Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 20 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ДОБРОЕ ДЕЛАНИЕ
Предпочитать доброе изволение — дело желающего, довершать же выбор доброго изволения — дело Божие. Преподобный Исаак Сирин
Святой Антоний Великий
Первоначальная добродетель есть презрение плоти
Воздержание, незлобие, целомудрие, твердость, терпение и подобные им великие добродетели, как бы силы (ратные) получили мы от Бога, чтобы они сопротивлялись и противостояли встречающимся с нами прискорбностям и помогали нам во время их: так что если мы будем упражнять сии силы и иметь их всегда наготове, то ничто из случающегося с нами не будет для нас тягостно, или болезненно, гибельно и несносно, ибо все то будет преодолеваемо сущими в нас добродетелями. Этого не имеют в мысли те, у коих душа неумна, ибо они не верят, что все бывает на пользу нам, чтобы просияли добродетели наши, и мы увенчаны были за них от Бога.
Не устрашайтесь, слыша о добродетели и не чудитесь о имени сем. Ибо не далеко от нас, и не вне нас, а в нас есть дело сие, и оно удобно, если только захотим. Еллины отправляются в чужие края и переплывают море, чтоб изучать науки, а нам нет нужды отправляться в чужие края, царствия ради небесного, ни переплывать моря ради добродетели: ибо Господь предотвратил это, сказав: царствие небесное внутри вас есть (Лк.17:21). Поэтому для добродетели нужно только то, чтоб мы ее захотели, так как она в нас есть и из нас образуется.
Ибо, коль скоро душа разумная находится в естественном своем чине, то в то же время в нас есть и добродетель. Душа находится в естественном своем чине, когда пребывает такою, какою сотворена: сотворена же она весьма доброю и правою. Почему Иисус Навин, давая заповеди, и говорил народу: исправите сердца ваша ко Господу Богу Израилеву (Ис. Нав.24:23), а Иоанн: правы творите стези (Мф.3:3). Правою же душа бывает, когда разумность ее находится в естественном своем чине. Когда же она уклоняется инуды и низвращает чин, требуемый естеством, тогда это называется злом в душе.
Итак, — незатруднительное это дело (добродетели), ибо если мы пребываем так, как созданы, то находимся в добродетельном состоянии, а если замышляем худое, то нас справедливо называют злыми. Если б со вне надлежало заимствовать сие дело (добродетели), то конечно оно было бы затруднительно, но если она в нас есть, то будем только хранить себя от худых помыслов, и соблюдать душу свою Господу, как принятый от Него залог, чтоб Он признал ее творением Своим, увидев, что она такова, какою Он ее создал.
Не должно говорить, что невозможно человеку проводить добродетельную жизнь, но что это нелегко. И точно не для всякого без различия удободостижимо это, но только те из людей приобщаются добродетельной жизни, которые благочестивы и имеют боголюбивый ум. Общий (обыкновенный) ум есть ум мiрской и превратный, он дает помышления добрые и худые, изменчив и склонен к вещественному, а ум боголюбивый есть казнитель зла, которое бывает в людях от произвольной их беспечности.
Стремящиеся к добродетельной и боголюбивой жизни, ревнуют о добродетелях душевных, как о таком стяжании, которое составляет неотъемлемую их собственность и вечное утешение. Привременным же пользуются они лишь столько, сколько нужно и как дает и хочет Бог, употребляя его с весельем и всяким благодарением, хотя бы то было и очень умеренно. Ибо богатый стол питает тела, как вещественные, а познание Бога, воздержание, благость, благотворение, благочестие и кротость обожают душу.
Люди с истинно-человеческими достоинствами должны столько стараться о боголюбивой и добродетельной жизни, чтоб их добродетельная жизнь сияла между другими людьми, подобно тому, как малая порфира, набрасываемая поверх белых одежд в украшение им, выдается и всем заметна бывает. Ибо, таким образом, надежнее будет их ревность о душевных добродетелях.
Благоразумным людям должно осматривать свою силу (рать) и держать в строю находящиеся в душе добродетели, чтоб таким образом быть всегда готовыми воспротивиться нападающим страстям, с сущей в душе их силой (ратью добродетелей), естественно дарованною им от Бога. Таковы суть: против красоты и всякой душевредной похоти — воздержание, против нужды и бедности — терпение, против досаждения и гнева — незлобие и подобное сим.
