Во второй том сборника «На уроках сценарного мастерства» вошли работы известных кинодраматургов, ведущих сценарные мастерские ВГИКа: Леонида Нехорошева, Рустама Ибрагимбекова, Натальи Фокиной, Аркадия Инина, Натальи Рязанцевой, Владислава Романова, Светланы Малофеевой. Во время мастер-классов и в своих статьях драматурги рассказывают о профессии сценариста, делятся секретами своего мастерства, размышляют о состоянии современной драматургии кино. Сборник может быть использован как учебное пособие для студентов сценарного отделения и всех факультетов, где читается курс драматургии кино. Также он будет интересен абитуриентам Всероссийского государственного института кинематографии при выборе факультета или мастерской. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На уроках сценарного мастерства. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ибрагимбеков Р.
Храни меня, мой талисман
Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков — заслуженный деятель искусств России и Азербайджана, писатель и кинодраматург, режиссер, продюсер; лауреат Государственных премий, лауреат премии Американской киноакадемии «Оскар», член Европейской киноакадемии «Феликс» и Американской академии киноискусства, председатель Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии. С 2004 года Рустам Ибрагимбеков — профессор ВГИКа, руководитель сценарной мастерской.
В 1967 году Рустам Ибрагимбеков окончил Высшие сценарные курсы, а в 1974 году — Высшие курсы режиссеров. Первый сценарий, принесший ему известность, был написан совместно с Валентином Ежовым в 1969 году — «Белое солнце пустыни». В дальнейшем Рустам Ибрагимбеков плодотворно сотрудничал с режиссером Никитой Михалковым: им были написаны сценарии фильмов «Спокойный день в конце войны» (дипломная работа Н. Михалкова), «Урга. Территория любви» (главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», Государственная премия Российской Федерации), «Утомлённые солнцем» («Оскар» за лучший иностранный фильм, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, Государственная премия Российской Федерации), «Сибирский цирюльник» (Государственная премия).
Р. Ибрагимбеков — автор более 40 сценариев художественных и телевизионных фильмов, среди которых: «Допрос» (1979), «Перед закрытой дверью» (1981), «Парк» (1983), «Филер» (1987), «Автостоп» (1990), «Восток — Запад» (совместно с С. Бодровым, 1999) и др. Один из главных вопросов, которые поднимает драматург в своих работах, — соотношение истории, времени и человека, живущего в нём, его личной ответственности за свои поступки.
Р. Ибрагимбеков — автор многих книг и сборников, где он выступает как писатель и драматург: «Ультиматум» (1983), «Проснувшись с улыбкой» (1985), «Дача» (1988), «Избранные повести» (1989), «Солнечное сплетение» (1996). Им написано более 15 пьес: «Женщина за закрытой дверью», «Похороны в Калифорнии», «Дом на песке», «Похожий на льва» и др., которые с успехом шли в нашей стране, а также в Праге, Берлине, Софии, Будапеште, Нью-Йорке.
Рустам Ибрагимбеков
Можно ли назвать современный сценарий «новой областью литературы»? Актуально ли это сегодня?
Сценарий — это разновидность давно возникшего направления прозы, в котором по поступкам героев можно судить об их человеческих качествах, а взаимоотношения людей складываются в историю, за которой интересно следить. Такая проза возникла задолго до появления кинематографа, например, у Пушкина, Лермонтова, Мериме, Эдгара По и др.
Что такое «профессиональный сценарий»?
Профессиональный сценарий дает возможность и посредственному режиссеру зримо представить события и героев будущего фильма. История, положенная в основу такого сценария, должна обладать достаточной надежностью, чтобы не развалиться при неточных режиссерских и актерских решениях. В результате фильм по профессиональному сценарию может быть интересен зрителю хотя бы своим содержанием. При этом крепкий и «самоигральный» сюжет не исключает ни психологической тонкости взаимоотношений героев, ни стремления постичь самые глубинные свойства человеческой натуры, ни склонности к гражданскому пафосу и политической изощренности. Правильно, профессионально выстроенный сценарий выглядит так же, как стройное дерево, с которого облетела унесенная ветром листва.
