Россия всегда жила в "цикле" лета Господня – вспомнить хотя бы самые знаменитые книги И.С.Шмелёва. В очерках – вернее, в циклах очерков вспоминаются Праздники – Двунадесятые и Великие. И речь идёт о возведённых в честь них храмов. Храм- Дом Божий, и приходим мы туда прежде всего ради Богообщения. И,конечно, любой образ иконописный, кроме молитвы перед ним помогает ещё осмыслению и истории наше, и происходящего ныне. Образы Святых "пробуждают" наш духовный "код генетический".
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Небесное, в земном отразившееся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Очерк второй.Дивен Бог во Святых Его.
Когда мы говорим о т.н. «светском государстве», то ни у кого почему-то не возникает мысли о том, что же в таком случае принять за основу жизни, за основу культуры. Подобная «формулировка», как правило, — ширма,
за которую прячутся от безысходности. Все же мало-мальски культурные люди понимают, что основой русской культуры всегда было Православие.
Неслучайно в русской литературе большое значение имеют Жития Святых, написанные прежде всего с целью показать положительный пример, к которому должно стремиться.
Жития Святых, от века Богу угодивших, стали, конечно,
и основой литературы классической.
«Мне хочется стать святым — навёртываются даже слёзы», — написал И.С.Шмелёв в знаменитой повести «Лето Господне». Понятно, что это — впечатления детства.
А вот детские воспоминания старейшего звонаря Свято-Даниловой Обители М.И.Макарова: «Я любил слушать жития святых, особенно жития преподобного Сергия и преподобного Серафима. Бывало, набегаешься за день, надо ложиться спать, но хочешь на ночь послушать житие…».
Думаю, довольно…
А потому обращаемся к самому очерку.
Глава первая. Вне времени. Вне пространства.
Особые Дни от Воскресения Христова до Троицы! «Мы были крещены во Имя Пресвятой Троицы», — напомнил всему миру в год 900-летия Крещения Руси русский мыслитель и поэт В.С.Соловьёв.
Но вот уже завершились эти сакральные пятьдесят дней…
И какой глубокий смысл в том, что следующее после Троицы воскресенье — День Всех Святых. Всех Святых, во имя которых все мы, Крестом осенённые, именами своими нареклись. А ещё через неделю — День Всех Святых, в Земле Русской Просиявших (По Патриаршему велению Землю Российскую не Землю Русскую заменили. Русскую — от Святой Руси неотделимую). День этот всегда на время Петрова Поста уже приходится.
Господь во Святой Троице — Все Святые — Все Русские Святые!…
Замечательно, преисполненное сакрального смыла Слово — Просиявшие — в Земле Русской Просиявшие!!! Канонически так называют Святых, чья жизнь земная и Прославление приходится на время после Крещения Руси…
Только разве не Просияли в Земле Русской — в Святой Руси рождённые ещё в девятом веке Создатели Азбуки нашей, те, в честь кого слагал гимны русский, православный народ?! «Слава вам, Братья — славян просветители»!…
Разве не Просиял в Земле Русской оставивший мир в четвёртом веке тот, кто новорожденным младенцем простоял три часа в крещенской купели, к которому обращаются в молитве и о путешествующих, и о невинно осуждённых, и об оказавшихся на краю бедности?! Святитель Николай Мирликийский! Наверное, трудно назвать более «русского» Святого. Он и «Можайский», и «Зарайский», как поётся в духовных кантах. Он на иконах держит в руках и храм Можайский, и один их храмом «Русской Голгофы» — Бутовского полигона. И сколько московских улиц имя его запечатлело!…
Разве не Просияли в Отечестве нашем те, в память о страданиях которых мы «постимся из уважения», как сказал один из героев И.С.Шмелёва, — Первоверховные Апостолы Пётр и Павел?! (О них свой разговор ещё будет — но не сейчас).
Над Флотом Российским гордо реет стяг, названный в честь Апостола, что проповедовал там, где сейчас Крым. Значит, Просиял и Андрей Первозванный!
И Создатели Главной Книги Православного Богослужения — Евангелисты, образы которых чаще всего пишутся на царских Вратах!
И Создатели Божественной Литургии, что служится уже шестнадцать веков! (Есть та, что каждый день служится, а есть та, что в особые дни Великого Поста). Потому и их изображения нередко написаны на Вратах, что на границе Алтаря и остального храмового пространства. Иоанн Златоуст и Василий Великий…
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я
свободу
И голубые небеса.
Даже в годы господства советской идеологии, часто звучали по радио эти строки, созданные известным поэтом А.К.Толстым. То ли из уважения к написавшему на них музыку великому композитору П.И.Чайковскому, то ли оттого, что присвоившие себе право на наши умы и чувства не знали, о ком написана поэма. Эти строки — лишь малая часть очень большого произведения, разным стихотворным размером написанного. В финале повести «Пути Небесные» показал И.С.Шмелёв всю глубину переживаний слушающих романс. Каждый вспоминал свой путь к Богу. Появление романса всколыхнуло всю Россию! (Никакое Евровидение по своему значению «рядом не стояло»).
Поэма «Иоанн Дамаскин». Тот, о ком она написана, — тоже один из Отцов Церкви. Это он, оклеветанный, с отрубленной рукою всю ночь Заступнице рода христианского молился. И чудо свершилась — приросла, встала на место отрубленная по лживому навету рука. (Как и в предыдущем очерке, не будем рассуждать о том, что познать нашему повреждённому грехом сознанию не дано. Чести это никому не делает).
