Бизнес-планирование в сельском хозяйстве. Растениеводство

Николай Вячеславович Лукьянов, 2018

Практическое пособие по составлению бизнес-планов в сельскохозяйственных предприятиях (в растениеводстве). Разработано на основе методических рекомендаций Министерства экономики России, Россельхозбанка и Росагролизинга.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес-планирование в сельском хозяйстве. Растениеводство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Методические рекомендации по разработке бизнес-плана в растениеводческом предприятии

1.1.

Функции, содержание и сроки реализации бизнес-плана

В рыночной экономике без оценки собственных возможностей, прогнозирования и планирования деятельности рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и так далее.

Прогнозирование и планирование деятельности сельскохозяйственный предприниматель начинает с разработки бизнес-плана — документа, обязательного для большинства стран с рыночной экономикой. В нём описывают основные параметры будущего коммерческого предприятия, анализируют проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться, и определяют способы их решения. Бизнес-план должен отвечать на вопросы: стоит ли вкладывать средства в реализацию предпринимательской идеи, окупятся ли затраты сил и средств.

Функции бизнес-плана следующие:

обосновать концепцию бизнеса, проанализировать его идею;

оценить фактические результаты деятельности за определенный период и наметить программу действий;

обосновать целесообразность привлечения инвестиций и заемных средств в сельскохозяйственное предприятие.

Инвесторы, банкиры, лизинговые компании и другие кредиторы не будут рисковать своими деньгами, пока не получат от предприятия грамотно разработанный бизнес-план.

Содержание бизнес-плана. Классический бизнес-план состоит из следующих разделов.

Резюме.

Общая характеристика сельскохозяйственного предприятия.

Характеристика сельскохозяйственных товаров и услуг.

Рынки сбыта товаров.

Конкуренция и другие внешние факторы.

Стратегия маркетинга.

Производственный план.

Организационный план.

Юридический план.

Финансовый план

Стратегия финансирования.

Оценка рисков

Структура бизнес-плана определяется его содержанием. Не существует жестко регламентированной структуры бизнес-плана. К факторам, определяющим его объём, состав и структуру, степень детализации, можно отнести:

вид предпринимательской деятельности;

размеры предприятия;

цель составления бизнес-плана;

стратегию предприятия;

перспективы роста создаваемого предприятия;

размер предполагаемого рынка сбыта;

наличие конкурентов.

Рассмотрим варианты структуры бизнес-плана, рекомендованные государственными органами и основными кредитными организациями Российской Федерации.

1.1. Рекомендации Министерства экономики России по структуре бизнес-плана1

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Титульный лист

2. Вводная часть или резюме проекта

3. Анализ положения дел в отросли

3.1. Цель

3.2. Динамика продаж

3.3. История аналогов продукта

3.4. Доля предприятия по производству продукции в России

3.5. Потенциальные конкуренты

4. Существо проекта

4.1. Описание товара

4.2. Отличие предлагаемого к выпуску товара от импортных аналогов

4.3. Условия экспорта товара. Необходимость лицензирования

4.4. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика

4.5. Аргументы, обосновывающие успех предприятия

5. Производственный план

5.1. Специфические требования к организации производства

5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок

5.3. Сырьё и материалы: поставщики и ориентировочные цены

5.4. Альтернативные источники снабжения сырьём и материалами

5.5. Себестоимость производства продукта

5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности

6. План маркетинга

6.1. Конечные потребители. Характер спроса. Особенности сегмента рынка

6.2. Воздействие на продукт технологических изменений

6.3. Каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия

6.4. Обоснование цены на продукцию.

6.5. Организация сбыта

6.6. Соображения по организации рекламы. Примерный объём затрат

6.7. Сведения о разработке новых продуктов, могущих составить конкуренцию предлагаемому.

