Малыш плохо спал, а утром вы заметили сыпь? У ребенка высокая температура, а врач не назначает никаких лекарств? Или, наоборот, перечень выписанных препаратов, витаминов и анализов такой большой, что лечение ударяет по бюджету и пугает побочными эффектами? Эти и многие другие вопросы заставляют нервничать всех родителей. Но если искать ответы в интернете, то можно не только впасть в панику и найти несуществующие болезни, но и навредить ребенку. Николай Комов – врач-педиатр, заместитель медицинского директора по педиатрии сети клиник «Lahta», написал книгу-руководство для современных родителей, которые хотят получить научно обоснованную информацию о лечении заболеваний ребенка и удостовериться в их правильности. В книге вы найдете: – описание самых частых детских заболеваний и алгоритмы их лечения; – перечень симптомов, при которых нужно срочно обратиться к врачу; – список нужных и бесполезных лекарств, исследований и анализов; – все, что нужно знать, о прививках и мифах вокруг вакцинации. А также узнаете, как выбрать хорошего специалиста, как работает детский иммунитет, и получите советы по организации режима кормления и сна детей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый малыш. Самые частые детские болезни: симптомы и синдромы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как выбрать педиатра и есть ли такой выбор?
Педиатрическое образование в России
Я обожаю систему образования в нашей стране. Да, есть проблемы. Да, низкое финансирование и, как следствие, падение заинтересованности профессорско-педагогического состава в преподавании.
Да, не всегда шикарное материально-техническое обеспечение. Но сама возможность получить такое фундаментальное, обширное образование бесплатно каждому молодому человеку в РФ — это ли не мечта?
Этапы медицинского образования в России:
1. Поступление в медицинский вуз. Здесь существуют три основных врачебных направления: «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». Последняя стоит особняком: срок обучения на год меньше, многие предметы изучают по сокращенной программе (удержусь от анекдотов про дантистов) и стоматологи не могут заниматься лечением внутренних болезней. Спектр ограничивается полостью рта (но и там много чего интересного и сложного!). А вот направления «лечебное дело» и «педиатрия» позволяют получить все многообразие знаний о человеческом организме. Первые три года уходят на изучение анатомии, нормальной и патологической, химии, органической и биохимической, фармакологии, физиологии, микро — и макробиологии. В это время в голове у студента — солянка из еще не полностью связанных между собой фактов, он собирает пазл под названием «Что такое организм человека и как он болеет?». А вот следующие три года студенты изучают уже все клинические направления, без привязки к определенной специальности. Это необходимо, так как по умолчанию все выпускники должны быть готовы выполнять обязанности врача общей практики: то есть лечить все и всех.
2. После окончания вуза молодой врач оказывается перед выбором: пойти работать в поликлинику или поступить в ординатуру? Последняя — это стажировка под контролем опытных профессоров и доцентов. Ординатура позволяет молодому специалисту закрепить свои знания, получить опыт работы в разных отделениях и клиниках, а также разделить бремя ответственности за лечение с врачом-наставником. В итоге можно стать узким специалистом, например аллергологом, гематологом, инфекционистом, или просто глубже изучить педиатрию.
3. Существует еще профессиональная переподготовка, она занимает полгода и представляет собой сокращенную ординатуру. Так можно, если первичная специализация находится в смежной области: кардиолог может переквалифицироваться во врача УЗИ, педиатр — в гастроэнтеролога и так далее.
Во время получения дополнительного образования педиатр уже окончательно решает, кем он видит себя в дальнейшем: врачом стационара или поликлиники, выбирает бюджетную отрасль или частную.
Вроде бы все просто и понятно, но за этим порядка 60 экзаменов, сотни тысяч часов за учебниками и бессонных ночей на дежурствах в течение 8 лет обучения. И все это ради того, чтобы вы могли спросить: «Доктор, у моего Вани стул желтый с комочками — это нормально?» — и получить дельный совет и конкретные рекомендации.
Источники информации для врачей
Определяющим фактором в становлении врача является его багаж знаний и навыков практической работы. Первое мы получаем от профессоров и академиков, преподающих в университетах, и из учебников, утвержденных Минздравом. А второе приобретаем опытным путем в результате многолетних стажировок в отделениях больниц и поликлиник, еще будучи студентами. И там и там имеет место человеческий фактор. Даже корифеи педиатрии с полувековым опытом подвержены когнитивным искажениям или, что еще хуже, далеко не всегда руководствуются исключительно благими намерениями при написании руководств и клинических рекомендаций. Поэтому врач вынужден постоянно совершенствовать свои знания, отвергать старые, пусть и привычные, но неэффективные методы лечения и диагностики, а также регулярно задавать себе вопрос: а правильно ли я лечу?
