Редкая по выразительности книга о русских писателях, которые верили, любили, творили. Авторы предлагают движение по незримой лестнице, ведущей на Олимп живого русского слова. По ней великие имена ушли в вечность, где нет первых и последних, а все равны и все одинаковы. Она написана лично для каждого, кто желает заново открыть для себя литературное наследие России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На ступеньках не сидят, по ступенькам ходят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Грибоедов Александр Сергеевич
(1795 — 1829)
«Русский Шекспир комедии»
По свидетельству Пушкина, Грибоедов был — «один из самых умных людей в России» (знал все основные европейские языки — английский, французский, немецкий, итальянский, восточные — арабский и персидский; был прекрасным пианистом, сам сочинял).
Принадлежность к родовитому, но оскудевшему дворянству, кровная родственная связь со всей фамусовской стародворянской Москвой и в то же время социальное одиночество «певца истинно — вдохновенного в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных крестьян» (письма Грибоедова к Бегичеву), гениальное художественное дарование, выдающаяся образованность и вместе с тем всю жизнь — крайняя материальная стеснительность, «ненавистная» чиновничья служба «из хлеба» — вот в таком противоречивом социальном водовороте предстает перед нами Грибоедов.
Для полноты портрета — отдельные факты.
Дрался на дуэли в Тифлисе с будущим декабристом Якубовичем, ранившим его в руку.
Во время следствия по делу декабристов был арестован и помещен в каземат (тесно дружил с поэтом и декабристом В. К. Кюхельбекером). Существует предание, что генерал Ермолов предупредил Грибоедова об аресте и тем дал ему возможность уничтожить компрометирующие документы.
Был оговорен Г. Оболенским и Трубецким, но держался смело, все отрицал. Вскоре был освобожден с денежным вознаграждением и повышением по службе.
Назначенный полномочным послом в Персию, погиб в январе 1829 г. со всем составом русской дипломатической миссии во время нападения обезумевшей толпы.
Полное печатное издание «Горе от ума» и постановка пьесы на сцене — при жизни Грибоедов не увидел, все произошло после его смерти.
В июне 1826 года, после освобождения из — под следствия по делу декабристов Александр Грибоедов вернулся к дипломатической деятельности, ему было поручено ведать сношениями с Турцией и Персий (ныне — Иран).
Грибоедов вел мирные переговоры с наследником персидского престола, закончившиеся заключением выгодного для России Туркманчайского мирного договора. А после его подписания, Грибоедов получил от царя крупную денежную сумму и блестящее назначение полномочным послом России в Персии.
Грибоедов, бывший перед этим « нищий, слуга государю из хлеба», «вмиг сделался знатен и богат». Его «пламенная страст… к делам необыкновенным», «к замыслам беспредельным» теперь нашла себе исход.
В Персии завязывался один из самых трудных узлов мировой политики: неминуемо сталкивало Россию с Англией.
В Тегеране основной задачей Грибоедова было добиться от шаха выполнения статей мирного договора и прежде всего — выплаты контрибуций по итогам русской — персидской войны. В качестве посла он проводил твердую политику: « Уважение к Росси и к ее требованиям, вот мне что нужно — говорил он.
Ненависть к послу в придворных кругах английские дипломаты, которым не нравилось усиление России в Азии.
Грибоедов глубоко осознавал, что исход дипломатического поединка с Англией будет всецело зависеть от экономического завоевания Персии русским капиталом. Он выдвинул грандиозный проект создания «Российской закавказской компании (РЗК)», содержащий « исполинские предначертания к капитализации страны русским капиталом». Проект острием вонзался в Ост — Индийскую торговую компанию, через которую Англия проводила политику захвата всех природных ресурсов в Персии, и разрушал ее монополию.
Англичане сразу почувствовали в Грибоедове опаснейшего противника, заменившего, по отзыву современника, « единым своим лицом двадцатитысячную армию».
Подстрекаемые Англией, реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию
11 февраля 1829 года толпа фанатиков напала на русское посольство в Тегеране и перебила всех находившихся там (сумел спастись только секретарь). Это событие вошло в историю, как «резня в русском посольстве в Тегеране» — массовое убийство сотрудников русского посольства исламскими фанатиками.
Во время резни погиб и глава дипмиссии Александр Грибоедов (было ему полных 34 года). Его тело было настолько изуродовано, что позднее он был опознан только по следу на кисти левой руки, полученному в дуэли с Якубовичем
По показаниям персидских сановников, в тот трагический день у посольства находилось около 100 тысяч человек. И хотя конвой миссии из 35 казаков оказал яростное сопротивление, но силы были неравны.
