Реальный буддизм для новичков. Основы буддизма. Ясные ответы на трудные вопросы

Ноа Рашета, 2018

Краткое увлекательное введение в буддизм. Книга написана в формате ответов на самые распространенные вопросы по теме, например: «Буддисты поклоняются Будде как богу?», «Что говорит буддизм о добре и зле?», «Что имеют в виду буддисты, говоря о пустоте?» – и позволяет получить базовое представление о философии, основных поучениях и истории буддизма. Ноа Рашета – буддийский учитель, ведущий популярного подкаста Secular buddhism (Светский буддизм). Он преподает осознанность и буддийскую философию по всему миру, иллюстрируя буддийские истины примерами из современной науки и историями из жизни. Книга стала бестселлером на Западе. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Городской монах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реальный буддизм для новичков. Основы буддизма. Ясные ответы на трудные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Будда

О чем вы узнаете: в этой главе мы обсудим, кем был Сиддхартха Гаутама, ныне известный как Будда. Вы узнаете о его жизни и ключевых событиях, которые привели его к просветлению, а также о том, как учение Будды превратилось в философскую систему и в конечном итоге в мировую религию. Хотя учения и философия Будды насчитывают несколько тысячелетий, они актуальны и сегодня.

Кто такой Будда — реальный человек или миф?

Будда — это титул, который был дан человеку по имени Сиддхартха Гаутама. Сиддхартха жил около 500 года до нашей эры на севере Индии (на территории современного Непала). Обычно, когда люди говорят о Будде, они имеют в виду Сиддхартху — человека, чье учение стало основой того, что мы сейчас называем буддизмом. У науки нет сомнений относительно существования Сиддхартхи; однако конкретные события его жизни вызывают споры буддологов. Как и во многих других древних традициях, первоначальные буддийские поучения постепенно превратились в поучения о поучениях. Это открывает много возможностей для различных толкований, но ставит под сомнение историческую точность современных пересказов. Тем не менее мы все еще можем многое рассказать о Будде, руководствуясь его сохранившимися поучениями.

Мы знаем, что они сосредоточены на двух главных темах: на существовании человеческих страданий и на методах, способных привести к прекращению страданий. Поучения Будды — не идеи, в которые должны были бы верить его последователи, а набор методов, предназначенных для практики. Эти поучения, известные под общим названием Дхарма, побуждают нас изучать собственный ум, чтобы обрести более ясное понимание самих себя и природы реальности.

На каком языке говорил Будда? Я часто слышу иностранные слова, которыми описываются буддийские истины, — это и есть язык Будды?

Вполне вероятно, что Будда говорил на магадхи-пракрите — наречии древнего царства Магадха, которое располагалось в Северной Индии. Но мы не можем сказать это с полной уверенностью, поскольку нет никаких письменных источников на его родном языке. При жизни Будды и долгое время после его смерти Дхарма передавалась устно в Индии и на территории современного Непала. Только через несколько сотен лет после кончины Будды его поучения были наконец собраны и записаны. Одно из первых таких собраний известно как «Палийский канон», потому что написано на языке пали, который когда-то использовался в Индии для академических и религиозных целей. «Палийский канон» — старейший известный источник многих буддийских поучений; в этой книге, как и во многих других буддийских писаниях, часто используются именно палийские термины. Также распространены слова на санскрите — этот язык тесно связан с пали и до сих пор используется в Индии для ведения религиозных церемоний.

Что мы знаем об историческом Будде? Что привело его к моменту просветления?

Традиционная история гласит, что Сиддхартха Гаутама родился в Лумбини, на территории современного Непала, около 500 года до нашей эры. Будучи сыном царя, он рос в достатке и роскоши. К двадцати девяти годам он выполнял обязанности наследника престола, был мужем, отцом сына, но вдруг все изменилось. Он выехал на повозке из дворца и увидел на улицах сначала старика, затем больного человека, а затем покойника. До этого момента Сиддхартха жил в царских покоях, от него скрывали наличие старости, болезней и смерти, и теперь вид этих страданий глубоко поразил его. Он понял, что ни достаток, ни роскошь не защитят его от непостоянства и умирания. Затем Сиддхартха заметил нищего монаха — странствующего духовного искателя, который жил на подаяния и стремился к духовной мудрости. Этот монах производил впечатление человека умиротворенного и безмятежного — похоже, что он, в отличие от Сиддхартхи, не ощущал никакого беспокойства. Это вдохновило Сиддхартху на поиск духовной мудрости, которая помогла бы ему преодолеть внутреннее смятение, вызванное суровыми реалиями жизни.