Первоначальная добродетель человека есть презрение плоти. Отрешение от благ привременных, тленных и вещественных, по произволению, а не по бедности, соделывает нас наследниками благ вечных и нетленных.
Люби милосердие, облекись в веру, не попускай сердцу своему замышлять злое, но понуждай его воздавать добром за зло, взыщи благостыню и мир и ревнуй о всех прекрасных делах.
Святой Макарий Великий
Бог требует от человека его делания
Душа истинно боголюбивая и христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасытимому стремлению своему ко Господу, думает о себе, будто бы ничего еще она не сделала. Бог требует от человека его делания, потому что душа удостоена быть в общении с Божеством.
От каждого потребуются плоды добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божиею благодатию. Человек, хотя сокрушается и утруждается, делая доброе, однако же, сокровенно действует в нем Господь, и во время утруждения и сокрушения утешает и обновляет сердце. Главное… во всяком добром рачении и верх заслуг — прилежное пребывание в молитве.
Если душа не будет прежде всемерно, по возможности, приуготовлена добрыми делами, то не дозволяется ей вкусить Агнца. Самая высокая заслуга любомудрия — когда великий по делам смиряется сердцем и осуждает себя за жизнь, Божиим страхом низлагая долу самомнение, чтобы насланный обетованием в той мере, в какой уверовав возлюбил оное, а не в какой трудился. Если делаешь во имя Божие и из страха Божия, то дар светел и неотъемлем. Если человек обратится к добру, и Божия благодать превозможет, то благодать не себе приписывает доброе, но воздает за оное человеку, и прославляет его, потому что человек сам для себя виновник добра. Все доброе приписывай Господу, а худое своей немощи.
Преподобный Исаак Сирин
Если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее.
Предпочитать доброе изволение — дело желающего, довершать же выбор доброго изволения — дело Божие.
Когда сделаешь кому добро, не жди от него воздаяния: и за то, и за другое вознаградит тебя Бог. А если возможно для тебя, делай добро и не ради будущего воздаяния.
Когда хочешь положить начало доброму деланию, приуготовься сперва к постигающим тебя искушениям и не сомневайся в истине.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Добрые дела должно делать для того, чтобы обрести милость у Бога
Когда кто, делая то, что должен делать, думает, что достоин за то у Бога всякой чести, то такой никогда не причастится Святыни Божией, даже после усиленных подвигов и таких потов, и горе ему после смерти!
Какие бы добрые дела ни делали мы в настоящей жизни, все они обращаются нам же во благо, а Богу они ничего не дают, и Он никакой в них не имеет нужды.
Пока кто думает, что услуживает чем-либо Богу, до тех пор знай, что не положил еще он начала вступлению своему на путь спасения. Таковой, пусть он постится, ночи проводит без сна и несет другие лишения, пусть пост и молитвы деет, пусть творит милостыни, другие добрые дела, пусть проповедует слово Божие и учит истине, никогда не будет иметь части с Богом. Ибо кто делает такие добрые дела, тот должен делать их для того, чтобы обрести милость у Бога, а не для того, чтобы услужить Богу.
Блажен человек, который познал, что помощью благодати Христовой всякое добро может быть добре делаемо, окаянен же тот, кто не познал сего, всуе держит таковой веру Христову.
Кто делает добро, будет осыпан милостями, не в меру своего доброделания, потому что исполнял только должное, но в безмерие благоутробия и благости Божией.
Кто делает добро в угоду людям, или по другой какой страсти, непотребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целью угождение Богу и славу Его.
Кто после крещения и причащения Тела и Крови Христовых не приносит добрых плодов, тот посекается, как бесплодное дерево, и бросается в огонь.
Нам естественно делание добрых дел, и те, которые предаются бездействию и лености, как бы ни были они до того духовны и святы, ввергают себя в неестественную страстность (самоугодие).
Преподобный Никита Стифат
Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов, содействует страх мучений вечных.
Сколько положишь ты восхождений преуспеяния в высших добродетелях… столько… <бесы>, видя тебя восходящим к небесам, скрежещут зубами и старательно простирают многоплетеные сети.
Преподобный Иоанн Лествичник
Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание, а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится.
Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои, потому что Бог даровал тебе и самый ум.
