2. «На сцене нужно жить»
Раневскую часто называют «мастером эпизода». Сомнительный комплимент — Фаина Георгиевна была рождена для главных ролей. Эпизоды ей приходилось играть от невостребованности, безденежья, безысходности.
Актриса поистине великая, универсальная, Раневская умела блистательно играть и трагические, и комедийные роли. И не играть — проживать роль. Это её слова: «Я не признаю слова „играть“. На сцене нужно жить».
Биография Фаины Георгиевны широко разошлась актерскими байками, анекдотами, забавными историями. Остроумие Раневской (именно остроумие, не острословие!) вошло в легенды. Безжалостная, ироничная, едкая, она терпеть не могла напыщенности, бездарности и фальши. Реагировала мгновенно и остро. И это тоже грань её огромного таланта. Раневская была строгим судьей, но прежде всего, как любой интеллигент, самой себе.
«Я в своей жизни не сделала девяносто девять процентов из ста», — сказала Раневская в конце жизни. И это её личная трагедия и вина режиссеров, которые рядом с этой женщиной терялись — настолько значительней, ярче был её талант по сравнению с их талантом. А речь-то о настоящих, масштабных величинах — Эйзенштейне, Таирове, Завадском. Что уж говорить о режиссерах «помельче»?
А ещё она была бесконечно, трагически одинока. Всю жизнь. Никогда не была замужем, не имела детей и близких родственников (все родственники уехали за границу в годы революции).
Но… обо всем по порядку. Судьба Фаины Георгиевны стоит того, чтобы пристально её исследовать и постараться понять. Ибо Раневская — не просто выдающаяся актриса и мудрая женщина. Это Божий Дар, которым мы не сумели в полной мере воспользоваться…