Святая Земля, чья она? На вопрос отвечает Коран

Ниссим Дана, 2014

Книга профессора Ниссима Дана содержит новый взгляд на народ Израиля, его Тору (Библию), на его связь со Святой Землей и с Иерусалимом. Книга опирается на анализ текстов: Корана – священной книги мусульман – и обширного корпуса трудов различных комментаторов Корана, в том числе и тех, чьи труды в исламском мире считаются классическими. Монография иллюстрирована картами, фотографиями и фотокопиями текстов на арабском языке. Профессор Ниссим Дана – автор 10 книг и десятков публикаций, посвященных религиям, культуре и жизни народов Ближнего Востока; владеет кроме иврита арабским и английским языками. Издание адресовано всем, кто интересуется историей Святой Земли и Ближнего Востока

Оглавление

Предисловие

Если вступаете в спор с людьми Писания [Иудеями и христианами], то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо [злодеям]. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Б-г и ваш Б-г — один, и мы покоряемся только Ему».

Коран, сура 29, аят 46.

Известно, что в общественном сознании последних поколений арабского мира особое место занимает «еврейский вопрос». Этим объясняется обилие публикаций на арабском языке, посвященных еврейскому народу, Торе, связи евреев с Землей Израиля. Публикации эти в подавляющем большинстве тенденциозны, исполнены враждебности к евреям и Иудаизму, отрицают какие-либо права евреев на Святую Землю, не говоря уже о малейшей возможности обсуждения любого документа, содержащего поддержку противоположной точки зрения.

Примером такого негативного отношения могут служить взгляды шейха доктора Юсуфа аль-Кардави, президента Международного союза мусульманских ученых, являющегося сегодня признанным лидером суннитского исламского мира. В своей книге «Иерусалим — забота каждого мусульманина» (Аль-Кудс, кадият куль муслим) он пишет, в числе прочего, что евреи силой несли свои убеждения другим народам — например, Иудеям Хазарского Каганата (стр.39), и поэтому нет оснований для претензий евреев на их связь с Палестиной.

Шейх Кардави противопоставляет связь, существующую, по его мнению, между арабами и Святой Землей, и переселение на эту землю евреев:

«Ханаанские арабы (и другие народы) жили в Палестине поколение за поколением до прибытия Авраама, да пребудет он в мире, из ирака, вместе с женой Сарой, и после ее смерти Авраам нуждается в палестинцах, чтобы приобрести для нее место захоронения. Авраам, Исаак и Иаков прожили в Палестине 230 лет, не владея там ни единым клочком земли… (стр. 47)

Было бы более уместным, если бы евреи просили владение Египтом, где они прожили 430 лет, вместо Палестины, где Авраам и его сыновья прожили 200 лет… Евреи стремятся к обладанию не только землей Палестины, но и всем миром…».

Завершая свои многословные рассуждения, шейх Кардави отмечает, что палестинцы, «упоминаемые в Торе», жили на Святой Земле до прихода евреев, в то время, когда там жили евреи, после того, как оттуда ушли евреи, и живут там по сей день (стр.64): «Как известно, дворец [Храм] уже давно разрушен, и проведенные евреями изыскания и раскопки не привели к обнаружению каких-либо его остатков…». Кардави завершает свои политические рассуждения на грани антисемитизма:

«История учит нас тому, что евреи живут среди других народов как паразиты: они питаются от организма [другого народа], но не подпитывают его, они берут у него, но не дают ему, они строят для себя на чужих руинах… Они стремятся убивать беззащитных палестинцев в лагерях беженцев. Евреи, которые жалуются на расистские нацистские законы, сегодня практикуют новый, радикальный нацистский расизм, который отводит себе центральное место и не признает права других…(стр.98)».

Взгляды шейха Кардави будут подробно рассмотрены во втором разделе данной книги. Пока же ограничимся следующим замечанием.

Вопросу о том, кто населял Святую Землю до вступления в нее народа Израиля, далеко выходящему за рамки нашего исследования, посвящена обширная литература, обобщающая в том числе данные археологических раскопок, ведущихся уже более полутора столетий. На илл. 1 (стр. 16) приведена карта-схема, составленная по результатам этих исследований. На карте указаны основные народы, населявшие Святую Землю в этот исторический период: ханаанеи, иевуссеи, евеи, ферезеи, гергесеи, амореи, хеттеи, филистимляне (искаженное ивритское слово плиштим, откуда произошло слово на латыни «палестинцы» и, впоследствии, римское название Святой Земли — Палестина — Palaestina), моавитяне и эдомяне.

Еще одним примером тенденциозного подхода может служить книга Мухаммада иззата Дарваза «Аль-Тафсир аль-Хадис» (Новое толкование), содержащая, среди прочего, следующий пассаж:

«Когда Пророк [Мухаммад] переехал из Мекки в Медину, там были три еврейских племени: Кайнука, Курайза и Надир. Они построили винодельни, таверны, публичные дома и загоны для свиней. Они обладали монополией на производство изделий из золота и серебра, а также на изготовление оружия. Они занимались ростовщичеством… в целом, они контролировали экономическую жизнь города… Словом, они делали в те годы то, чем они занимаются и сегодня… После того как Пророк поселился в городе, [евреи] почувствовали прямую угрозу их занятиям и привилегиям потому, что местная молодежь больше не посещала их магазины и бордели, и жители города перестали есть свинину… Это означало, что евреи лишаются источников их богатства и процветания… Поэтому они начали строить козни против Пророка и плести заговоры вместе с еретиками [племя Курейша] против мусульман… (стр.92)».

Сущностью нашего исследования является полемика с этими взглядами.

Изучая мусульманские первоисточники, автор пришел к выводу, что современные исламские тенденции по еврейскому вопросу во многом расходятся с позицией Корана и многих авторитетных исламских комментаторов, которые положительно высказывались о народе Израиля, Торе Израиля (Библии) и связи евреев со Святой Землей. Отсюда естественным образом вытекает направление нашей работы.

В ходе дискуссии будут использованы только классические исламские источники, в важности которых не может быть сомнений:

— Коран, который в глазах мусульман является словом Аллаха и священным писанием;

— Хадисы, традиционно передающие повеления Мухаммада или относящиеся к нему;

— Тафсир, комментарии к Корану.

В противоположность потоку тенденциозных публикаций настоящее исследование предпримет «положительную акцию» при отборе и анализе исламских документов. Следует решительно подчеркнуть, что действия автора монографии по отношению к большинству источников будут осуществляться только в техническом плане: выбор, перевод, анализ и обеспечение его доступности для читателя. Отсюда вытекает, что, за редкими исключениями, книга не использует еврейские источники или исследования, проведенные тем, кто не признан в качестве мусульманского религиозного деятеля.

Илл.1. Карта-схема Ханаана и страны Амореев. 1 — филистимляне, 2 — ханаанеи, 3 — евеи, 4 — хеттеи, 5 — иевуссеи, 6 — амореи, 7 — гергесеи, 8 — ферезеи, 9 — моавитяне, 10 — эдомяне.

Поскольку результаты моих исследований в некоторых случаях отличаются и даже противоречат тому, что, вплоть до настоящего времени, опубликовано в мусульманской прессе, в предлагаемой читателю книге приведено множество цитат из вышеупомянутых классических исламских документов. Эта методология была использована также и потому, что, как известно, основная масса мусульман незнакома по-настоящему с классическими исламскими сочинениями, которые будут представлены; это утверждение тем более справедливо по отношению к немусульманскому читателю.

«Призывай на путь Г-спода твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор с ними наилучшим образом…».

Коран, сура 16, аят 125

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я