В благодарность Пресвятой Владычице спасённую руку Святой Иоанн написал на иконе…
Пред Образом, именуемым Троеручица, по горячей молитве исцелялись и исцеляются ныне увечные. Просиял на Руси в восьмом веке оставивший мир земной Святой Иоанн Дамаскин. Просиял и как создатель Чудотворного Образа, и как Учитель, трудами своими просвещающий, и как образ созданного на века романса!…
Там, минуючи зарю,
Ширь безвестных плоскогорий,
Одолеть судьбу-змею
Скачет пламенный Егорий.
Этими строками небезызвестный православный, крестьянский поэт Н.А.Клюев отразил всю суть души русской. (Наверное, за русскую душу, за крестьянское мировидение и был расстрелян поэт в конце окаянных тридцатых).
Кто же этот Пламенный Егорий?! Конечно же, Великомученик Георгий — Георгий Победоносец — мученическую смерть от нечестивого языческого императора принявший. Принявший в начале четвёртого века — во времена страшной «агонии» язычества. (Агонии потому, что через десять лет Императору Константину Великому явится в Небесах Крест. А потом созовёт Благочестивый Император Первый Вселенский Собор).
Через десять веков станет Святой Великомученик покровителем русских князей, имя его неразрывно с Бранной Славой связано будет.
А знаменитый, с древних времён «Юрьев День» тоже от Имени почитаемого на Руси Георгия.
В День Памяти Святого Георгия Победоносца прекратятся военные действия — и поверженное войско антихриста вынуждено будет безоговорочно капитулировать! В Победном Сорок Пятом.
Почитается Святой Георгий и русским, и грузинским народами православными.
Георгий, Егор Юрий — все с именем Георгия крещены.
А потому Просиял Ослепительным Светом Духовным над Русью Святою Мученик первых веков Христианства — Воин Христов Георгий!…
«Святой Пантелеймон и Воин Георгий» приходят на помощь к лежащему на «ложе болезни» и беседуют с ним. Может быть, к самому Герою Отечества, русскому офицеру и поэту Н.С.Гумилёву?!
Святой Целитель Пантелеймон. Тоже Великомученик, тоже нечестивыми язычниками убиенный — через два года после Святого Георгия. Целитель, наверное, самый из Собора Целителей на Руси известный. (О Соборе Святых Целителей мы уже в другом очерке говорили).
Оттого в стихотворении А.К.Толстого ходит «Государь Пантелей» по русскому полю и собирает целебные травы. И преклоняется перед ним вся русская природа.
Просиял Святой Целитель Пантелеймон в каждом русском¸ верующем сердце!…
Конечно, Столица России Православная, Златоглавая, звоном колокольным наполненная. Да только после многолетнего безбожия словно образовались в ней «пустоты» духовные. Одна из них в той части, что Соколиной Горой называется. На одной из улиц словно «сгусток» скорби. Конечно, в любую больницу не от радости приходят — только некоторые скорбны особенно. Прошу прощения — мнение субъективное — но разве это не так?! Там, где, возможно последние дни с онкологией доживают, там, где душевнобольные, и там, где больные инфекционные и нет посещений. А ещё, там, где «раздаётся» безмолвный крик беззащитных младенцев, лишённых права родиться…
И здесь, на одной из улиц Соколиной горы, кажется, всё зло, все скорби собрались — со всех окрестностей, откуда изгнаны были!
«Спальный» район?! Нет — духовно «мёртвый»! Без молитвы, без освящения не одолеть этого «сгустка» зла и скорби!…
А про Святого Целителя Пантелеймона даже в годы «диалектического и исторического материализма» знали. Не знали, возможно, в большинстве своём, Святых Трифона, Косьму и Дамиана — а Святого Пантелеймона знали почти все…
Времена изменились — стали при больницах храмы и часовни возводиться, или хотя бы комнаты для молитвы создаваться. А в некоторых больницах молебны в конференц-залах служились — по средам, например.
Инфекционная больница! Разумеется, очень неприятно, нет посещений, но не смертельно же — вроде чуму и холеру с земли прогнали. К чему это? К тому, конечно, что нашёлся бы батюшка в храме больничном служить готовый, если бы храм в сем месте скорбном был…
(Тогда, более десяти лет назад, мы с коллегами привезли и охраннику передали икону Святого Целителя Пантелеймона — пусть хоть на проходной будет, чтобы зияющую пустоту эту как-то прикрыть. И в некоторые другие «особо скорбные стационары» тоже передавали — и не только Святого Целителя, но сейчас речь о Святом Заступничестве Великомученика Пантелеймона)…
Одна из станций МЦК называется «Соколиная Гора» — в двух шагах от того скорбного стационара инфекционного. И если к станции по ступеням подняться, то вдруг взору открывается небольшой больничный храм багряного цвета. А внизу его не видно за корпусом, хищную птицу напоминающим. Храм, в честь Святого Целителя Пантелеймона несколько лет назад возведённый! Наконец-то! Словно лучик света хоть немного эту бездуховную, удушливую тьму разогнал!
А ещё очень хочется рассказать, что кроме Образов Христа, Пресвятой Матери Его и Святого Целителя — Мученика, на одном из образов Особо Почитаемые Святые на фоне именно этого багряного Храма написаны.
И что на иконостасе Пресвятая Богородица в несколько непривычном для русской иконописи облачении цвета небесного. Цвет Небес здесь словно самый «главный» — словно само небо отразилось и в облачении Спасителя, и Целителя Святого Пантелеймона, и во всём Праздничном ряду.
Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал…
Наверное, так мыслил и иконописец — а «иные начала» во всей иконописи, во всём пространстве Храма воплощаются!…
Возвратимся же к Собору Целителей Святых — среди них — а как же иначе — есть Новомученики — и один из них тот, что скорби Царской Семьи разделил. Лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, к лику в 2016 году причисленный.
Невольно вспоминаются слова Ф.И.Тютчева:
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Небесное, в земном отразившееся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других