрелке.

1-й раунд

Крупье. Против вас играет… (медведь).

Внимание, вопрос: про каких птиц написаны сказки? Назовите птиц и автора сказки. (Народные сказки «Гуси-лебеди», «Курочка ряба», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» (про лебедя) (Г.Х. Андерсен), «Черная курица» (А. Погорельский), «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкин), «Серая шейка» (Д. Мамин-Сибиряк), «Ребята и утята» (М. Пришвин).)

Ответ знатока:…

А теперь правильный ответ.

Счет 1: 0 в пользу знатоков (животных и птиц).

2-й раунд «Самый-самый»

Крупье. Сегодня наша игра посвящена рассказу М. Пришвина «Ребята и утята». И против вас играет…

Внимание, вопрос: у кого из птиц самый красивый хвост (у павлина), самая длинная шея (у лебедя), самые длинные ноги (у цапли, журавля), самый длинный клюв (у цапли), самые большие глаза (у совы, филина).

Какие птицы бывают и домашние и дикие? О какой птице шла речь в рассказе М. Пришвина «Утята и ребята»? Что вы знаете об этой птице?

Ответ: чирком-свистунком называют небольшую по размеру водоплавающую птицу, относящуюся к семейству утиных. Эту маленькую уточку еще величают чиренком, чирком малым, чирком полевым. Встретить чирка можно практически в любой точке России.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я