Повесть о дважды Герое Советского Союза Александре Терентьевиче Карпове. В книге рассказывается о его жизни, подвигах во время Великой Отечественной войны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стремительные атаки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Кача
21 февраля 1939. Сбылась, наконец, заветная мечта. Получил он ответ из гор военкомата. Активного комсомольца, успешно окончившего аэроклуб и одного из лучших рабочих передового промышленного предприятия Калуги, гор военкомат направляет его в летную школу ВВС Наркомата Обороны.
— Кача — поселок среди равнинной местности на западном побережье Крыма, в 23 км от центра Севастополя основан в 1912 году на месте хутора Александро-Михайловка.
Неподалеку протекает река Кача, в долине реки которой и размещается военный аэродром летной школы, — вручая направление, доложил военком.
21 февраля 1939 г. А.Т. Карпов был уволен ввиду ухода на учебу в военную школу6
А «25 февраля 1939 года Александр Карпов уже ехал в поезде на юг страны, в Севастополь, в первую Качинскую Краснознаменную летную школу имени А.Ф. — Мясникова — ехал учиться на военного летчика.[7]7
— Уезжал, была зима, а здесь уже во всю весна. — удивился Александр, — Вот оно какое море, — окинув взглядом необъятную гладь, он подошел к кромке воды, зачерпнул ладонью, хлебнул — И правда, как рассол. Огурцы солить можно! — вспомнил слова отца о море.
Севастополь, корабли, много-много моряков в красивой морской форме, и конечно, курсантов летной школы, в форме о которой он давно мечтал. Патруль курсантский, который он повстречал на пути в Качу, помог найти попутку.
— А далеко до Качи? — прыгая в кузов, спросил он у шофера,
— 23км, за полчаса довезу, как раз к обеду.
Шофер вез продукты в столовую. Саше пришлось ехать стоя, выкроив место между ящиками и мешками. Машина бежала по весенней, залитой солнцем, пробуждающейся от зимы долине, окрашенной сочной зеленью, разноцветными подснежниками и другими полевыми цветами. Долина оживала после очередной зимы. То слева, то справа, паслись табуны лошадей. Как островки облаков, плыли на зеленом фоне стада овец, чайки рассекали безоблачное небо, сокол парил в вышине. Пастух татарин помахал рукою, а там, вдали за бегущей рекою, наконец-то на горизонте показался поселок. Сбоку от поселка, Саша заметил, как в небо устремился взлетающий самолет, и уже через минуту вихрем пролетел над его головой. Пришлось даже пригнуться.
Когда машина остановилась у здания училища, шофер пошутил:
— Видел, какие у нас, тут асы летают? Не хуже Чкалова! Это они подсматривают, что я в столовку везу. А тебе, курсант, вон туда, — шофер показал на красиво оформленные звездами ворота.
«И вот, после всего, чем жил Александр в последнее время, одел он, долгожданную форму курсанта школы пилотов». [7]
Жизнь в авиационной школе протекала армейская, суровая, в строгом, рассчитанном по программе распорядке.
В свободное от занятий время, писал Саша письма домой и Маше, с которой договорились, что как только окончит школу, станет настоящим военным летчиком, они поженятся.
В свободное время были экскурсии в Севастополь, с посещением музеев и кораблей Черноморского флота. Как и все курсанты, любил офицерский клуб, танцевал с местными девчонками. Любил бывать на встречах с артистами. Часто ходил на стадион. Обожал плавать в море.
Учиться в школе пилотов было немного труднее, чем в аэроклубе.
Теоретические и летные программы были напряженными и требовали от курсантов школы больших усилий. Учебная программа уплотнялась. И это не удивляло курсантов: тени фашисткой свастики нависли над Европой.
Как только занимался рассвет — оживал аэродром. У самолетов хлопотали техники, ожидали разрешения на полет инструкторы. Курсанты располагались группами, готовили учебные задания, горячо обсуждали предстоящий «воздушный бой». И не замечали будущие пилоты того, что в беседе они уже не относящейся к учению «воздушный бой» обсуждают, а события, которые в те летние дни 1939 года начались в степях дружественной нам Монгольской Народной Республики.
