Азбука спасения. Том 6

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 6 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СОДРУЖЕНИЕ С БОГОМ

Душа, с Богом содружившаяся, бывает кротка и смиренна и, когда молится, помышляет, что стоит пред лицом Бога и не позволяет себе блуждать туда и сюда… Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

Надлежит чтобы душа искала содружения с Богом

Душа, с Богом содружившаяся, бывает кротка и смиренна и, когда молится, помышляет, что стоит пред лицом Бога и не позволяет себе блуждать туда и сюда; так что душа, которая не в таком находится состоянии, еще не содружалась с Богом, еще находится под властию диавола, хотя поет и молитвы деет. Итак, надлежит, чтобы душа при молитвах и псалмах паче и прежде всего искала содружения с Богом. Если же она не содружена с Богом и не ищет такого содружения, то другим каким-либо способом спасения себе чаять не может. Те, которые поют псалмы и молитвы деют, а с Богом не содружены (и не ищут того, и не для того поют и молятся), находятся в самопрельщении и тщетно на воздух вопиют, подвигая Бога на негодование и гнев. Ибо таковые, молясь устами Богу, умом помышляют о том, что принадлежит к области врага Его диавола, и Бог за это отвращает от них лицо Свое.

Итак, кто совершает посты, молитвы и милостыни (ибо при посредстве этих трех содевается у христиан спасение), пусть не смотрит на дни своего пощения, ни на труд бдения и молитвы, ни на количество милостыни, не смотрит, то есть на то, как много роздал на милостыню, или как долго не спал и стоял на молитве, или сколько дней пропостился, а о том одном помышляет, приято ли все сие Богом. Если приято, то будет послана ему и Божественная благодать, а когда получит благодать Божию, то найдет себя сокрушенным, смиренным, себе внимающим, умиленным и кающимся о всех худых делах, какие наделал прежде. И тогда — посредством такого устроения внутри, познает он, как велика немощь его и как непотребны и срамны грехи его, сознавая, что одним неразумным животным они свойственны, душе же разумной непристойны и далеки от человека, имеющего ведение. Такова первая благодать и первое просвещение, подаемое душе от Бога!

Пришедши в такое чувство и познавши, что таковы именно грехи ее, душа начинает ненавидеть их и отвращаться от них, как от вещей, достойных всякой ненависти и отвращения. И се настоящий путь спасения! А кто не знает себя и не чувствует, в каком бедном находится он состоянии (и не ищет того), у того попусту пропадут посты и милостыни, какие совершает. Ибо жертва, Богу приятная, есть только дух сокрушен, и только за такую жертву подается отпущение грехов, как для такой жертвы бывает и пост, и молитва, и милостыня. Вот таинство христианской жизни, и вот как должен поступать всякий христианин! Посты, молитвы, милостыни, произвольная нищета, спание на голой земле и все другое, что ни делает человек, должен он делать для того, чтобы содружиться с Богом. Если же все такое не ведет его к сему содружению, то какая от того польза?

Преподобный Нил Синайский

Содружение с Богом — совершенная духовная любовь

Сказанное в Апокалипсисе об Ангеле, приносящим фимиам, да даст молитвам святых (Апок.8:3), думаю, указывает на сию благодать, чрез Ангела воздействующую, которая сообщает умение истинно молиться, так что ум наконец стоит на молитве без смятения мыслей, уныния и малодушия.

Фиалы с фимиамами суть молитвы святых, кои приносили двадесять четыре старца (Апок.5:8). Под фиалом должно разуметь содружение с Богом, или совершенную и духовную любовь, в коей молитва действуется духом и истиною.

Никодим Благовестник

Содружение с Богом это есть ни что иное, как исполнение Первой и самой главной заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь.

Без любви к Богу невозможно исполнить и прочие заповеди, так как они проистекают из первой: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Если человек молится, совершает ночные бдения, постится, делает в своей жизни и прочие труды из страха или за воздаяние, но без любви к Богу, то напрасны и суетны все потуги его. Ибо таковой внешним только деланием надеется получить духовные дары Божии, внутрь же себя пуст в рассеянии помыслами, внушаемыми слугами «князя мира сего».

Содружение с Богом это ответная к Нему любовь, которую Он прежде, чем сотворил, уже имел к нам, как чадам Своим, имеет ныне и будет иметь всегда, несмотря на наши падения. Разве возможно не любить Того, Кто подарил тебе жизнь? Что может быть драгоценней разумной и самопроизвольной жизни? Почему мы этого не помним? Почему не благодарим Бога за это непрестанной молитвой, как делают сие Ангелы на небесах, непрерывно воздавая Славу Великому Создателю своему — Богу?

Содружение с Богом это высшая степень совершенства в духовной любви, присутствие которой в сердце человека наполняет его несказанной радостью выше чего нет ни на небе, ни на земле. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп.4:4).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 6 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я