Что делает сценарий произведением искусства?
Творческая энергия авторского послания, одухотворяющая текст.
Можно ли считать какие-то компоненты кинодраматургии самыми важными?
Сценарий, как человек, может быть не очень умным, но обаятельным; странным, но бередящим душу; не очень талантливым, но стремящимся постичь манящие тайны бытия; туповатым, но смешным; малообразованным, но мудрым; распадаться на части, но провоцировать воображение; поднимать острые проблемы, но поверхностно; тщательно выстроенным, но медленным в развитии — любым. В каждом случае какой-то его компонент становится самым важным.
Какими основными секретами сценарного мастерства вы можете поделиться со своими студентами?
Сценарий должен быть как море: для не умеющих плавать он создает возможность поплескаться у «берега» в интересной, эмоциональной истории. А у тех, кто может заплыть далеко, должна быть возможность нырнуть поглубже и ощутить особенности стиля, тонкость рисунка отношений, гражданский и политический подтексты и т. д.
Что делать, если сценарий не пишется?
Начать новый.
Чему, кроме умения писать сценарий, должен научиться будущий сценарист за время обучения во ВГИКе?
Понять, что он — клеточка живого организма под названием «человечество».
Что такое «сценарная мастерская»? Продуктивно ли воспитание сценаристов в мастерской?
Это команда, в которой каждый играет в свою игру. Хороший мастер вовлекает в каждую из этих игр всех остальных студентов. И это полезно всем.
Что вы можете пожелать сценаристу-первокурснику и выпускнику сценарного факультета?
То же самое, что и себе: старайтесь писать о том, что сами видели и пережили. И помните о том, что будущие поколения будут судить о сегодняшнем дне по вашим текстам. И последнее: судьба сценария, как и судьба человека, может не сложиться, даже если он заслуживает лучшей участи. Не отчаивайтесь и старайтесь написать новый. К этому времени первый может пробить себе дорогу сам, если он живой.
Сценарий, предложенный для сборника, написан много лет назад, к 150-летию со дня смерти А.С. Пушкина, и если он не «умер» за это время, есть смысл подумать вместе со студентами, почему этого не произошло.
«Храни меня, мой талисман», 1986 г., киностудия им. А.П. Довженко, режиссёр: Роман Балаян, в ролях: Олег Янковский (Алексей Дмитриев), Татьяна Друбич (Татьяна), Александр Абдулов (Анатолий Климов), Алексей Збруев (Дмитрий)
Пока еще не все потеряно.
Храни меня, мой талисман…
А как иначе я мог поступить? Что другое предпринять? Пожаловаться в местком пароходства? Написать анонимку?..
…Слова, которые произносились ею молитвенной скороговоркой, я слышал неоднократно и раньше, но на этот раз, обращенные как бы не только ко мне, лежащему на спине с вяло сомкнутыми веками, они, касаясь моего угнетенного снотворным сознания, возносились мимо портрета Пушкина, висевшего у изголовья дивана, вверх, к густому околопотолочному полумраку.
Нечеткие, размытые очертания ее фигуры возникали в подрагивающей полоске неплотно прикрытых глаз, когда она склонялась надо мной, продолжая говорить:
–…Родной мой, единственный, все должно быть по-прежнему, я не смогу без тебя, твой голос, твои руки, твоя нежность, твоя доброта — разве я смогу жить без них?! Судьба соединила нас, и мы должны быть вместе, что бы ни случилось. Спи, мой родной, тебе надо отдохнуть, набраться сил, а я буду рядом, буду с тобой, как всегда. Даже, если ты меня прогонишь. Я все стерплю, любое унижение. — Тут направление ее голоса чуть изменилось, будто, подняв голову, она непосредственно обратилась к кому-то, кто расположился выше нас, под потолком или еще выше. — Это его право, от него я приму все, даже смерть. Лишь бы он был жив-здоров. Родной мой, единственный…
Слова эти, ставшие почти привычными за восемь лет совместной жизни, но в этот день звучавшие с особой клятвенной наполненностью, были прерваны резким звуком дверного звонка.