Другие по скорби и затруднениям, которые следовали за их начинанием, заключали, что дело их согласно с Божественною волею… иные, напротив, по неожиданному благопоспешению, которое они получали в своем деле, познавали, что оно благоприятно Богу.
Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд.
Святитель Василий Великий
За добрыми делами необходимо следует полезное
Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению благоугодного Богу.
Всякое слово или дело должно подтверждать свидетельством Богодухновеного Писания, в удостоверение добрых и в посрамление злонравных.
Как за огнем само собою следует то, что он светит, и за миром <мvром> — то, что оно благоухает, так и за добрыми делами необходимо следует полезное.
Да не внушает тебе высокомудренный помысл ослабить со временем труды, чтобы пред дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей, и чтобы тебе не остаться вне врат Царствия.
Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам.
Втайне служить всегда, и напоказ людям не делать, но искать только похвалы у Бога.
В совершении добродетели должно соединиться и человеческое усердие, и помощь свыше.
Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога, и да сопутствует ей благая надежда, чтобы верою укреплять нам в себе душевную силу, а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. Ибо человеческое начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о сем старания. Напротив того, в совершении добродетели должно соединиться то и другое и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше.
Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины успеха в деле должна приписывать Господу.
Что пользы человеку во вчерашней сытности чрева, если ныне при возродившемся голоде не находит свойственного утешения снедей? Так и душе не пользует вчерашнее доброе дело, если в сей день оставлено исполнение правды.
Святитель Григорий Богослов
Дело без веры не приемлется, потому что многие делают добро ради славы и по естественному расположению.
Делая хорошее, старайся и стоять в этом, потому что к худому переход скор.
Святитель Григорий Нисский
Если станешь творить добрые дела во имя Божие…
Начало добродетельной жизни — стать вне порока.
Если при времени недостает меры, или при мере благовременности, то тем, чего недостает, непременно обращается в бесполезное и то, что есть, но во времени оказывает пользу соразмерность, и в мере благовременность.
Богу благоугодно все совершаемое со страхом и верою, а не то, что хотя и многоценно, но без любви.
Подвиги добродетели должно нести с удовольствием, а освобождение души от страстей относить к Богу, дабы таким образом душа, став превыше самой себя и сильнейшей злобы врага, представила себя благим жилищем поклоняемому и Святому Духу, прияв от Которого бессмертный мир Христов, чрез оный соединяется с Господом и прилепляется Ему. Если же некоторые, еще не имея ни напряженности совершенной молитвы, ни приличной этому делу старательности и силы, лишены этой добродетели, то пусть исполняют послушание в ином роде, по силе служат (другим), усердно делая, работая тщательно с удовольствием, не за какую либо награду и не ради славы человеческой, служа другим не как чужим телам и душам, но как рабам Христовым, как нашим родным, чтобы наше дело явилось пред Господом чистым и без обмана.
И никто пусть не извиняет себя бессилием для подвига добродетели, ибо Господь не повелевает ничего невозможного: иже аще, говорит, напоит чашею студены воды во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Мф.10:42). Что удобоисполнимее сей заповеди? А награда за удобоисполнимое дело — небесная. И опять: что единому сих сотвористе, Мне сотвористе (Мф.25:40).
Заповедь мала, а польза от послушания велика. Таким образом, ничего не требует сверх силы, но малое ли, великое ли сделаешь, последует тебе награда, какую пожелаешь избрать. Ибо если (станешь творить добрые дела) во имя Божие и по страху Божию, получишь неотъемлемый дар, а если напоказ, то послушай Господа, с клятвою утверждающего: аминь глаголю вам, восприимет мзду свою (Мф.6:2). А чтобы кто не испытал сего, заповедует ученикам, а чрез них нам: внемлите, не, творите милостыни вашей или молитвы, или поста пред человеки, аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на Небесех (Мф.6:1).
Святитель Иоанн Златоуст
Добрые дела суть как бы крепкие латы…
Прежде опыта, даже весьма легкие и сносные дела обыкновенно представляются нам весьма трудными, но когда мы испытаем их и примемся за них смело, то большая часть трудности исчезает, и бодрость, заступив место опасения и отчаяния, уменьшает страх, увеличивает удобоисполнимость и укрепляет добрые надежды.
