Шкундин – генеральный конструктор земснарядов в СССР. Памяти замечательного инженера

Николай Кожевников

В этой книге дополнена биография Шкундина информацией по периодам работы, а в приложении приведена биография и воспоминания П. В. Шелухина – старейшего гидромеханизатора в СССР.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шкундин – генеральный конструктор земснарядов в СССР. Памяти замечательного инженера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Николай Кожевников, 2020

ISBN 978-5-4498-4552-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Комментарии к фотографии на обложке:

Земснаряд ЗДЭК 400/20 с погружным грунтовым насосом (Патент SU1191527 A. Авторы: Л. Н. Нейтман, М. М. Фридман, Н.Н.Кожевников, Ф. П. Цурган) постройки завода «Промгидромеханизация». При отсутствия дорог в нефтеносном районе Западной Сибири земснаряд доставляется на объект работы ОАО «Сургутнефтегаз» на подвеске к вертолёту МИ-26.

Снимок М. М. Фридмана в сентябре 2001 г.

Гидромеханизация земляных работ получила широкое использовании в строительстве после удачного внедрения разработок инженера Н. Д. Холина на строительстве канала Москва — Волга в 1935 — 1937 гг., дальнейшее развитие и совершенствование способа активно продолжалось в СССР,

а в настоящее время в России используется для обеспечения добычи нефти и газа, что подтверждает фотография на обложке.

Б. М. Шкундин — генеральный конструктор земснарядов в СССР

«Гордится славою своих предков

Не только можно, но и должно;

Не уважать оной есть

Постыдное малодушие!»

А. С. Пушкин.

Мое знакомство с Борисом Марковичем Шкундиным

В 1946 г. я сдал приемные экзамены и был зачислен студентом в Московский Торфяной Институт на механико-технологический факультет. Этот институт был открыт по указанию В. И. Ленина в 1922 г. сначала в составе Московской Горной Академии, а с 1930 г. был учрежден как самостоятельный институт.

После Октябрьской Революции в 1917 г., и ранее, в России наступил голод на продовольствие и топливо. Основным топливом в царской России для промышленности был донецкий уголь, добыча его прекратилась из-за гражданской войны на Украине, которая продолжалась до 1922 г. Местным топливом для центральной России стали в этот период дрова и кустарная добыча торфа.

В 1914 году инженер Р. Э. Классон предложил и совместно с инженером В. Д. Кирпичниковым разработал гидравлический способ добычи торфа, который позволил существенно сократить трудоемкость торфоразработок. Этот способ должен был использоваться на Шатурской электростанции, заложенной в 1916 году «Обществом электрического освещения 1886 года», но из-за событий 1917 года практически был осуществлен только в начале 1920-х годов.

Этот индустриальный гидравлический способ добычи торфа, названный «Гидроторфом», заключался в размыве торфяной залежи высоконапорной струёй воды и перекачки размытой массы по трубопроводу с помощью специального насоса — торфососа на поля естественной сушки торфяной массы.

Аналогом Гидроторфа была гидравлическая добыча золота.

Первоначальное применение гидравлическая добыча получила в США в штате Калифорния при разработке золотоносных песков, при чем изобретателем этого способа считается Матиссон (1853 г.).

Разработка золотоносных песков в штате Калиформия США

Способ Гидроторфа был высоко производительным и нашел широкое применение на тепловых электростанциях после демонстрации Ленину отснятого Р. Э. Классоном кинофильма. В свою очередь этот способ послужил аналогом для развития гидромеханизации в СССР.

По окончании войны в 1945 г. Правительством СССР принимается большая программа строительства Волго-Донского судоходного канала с Цимлянской ГЭС на Дону и ГЭС на реках Волге и Днепре. Наличие песчаных грунтов в поймах этих рек позволяло проектировать и строить крупные земляные плотины способом гидромеханизации, используя удачный довоенный опыт применения этого способа земляных работ, предложенный и внедрённый инженером Н. Д. Холиным на строительстве канала Москва-Волга с Иваньковской, Угличской, Рыбинской ГЭС (Волгострой МВД СССР).

Для подготовки инженерных кадров строительства этих грандиозных проектов в 1948 году в Московском торфяном, Московском и Куйбышевском строительных институтах открывают отделения гидромеханизации. Профессор Н. Д. Холин организует в МИСИ на кафедре гидравлики отделение и лабораторию гидромеханизации. Он преподает в МИСИ и Торфяном институте, в котором я учился с 1946 года.