Не разжимая век, я ощутил, как Вика, вздрогнув от неожиданности, застыла на мгновение, а затем метнулась к двери.
Я продолжал лежать на спине, с вытянутыми вдоль худого тела руками; боковой свет торшера, подчеркивая рельеф лица, придавал ему мертвенную выразительность — я видел это в зеркале на двери, в которую был уперт мой взгляд сквозь ресницы.
Голоса, зазвучавшие в соседней комнате, показались неестественно громкими — и Вика, и гость (как я и предполагал, это был Марат) произнесли несколько фраз, не исключая того, что я могу их услышать.
— Он спит. Снотворное принял, — сказала Вика.
— А где ружье?
— Я не видела… Сейчас посмотрю.
Послышались шаги, скрипнула дверь, Вика вышла из комнаты.
Ружье висело на вешалке в передней, и не увидеть его Вика не могла при всем желании. Было непонятно, зачем ей понадобилась эта очевидная ложь, но необходимость встать и выйти в соседнюю комнату обрела для меня не меньшую и очень обременительную очевидность.
Медленно, как нечто тяжелое и негнущееся, я сдвинул с места и спустил на пол ноги; с напряжением, придавшим еще более застывшее выражение моему лицу, оторвал от дивана спину и, вложив остаток сил в последнее движение, встал. От давящей тяжести в висках и надбровных дугах меня качнуло — шагнув к двери, я с трудом удержался на ногах.
В соседней комнате опять заговорили, что-то сказала Вика, что-то сказал Марат, но слов я не разобрал и, толкнув створку двери, возник на пороге. Ружье лежало на столе, Марат и Вика считали патроны в ячейках широкого кожаного пояса, одолженного вместе с ружьем.
— Два, — сказал я, оставаясь в дверях, — не хватает двух патронов.
— Ты почему встал? — Вика бросилась ко мне, но, отстранив ее коротким движением руки, я прошел неверным напряженным шагом к столу. — Тебе нельзя… Ты же…
— Оставь нас, — прервал я ее. — На охоту собрался? — скривив губы в попытке усмехнуться, я повернулся к Марату.
Будто и не услышав вопроса, он начал усаживать меня на ближайший стул. Одновременно очень внимательно, как врач-психиатр, принимающий опасного душевнобольного, вгляделся в мои устало смыкающиеся глаза. Отпали сомнения, стало ясно, что он пришел по просьбе Вики и очень обеспокоен тем, что она ему сообщила, хоть и пытается держаться в своей обычной хладнокровно-уверенной манере.
— Что, испугался? — желание содрать с него маску невозмутимости, раздражавшую меня многие годы, пересилило намерение вернуть ружье.
— Так это правда? — спросил он.
— Да, — сказал я с дразнящим удовольствием.
— Ты что, с ума сошел? — он заиграл желваками, подчеркивающими мужественную чеканность черт его лица.
— А что, похоже?
Он протянул руку к своему ружью.
— Где гильзы?
— На месте, наверное, не знаю, — как можно безразличнее сказал я; он отметил эту мою интонацию коротким взглядом, в котором явственно мелькнули искорки злости.
Щелкнув замком, он «переломил» ствол ружья и убедился в том, что обе гильзы на месте.
— Что ты собираешься делать? — он отложил ружье со странной осторожностью, как вещь, ему уже не принадлежащую и способную рассыпаться от соприкосновения с поверхностью стола, — после моего заявления оно превратилось из обычного ружья в вещественное доказательство убийства. Как и гильзы в стволе, к которым он и не притронулся.
— А тебя это очень волнует? — еще одна моя попытка усмехнуться почти увенчалась успехом, острота ситуации помогала справиться с действием снотворного.
Он посмотрел на меня уже с откровенной злостью.