Супруга Грибоедова, Нина Чавчавадзе, узнав о смерт и мужа, из — за переживаний потеряла ребенка.
Тело Грибоедова было перевезено в Грузию, в Тифлис и предано земле близ церкви Святого Давида, согласно желанию самого писателя.
Впоследствии на могиле мужа Нина поставила часовню, а в ней — скульптурный памятник, на котором начертана надпись: « Ум и дела твои бессмертны, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Останки 35 казаков, защищавших миссию, были захоронены в братской могиле во дворе армянской церкви в Тегеране.
Резня в русском посольстве вызвала дипломатический скандал. Персидский шах послал в Петербург официальную миссию, возглавляемую его внуком. Послы принесли не только официальные извинения России за смерть ее посланника, но и в возмещение пролитой крови, в числе богатых даров, преподнесенных ими Николаю I, был и знаменитый алмаз «Шах» — один из самых драгоценных камней в мире (сегодня он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля).
В 1912 году на собранные русской колонией в Персии средства скульптор Беклимешев создал бронзовый памятник Грибоедову, который был поставлен рядом со зданием посольства, где произошла резня.
Последним годам жизи А. Грибоедова был посвящен роман Ю. Тынянова « Смерть Вазир — Мухтара» (1928), по мотивом которого в 2010 году был снят телесериал.
Грибоедов — типичный «автор одной книги», с которой сразу и навсегда вошел в историю мировой литературы.
По словам Пушкина, комедия Грибоедова « произвела неописуемое действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами».
Сам Грибоедов писал, что что в связи с его комедией « грому, шуму, восхищенью, любопытству конца нет».
Весть о комедии Грибоедова (1825) быстро разнеслась по московскому и петербургскому обществам. Одновременно комедия, несмотря на официальный запрет, стихийно начала распространяться в бесчисленных списках (» нет ни одного малого города, нет дома, где любят словесность, где б не было списка сей комедии» — Булгарин).
Вместе с Пушкиным Грибоедов в своем «Горе от ума» явился одним из создателей новой литературно — языковой культуры (идиоматики) — «просторечья». Это направление в поэзии удовлетворяло потребности демократически настроенного просвещенного дворянства — дворянской интеллигенции, к которому Грибоедов и Пушкин принадлежали.
Одновременно Грибоедов беспощадно издевается, превращая в иронию, если не сказать больше — в скабрезность, языковую «иностранщину» дворянских кругов — смесь «французского с нижегородским».
Основная тема « Горя от ума» — судьба социального неудачника дворянина во враждебном окружении своего же собственного класса (» чужой среди своих»).
На переднем, сценическом плане, эта тема показана как история несчастной любви Чацкого к Софье; в авторском, внутренне осмысленном и прочувственном, видении — в качестве обреченной борьбы « одного здравомыслящего человека» с « 25 глупцами» (отсюда и название пьесы — «Горе от ума» или первоначально еще резче — «Горе уму»).
В плане одномоментного, и в то же время бессмертного, психологического среза действительности России — полная, прямо — таки физиологическая обнаженность, скинув « мнимый нагольный тулупчик блаженства и святости», темы в монологах Чацкого и репликах остальных персонажей.
Чацкйи — представитель старинного, но оскудевшего теперь дворянства, нищий по социальному положению — владелец всего трех сотен душ — неудачник по службе (участливый вопрос Молчалина: « Вам не дались чины, по службе неуспех» — и горько — гневная отповедь Чацкого — «Чины даются людьми, а люди могут обмануться»).
Он оказывается социальным беспризорником, бесправным изгоем, извергается с быстротой кометы из верхов общества — ведь для равноправного пребывания в нем нужно иметь такое же «сытое сознание» — с « именьем быть и в чине» (» Будь плохонький, да если наберется душ тысячи две родовых, тот и жених») или состоять в « бессловесных» Молчалиных, с помощью этой «бессловесности» и «прислуживанья» также доходящих через некоторое время « до степеней известных», то есть добивающихся и имений и чинов.
Создание колоритного образа Чацкого — «гонителя на Москву» — масштабная заставка всей литературной и общественной жизни страны, его мятежный пафос бросает яркий свет на всю социальную многослойность дворянской идеологии.
Образ Чацкого — это положительный образ просвещенного демократического дворянина, в котором сейчас так нуждается « вялая кляча российской истории».
Образ Чацкого — в значительной степени «alter ego» самого автора, рупор для высказывания собственных авторских взглядов.
