Дошкольные педагоги хвалятся, что им зачастую достаётся всё "самое -самое" — первые фразы, первые решения и даже секреты, ведь в детском саду ребята проводят больше времени, чем дома. Дошкольное детство — очень важное, основополагающее, звено роста и развития личности. Можно сказать, что это взлётная полоса для дальнейшей жизни. У одних она длинная и ровная, у других короткая и извилистая. Кто-то отдавая ребёнка в детский сад, тщательно взвешивает все "за" и "против", а кто-то, занятый стремительным темпом современной жизни, не задумывается о важности влияний первого коллектива на его дальнейшую жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психолог в детском саду. Непридуманные истории» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
От автора.
Психологи считают, что для человека жизненно необходимо 8 объятий в день. Все ли могут похвастать этим? Педагог в детском саду,чаще всего, может.
Иной раз дети сколько раз встречают педагога, столько и бегут с объятьями, превращая это в игру. Иногда искренне, иногда демонстративно, иногда привычно-шаблонно. При этом то-то это делает властно и уверенно Бывает, что с разбегу, не задумываясь, бывает, что стремяться стиснуть со всех сил. А кто-то подходит и тихонько осторожно прижимается, как к чему-то хрупкому и тонкотелому. Кое — кто неожиданно крепко для детских рук ухватывает и сжимает то, что может обхватить.. Кто-то почти намертво вцепляется в одежду, кто-то попытается вскарабкаться по человеку, как будто по дереву. Третий, четвёртый, пятый набрасываются поверх уже обнимающих, создавая «ккучу-малу» так, что легче предотвратить и остановить, чем разнимать потом. Некоторые со смирением ждут, когда отойдут первые., чтобы освободить им место. А кто-то замирает поблизости, в готовности сорваться с места по призыву или жесту со стороны взрослого. Всё это наглядно транслирует задатки поведения, когда, несмотря на юность, стремяться «брать силой», не думая об ощущениях объекта своих симпатий и не контролирует свои порывы, желания, поведение. Другие готовы уступать, робок,о и редко отстаивает своих интересы, пасуют перед более бесцеремонными. Одни открыто выражают свои намерения и желания, другие не спешат раскрыть свои чувства, учитывают потребности и желания других, соблюдают правила и принципы. Кому — то хочется почувствовать поддержку, заручиться ответным отзывом, физически ощутить живое и тёплое, а через это прочувствовать границы собственного тела. Есть такие, которые мало приемлют физический контакт, но им нужен контакт глаз, своевременно произнесённая фраза. А кому-то не хочется ни того, не другого. Хочется, чтобы оставили без явного внимания, потому что его это смущает, пугает, и психологически травмирует. Так что, утверждение про восемь объятий не во всех случаях верно. Имеет значение не столько количество, сколько качество, уместность этих объятий, а также то, с кем они происходят. И так во всём. Не существует единых лекарств ото всех болезней, как бы мы не старались. Есть те, которые помогают в большинстве случаев.
Эта книга, задуманная много лет назад, приоткроет завесу событий и жизни детей в детском саду. Любое событие можно рассматривать с разных сторон и чем больше ракурсов выбрать — тем полнее и ярче складывается общее представление.
Многие взрослые, вырастая, забывают своих детских впечатлениях, эмоциях, выводах, решениях. Но то, что в каждом взрослом остаётся его внутренний ребёнок, выросший из собственного детства, вряд ли вызовет сомнения. Случается, что внутренний ребёнок вытесняется взрослым, ущемляются или игнорируются его интересы и потребности. Бывает, что этот внутренний царь руководит своим взрослым, что выражается незрелым поведением и реактивностью. Обе крайности часто вызывают в человеке внутренний конфликт и проблемы с внешним миром. Чтобы разобраться во всём этом не достаточно одного желания. Впрочем, такое желание может отсутствовать, решение вопроса о необходимости заглянуть внутрь себя предоставляется непосредственно читателю. Все приведённые в тексте диалоги и ситуации взяты из практической деятельности автора в качестве педагога-психолога, учителя — логопеда, иногда воспитателя детского дошкольного учреждения на протяжении двух десятилетий. Все представленные герои реальны, но имена изменены. Позиция автора на протяжении изложения меняется от наблюдателя до непосредственного участника, что позволяет рассматривать представленные материалы как зеркало некоторых аспектов жизни детей в первом для них коллективе, которые могут стать базовыми при формировании детского мировоззрения, поиске жизненных позиций и установок.
Для читателя книга может носить развлекательный характер, отображая незатейливые события и сюжеты, иногда волнующие или забавные. Также книга может содействовать пониманию действий и чувств собственного ребёнка, увидеть его с другой, неизвестной для родителя, стороны, глазами других детей и взрослых. Не случайно же каждому родителю интересно, что происходит с ребёнком в его отсутствие? Как складывается его жизнь там, куда он доверяет своё самое ценное сокровище? строит множество ожиданий и требований, иногда невысказанных сомнений, необоснованно или справедливо возникающих претензий и возражений? С чем сталкиваются педагоги, какую роль сыграют для будущего взрослого?
Описать и проанализировать все интересные моменты и ситуации не представляется возможным. Многие затронутые темы не содержат полноценных рекомендаций по работе с ними, и преведены с целью привлечения внимания. В некоторых случаях, пошевелив внутри себя забытые ситуации и похожие события, мы добираемся и до понимания себя самого, ведь, как бы банально это не звучало, все мы родом из детства, и всё, что там происходило, так или иначе, оставляет свой след.
Книга предлставлена для широкого круга читателей, но в первую очередь родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психолог в детском саду. Непридуманные истории» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других