— Не волнуйся, — сказал я, продолжая кривить губы, — ты же не знал, зачем я беру у тебя ружье…
— Но я узнал об этом сегодня…
— Ну и что?
— Ты что придуриваешься? — голос хрипло заклокотал где-то в глубине его груди, задавленный все тем же стремлением сдержать себя в руках. — Есть статья: если я знаю обо всем и молчу, то несу ответственность за укрывательство.
— А ты не молчи.
Лоб и скулы его покрылись странной пятнистой краснотой, будто прорвалась и проступила на поверхности лица с трудом сдерживаемая ярость. Пожалуй, я перегнул палку.
— Что тебе сказала Вика? — я постарался придать голосу соответствующую ситуации дозу серьезности. Понадобилось время, чтобы он ответил.
— Ты действительно убил из моего ружья какого-то мужика?
— Да… Что еще она тебе сказала?
— Больше ничего. Но и этого вполне достаточно.
— А что ты так нервничаешь? — опять не удержался я от соблазна позлить его. — Будем считать, что ты не знал ничего, когда я брал ружье. И ни я, ни Вика не сказали тебе ни слова сегодня. А раз так, то ничего тебе грозить не может.
— Я за тебя волнуюсь, болван, — продолжая злиться, он досадливо поморщился.
Я понимал, что говорю не самые умные вещи, но как иначе я мог себя вести после того, как он оказался посвященным в эту страшную историю?..
Мы уже довольно долго шли, увязая по щиколотку в холодном прибрежном песке. Я шел впереди, с ружьем через плечо, перепоясанный кожаным патронташем на тот случай, если первые выстрелы не дадут результата. Он, хоть и был выше на голову и, видимо, быстроходнее, отставал на несколько шагов.
Ветер бил в лицо, трепал волосы; особенно это было заметно по его длинной, спадающей почти до плеч шевелюре (плохо сочетающейся с морской формой, которую он почему-то носил и на берегу).
Жажда мщения несла меня вперед и вверх к заброшенному маяку, одиноко торчащему на каменистом, поросшем вечнозеленым кустарником уступе.
— Да не спеши ты так, — сказал он ворчливо-жалобно и вполне миролюбиво, будто не стреляться мы шли, а по какому-то не очень спешному общему делу. Я, конечно, не умерил шаг, и ему пришлось прибавить скорость.
— Я одного понять не могу, — сказал он, почти поравнявшись со мной, — зачем так далеко идти? Тут тоже вроде никого нет.
Я ничего не ответил. Мы прошли еще метров двадцать, и он опять, как бы рассуждая вслух, заговорил:
— И зачем тебе нужно рисковать? Решил меня убить — стреляй! Какого черта сам лезешь под пули?
Я молча шел вперед и вверх, по направлению к маяку, где на уложенном квадратными плитами дворе должно было свершиться возмездие со всеми возможными, пусть даже самыми несправедливыми для меня, вариантами исхода.
А что другое я мог сделать в моем положении? Обратиться с жалобой в местком пароходства? Написать на него анонимку?
— Я не просто убил его, — сказал я Марату, — мы стрелялись.
— То есть как?! — он подался вперед всем корпусом, предполагая, что ослышался.
— Была дуэль.
— Какая еще дуэль?! Ты что мелешь?
— А вот такая, настоящая, — наконец, кажется, я его пронял. — Сперва он стрелял, потом — я.
— Зачем?! Ты хоть сам понимаешь, что говоришь? Чушь какая-то.
— Может быть, и чушь. Ты спросил — я ответил. Больше вопросов нет? — я зевнул, глядя в его вытаращенные от недоумения глаза; отступившее было на время снотворное опять брало свое. — Извини, я засыпаю.
— Тебе надо немедленно пойти в милицию, — сказал он категорически, осознав, наконец, все то, что я ему сказал. — Каким способом ты его застрелил — на дуэли или из-за угла, с точки зрения закона, не имеет значения. Убийство есть убийство. Не знаю, зачем ты это сделал, какие-то причины были; наверное, не совсем же ты рехнулся, но единственный способ хоть как-то смягчить наказание — это пойти в милицию и самому во всем признаться. Пока они не нашли труп. Ты что с ним сделал? Зарыл?