Там шли не учебные, а настоящие бои против японских самураев, пытавшихся еще раз проверить силу советского народа.
Учился Александр напористо, с большим рвением осваивал авиационное дело, изучал военные самолеты, а также самолеты противника. Преподаватели в один голос называли его одним из лучших курсантов летной школы.
Он настойчиво отрабатывал навыки вождения самолетов в неблагоприятных условиях, учился стрельбе по мишеням из неудобных позиций, приземлять самолеты с внезапно возникшими поломками, отрабатывал прыжки из аварийного самолета, изучал методику выживания в случае ранения, а также тактику выхода из окружения врага.
Добросовестно относился к занятиям, старался всюду добиться успеха. И добивался его. Всем удачам в летной школе, как отмечал Александр, он был обязан предварительным знаниям, полученным в Калужском аэроклубе.
Дни напряженной учебы в летной школе проскочили быстро.
Вначале он летал на учебных самолетах. Поднявшись вверх, видел вокруг ровную степь, уходящую от Качи далеко-далеко на восток, а за ней невысокие Крымские горы. Затем курсантам впервые доверили боевую машину «И-16 бис».
В хорошую погоду, поднявшись на этом самолете в воздух, даже с небольшой высоты он видел Евпаторию, Саки, а иногда и Симферополь. Какой живописной выглядела Мамашайская долина с ее богатейшими фруктовыми садами и Симферополь в 15 километрах от нее, со своими всегда оживленными, хлопотливыми бухтами.
Инструкторы любили Карпова за пытливый ум, усидчивость, напористость и старание. На выпускных экзаменах он получил круглые пятерки по теории и практике воздушных боев. Такой успех никого не удивил. Как исключительно способному курсанту-отличнику боевой и политической подготовки ему предложили остаться инструктором в летной школе. Но Карпова неудержимо влекло в истребительную авиацию, он мечтал о лучших современных самолетах-истребителях, на которых будет летать, и настойчиво просился в строевую часть: оперившийся сокол рвался в самостоятельный полет.
— Хочу летать в строевой части или в боевом полку, — сказал он начальнику школы.
Учитывая успехи в учебе и желание молодого авиатора, его досрочно выпустили из Качинской школы в качестве боевого летчика.
10 мая 1940 года ему было присвоено воинское здание «младший лейтенант». Инструкторы — авиаторы Качинсткой школы предсказывали молодому пилоту авиационное будущее. И они не ошиблись.
Прощай, «Кача» Прощай, хорошо знакомая по учебным полетам севастопольская земля. Прощай, любимый «Ишачок»,так называли курсанты короткого, лобастого с небольшим размахом крыла «Короля истребителей» «И-16».
Обнимаясь, прощался с друзьями по учебе: Александром Калининым, Мартином Мишиным, Александром Жилкиным, Григорием Жучковым — теперь уже молодыми летчиками, так же как и он, выпущенными досрочно. Надолго в памяти останутся светлые воспоминания, об учителях, курсантах, училище, крымской земле.
Но как не велика была горечь расставания с родной школой, всеми своими мыслями качинцы уже находились на новом месте, на месте назначения для прохождения службы.
Младшего лейтенанта Александра Карпова направили в г.Армавир [8[8, в 161й истребительный полк. Это было его заветной мечтой, которую он выражал словами: «Хочу летать». В декабре того же 1940 года Александра Карпова перевели в 123 истребительный авиаполк МПВО.
Комсомольцы, работники Цеха №5 внимательно следили за учебой Александра Карпова, одними из первых поздравили его с окончанием Качинского летного училища, со званием младшего лейтенанта и новым назначением в истребительный полк в г. Армавире.
Является важным железнодорожным узлом: в нём функционируют станции Армавир-Ростовский и Армавир-ТуапсинскийСеверо-Кавказской железной дороги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стремительные атаки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других