6.8. Имеются ли договоры на реализацию товара

7. Организационный план

7.1. Форма собственности

7.2. Если это открытое АО, то план эмиссии акций

7.3. Члены Совета директоров и их телефоны, краткие биографические справки

7.4. Кто обладает правом подписи финансовых документов

7.5. Распределение обязанностей между членами руководящего состава

7.6. Отношения с местной администрацией

7.7. Вопросы, решение которых существенно зависит от отношения местной администрацией

8. Финансовый план

8.1. План доходов и расходов

8.2. Баланс доходов и расходов по отдельным товарам

8.3. План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта

1.2. Рекомендации ОАО «Россельхозбанк» по структуре бизнес-плана2.

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Титульный лист бизнес-плана проекта

1. Резюме проекта

2. Инициатор проекта

2.1. Общие данные

2.2. Учредители (акционеры)

2.3. Виды и объемы деятельности

2.4. Финансовое состояние

2.5. Информация о руководителях

3. Существо предлагаемого проекта

3.1. Местонахождение объекта

3.2. Описание продукта (услуги)

3.3. Технология производства продукта (оказания услуги)

3.4. Характеристики закупаемого оборудования (техники)

3.5. Экологические вопросы производства

4. Анализ положения дел в отрасли

5. Анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья

5.1. Рынок сырья, материалов и комплектующих

5.2. Конкуренция на рынке сбыта

5.3. Потенциальная емкость рынка сбыта

5.4. Маркетинговая стратегия проекта

6. Организационный план

6.1. Организационно-правовая форма реализации проекта

6.2. Основные партнеры

6.3. График реализации проекта

6.4. Правовые вопросы осуществления проекта

7. Финансовый план

7.1. Условия и допущения, принятые для расчета

7.2. Исходные данные

7.2.1. Налоговое окружение

7.2.2. Номенклатура и цены продукции (услуг)

7.2.3. План производства

7.2.4. Номенклатура и цены сырья, материалов и пр.

7.2.5. Калькуляция прямых материальных затрат

7.2.6. Численность персонала и заработная плата

7.2.7. Накладные расходы

7.2.8. Капитальные затраты и амортизация

7.2.9. Нормы оборота текущих активов и пассивов

7.3. Калькуляция себестоимости продукции (услуг)

7.4. Расчет выручки

7.5. Потребность в первоначальных оборотных средствах

7.6. Инвестиционные издержки

7.7. Расчет прибылей, убытков и денежных потоков

7.8. Источники, формы и условия финансирования

7.9. Оценка экономической эффективности проекта

8. Оценка рисков

8.1. Анализ чувствительности

8.2. Уровень безубыточности

8.3. Варианты проекта

8.4. Оценка проектных рисков

9. Обеспечение

Приложение. Таблицы, графики, варианты расчетов, документы.

1.3. Рекомендации ОАО «Росагролизинг» по структуре бизнес-плана3.

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Резюме проекта

2. Описание компании-инициатора проекта

3. Анализ рынка

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Предложения по условиям финансирования

9. Требования к финансово-экономическим расчетам. Некоторые принципы и рекомендации

10. Основные таблицы

•основные предположения, используемые в расчетах,

•прогноз отчета о прибылях и убытках,

•прогноз отчета о движении денежных средств,

•прогноз балансового отчета,

•прогноз переменных и постоянных затрат,

•капитальные затраты по проекту,

•расчет амортизационных отчислений,

•расчет расходов по заработной плате (штатное расписание, ставки, налоги и отчисления в соответствующие фонды и пр.),

•график поступления и возврата заемных средств.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Сроки реализации бизнес-плана — от 1 года до 5 лет и лишь в редких случаях — свыше 5 лет. Бизнес-план по назначению и содержанию — перспективный документ. Особое внимание в нем уделяется деятельности сельскохозяйственного предприятия на предстоящие 12 месяцев, менее конкретно прогнозируют деятельность в последующие месяцы и годы.

На первый год основные показатели бизнес-плана рекомендуется рассчитывать помесячно. Для инвесторов это будет означать, что уже в самом начале деятельности предприятие имеет гарантированный сбыт своей продукции по установившейся цене.