— Нет.
— Где это произошло?
— На Золотых Песках, возле маяка.
— Кто-нибудь видел?
— Не знаю.
— Даже если никто вас не видел, все равно тебя найдут. А кто он такой? Что за человек? Откуда ты его знаешь?
— Летом познакомились. На теплоходе…
Это была двухдневная семейная поездка, организованная месткомом института.
Мы с Викой наслаждались гуляньем по свежевымытым, пахнущим деревом палубам, выбирая места, где не было студентов, сбившихся в большие, шумные компании, и обходя сравнительно малочисленные группы моих коллег-преподавателей.
Я любовался обращенным к морю лицом Вики — оно было полно задумчивого покоя, который передавался и мне, не выпускающему ее ладонь из своей, пока мы бродили по теплоходу.
Время от времени в ответ на мой взгляд она касалась моей щеки губами, и эти еле ощутимые поцелуи вызывали во мне щемящее чувство счастья…
Видимо, наше состояние было заметно тем, кто оказывались поблизости, и они шли дальше, не задерживаясь возле нас. Только раз что-то — то ли близкие шаги, то ли чей-то взгляд — побеспокоило Вику: она, а следом и я, оглянувшись, увидели неторопливо удалявшегося от нас высокого мужчину в белой офицерской форме.
Еще раз я увидел этого офицера (и сразу узнал из-за роста), когда под вечер рассказывал окружившим меня студентам-третьекурсникам о письме, посланном Пушкиным Казначееву, управляющему канцелярией новороссийского генерал-губернатора Воронцова. Преодолев Викино стеснение, я продолжал удерживать ее руку в своей, радуясь тому, что она присутствует при этом разговоре со студентами.
— Это письмо было написано в Одессе в начале июня 1824 года и свидетельствует о том, что именно здесь, на берегах Черного моря, поэт ощутил необходимость полной свободы от внешних обстоятельств жизни. Цитирую по памяти: «Единственное, чего я жажду, — это независимость (слово неважное, да сама вещь хороша); с помощью мужества и упорства я в конце концов добьюсь ее. — Произнеся эти слова, я встретился с нагловатым, как бы изучающим меня взглядом высокого офицера, который подошел к нам чуть раньше и слушал с весьма заинтересованным выражением лица. — Я уже поборол в себе отвращение к тому, чтобы писать стихи и продавать их, дабы существовать на это, — самый трудный шаг сделан! Если я еще пишу по вольной прихоти вдохновения, то, написав стихи, я уже смотрю на них только как на товар, по скольку-то за штуку…»
— Бедненький, — вздохнула круглолицая курносенькая и всех жалеющая Маша Шевцова, — неужели у него совсем не было денег?
— Он получал семьсот рублей жалованья… пока не подал в отставку…
Присутствие постороннего человека мешало мне; видимо, поняв это по моему взгляду, офицер улыбнулся и сказал:
— Мне поручено передать вам и вашей супруге приглашение капитана поужинать в офицерской столовой.
— Чем объясняется оказанная нам честь? — спросил я, удивившись.
— Список приглашенных преподавателей согласован с местным комитетом института, — продолжая улыбаться, ответил офицер.
— Значит, мы будем не одни? — Я посмотрел на Вику; она пожала плечами, предоставляя принятие решения мне.
— Поговорим после ужина, — сказал я студентам, все еще не зная, как отнестись к неожиданному приглашению.
— Я провожу вас, — сказал офицер.
— Спасибо, мы сами придем чуть позже…
— Вы не найдете, — с вежливой настойчивостью возразил офицер, — и все уже сели за стол…
Студенты, отходя от нас, прислушивались к разговору… — Придется пойти, — тихо сказала мне жена, — неудобно…
Ведомые офицером, который представился как штурман Александр Брянцев, мы прошли почти через весь теплоход и спустились на нижнюю палубу. По пути не было сказано ни одного слова; офицер шел чуть впереди и сбоку от нас, всем своим видом давая понять, что он лишь человек, выполняющий поручение, не больше. Но когда мы вошли в столовую, стало ясно, что он нас разыграл, — за длинным столом сидели одни офицеры.