Сиддхартха отказался от царских привилегий и отправился искать внутренний покой. Он учился у гуру и наставников, которые практиковали крайние формы самоконтроля и аскетизма. После шести лет самоотверженной учебы и духовной практики, основанных на разных методах, начиная от медитации и заканчивая длительным голоданием, Сиддхартха чувствовал разочарование: он все еще не получил ответов на свои вопросы и не обрел мудрости, которой так жаждал. В конце концов он понял, что путь к покою пролегает через умственную дисциплину. Тогда он сел под фиговым деревом на берегу реки и погрузился в медитацию, чтобы овладеть своим умом. Сиддхартха семь дней боролся с концепциями и идеями, которые мешали ему ясно видеть реальность, и внезапно понял: он сам является источником собственного беспокойства и страдания и сам же заключает в себе радость и удовлетворенность, которых так отчаянно ищет. Осознав, что мудрость находится внутри, а не снаружи, он достиг просветления. Он стал известен как Будда — на пали и санскрите это слово означает «пробужденный». Роща, в которой Сиддхартха достиг просветления, сегодня известна как Бодхгая, а дерево назвали древом Бодхи — в честь Будды.

Реальность и то, как мы ее воспринимаем

Буддизм на каждый день

Представьте, что вы едете за рулем, как вдруг вас подрезает другой автомобиль, вынуждая к резкому торможению. Обычная реакция — громко посигналить или показать водителю определенный палец. Возможно, вас захлестнет мощная волна так называемой дорожной ярости. Почему в такие моменты мы склонны злиться и проявлять агрессию?

С буддийской точки зрения наше восприятие реальности любых ситуаций (в данном случае опасности на дороге) зависит не только от того, что произошло на самом деле, но и от наших собственных мыслей. Мы думаем: «Этот придурок меня подрезал!» Но идея о том, что какой — то эгоистичный и подлый водитель намеренно заставил нас ударить по тормозам, — это вымышленная история, которую мы сами создали. Откуда нам известно, что этот человек — придурок? А что, если секундой раньше он услышал какую-нибудь ужасную новость и потому отвлекся от вождения? А вдруг ему потребовалась неотложная медицинская помощь? Изменит ли какое-то из этих предположений чувства, которые вы испытали? Наверное, да. На самом деле ситуация проста: нас подрезала машина, и это все, что нам известно. Все остальное неясно; мы не знаем, кто водитель, почему он или она так себя повели и что вообще происходит в той машине.

В повседневной жизни мы постоянно придумываем смыслы и истории. Возникает мысль — мы создаем историю — история вызывает эмоции — мы создаем следующую историю — и так далее. Пока все не прояснится, мы находимся в ловушке привычных реакций на собственные мысли и совсем не обращаем внимания на саму реальность.

Буддийские поучения способны открыть нам новую перспективу. Иногда кажется, что наши истории успокаивают, дают чувство уверенности — даже если они никак не связаны с действительностью. Но у нас есть возможность освободиться от историй, затуманивающих восприятие, и почувствовать себя нормально, даже если мы не понимаем ситуаций, в которых находимся. Вот почему буддизм часто называют путем освобождения. Освобождение — это момент, когда вы не расстраиваетесь из-за дорожной пробки: ведь вы не знаете, что произошло на самом деле, поэтому реагировать просто не на что. Освобождение означает переживать реальность такой, какая она есть.

.

Что означает слово «будда»?

Термин будда как на санскрите, так и на пали означает «пробужденный» или «человек, который пробудился». Идея пробуждения пронизывает всю буддийскую философию. Буддизм учит, что есть два вида реальности: подлинная реальность и такая реальность, какой мы, люди, ее воспринимаем или понимаем. Восприятие человека определяется тем, насколько обусловлен его ум; другими словами, наши идеи, культурные верования, представления и мнения напрямую влияют на то, как мы видим реальность. Будда — это тот, кто полностью освободился от ошибочных представлений о реальности, которым все мы так подвержены, и, следовательно, переживает нирвану

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Городской монах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реальный буддизм для новичков. Основы буддизма. Ясные ответы на трудные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я