Методика разработки бизнес-плана

2.1.

Титульный лист, аннотация, оглавление, введение

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указывают название предприятия, его местоположение, название бизнес-плана и дату его составления. Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется.

На титульном листе обычно помещают меморандум о конфиденциальности4. Приводимая в бизнес-плане информация раскрывает многие стороны деятельности предприятия, а самое главное — его перспективную политику, поэтому потенциального инвестора предупреждают о конфиденциальности, содержащейся в нем информации. Также на титульном листе может быть требование о возврате бизнес-плана, если он не вызовет интереса адресата.

Титульный лист может содержать следующую информацию:

полное наименование предприятия;

юридический (фактический) адрес предприятия;

телефон, факс;

адрес электронной почты (E-mail);

наименование адресата и его адрес;

краткое название проекта;

полное название проекта;

данные руководителя предприятия (должность, Ф.И.О., его утверждающая подпись и печать организации);

данные сотрудника(ов) (отдела) подготовившего проект (должность, Ф.И.О., его подпись);

дата начала реализации проекта;

продолжительность проекта;

дата составления проекта.

Аннотация — это краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5-2 с.). Предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений.

Аннотация может содержать следующую информацию:

наименование проекта

полное (краткое) наименование инициатора проекта;

юридический (фактический) адрес инициатора проекта;

телефон, факс;

данные руководителя проекта (инициатора проекта);

суть предлагаемого проекта и место его реализации;

результат реализации проекта;

общая стоимость проекта;

необходимые (собственные и привлекаемые) финансовые ресурсы;

срок окупаемости проекта;

ожидаемая среднегодовая прибыль;

предполагаемая форма и условия участия инвестора;

возможные гарантии по возврату инвестиций.

В оглавлении содержится перечень того, что включено в бизнес-план. Это позволяет быстро найти необходимую информацию.

Во введении указывают задачу составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость данного проекта.

Пример оформления титульного листа, аннотации, оглавления и введения бизнес-плана вы можете посмотреть в разделе «Приложения».

2.2.

Резюме проекта

Бизнес-план начинается с резюме, однако пишут его в последнюю очередь, после того как разработаны все разделы бизнес-плана.

Резюме (концепция бизнеса) — это сжатый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная собственное дело или развивая существующее. Концепция может иметь и самостоятельное значение как рекламный документ, использоваться при предоставлении заявки потенциальному инвестору на начальное или дополнительное финансирование.

Порядок изложения в резюме достаточно свободный. Основное требование к стилю — простота и лаконичность, минимум специальных терминов. Необходимо добиться того, чтобы резюме запоминалось: оно может содержать рисунок или фотографию продукта. Резюме не должно превышать 3-4 страницы.

Порядок оформления резюме следующий.

Суть проекта — основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития.

Цели и задачи бизнес-плана — общая задача и направление данного проекта, например снижение себестоимости продукции, увеличение объёма продаж существующей продукции, производство и продвижение на рынок нового продукта.

Экономическое обоснование и эффективность проекта — основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и производителя.

Сведения о предприятии — дата создания, организационно-правовая форма, структура капитала, основной обслуживающий банк, специализация и предыстория развития предприятия, его имидж, основные потребители, ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние, описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству.

Команда управления — руководство предприятия, главные специалисты (агроном, инженер, бухгалтер, экономист, юрист и др.), их квалификация, образование и стаж работы; организационная структура с указанием основных организационно-производственных подразделений.

План действий — долгосрочная и краткосрочная стратегия предприятия. Данные удобнее представить в табличной форме:

Стратегия

Конкретные задачи реализации стратегии

План мероприятий

Сроки реализации

Финансирование — потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, риск инвестирования.

Планы возврата заемных средств — срок гарантированного возврата кредита, условия предоставления кредита, форма, в которой инвестор получит желаемую отдачу от вложенного капитала.