— Капитан сейчас будет, — сказал штурман, ничуть не смущаясь тем, что вопреки его заверениям за столом нет ни одного преподавателя.
Офицеры встали, устремив на нас взгляды, в которых видно было удивление в связи с нашим появлением.
— Прошу, — сказал штурман, подтверждая приглашение пройти к столу широким движением руки, — общая просьба: разделите нашу скромную трапезу.
Повернуться и уйти в этой ситуации показалось мне неудобным. Но, садясь за стол, я еле сдерживал желание наговорить дерзостей наглецу штурману.
— Кирилл Константинович очень интересно рассказывает, — громко сообщил он всему столу, подвигая Вике и мне чистые приборы, — я сейчас просто заслушался… Вы пушкиновед? — спросил он меня.
— Я литературовед, — ответ мой прозвучал подчеркнуто сухо.
— Но Пушкиным вы ведь тоже занимаетесь?
— Да.
— Отлично, — он поставил перед Викой принесенную официанткой тарелку с салатом, — я давно мечтал встретиться с таким человеком, как вы. Есть один вопрос. Давно назревший, как говорится…
Офицеры слушали его с улыбками, видимо, он считался среди них человеком остроумным.
В помещение вошел еще один офицер, и по тому, как отреагировали на его появление все, включая штурмана Брянцева, прервавшего себя, стало ясно, что это капитан.
— Алексей Иванович, у нас гости, — сказал штурман, когда седовласый капитан прошел к креслу, стоявшему у дальнего от входной двери торца стола.
— Очень приятно, — вежливо сказал капитан, явно еще минуту назад не подозревавший о нашем с Викой существовании, а значит, и не приглашавший нас на ужин. По выразительному взгляду Вики я понял, что ею тоже ситуация оценивается правильно.
— Пойдем? — спросил я ее тихо.
— Неудобно. Чуть позже, — также шепотом ответила она.
— Кирилл Константинович, — обратился ко мне штурман Брянцев, — я давно ищу такого человека, как вы… Чтобы получить ответ. На один вопрос, исчерпывающий и, как говорится, окончательный… — он делал вид, что не замечает откровенно неприязненного выражения на моем лице. — И раз уж так мне повезло, что вы оказались нашим гостем, не откажитесь поделиться знаниями…
Отправив в рот зацепленный вилкой огурец, я хранил молчание, воспринятое им как разрешение задать вопрос.
— Вот я читал в одной редкой книге, — сказал он громко, — что Дантес был иезуитом, и этот барон Геккерен тоже. И выполняли они особо важное задание своего ордена по присоединению православной церкви к католической. И только по этой причине их заинтересовала жена Пушкина Натали, чтобы через нее выйти на царя…
— Книга, в которой вы все это вычитали, называется «Иезуиты и Россия»? — спросил я.
— Да. Это очень редкая книга.
— И очень спорная. Не понимаю, что вы хотели у меня узнать?
— 3начит, получается, что Дантес не хотел стреляться с Пушкиным, избегал дуэли, а за женой его ухаживал потому, что приказ выполнял?
— Еще раз повторяю: книга, из которой вы все это вычитали, опирается на весьма сомнительные факты. Но в любом случае не понимаю вас…
— Я к тому, что мы все со школьных лет ненавидим Дантеса, а у него, оказывается, тоже были какие-то причины, и причем веские.
— Нет и не может быть никаких оправдывающих причин у человека, поднявшего руку на Пушкина.
— Но Пушкин ведь сам его вызывал.
— Не совсем так. Первый раз дуэль не состоялась, но потом Пушкин написал оскорбительное письмо Геккерену, в ответ на которое Дантес…
— Вынужден был прислать ему вызов, — продолжил он за меня, — значит, не напиши Пушкин этого письма, не было бы никакой дуэли.
