Саки. Книга вторая исторического романа «Скифы»

Николай Васильевич Соколов

Во второй книге исторического романа «Скифы» рассказывается о начале скифо-персидской войны. В 519 году до нашей эры персидские войска вторглись в скифские земли и перешли реку Аракс. После смерти царицы массагетов Томирис, разгромившей в 530 году до нашей эры войска Кира, персидская знать решила, что настал подходящий момент подчинить сакские племена.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саки. Книга вторая исторического романа «Скифы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Николай Васильевич Соколов, 2020

ISBN 978-5-4483-4747-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРОЛОГ

Сначала они (скифы) жили в очень незначительном количестве, у реки Аракса и были призираемы за свое бесславие…

Диодор Сицилийский, Библиотека 2.43.2

Заключенный с персидским царем Камбисом1 мирный договор, дал сакам передышку в войне, которая после гибели Кира в 530 году до нашей эры продолжалась почти пять лет. В многочисленных сражениях сакские племена понесли большие потери. Так что обещание восставших мидийцев вернуть захваченные земли Камбисены и Каспианы2 облегчало их положение, но не могло воскресить павших в боях воинов.

Именно поэтому царица массагетов Томирис так противилась любой помощи своего племянника Скуна3 сторонникам убитого персидской знатью царя Бардии4. Понимая, что любой исход разгоревшейся у соседей междоусобицы приведет победителей к возобновлению войны с саками. Слишком опасными и непредсказуемыми казались мидийцам, да и персам свободолюбивые северные племена.

Теперь подобные мысли не давали покоя Скуну. После ссоры с мидийским царем Фраотом5, он не стал торопиться на родину, а задержался в Каджене. Алдар6 утиев не мог вернуться домой, сознавая, что их помощь терпящим поражение мидийцам может привести к войне с персами. По предложению своих тысячников он решил замириться с царем Дарием, у которого врагов и без саков хватало.

К тому же после гибели Фраота у Скуна неожиданно появилась надежда на возрождение державы Мадия7, часть мидийской знати была готова признать его царем. Но с появлением в Каджене ариштартана8 Рамбаза сакскому царевичу пришлось отказаться от подобных планов. Мидийский полководец сразу дал понять, что никогда не признает власть Скуна. Хотя он не мог не понимать, что без помощи саков ему будет трудно противостоять персам.

Причиной такой жесткой позиции могло послужить персидское посольство, которое саки беспрепятственно пропустили к царице Томирис. Возможно, Рамбаз не был бы столь категоричен, знай, что та даже откажется разговаривать с персами. Только вернувшийся из Мидии Скун смог убедить ее встретиться с персами и договориться о мире. И то лишь после того, как войска Дария, вытеснив мидийцев из Каджены, вплотную подошли к землям саков.

Томирис приняла персидского посла Интафрена, не скрывая враждебности, но все же обещала не оказывать помощи отступившему в Араксену Рамбазу. После чего посол от имени Дария поклялся жить с саками в мире и не требовать возвращения Каспианы и Камбисены.

Однако когда Интафрен вернулся в Акбатаны, пришло известие, что саки предоставили убежище части сагартиев9. Дарий посчитал такие действия нарушением договора и потребовал выдачи беглецов. Но царица массагетов даже не приняла послов, заявив через Скуна, что никого не выдаст, а если хорсары10 будут настаивать, то и ей придется поинтересоваться происходящим в Персии.

Дерзкое заявление царицы возмутило Дария, но его положение было не настолько прочным, чтобы создавать сейчас лишних врагов. Осенью в Вавилоне опять вспыхнул мятеж — урартиец11 Араха даже осмелился объявить себя Навуходоносором Четвертым. Туда пришлось спешно послать Интафрена, отдав ему все имеющиеся резервы.

Благодаря мятежу в Вавилонии Рамбазу удалось закрепиться на северо-западе Араксены. Получив поддержку в лице беженцев с юга и объединив часть горских племен, он опять стал представлять серьезную угрозу. Только летом следующего года его войска были окончательно разбиты, а сам полководец погиб. Но появление в верховьях Аракса персов насторожило местные племена, которые, предоставив убежище марам12, были готовы в любую минуту взяться за оружие.

Не лучше обстояли дела у персов и на востоке страны. Выселенные в Карманию мятежные племена не захотели мириться со своей участью. Пример неповиновения показали сагартии, бежавшие на восток к берегам Инда. Вдогонку им послали войска, несмотря на то что появление там персов могло вызвать войну с индийскими царствами.

Опасным оставалось положение и на западе Персидской державы. Посланный в Каппадокию Ариарамн сообщил, что у него есть все доказательства причастности Орета к убийству Митробата и его сына. Но выступить открыто против сатрапа Лидии Дарий не решился. В Лидию был отправлен Багей, с поручением выяснить планы Орета и настроение персидских воинов, которых там находилось почти пяти тысяч.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саки. Книга вторая исторического романа «Скифы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Персидский царь в 529 — 522 г. до н. э., сын царя Кира. Здесь и далее примечания автора.

2

Области, отошедшие к Мидии по договору заключенному Камбисом перед его походом в Египет. См. на карте названия других областей, племен и т. п.

3

В персидских источниках — Скунха (кун — по-осетински «воспитанник», по-абхазки — ахунха).

4

Сводный брат Камбиса, считался сыном Кира.

5

Внук мидийского царя Астиага, брат Спитака и сводный брат Бардии, его восставшие мидийцы избрали царем.

6

Один из титулов вождей скифских племен.

7

При нем Скифское царство (библейское царство Ашкуз) достигло наибольшего могущества. Карательные походы в Лидию и Египет, подчинение Маны, Урарту и Мидии.

8

Дословно «командующий арийскими воинами».

9

Потомки исторических скифов, оставшиеся жить на ассирийских землях.

10

Так скифы называли персов.

11

В персидской версии Бехистунской надписи он назван армянином.

12

Так еще называли мидийцев.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я