Гарантии возврата инвестиций — поручительства юридических/физических лиц, банковские/государственные гарантии, залоговое обеспечение (здания, земельные участки производственного и сельскохозяйственного назначения, автомобили, тракторы, комбайны, сельскохозяйственный инвентарь и оборудование и др.).

Назначение бизнес-плана (проекта) — для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя как средство самоорганизации, оказания государственной поддержки или поддержки местного самоуправления.

2.3.

Характеристика инициатора проекта

В разделе указывают основное направление деятельности предприятия (специализацию), структуру товарной продукции, характер деятельности предприятия (производство и сбыт сельскохозяйственной продукции).

Важно указать цели и задачи предпринимательской деятельности. Если предприятие действующее, необходимо привести информацию о производственно-финансовой деятельности. Характеристику предприятия лучше всего представить в виде таблицы (табл.1).

Таблица 1. Характеристика предприятия

№ п/п

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Планируемый год

1

Валовая продукция сельского хозяйства в условных единицах (у.е.)

2

Выручка от реализации товарной продукции, тыс.руб.

В том числе:

2.1

зерновые

2.2

технические

2.3

кормовые

2.4

овощные

3

Себестоимость проданной продукции

4

Финансовый результат (+прибыль, — убыток)

5

Рентабельность

Для организации (создания) перерабатывающих производств в сельскохозяйственных предприятиях необходимо собрать информацию о потенциальных возможностях собственной сырьевой базы. В таблице 2 приведен баланс производства и распределения сельскохозяйственной продукции предприятия.

Таблица 2. Баланс продукции растениеводства на предприятии (хлебофуражный баланс), тонн

Вид продукции (культура)

Наличие на начало года

Приход

Расход

Остаток на конец года

валовое производство (сбор)

прочие поступления

продажа

внутрихозяйственное использование

перерабатывающим предприятиям

населению

рабочим

на паи

на семена

натур. оплата

прочие расходы

Озимая пшеница

Озимая рожь

Ячмень

Овес

Гречиха

Кукуруза

Подсолнечник

2.4.

Характеристика товаров и услуг

Основное содержание этого раздела — характеристика предлагаемой предприятием продукции: название и назначение, основные характеристики и параметры, область применения, отличительные черты и преимущества, особенности упаковки и дизайна, содействующие конкурентоспособности. При необходимости можно приложить фотографии или другое наглядное изображение готовой продукции.

Если заготовитель обладает зарегистрированными патентами, авторскими правами или лицензией (сертификатами) на предлагаемую продукцию, их также следует отразить в данном разделе. Здесь же приводят любые другие стартовые преимущества, способные помочь предприятию занять благоприятное положение на рынке.

Для удобства сравнения основных преимуществ и недостатков предлагаемой продукции целесообразно представить данные в табличной форме (табл. 3).

Таблица 3. Достоинства и недостатки предлагаемой продукции

№ п/п

Вид продукции (культура)

Достоинства

Недостатки

Пути преодоления недостатков

1

2

3

В теории конкурентоспособности выделяют два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализацию. Под более низкими издержками понимают не просто меньшую сумму затрат на производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с конкурентами, но и способность предприятия разрабатывать, производить и реализовывать товар более эффективно, чем конкуренты. Специализация как возможное конкурентное преимущество означает способность удовлетворять особые запросы покупателей и получать за это премиальную цену5, в среднем более высокую, чем у конкурентов. Например, это может быть молоко с лучшими качественными показателями или более длительным сроком хранения.

В этом же разделе должен быть дан прогноз цен с учетом уровня, сложившегося на рынке, и затрат, которые потребуются при производстве сельскохозяйственных товаров. (Обоснование уровня цен и издержек на единицу продукции приводится в других разделах).