Необходимо отогнать тот помысл, будто если мы не успеем наперед запасти добрых дел в мере, равной совершенным после них грехам, то ничто не удержит нас от сильного и полного падения. Напротив, добрые дела суть как бы крепкие латы, которые не попускают острой и губительной стреле сделать свое дело, но, быв сами рассечены ею, защищают тело от великой опасности. Посему отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и тамошних муках.
Не перестанем совершать добрые дела, не откажемся от трудов, и если не будем в состоянии стать наряду с солнцем или луною, то не будем пренебрегать местом со звёздами.
Всякий… кто бы ни решился вести борьбу против людей, предпринимающих доброе дело, борется не против людей, но, прежде их, против Самого Бога, ими чтимого.
Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает больше и обильнее, когда делающие это добро подвергаются еще опасностям и великому бесчестию.
Праведным обычно смиряться и после добрых дел.
Если бы тебе за… дело <угодное Богу> надлежало впасть в геенну, то и тогда разве следовало бы уклоняться, а не с великою готовностью приниматься за делание добра?
Мы потому забываем о добрых делах, что и благополучием пользуемся неумеренно, и, называя себя часто грешниками, говорим это неискренно.
Человек, делающий добро с гордостью, если только можно так делать добро, скоро дойдет до крайней погибели.
Ты, когда должен совершать что-нибудь подобающее Богу, предусматривай много опасностей, много лишений, много смертей и ни изумляйся, ни смущайся, когда это случается.
Когда ты или сам, сделав что-нибудь доброе, получишь неприятности, или увидишь, что другой потерпел это, то веселись и радуйся, потому что это служит тебе к большему воздаянию. Не падай духом, не бросай усердия, не становись ленивым, а, напротив, прилагай еще большее рвение.
Пока в силах, не отказывайся от добрых дел, и хотя бы видел, что бесконечное число раз прерывает тебя диавол, никогда не отставай.
Всюду необходимо упражнение в (добрых) делах, а без него и наименование христианином не может принести нам пользы.
Несомненно вменяются нам в отпущение грехов добрые дела, как и вера в правду.
Из добрых дел же те обыкновенно ценятся выше, которые служат на пользу другим.
Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах.
Памятование о своих добрых делах ведет нас к высокомерию… делает нас нерадивыми.
Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.
Что мы приготовим себе совершением добрых дел, то предупредит нас там, отворит двери дерзновения пред Господом.
Если мы делаем что-либо доброе, но делаем это не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа… то мы напрасно трудимся, лишая сами себя плода от этого доброго дела. Делающий что-либо доброе для получения славы от людей… пользуется уже здесь достаточною наградою, а там не получит никакого воздаяния за это дело.
Для человека, искренне любящего а, <угодить Ему> — это вожделеннее царства, потому что истинное царство состоит в том, чтобы доброю жизнью приобрести себе благоволение и милость Господа.
Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение, особенно когда от нас теперь требуется тем высшая степень добродетели, чем высшие получили мы блага.
Добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить своего Господа, а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему.
Размышляя о тленности настоящего и о кратковременности нашей жизни, будем предуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел.
Постараемся хранить себя неукоризненными, так, чтобы под предлогом добродетели не навлечь на себя подозрения в гордости, или под предлогом смиренномудрия не пренебречь добродетели, во всем будем соблюдать меру и в основание совершаемых нами дел полагать смирение, чтобы безопасно созидать нам здание добродетели.
Научимся иметь великое терпение, и никогда не ослабевать и не унывать в подвигах добродетели, будем знать, что Владыка наш, щедрый и многомилостивый, воздает нам за малые труды великими наградами, и что Он не только в будущем веке уготовляет для нас бессмертные блага, но и в настоящей жизни, утешая нас в немощах естества нашего, подает нам многие дары.
Пребывая добродетельными, и сами получим всегда мо пользы, и принесем пользу неверным.
Мы бедны добрыми делами не оттого, что не можем, а оттого, что не хотим (делать добро), и ясным этому доказательством служит то, что многие из подобных нам по природе людей сияют добродетелями.
Господь всяческих во всяком случае доброделания требует только чистого намерения.
О своих добрых делах нужно говорить, когда предвидится от этого очень большая польза. Кто объявляет и разглашает их без всякого повода, тот ничем не лучше поносителя, а кто делает это с тем, чтобы разуверить человека, расстроено (умом) и предубеждено против него, тот становится попечителем и благодетелем этого человека.
Облагодетельствованные тобою враги будут для тебя сильными ходатаями на Суде Божием — ты загладишь множество грехов и получишь награду.