Но еще в большей мере этот образ — детонатор латентных, скрытых от внешних взоров, пороков и прихотей высшего общества, скользящих на золотых паркетах «вертепного века», приносящего в угоду своей праздности и лени святость и благость.
Этот образ вобрал в себя изумительные по сатирической меткости зарисовки многоплановости московского дворянского общества — говоря современным языковым сленгом, был создан уникальный жизненно правдивый бренд под названием « Грибоедовская Москва» или «Фамусовская Москва».
Белинский называет Грибоедова «Шекспиром комедии», но можно и добавить, что Грибоедов — это тот, кто «убивал себя собственной мыслью».
Материал для своих персонажей и событий (которые протекают непрерывно в течение 24 часов, а одной площадке — в доме Фамусова) Грибоедов брал прямо из жизни. Современники говорили о зеркальности комедии: в ее действующих лицах они узнавали или самих себя или своих знакомых.
Да и сам Грибоедов не отрицал «портретности» выведенных им характеров: «Характеры портретны. Да! Портреты и только портреты входят в состав комедии… в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих братьев».
Можно смело утверждать: в сатирические «портреты» своих москвичей Грибоедов емко вложил сгущенную типичность, свойственную « всему роду человеческому».
В этом — и неувядающая сценическая жизненность пьесы вплоть до наших дней.
А еще и в том, что «новизна» пьесы позволила: создать двуединую интригу сюжета (любовь и общественная драма Чацкого); вывести «выдвижных» лиц и эпизоды; единое место и время действия (дом Фамусова, непрерывные 24 часа); классические образы наперсницы — Лизы и резонера, скептика и критика — Чацкого; стихотворный язык восходит к языку басен Крылова с самыми разнообразными рифмовками — все это придает стиху комедии легкость, подвижность, непринужденность (что не бывало ранее в драматическом произведении).
Язык «Горе от ума» явился полным откровением для современников:
А. Бестужев: «невиданная доселе беглость и природа разговорного русского языка в стихах»;
О. Сомов видел в комедии «всю живость языка разговорного… непринужденный, легкий язык, каким говорят у нас в обществе».
В. Ф. Одоевский: «До Г. слог наших комедий был слепком слога французских… у него одного находим мы в слоге колорит русский…»
Непосредственное, умственно — эмоциональное впечатление современников подтверждается всецело лингвистическим анализом: около 87% словаря «Горе от ума» составляют чисто русские слова с элементами народной речи, живого языка.
Своей формой (комедия и драма), своим языком (заостренно народным, русским), своим социально — общественным содержанием (конфликт просвещенности и невежества правящих кругов), «Горе от ума» произвело переворот в русской драматургии.
Воздействие комедии вышло далеко за пределы литературной области: огромное количество стихов, по оправдавшемуся предсказанию Пушкина, «вошло в пословицу», большинство персонажей приобрело значение нарицательных имен.
Бесспорно и прямое литературное влияние «Горя от ума» на седьмую главу «Евгения Онегина» (картины московского общества), на сатиру Салтыкова — Щедрина.
Конфликт юноши — аристократа со «светом», столь батально развернутый Грибоедовым, будет затем повторен Пушкиным, Марлинским, Лермонтовым и Львом Толстым.
От Чацкого тянутся нити к Онегину и Печорину — их роднит между собой и общий генезис из обедневшего дворянского рода и культурное превосходство над средой, и стремление порвать с ними, тяга в чужие края.
Современное прочтение «Горе от ума» — сценическая постановка «Маскарад»
Действие комедии происходит в Москве в 20 — е гг. ХIХ в. в доме Фамусова — богатого дворянина, находящегося на государственной службе. Фамусов — вдовец, у него взрослая дочь Софья. В их доме живети секретарь Фамусова — Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена вМолчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе.
Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они — родственники или знакомые Фамусова, представители высшего общества, позднее в литературоведении получившего название фамусовская Москва.
В тот же в Москву из Европы после трехлетнего отсутствия возвращается Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий.
На протяжении четырех действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты — столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о неоходимости самостоятельности мений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным сметь свое суждение иметь, он возмущен тем, что общество преклоняется перед всем иностранным,
Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, возмущен тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси«французского с нижегородским».
Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения двлрян, считая, что от этой опасности ужно оградить семью и государство и лучший способ для этого — собрать бы все книги да сжечь
Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его сочли сумасшедшим. Герой вновь уезжает из Москвы «искать по белу свету, где оскорбленному естьчувству уголок».
Комедия «Горе от ума» — классическое произведение русской литературы. Самую высокую оценку пьесе дал А. С. Пушкин: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу».