В бизнес-плане необходимо перечислить все виды готовой к непосредственному потреблению продукции. Каждый вид продукции следует привести в ассортименте, например: пшеница — с указанием сорта и качественных характеристик (натура, класс, влажность, сорная примесь, зерновая примесь, клейковина, число падения, стекловидность и т.п.); масло-семена подсолнечника — с указанием масличности, кислотности, масличной примеси и других показателей качества в соответствии с требованиями ГОСТа6; хлебобулочные изделия — с указанием ассортимента (хлеб формовой, дрожжевой, подовый и т.д., батоны, булочки и т.д.). Необходимо указать, какой орган госконтроля и на какую продукцию выдает соответствующую лицензию на право производства и реализации (экологически чистую продукцию, продукцию для детского и диабетического питания и пр.). Например, для реализации сельскохозяйственных культур в виде элитных и оригинальных семян предприятию необходимо приобрести статус семеноводческого хозяйства, для чего предприятию необходимо пройти специальную процедуру отбора в региональном Министерстве сельского хозяйства.

2.5.

Рынки сбыта товара

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что слабое знание рынков сбыта — одна из главных причин несостоятельности многих проектов. Необходимы анализ спроса на продукцию, которую предполагается выпускать, и на его основе определение цены, по которой этот товар купят. Определив спрос на товар, устанавливают максимальный объём продаж, который предприниматель может осуществить (с учётом производственно-экономического потенциала).

В этом разделе надо ответить на вопросы:

какова была динамика продаж в последние 3 года;

какие ожидаются темпы прироста в отрасли;

сколько новых предприятий будут заниматься аналогичной продукцией;

какие новые виды аналогичной продукции появились в последние годы.

Значительный объём рыночной информации содержится в специальных информационных бюллетенях, буклетах, журналах, издаваемых коммерческими и государственными структурами.

В информационных ресурсах всё более заметную роль играет Интернет. Значительная часть рыночной информации находится в открытом доступе, предоставляется пользователям бесплатно в виде статистических материалов, обзоров и аналитических статей.

На сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (http://www.mcx.ru) в рубрике «Аналитика, мониторинг» (раздел «Ценовой мониторинг») с периодичностью раз в две недели обновляется информация о средних по стране ценах приобретения сельскохозяйственной техники, топлива и смазочных материалов, электро — и теплоэнергии, удобрений, средств химической защиты растений (СХЗР). Также приводится динамика цен на основные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

На сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru) в разделе «Официальная статистика» подраздел «Цены» приводится оперативная информация по Российской Федерации в целом и её субъектам по показателям:

индексы цен и средние цены производителей промышленных товаров;

индексы цен и средние цены производителей сельскохозяйственной продукции;

индексы тарифов на грузовые перевозки;

индексы потребительских цен и средние цены на отдельные виды товаров;

стоимость минимального набора продуктов питания и др.

Данные по вышеуказанным показателям приводят в виде динамических таблиц, периодичность их обновления — раз в месяц.

О ценовой информации, предоставляемой специализированными коммерческими структурами, можно судить по материалам, например, следующих сайтов:

http://www.ikar.ru/ — Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР);

http://agrobiznes.ru — информационная площадка Агробизнес.ру;

http://www.apk-inform.com/ru — агентство АПК-информ;

http://agro-bursa.ru/ — газете АгроНовости и другие.

Целесообразно указать все населенные пункты (регионы) исследуемого хозяйства и ближайшего окружения, которые предполагается охватить оптовой торговлей данной продукцией, число жителей в этих населенных пунктах (региона), а также способы реализации.

Связанные с оптовой продажей товаров методы и операции составляют значительную часть текущей коммерческой деятельности предприятия. Эта деятельность направлена на выполнение предприятием одной из главных функций оптовой торговли, а именно организацию товароснабжения предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности. При этом немаловажное значение имеет расчет и выбор наиболее эффективной, рациональной и грамотной формы товародвижения.