Ниже представлены уровни совершенствования врачебного профессионализма.
1. Базовый уровень: диплом специалиста и ежегодные недельные курсы по повышению квалификации.
Даже если бы нас учили, как в Гарварде, знания необходимо было бы постоянно обновлять. Современная медицина развивается и совершенствуется с такой скоростью, что клинические знания, полученные на старших курсах, устаревают за год-два. Это важно понимать, чтобы не спрашивать любого педиатра о том, как лечить гипертонию бабушки: он либо напрочь забыл, как это делается, либо его знания давно устарели и могут навредить старушке. Недельные курсы — это 40 часов. Слишком мало для такой специальности, как педиатрия. Нужно переходить на следующий уровень.
2. Средний: диплом, курсы плюс конференции и семинары ежемесячно.
Звучит хорошо, на такие встречи приезжают профессора с узкой специализацией, которые готовы ответить на вопросы, которые молодой педиатр еще даже не задавал себе. Но большим минусом таких мероприятий является обилие рекламы и купленных лекций. Профессора тоже разные, иногда чересчур корыстные — не считают преступным рассказывать аудитории про фуфломицины, неверные протоколы лечения. Они зарабатывают, компании обогащаются, а в конечном счете страдает ребенок, которого залечивают педиатры, наслушавшиеся таких лекций.
3. Почти идеально: диплом, зарубежные конференции, пользование международными гайдлайнами (протоколами лечения) и медицинскими ресурсами по поиску актуальной медицинской информации (Cochrane, MedScape, UpToDate). Вот здесь уже врач — заноза в подкожной клетчатке своих коллег. Потому что, обладая современной информацией, сложно держать рот на замке, не пытаться ее популяризировать… В итоге специалиста считают выскочкой, борцом с авторитетами и системой. На самом деле никто из моих коллег — «доказательных» врачей не ставит целью самоутвердиться. Есть одна задача — оказать высококачественную медицинскую помощь. Какой смысл придерживаться старого, если есть гораздо лучше работающее новое? Особенно если это облегчает жизнь детям и их мамам. Хотя… Думаете, есть что-то пафосное в том, чтобы делать свое дело грамотно? Я считаю, что это главная задача и решить ее под силу любому доктору.
Идеального алгоритма, как запрограммировать обычного человека стать идеальным врачом, пускай и за 8 лет, пока не придумано. Мы все еще склонны к ошибкам, недоучиванию, некоторому упрощению. Это заложено в природе человека. И это, конечно, связано с работой. Перейдем к следующему разделу.
Качества врача
Как и при выборе супруга, мы, представляя себе идеального врача, наделяем его определенными чертами, которые подчас противоречат друг другу, но давайте разбираться.
Самый главный пункт, без которого все остальные вообще теряют какой-либо смысл. Каким бы добрым, отзывчивым и нежным ни был врач, отсутствие знаний о происхождении, развитии и лечении болезней ставит на нем крест. Компетенция — вещь непостоянная. Ее необходимо постоянно поддерживать, укреплять, смотреть на все критически и непредвзято.
Ведь иногда опыт — это систематическое повторение одних и тех же ошибок.
Детский врач априори обязан быть добрым. В его действиях, назначениях и направлениях одним из самых основополагающих качеств должна быть именно она. Настоящий детский врач всегда будет стараться не причинить боли, неудобств, избежать возможных побочных эффектов от лекарств. Вот трактовка главного принципа любого доктора: «не навреди». На словах все достаточно просто, но на деле, когда ты живешь в профессии, это качество постоянно испытывает тебя на прочность. Добрым надо быть не только к ребенку (это просто и естественно), но и к родителям. А среди них, знаете ли, встречаются весьма интересные персонажи. Они могут хамить, злиться, проявлять неуважение, жаловаться — но врач себе такого ни в коем случае позволить не может. Если даже он супергений, как доктор Хаус из популярного сериала, но лишен доброты — он худший из врачей. Лечение всегда косвенно связано с психотерапевтическим воздействием на пациента. Доброта располагает его к врачу и дает возможность наладить контакт, настроить комплаенс (приверженность лечению).