Избирать лучшее, желать, стараться, предпринимать всякий труд — это зависит от нашей воли, а доводить свои желания до конца, не допускать падений и достигать успеха в делах — это зависит от вышней благодати.
Всякое доброе дело есть плод любви
Если… желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими.
Чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе. Таким только образом можем приобрести величайшую славу и у Бога, и у людей… и награду, и великое воздаяние.
Если тот, кто имеет царя должником своим, почитает себя счастливым и безопасным на всю жизнь, то представь, как счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами, и малыми, и великими, сделал должником своим человеколюбивого Бога, всегда живущего!
Невозможно, чтобы человек, ведущий добродетельную жизнь и свободный от всех страстей, когда-либо был презрен, хотя и случится ему впасть в заблуждение, Бог тотчас привлекает его к истине.
Бог не допускает оставаться в неизвестности доброму делу, и если ты сам скроешь его, Он обнаружит, и тогда будет больше удивления и больше пользы.
За всякое доброе дело тогда бывает награда, когда оно приходит к надлежащему концу, если же оно прервется, не достигнув конца, то уже бывает кораблекрушение.
Что отвратительнее такого праведника… который, совершая какое-нибудь доброе дело, ожидает славы от толпы?
Когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся и не смущайся, тебе непременно воздаст Бог. Чем долее медлит это воздаяние, тем большее будет приращение.
Апостол обыкновенно и добрые дела называл дарованием благодати, потому что и для них нужна нам большая помощь свыше.
Бог требует не только обнаружения дел, но и благородной воли, и благоразумной мысли.
Всякое дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду.
Кто много говорит, тот ничего не делает; кто много делает, тот ничего не говорит неуместного.
Служи всем, как господам, и скоро ты будешь иметь их слугами, порабощенными властью, сильнейшею власти суровейшего тирана.
Делай все из повиновения Господу и как бы ты все делал ради Него. Этого достаточно для побуждения и убеждения, и для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка.
Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она чрез это уподобляется Богу.
Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о соделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми.
Какие бы ни были у кого добрые дела, без любви они ничтожны.
Причинит тебе кто-либо вред? Ты сделай ему добро. Если же ты сделаешь добро тому, кто тебе сделал добро, то ты не совершишь еще ничего важного.
Живые отличаются от мертвых не тем только, что смотрят на солнце и дышат воздухом, — не этим, говорим мы, а тем, что совершают что-нибудь доброе. Если же этого не исполняют, то становятся ничем не лучше мертвых.
Всякое доброе дело есть долг наш, и все, что мы ни делаем, есть исполнение долга.
Сколько бы… ты ни трудился, сколько бы ни старался, — не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, то все было бы напрасно.
Добрые дела светлее солнца, а противоположные им гнуснее всего!
Люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мертвых, одетых в красивые одежды, но не чувствующих этой красоты.
Если ты сделаешь что-нибудь доброе и не получишь за это воздаяния в здешней жизни, не смущайся, тебя с лихвой ожидает за это награда в будущем веке.
Кто делает что-либо доброе ради того, чтобы добыть славу у людей, тот, будет ли он в состоянии пользоваться ею, или нет, получает уже здесь достаточную награду, и не получит за это никакого воздаяния там.
Награда бывает больше, если ты делаешь, не руководясь надеждой на награды.
Добрые и благочестивые достойны двойственной награды за то именно, что остались чистыми и нисколько не повредились от соприкосновения с порочными.
Кто под угрозою оков бывает добр, тот никогда не будет добр, — освобожденный от принуждения, он возвратится к прежнему.
Мы будем совершенно блаженными, если ради Бога сделаем столько, сколько делаем ради людей, ради славы пред людьми, ради страха, почета.
Ничего славного нельзя сделать без горячего желания.
Преподобный Ефрем Сирин
Добрые дела
Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах.
Положил ты хорошее начало, старайся и кончить хорошо, чтоб получить полную награду.
День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом.
Бог знает и природу, и произволение, и силы каждого, и всевает слово Свое, и требует дел по мере сил наших.
Блажен, кто подобным себе рабам доставил духовное веселие плодом добродетелей, которые насадил он трудами своими, чтобы принесли они плод жизни о Господе.
