Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях

Николай Врангель, 1911

«Одна из задач Общества Защиты и Сохранения в России Памятников Искусства и Старины – знакомить публику с произведениями русских художников и этим путем развивать интерес к нашему искусству. Выставка работ Венецианова – первый опыт такого рода и опыт весьма поучительный. Если нельзя признать, что Венецианов на этой выставке кажется замечательным мастером живописи, то во всяком случае, наконец, подведен итог его значению в русском искусстве и выяснена его личность, не только как основателя новой школы, но и как художника. Вид до сих пор творчество Венецианова знакомо, главным образом, по тем образцам его живописи, что хранятся в больших общественных музеях…»

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Одна из задач Общества Защиты и Сохранения в России Памятников Искусства и Старины — знакомить публику с произведениями русских художников и этим путем развивать интерес к нашему искусству. Выставка работ Венецианова — первый опыт такого рода и опыт весьма поучительный. Если нельзя признать, что Венецианов на этой выставке кажется замечательным мастером живописи, то во всяком случае, наконец, подведен итог его значению в русском искусстве и выяснена его личность, не только как основателя новой школы, но и как художника. Вид до сих пор творчество Венецианова знакомо, главным образом, по тем образцам его живописи, что хранятся в больших общественных музеях. В Третьяковской галерее, в музеях Александра III и в Московском собрании И. Е. Цветкова Венецианов представлен холстами бытового характера; в них ярко отразились его искания новых принципов в живописных темах и то значение, какое имел он на всю русскую живопись XIX века. И поскольку задача музеев — отражать роль художника в общественной эволюции искусства, постольку «Помещица занятая хозяйством», «Лето», «Сенокос», «Спящий пастушок» и множество других картин характеризуют Венецианова, как «отца русского жанра».

Но отрешившись от точки зрения исторических исследований и сравнений, всякий кто любит живопись из за живописи и искусство из за искусства, захочет посмотреть на Венецианова не только как на новатора его времени и родоначальника бытовой живописи, но и как на порта жизни и красок. Не столько как на «бытописателя», как на «портретиста природы». И множество изображений людей его времени, членов его семьи и его друзей — все вместе составляют тот тесный семейный круг, в котором личность Венецианова приобретает еще большее обаяние и своеобразную прелесть. И даже хочется простить ему его промахи, его подчас небрежную живопись и неряшливый рисунок, когда видишь, каким подлинным живописцем был автор портретов Бибиковых, «Крестьянки» собрания П. С. Остроухова или романтической «Дамы в белом». И при этом лишний раз вспоминается неспособность русского человека создать какой либо определенный свой стиль, — свою школу, будь то хотя бы бытовая живопись, — и огромный дар непосредственно черпать из жизни её яркия краски и слова. Эта поэзия лучше всего, выразилась русскими художниками в портретной живописи, и нельзя не сознаться, что даже «отец русского жанра» сильнее всего как портретист, особенно в пастельных работах. Вследствие того, что все оффициальные холсты мастера находятся в музеях, а семейные портреты его кисти хранятся еще у потомков тех, кого он писал, — на выставке вырисовывается еще мало известная сторона творчества Венецианова. Портреты Путятиных, Бибиковых, Вороновых, детей Панаевых и дочерей художника — такие превосходные «живописные куски», каких мало во всем русском искусстве. Тем досаднее смотреть рядом с этим на несомненно подлинные и несомненно скверные жанровые картины мастера, как например «Девушка с гармоникой» или ужасающая картина «Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного института».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я