— Вы говорите странные и, простите, недостойные вещи, — сказал я, чувствуя, что теряю терпение. — Любой порядочный человек сделал бы то же, что сделал Пушкин. Другого способа защитить свою честь у него не было.
— Но и Дантес был в трудном положении, — споря со мной, штурман почему-то смотрел на Вику. — Он тоже защищал свою честь.
— Есть вещи, которые невозможно объяснить, — сказал я. — Нельзя рассказать о музыке человеку, у которого нет слуха. Если человек нравственно глух, то он никогда не поймет мотивов поступков благородного человека.
— Это Вы про меня, что ли? — спросил штурман, продолжая улыбаться.
— Понимайте как хотите, — сказал я.
— Кирюша, прошу тебя, — Вика притронулась к моей руке.
— А тебе-то какое дело до этого Дантеса? — спросил капитан у штурмана, видимо, желая разрядить возникшую напряженную паузу. — Негодяй, он и остается негодяем, даже если у него причины на то есть.
Офицеры дружно рассмеялись.
— Да я просто беседую, — продолжая улыбаться, сказал штурман Брянцев, — а Кирилл Константинович почему-то в бутылку полез.
— Не то говоришь, наверное, — сказал капитан, — специалисту виднее.
— Это точно, — согласился штурман и опять посмотрел на Вику, — особенно, когда речь идет о временах давно минувших. А сейчас, слава Богу, все попроще.
— И поэты похуже, — сказал капитан.
Опять рассмеялись офицеры…
— Черт знает что, — Марат ходил вокруг стула, на котором я, не сдаваясь, продолжал бороться с дремотой. — Поверить не могу. И вообще, что он мог такое сделать?
— Значит, сделал, — жестко сказал я, отсекая это направление разговора. Не сводя взгляда, в котором желание узнать причину, толкнувшую меня на убийство, постепенно вытеснялось озабоченностью по поводу ситуации, в которой я и, конечно же, он из-за этого убийства оказались, Марат подтащил поближе ко мне второй стул и сел на него «задом наперед».
— Поверь мне, я не мог поступить иначе, — неожиданно жалобный тон выдал мою тайную потребность в сочувствии, — есть ситуации, в которых возможно только одно решение.
— Может быть, — сказал он. — Мне трудно судить.
— Ты должен мне поверить, это гнусный тип. Тут дело не во мне… Все гораздо сложнее. Я понимаю, что поставил тебя в трудное положение…
— Не в этом дело.
— И в этом тоже. Я же вижу… Но, повторяю, что бы ни произошло…
— Тебе в любом случае надо пойти с повинной, — перебил он. — Это самое разумное решение.
— Может быть, но не для меня.
— И для тебя, и вообще…
— Ты имеешь в виду себя?
Он опять рассвирепел и сорвался на крик:
— Да, я имею в виду и себя тоже, потому что не смогу врать, когда меня спросят: знал я или нет? Я не буду отрицать этого, даже если меня посадят, — стул отлетел в сторону, когда он поднялся и пошел к двери.
— Ты куда? — я опять поймал себя на жалобной интонации. Остановившись, он не сразу смог заставить себя повернуться и встретиться со мной взглядом.
— Я тебе нужен?..
— Это ты не заберешь? — я кивнул на ружье, лежащее на столе. Он пожал плечами.
— А может, мне сказать, что это мое ружье?
— Оно зарегистрировано на мое имя, — возразил он.
— Извини, что так получилось…
Он вернулся ко мне и положил руку на плечо.
— Если я понадоблюсь, звони в любое время.
Как только он вышел за дверь, в комнате сразу же появилась заплаканная Вика; она все слышала, конечно!
— Марат прав, — она остановилась рядом с робким намерением обнять меня.
— Что ты ему рассказала? — спросил я. — Кто тебе позволил это сделать?