Скромность и неуверенность — худшие союзники врача. Пациенты приходят за советом и помощью, они хотят видеть уверенного специалиста, назначения которого не придется перепроверять. Уверенность предполагает, что иногда врачу приходится принимать непопулярные решения: ставить тяжелый диагноз, начинать агрессивную терапию — конечно, когда в этом есть необходимость. Перекладывание ответственности, как это часто происходит в поликлиниках, в виде перенаправления ребенка к паре-тройке узких специалистов, — ужасный порок системы, оказывающий педиатрам плохую услугу. Их воспринимают как диспетчеров, способных лишь на выдачу направления. Нормальный детский врач большинство проблем решает сам и только в тяжелых случаях, выходящих за рамки его компетенции, перенаправляет к другому. Не бояться брать на себя ответственность — важный пункт в характеристике специалиста.
Нравится нам это или нет, но у нас существуют нормы поведения в обществе и в личном общении. Обращение на «вы», соблюдение приличий — это вовсе не признак чопорности, а залог того, что врач будет придерживаться норм профессиональной этики и не станет нарушать личные границы. Не путайте вежливость с угодливостью — врач не должен вам прислуживать, но уважать человека по умолчанию и способствовать налаживанию контакта — хорошая манера.
Это качество можно рассматривать и как санитарно-гигиеническую характеристику: распущенные волосы, длинные ногти, грязный халат или костюм, немытые руки не только не радуют глаз, но и могут стать источником инфекционных болезней. Кроме того, опрятный внешний вид многое говорит и о личности — стабильный, эмоционально устойчивый человек следит за собой, своими словами и действиями.
Как расположить к себе ребенка, который забился в угол кабинета и рыдает навзрыд? Это очень сложно. Войти в контакт с ребенком — задача не из легких. Получается не всегда, но пробовать нужно. Само слово «врач» происходит от старорусского «врать», «заговаривать». Поэтому хорошо подвешенный язык очень пригодится врачу во время консультаций — иногда, чтобы составить клиническую картину, приходится буквально щипцами вытягивать из матери необходимые сведения.
Сам по себе путь в медицину сложен. Длительный процесс получения образования, позднее становление как специалиста, в отличие от других профессий, уже предполагают наличие выдержки и четкого следования цели. В плане лечения эти качества тоже очень важны. Некоторые болезни требуют длительного лечения, многократных бесед с родителями о том, как важно следовать рекомендациям. А еще есть коллеги и пациенты, которые далеко не всегда ведут себя сдержанно, — ну как тут без терпения?
Если по-русски — это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя при этом связи с реальностью. Пожалеть, понять, в конце концов, почему ребенку плохо, а мама плачет. Это качество прогрессирует на протяжении жизни. Но именно оно очень быстро умирает под натиском профессионального выгорания. Беречь его надо всеми силами.
Большинство детских болезней проходит само. Ребенок, как вечный двигатель, несмотря на все тяготы и невзгоды, выздоравливает и продолжает расти и развиваться. Круто? Очень. Но иногда случаются тяжелые болезни. Тогда позитивное мышление не позволяет опускать руки, заряжает энергией для дальнейшей борьбы с болезнью не только самого специалиста, но и семью пациента. Без веры в лучшее профессия врача была бы очень печальной.
Иногда есть порыв слукавить, приврать — ну хотя бы для того, чтобы казаться умнее, опытнее или оказать влияние. Чтобы все думали, что ты лучший специалист на свете. Но доверительные отношения дороже кратковременного успеха. Иногда лучше прямо сказать: «Я не знаю». Это тяжело. Это может оттолкнуть родителей, но точно не приведет к неправильным диагностике и лечению. Умение признавать свои несовершенства — первый шаг на пути к самосовершенствованию, в том числе и как специалиста.
Считать деньги пациента — грех, который ставит крест на всей врачебной работе. Пытаться заработать процентик с анализов, перенаправления к другому специалисту — это порок не конкретного платного врача, а нашей медицинской экономики. Врачу не платят за то, что дети не болеют. Напротив, чем больше приемов — тем лучше. Чем больше анализов назначишь — тем выше зарплата. Отчасти из-за этого стандартизация протоколов лечения — это неоспоримый плюс в борьбе с отъемом денег у доверчивых пациентов.
Но важно не путать понятие корысти и оплаты труда — каждая работа должна соответственно оплачиваться, а врач должен получать зарплату. А вот нажива на медицине — вещь неприемлемая.
Ну что ж, качества я описал. Получился прямотаки ангел, а не человек… Теперь надо постараться хотя бы часть из них самому в себе культивировать. Сложно обладать ими всеми. Но ориентир у меня, коллег и вас, матерей, должен быть. Пользуйтесь (но своего врача строго не судите)!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый малыш. Самые частые детские болезни: симптомы и синдромы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других