Кто живет по Богу, тот, хотя бы преуспел в великой добродетели, не надмевается, не превозносится, помышляя о величии Господа и о том, как Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестных (Флп.2:8).
Если работаешь для Бога, то не превозносись над подобным тебе рабом, но предоставь дело свое Богу. Ибо Он воздаст каждому по делам его.
Знай, что как земля не может приносить плодов сама собою, без семени и воды, так и человеку невозможно принести плод без злострадания и смиренномудрия.
Если хорошее дело препятствует другому лучшему, не уважим меньшего.
Доброе дело да совершается по страху и из любви ко Христу.
Рукояти добрых дел, пожатые в юности, питают старость, потому что запас добрых дел, сделанный в юности, сохраняет старость.
Все преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Посему приготовим себе напутие для странствия, которого никто не минует.
Начало и первая степень — делать доброе по требованию природы, вторая, также не предосудительная степень — знать, что должно делать, и что узнал, то исполнять, третья же, достойная строгого наказания, — многому учиться и пренебрегать тем, чему научился. Но до крайности глуп и неразумен, кто для того не учится, чтобы не делать.
Душа наша — пустыня, не плодоносящая добрых дел. От Тебя, Господи, да приимет она силу плодоношения.
Из Твоих сокровищ приял я, что могу принести Тебе. И то, что хочу воспевать Тебя, Господи, — Твой же дар. Если и малое добро, какое есть в нас, умножаешь так обильно, то во сколько крат обильнее умножатся в нас дары Твои?
Снабди душу свою напутием добрых дел, пока есть еще к тому возможность, чтобы, по отшествии отсюда, не нуждаться там.
И своим, и чужим делай добро, сколько можешь, и доброму, и злому говори доброе слово.
Добродетельные от юности и до гроба ведут борьбу, но покоятся они со дня смерти, пока придет время воздаянию.
Преподобный Максим Исповедник
Три начала побуждают нас к добру: семена (добра в нас) от природы, святые силы, и доброе произволение. Семена природы, — когда, например, как желаем, чтобы с нами поступали люди, так и мы поступаем с ними, или когда видим человека в тесноте и нужде, и естественно милосердуем о нем. Святые силы, — когда, чувствуя побуждение к доброму делу, обретаем в себе благое содействие, и успеваем. Наконец, доброе произволение, — когда, различая добро от зла, избираем доброе.
Когда хотим сделать что доброе, будем иметь целью не человекоугодие, но Богоугождение, чтоб, на Него всегда взирая, все делать для Него, инако мы и труд понесем и мзду погубим.
Преподобный Марк Подвижник
Бог ценит дела по намерениям их
Какое помнишь добро — делай, тогда и то, которого не помнишь, откроется тебе.
Когда человек человеку принесет пользу словами или делами, да признают оба они в этом благодать Божию.
Кто, не имея дел, ухищряется и говорит одни слова, тот богатеет неправедно, и труды его… в домы чуждыя внидут (Притч.5:10).
Мы, которые удостоились бани пакибытия, совершаем добрые дела не ради воздаяния, но для сохранения данной нам чистоты.
Всякое доброе дело, которое делаем естественными нашими силами, удаляет нас от противного ему порока.
Желающий сделать что-либо и немогущий есть пред Сердцеведцем Богом, как бы сделавший.
Делающий добро и ищущий воздаяния не Богу работает, а своему хотению.
Преподобный Григорий Синаит
Благодать, возбуждающая на дела по заповедям
Дела по заповедям суть тело, добродетели, как установившиеся внутренние расположения, — кости, а благодать — душа живая, возбуждающая на дела по заповедям и содействующая в сем.
Мне много лет делали или делают безболезненно, и поелику не приболезненно поднимали и подъемлют труды, то оказались и оказываются чуждыми чистоты и непричастными Духа Святаго, по причине непонесения лютости болезненных трудов.
Если Сын ничего от Себя не творит, но, как научил его Отец, тако творит (Ин.5:19,20)… то кто помыслить может, что достиг такой высоты добродетели, на коей не имеет нужды в чьем-либо тайноводстве?
Святитель Григорий Палама
Те, кои ради славы человеческой добрые дела делают… приносят плод, — но какой? — посрамление, непостоянство помыслов, пленение и смятение помышлений.
Преподобный Максим Грек
Делай же все ради Бога, а какие от того получаются прибыли, то, не жалея, влагай в руки нищих, а не храни без ума для себя, если, действительно, желаешь наследовать вечное Небесное богатство.