— Ты бы сам ему рассказал. Он прав — надо во всем признаться. Умоляю тебя. Это будет смягчающим обстоятельством.
— Мне не нужны смягчающие обстоятельства. Я сделал то, что должен был сделать.
Когда мы, пробравшись сквозь густой, покрытый пылью кустарник, оказались на площадке перед маяком и я снял с плеча ружье, он сделал еще одну попытку уговорить меня.
Квадраты плит, подчеркнутые полосками еще зеленой травы, пробившейся к солнцу в межплитовом пространстве, напоминали шахматную доску, на которой мы с ним были единственными «фигурами».
— И как это будет происходить? — спросил он с непритворным любопытством; близость возможной смерти отнюдь его не пугала.
— Бросим жребий, — я полез в карман за монетой. — Кому выпадет, будет стрелять первым. Расстояние двадцать шагов.
— Ты все продумал, я вижу.
— Да.
— А может, пошутили и хватит, а? — опять с готовностью обнажились его жемчужно-белые зубы. — Чудак ты, честное слово. Хочешь, я на колени перед тобой встану. Ну, виноват, прости. Думаешь, я не понимаю?
— Нет, не понимаешь, — сказал я, испытывая желание всадить в него оба заряда из ружья, которое держал в руках, — разве дело в моем прощении.
— Такие, как ты, не имеют права жить. То, что ты сделал, делают тысячи. И их никто не убивает. И я бы не убил. Рука не поднялась бы.
— А на меня поднимется?
— Не дрогнув.
То ли что-то случилось на линии, то ли звонили из уличного автомата, оба раза не сработавшего, но настойчивые Викины попытки выяснить, кто говорит, остались без ответа. Вернувшись к столу, который я так и не покинул после ухода Марата, она опять устремила на меня умоляющий взгляд, который возбудил вдруг во мне вспышку раздражения.
— Ты понимаешь, о чем ты меня просишь? — закричал я, получая странное удовольствие от того, как сжалось все ее тело, но nо-прежнему преданно и умоляюще смотрят глаза. — Меня же посадят, понимаешь, посадят, если я туда пойду!
Чуть позже, когда движением головы я показал на ружье, все еще лежавшее на столе, голос мой звучал почти спокойно:
— Напрасно ты ему сказала. Теперь и его будут таскать.
— Он твой друг.
— Нельзя подвергать таким испытаниям друзей, — горько усмехнулся я. — Есть опасность потерять их.
— Он вел себя безукоризненно.
— Предлагая мне пойти в милицию?
— Ты же знаешь, почему он это делал.
Впрочем, я и сам понимал, что Марат уговаривал меня из лучших побуждений. Но почему-то хотелось уверить и себя, и ее в обратном.
Опять зазвонил телефон.
— Подойди, — сказал я Вике. По первым же нескольким ее словам, сказанным в трубку, стало ясно, что это Марат.
— Алло… А, это ты…нет ничего нового нет… нет, не спит. Не хочет… Категорически. Я понимаю… Сейчас спрошу. — Она прикрыла микрофон рукой. — Ты хочешь с ним поговорить?
— О чем?
— Не знаю. Что-то он хочет тебе сказать.
— Знаю, что он хочет сказать, — проворчал я, но потянулся за трубкой.
— На этот раз он не стал, меня уговаривать идти сдаваться, а, поинтересовавшись моим состоянием, задал несколько вопросов, которые, конечно же, остались без ответа.
— Нормально… да, причина очень весомая. Но я не собираюсь никому о ней говорить. Если я тебе не сказал, неужели ты думаешь, что в милиции скажу?.. Есть ситуации, когда иначе поступить невозможно. Конечно, в наше время это странно… дико… Но что поделаешь?.. Иногда по-другому не получается. Уж хотя бы ты мог мне этого не говорить… Конечно, причины очень важны… Я это знаю. Спасибо за совет… Тебя плохо слышно. Откуда ты? Далеко? Ну, ладно. Пока, — я повесил трубку.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На уроках сценарного мастерства. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других