В 1949 г. я был зачислен на отделение гидромеханизации, которым руководил профессор, он же читал лекции. Для ведения семинаров и подготовки дипломных проектов Холин привлек инженеров из Проектной конторы Управления Гидромеханизации Главгидроволгодонстроя МВД СССР, ранее работавших с ним на Волгострое: инженеров Н.И Зайцева, Б. М. Шкундина, А. И. Огурцова и других.

На семинарах я впервые, как студент нашей небольшой группы гидромеханизаторов был представлен Борису Марковичу Шкундину, в то время он был начальником Управления Гидромеханизации МВД в чине мйора. Конечно, это знакомство было только представительным.

Более тесное общение произошло на строительстве Цимлянской ГЭС Волгодонского канала летом 1950 г. на моей преддипломной производственной практике. Подробно прохождение практики описано в моей книге «Прошлое для будущего», я только приведу выдержки, касающихся этих встреч с Борисом Марковичем.

«Производственную практику я проходил в должности десятника на намыве плотины ГЭС. Моим прорабом был молодой инженер, окончивший московский институт МИСИ, В. Ф. Дмитриев, в будущем он стал одним из руководителей треста «Трансгидромеханизация»

От него я получал сменное задания по намыву карты: распределению грунта по мере намыва, поддержанию обвалования, телефонной связи с оператором земснаряда и передачи команд на запуск и остановку. Обслуживание карты намыва, в основном заключалось в поддержании обвалования с помощью лопаты, выполнялось бригадой заключенных в составе до 20 девушек, которыми я руководил. Это были украинские колхозницы, осужденные за мелкие преступления, например сбор колосков, оставшихся на поле.

Бригада охранялась так называемой конвойной точкой, состоящей их четырёх солдат МВД с собакой — овчаркой.

Вовремя моего дежурства днем и или ночью Борис Маркович приезжал с проверкой выполнения намыва плотины и давал мне указания как правильно вести намыв и делился опытом работы гидромеханизации на довоенном Волгострое — канале Москва — Волга. По существу для меня это было продолжением учебы и пополнением моих практических знаний. Он был прост в общении, несмотря на большую разницу в положении и возросте.

Страшновато было работать в ночную смену. Степь, темная ночь освещённая прожекторами, женские бригады ЗК с конвоем и овчарками».

С 1979 по 1992 гг. я работал в тресте «Гидромеханизация» Минэнерго, руководил лабораторией и отделом новой техники, сотрудничал со многими институтами и КБ, в том числе с отделом новых строительных машин института «Гидропроект». Этот отдел под руководством Бориса Марковича занимался конструированием новых земснарядов и устройств для совершенствования гидромеханизации.

По моей инициативе был заключен договор между трестом и институтом на разработку новой техники. Я часто встречался с Борисом Марковичем для обсуждения и решения проблем гидромеханизации.

В результате нашего тесного сотрудничества были разработаны и проведены успешные натурные испытания новых устройств для намыва дамб с крутым пляжным заложением откоса для замены крепления откоса дамб бетоном или камнем (совместное авторское свидетельство на изобретение СССР SU 1406294 A1), и мобильные щитовые устройства для ограждения карт при намыве сооружений в замену устройств дамб обвалования (SU 1366588 A1; SU 1666629 A1).

Крепление откосов дамб по авторскому свидетельству SU 1406294 A1 использовано при намыве дамб ограждения бассейна охлаждения на Курской АЭС. При этом достигнуто сокращение объема намыва около 500 тыс. кубометров.

При намыве дамбы из выпусков мобильного устройства заложение откоса свободного растекания на песчаном грунте было примерно 1: 15, а при обычном торцевом безэстакадном намыве — 1: 30, т.е. достигается двойное уменьшение объема намыва. Это простое устройство можно рекомендовать для использования и сегодня при намыве дамб и дорог.

Мое сотрудничество с Борисом Марковичем приносило реальную экономию капитальных вложений, описание авторского свидетельства SU 1406294 A1 приведено ниже.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шкундин – генеральный конструктор земснарядов в СССР. Памяти замечательного инженера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я