Преподобный Никодим Святогорец
Не должно убегать случаев к доброделанию
Если хочешь всегда простираться в предняя на пути добродетели, не останавливаясь, надлежит тебе добре внимать и никак не позволять, чтоб ускользало от рук твоих то, что может послужить тебе поводом к стяжанию добродетели. Посему нехорошо делают те, которые сколько сил есть избегают всяких противностей на пути добродетели, которые, однако ж, могли бы послужить им к благоуспешному по нем течению. Например, если ты желаешь стяжать навык в терпении, то не следует тебе избегать тех лиц, дел и обстоятельств, которые наиболее выводят тебя из терпения. Но встречай их охотно, с добрым решением — предать себя неприятному их на тебя действию, приготовившись, однако ж, перенести то с непоколебимым спокойствием духа. Если будешь поступать иначе, то никогда не навыкнешь терпению.
Таким же образом надлежит тебе относиться и к делу, которое тебе не нравится или само по себе, или потому, что возлагается на тебя человеком, которого не любишь, или потому, что оно отвлекает тебя от дела, которое тебе нравится, т. е. не следует устраняться от него, а напротив, взяться за него, не упираясь ногами, и затем вести его и довести до конца, действуя так, как бы оно было тебе наиприятнейшим делом, и не уступая нимало тревогам от него сердца, особенно при помышлении, что если бы не это дело, ты был бы совершенно покоен. Иначе ты никогда не научишься, как переживать встречающиеся прискорбности; но и истинного покоя, которого ищешь, не будешь иметь, убегая от таких случаев, очевидно, по самоугодию, потому что он не живет в самоугодливых сердцах.
То же советую тебе делать и в отношении к помыслам, которые иной раз нападают на тебя и смущают ум твой, при воспоминании о неправдах человеческих и о прочем недолжном. Не прогоняй их и не подавляй, доколе они сами не отпадут не от сопротивления им, а от терпения, с каким переносишь их. Пусть они смущают и беспокоят мучительно, но вместе с тем они будут научать тебя и терпеливому перенесению неприятностей вообще. Кто будет говорить тебе о сем иначе, внушая, что лучше бежать от такого случайного беспокойства, тот советует тебе пресечь стремление к добродетели, которую стяжать ревнуешь.
То верно, что новоначальный воин, не искусившийся в брани, лучше делает, когда бежит от смутительных случайностей, как бы презирая их, нежели когда подвергает себя действию их и противоборствует им; однако ж и ему не следует всякий раз давать тыл и обращаться вспять, но со всем вниманием и осмотрительностью иногда воевать с нападающими, иногда не обращать на них внимания, смотря по своим успехам в добродетели и нравственной силе, приобретаемой чрез то. Только в отношении к плотской похоти неуместно так поступать: тут бегая бегай всех случаев, могущих возбудить и разжечь сию страсть, по причине неукротимости ее и льстивых ухищрений врага, какими умеет он обставить плотские движения, чтоб склонить на удовлетворение их.
Преподобный Феодор Студит
Никто не оставайся без душевного коня, который есть живая готовность на всякое доброе дело.
Преподобный Петр Дамаскин
И благое делание без правого намерения не может принести пользы.
Делание доброго бывает не без труда, чтобы нам не лишиться похвалы за самовластное понуждение себя.
Преподобный Исидор Пелусиот
Если делает ради похвалы…
Дознав всю многопревратную и изменчивую неверноость здешних дел, старайся приобрести себе известность добрыми паче делами, за которые и здесь готова тебе похвала, и будущие награды не погибнут.
Если делает добро ради самого добра, то заслуживает большую награду, нежели делающий это ради награды. А если делает ради Божественной награды, то будет поставлен во втором ряду. И если делает ради похвалы, то и получит, ради чего сделал. Но кто не делает должо ни ради самого добра, ни ради Божией награды, ни ради человеческой похвалы, тот… даже и не человек, а злой демон.
Хорошо делать добро друзьям, лучше — всем нуждающимся, всего же лучше — даже врагам. Первое исполняют и мытари, и язычники, второе — повинующиеся Божественному закону, а третье — ведущие образ жизни, приличный небу.