Складская форма товародвижения подразумевает оптовую продажу товаров со складов (элеваторов). Это позволяет выполнять предварительную подсортировку имеющихся товаров и предлагать товары оптовым покупателям в необходимом ассортименте (в разбивке по классам и видам). Самыми массовыми методами и операциями оптовой продажи товаров непосредственно со складов можно признать продажу товаров:

— с личной отсортировкой и отборкой покупателем;

— по заявкам в письменной, устной (телефонной), через интернет-сайты и прочим видам заказов;

— через коммивояжеров (разъездных товароведов) и мобильные выставки товарных образцов;

— через товарные биржи и аукционы.

Чтобы в дальнейшем сформировать четко обоснованный размер продаж (емкость потенциального рынка), необходимо определиться с целевыми группами потребителей будущей продукции, так как каждая из них имеет различные нормы душевого годового потребления в зависимости от возраста, срока пребывания на данной территории, возможности покупки такого же продукта у конкурента или выработки в своём личном хозяйстве и т.д.

2.6.

Конкуренция и другие внешние факторы

В этом разделе плана необходимо определить конкурентов — производителей аналогичной продукции, как можно точнее оценить объём и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров, основные потребительские характеристики, уровень качества. Желательно охарактеризовать уровень цен, ценовую политику конкурентов, показать их сильные и слабые сторону. Нужно также подробно описать преимущества предпринимателя перед конкурентами. (Найти финн отчетность наших основных конкурентов в турка и на их анализе сделать выводы. Описать почему в с/х нет ни какой ценовой политики со стороны предприятий, а есть сложившиеся Российские и международные цена).

Анализ конкурентов на рынке можно вести по следующей схеме:

удельный вес в общем объёме сельскохозяйственных товаров или услуг в выбранном сегменте рынка;

объём и номенклатура товаров и услуг;

используемая схема и каналы сбыта сельскохозяйственной продукции;

надежность и качество товаров и услуг;

политика в области сбыта.

Целесообразно представить информацию в виде таблиц (Подумать какие таблицы вставить?)

Необходимо, прежде всего, установить крупнейших производителей аналогичной продукции на каждом целевом рынке, исследовать характеристики их продукции, уровень её качества, цены, дизайн и мнение о ней потребителей.

Если продукция предприятия аналогична продукции основного конкурента, предприятие вынуждено будет назначать за неё цену, близкую к цене этого конкурента, в противном случае может быть потерян рынок сбыта. Запросить больше, чем конкурент, можно лишь при более высоком качестве, лучшей упаковке и т.д. (найти, что-то типа «Ценообразование в АПК» и на основе этого переработать этот раздел).

Кроме того, анализируют фактическое финансовое положение конкурентов, их ресурсный потенциал, себестоимость и прибыльность, местоположение, наличие рекламы, торговой сети и т.д. (обрабатываема площадь га). Для удобства эту информацию можно представить в форме таблицы.

Таблица 4. Оценка конкурентов

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес-планирование в сельском хозяйстве. Растениеводство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Письмо Министерства экономики Российской Федерации № ЯУ-779/081-349 от 29.12.1994 г. «О методических рекомендациях «О порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов»

2

Методическое пособие по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта. Приложение 3 к Инструкции № 2-И «О порядке предоставления и учета в ОАО «Россельхозбанк» кредитов на инвестиционные цели», утвержденной решением Правления ОАО «Россельхозбанк» (протокол № 69 от 10.08.2007), (приказ ОАО «Россельхозбанк» от 10.09.2007 № 276 — ОД) (в редакции приказа ОАО «Россельхозбанк» от 23.01.2009 № 31-ОД)

3

Требования и рекомендации к содержанию бизнес-планов инвестиционных проектов, представляемых на рассмотрение в ОАО «Росагролизинг» размещенные на сайте компании http://www.rosagroleasing.ru

4

Меморандум о конфиденциальности — заявление, которое содержит структурированную информацию о необходимости предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации содержащейся в бизнес-плане.

5

Премиальная цена — цена товара, превышающая среднюю рыночную цену на величину премии за его репутацию.

6

ГОСТ — государственный стандарт — основная категория стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В настоящее время являются нормативными неправовыми актами. В Российской Федерации федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я