***
Комедия «Горе от ума» написана в стихах, в ней звучит живая и очень колоритная разговорная речь, у каждого персонажа особенная. Как предсказывал Пушкин, многие реплики персонажей пьесы стали крылатыми словами.
«И дым Отечества нам сладок и приятен!»
«Горе от ума» Александра Грибоедова — выдающееся произведение русской литературы, которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты. Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов. Мы употребляем их ежедневно, слышим их с экранов телевизоров и не всегда помним, что автор этих крылатых выражений — поэт Александр Грибоедов. Предполагаем, что по количеству афоризмов и поговорок, «вышедших» из литературного произведения, «Горе от ума» является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы. И это притом, что «Горе от ума» — это совсем небольшое по объёму произведение. Итак, слово Александру Грибоедову:
Высказывания цитируются в порядке их появления в тексте комедии «Горе от ума».
«Горе от ума», Действие I — крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
1. «…Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь».
2. «Счастливые часов не наблюдают».
3. «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!»
4. «Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца».
5. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
6. «Где ж лучше?» (София) «Где нас нет».
7. «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!»
8. «А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных».
«Горе от ума», Действие II — крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
9. «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
10. «Свежо предание, а верится с трудом».
11. «Да это ли одно? возьмите вы хлеб — соль:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед».
12. «Дома новы́, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары».
13. «А судьи кто?»
14. «Где́, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…»
15. «Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?»
16. «… злые языки страшнее пистолета!»
«Горе от ума», Действие III — крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
17. «Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…»
18. «Чины людьми даются,
А люди могут обмануться».
19. «Зла, в девках целый век, уж Бог её простит».
20. «Ах, Франция! Нет в мире лучше края! —
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон! —
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…»
«Горе от ума», Действие IV — крылатые выражения, афоризмы, цитаты:
21. «О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?»
22. «Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют —
И вот общественное мненье!»
23. «Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! —
Молчалины блаженствуют на свете!»
24. «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…»
25. «Муж — мальчик, муж — Слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.»
26. «Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…»
27. «Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!»
Кратко:
— Подписано, так с плеч долой.
— Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!
— Служить бы рад, прислуживаться тошно.
— Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног!
— Кто беден, тот тебе не пара.
— Ученье — вот чума, учёность — вот причина, что нынче пуще чем когда безумных развелось людей и дел, и мнений.
— Забрать все книги бы да сжечь.
— Дома новы, но предрассудки стары.
— Где ж лучше? — Где нас нет.
— Ба, знакомые всё лица!
— Дались нам эти языки.
— Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.
Развернуто
— Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
— Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.
— Счастливые часов не наблюдают.
Кто беден, тот тебе не пара.
— Подписано, так с плеч долой.
— Грех не беда, молва нехороша.
— Мне всё равно, что за него, что в воду.
— Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
— И дым Отечества нам сладок и приятен!
— Нам каждого признать велят историком и географом!
— Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?
— Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
— Что за комиссия, Создатель, Быть взрослой дочери отцом!
— Служить бы рад, прислуживаться тошно.
— Свежо предание, а верится с трудом.
— Ах! тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет.
— Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..
— Дистанции огромного размера.
— Дома новы, но предрассудки стары
— А судьи кто?
— Ах, злые языки страшнее пистолетов.
— Я странен; а не странен кто ж?
— Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
— Чины людьми даются, А люди могут обмануться.
— А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.
— Я глупостей не чтец, А пуще образцовых.
— Обманщица смеялась надо мною!
— Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
— Ба! знакомые все лица!
— Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри
— Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали.
— В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов
— Читай не так, как паномарь, а с чувством, с толком, с расстановкой
— Где ж лучше? Где нас нет.
— Числом поболее, ценою подешевле.
— Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
— Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.
— Счастливые часов не наблюдают.
— Кто беден, тот тебе не пара.
— Подписано, так с плеч долой.
— Грех не беда, молва нехороша.
— Мне всё равно, что за него, что в воду.
— Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
— И дым Отечества нам сладок и приятен!
— Нам каждого признать велят историком и географом!
— Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?
— Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
— Числом поболее, ценою подешевле.
— Что говорит! И говорит, как пишет!
— Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь.
— Сюда я больше не ездок
— Карету мне! Карету!
— Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
— Собаке дворника, чтоб ласкова была
— Что говорит! И говорит, как пишет!
— Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь.
— Сюда я больше не ездок
— Карету мне! Карету!
— Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
— Собаке дворника, чтоб ласкова была
Список использованной литературы:
1. А. С. Грибоедов. Полное собрание сочинений в 3 — х томах. 1995
Приведённый ознакомительный фрагмент книги На ступеньках не сидят, по ступенькам ходят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других