Из награды делающие что должно, ниже благоискусных в добре по любви к нему, но лучше делающих это по страху, а не по любви, и лучше в большей мере, нежели в какой сами уступают над собою победу упражняющимся в добродетели по любви к оной.
Не знаешь, кажется, что превосходнейшие деяния сопровождаются обыкновенно завистью, и не могут избежать ее люди, громко прославляемые… Посему, дознав это, освободись от смущения. Ибо лучше, упражняясь в добродетели, терпеть осуждение от тех, кому не хотелось бы, чтобы кто-либо был благоискусен, нежели, возлюбив порок, заслуживать рукоплескание от не приобретших правого суждения о делах.
У добродетели есть чистое, прославляемое и нескончаемое веселие, порождаемое доброй совестью, возращаемое премирными венцами, питаемое упованием будущих благ. Но есть у нее и труды, и бдения, и подвиги, при которых возможно преспеяние, потому что ленивый и сонливый не воздвигает победного памятника, воздвигает же тот, кто славно боролся.
Если упражняющимся в добродетели можно с дерзновением и теперь проводить жизнь, и после здешней жизни предстать Божию судилищу, то возлюбивших порок и теперь преследует, и там преследовать будет стыд. Почему обымем добродетель и стремительно убежим порока.
Преподобный Нил Синайский
Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог
Легко и удобно все делаемое с любовью, хотя бы оно было и крайне затруднительно.
Изрекший: да просветится свет ваш пред человеки (Мф.5:16) Христос повелел делу вопиять о себе, а не делающему провозглашать о нем.
От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется в человеке образ его мыслей.
Исследуй конец всякого поступка прежде его начала.
Молитвою запечатлевай всякое свое дело, а наипаче то, при котором видишь помысл колеблющимся.
В добрых делах всегда поспешай, чтобы, оставив их почему-либо недоконченными, и самому не отойти отсюда недовершенным.
Прилагай попечение о добродетели, потому что она любомудрием обновляет Адама.
Блажен, кто многим делает добро, на суде найдет он многих защитников.
Враги истины и правды наипаче нападают и злоумышляют против тех людей, которые подвизаются в добродетели и стараются преуспеть при помощи Божией.
Чем больше кто совершает добрых дел, тем большее число людей оскорбляют его, потому что восстают на него многие злые духи и неправедные люди.
Никак не должны мы перечислять в уме снисканные уже нами добродетели, но каждый день надлежит нам помышлять о новых.
Авва Евагрий Понтийский
Делая благодеяния, всячески опасаться должно, как бы не обратить их в промысл.
Преподобный авва Дорофей
Должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы свои покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела.
Мы, если и сделаем что-либо доброе, должны покрыть это смиренномудрием и возложить на Бога немощь нашу, молясь Ему, чтобы Он призрел на труд наш, ибо иначе он будет тщетен.
Кто совершит дело угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением.
Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, и он говорит: «Отойди — после». Это хоть он говорит человеку, но то же, что говорит Богу, пославшему его. Бог найдет для него другого благодетеля, но отказавший ему небезответен.
Авва Исайя
Дело, совершаемое втайне, Богу благоприятно (Мф.6:4,18).
Христианин, скрывай труды свои и добродетели, и блюди, чтобы язык твой не лишил тебя их, и не предал врагам твоим.
Если будет в нас любовь, терпение и воздержание, то они (демоны) не возмогут отклонить нас ни от какого доброго дела, особенно если мы будем иметь в мысли, что леность ниспровергает все доброе.
Что сделаешь ради Бога, то все будет тебе сопутствовать и помогать во время нужды.
Те, которые приносят благой плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода.
Знай, что человек не может делать добра, доколе делает зло.
Те дела, кои находишь в себе добрыми, не считай их благоприятными Богу.
Не открывай всем благих дел твоих, чтобы не похитил оных враг твой.
Когда сделаешь благодеяние бедному брату, не призывай его на поделие свое, чтобы не погубить благодеяния, какое сделал ты ему.
Преподобный Иоанн Кронштадский
Хорошо быть добродетельным
Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лице. Что это за лице? Это — ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своею красотою. Обратите внимание на речь его; от нее еще больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душею — и таете от его сладкой беседы.
Когда придет тебе в голову безрассудная мысль — сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки, и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей, сравнительно с ними, все равно что нет.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Всякое духовное делание, будучи, собственно, даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему: потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука спасения. Том 20 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других